Чем знаменит вернадский. Владимир Иванович Вернадский: биография, научные достижения, интересные факты из жизни

Владимир Иванович Вернадский был выдающимся ученым конца XIX начала ХХ века, знаниям которого было тесно в рамках выделенных тогда наук. Исследования ученого опередили свое время, а его идеи во многом были пророческими. Какова же была жизнь академика Вернадского?

Детство и юные годы

Родился он 12 марта 1863 в Санкт-Петербурге в семье профессора политической экономии Ивана Васильевича Вернадского. Род Вернадских происходит от литовского шляхтича Верни, который сражался на стороне Богдана Хмельницкого в освободительной войне 1648-1654 годов: его потомки позже осели в Киеве. Мать будущего ученого, Анна Петровна Константинович, была из рода украинских шляхтичей. Так случилось, что она приходилась кузиной первой жене Ивана Васильевича, Марии Николаевне, которая умерла в возрасте 28 лет от туберкулеза.

Первые пять лет жизни Владимира Вернадского прошли в Санкт-Петербурге, где в Александровском лицее преподавал политическую экономию отец. Помимо преподавательской деятельности, он являлся главным редактором нескольких экономических журналов, в которых защищал принципы экономического либерализма и выступал против социализма и общинного землевладения. Иван Васильевич Вернадский был сторонником капитализма и критиковал крепостной лад, а когда получил в качестве приданого первой жены имение с крепостными, то сразу освободил их. Отец будущего академика любил играть в шахматы и возглавлял Петербургский шахматный клуб. Он был знаком со многими представителями украинской элиты того времени: Тарасом Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Михаилом Максимовичем, Николаем Костомаровым и другими - о которых позже с волнением спрашивал и Владимир.

В 1868 году, когда Владимиру Вернадскому было 5 лет, семья переезжает в Харьков из-за проблем со здоровьем Ивана Васильевича. Мировоззрение Владимира Вернадского в значительной степени формировалось под влиянием отца, а также сводного брата Николая - сына Ивана Васильевича от первого брака, талантливого художника и поэта. Вдохновленный его примером, будущий ученый в 13-летнем возрасте начинает вести дневник, который дает нам бесценную информацию об этом выдающемся человеке.

Именно из дневника мы узнаем о необычайных способностях Владимира Вернадского, которые пугали его самого: во сне и наяву он порой вступал в контакт с близкими людьми, причем при общении видел их четко. Не понимая природу такой одаренности, Владимир заглушил ее в себе в раннем возрасте. Однако такие способности возвращались к академику Вернадского в кризисных ситуациях.

«В молодости меня охватывали переживания, которые не поддаются логическим формам, я интересовался религиозно-теологическими построениями, спиритизмом, легко поддавался непонятному страху, ощущая вокруг присутствие сущностей, которые не воспринимаются теми проявлениями моей личности (органами чувств), которые дают пищу логическому мышлению», - пишет он в дневнике.

Университет

Позже его семья возвращается в Санкт-Петербург, где Владимир Вернадский окончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета. Под влиянием выдающегося ученого В.В. Докучаева Владимир Иванович занимается минералогией и кристаллографии. Кроме своей специальности, будущий выдающийся ученый интересуется почвами, физической географией, природными водами, биологией, историей развития научной мысли, философией, историей и литературой. Как всесторонне одаренный человек, он изучил все языки славянской группы, а также английский, немецкий, французский и ряд других, что очень помогло ему в ходе многочисленных научных командировок в Европу.

Владимир Иванович Вернадский активно участвовал в общественной жизни и в 1883 году стал одним из основателей студенческого научно-литературного общества. Он поддерживал дружеские отношения с Александром Ульяновым, хотя и не разделял его взглядов, в частности идею завоевания власти путем террора.

Близкими друзьями Владимира Вернадского на всю жизнь стали члены научно-литературного общества братья Ольденбурги, И.Гревс, Д.Шаховский, Н.Ушинский, О.Краснов... Объединяемые рассуждениями о смысле и цели жизни, эти молодые люди основали «Приютинское братство» как своеобразный клуб интеллектуалов. Так, в созданную ими группу по изучению народной литературы в 1886 году вошла Наталья Егоровна Старицкая, которая позже стала женой Владимира Ивановича Вернадского.

Преданные друг другу, они прожили вместе 56 лет и воспитали двоих детей: Георгия и Нину. Тысячи их писем свидетельствуют о том, что и с годами чета Вернадских сохранила свои чувства, а их семья была основана на полном взаимопонимании.

Владимир Вернадский - преподаватель

В 1885 году, окончив университет, Владимир Вернадский остается работать в нем хранителем минералогического кабинета, где ведет активную научно-исследовательскую работу в области минералогии, кристаллографии и смежных наук. Весной 1888 года университет отправил молодого исследователя на стажировку за границу, а именно в Мюнхен к П.Гроту и в Париж к Л. Лешателье и Ф.Фуке. В течение двух лет ученый побывал в Германии, Австрии, Италии и Франции, где работал в различных научных учреждениях.

По окончанию стажировки Владимир Вернадский был назначен руководителем кафедры минералогии физико-математического факультета Московского университета. В 1891 году он становится приват-доцентом этого университета, а через 6 лет защищает докторскую диссертацию и становится в возрасте 35 лет профессором минералогии и кристаллографии.

К тому же периоду относятся работы ученого по геохимии - новой науке, которую Владимир Вернадский развил из генетической минералогии. Ученый занимается исследованием почв Левобережной Украины, Урала, Польши, Крыма и, несмотря на плотный график, участвует в общественной жизни.

Так, в 1895 году Вернадский активно собирал средства для крестьян, которые страдали от голода. В знак протеста против антистуденческой политики министерства образования и полицейского произвола Владимир Вернадский временно оставил должность помощника ректора и ушел в отставку с другими профессорами и преподавателями Московского университета.

В 1911 году на 25-летие научной, преподавательской деятельности и семейной жизни Владимир Иванович Вернадский переезжает в Санкт-Петербург. Его сын в то время уже готовится стать профессором истории, а сам академик заведовал минералогическим отделением Геологического музея. Ежегодно в профессиональных журналах печатается по 10-15 его статей, а маршруты рабочих научных командировок Вернадского проходят через Скандинавию, Францию, Ирландию, Англию, Италию и Грецию.

Еще в те годы Владимир Иванович видит перспективность изучения радиоактивных минералов. Экспедиции в поисках радия отправляются на Забайкалье и Урал. В 1909 году усилиями академика Вернадского была создана Радиевая комиссия, а в 1912 году заработала первая в России радиохимическая лаборатория.

В том же 1912 году Вернадские покупают в поселке Шишаки на Полтавщине небольшой участок земли и строят на нем дом, в который приезжают отдыхать каждое лето. Именно здесь к Владимиру Ивановичу и приходит, как озарение, идея о биосфере.

Несмотря на насыщенную научную деятельность, Владимир Иванович Вернадский успевает быть активным общественным деятелем: входит в земское и конституционно-демократическое движение, является соорганизатором либеральной партии конституционных демократов (кадетов). Выдающийся академик был членом Государственного совета в 1906-1907 и 1915 году, пока царю не была отправлена телеграмма в Ставку с предложением отречься престола. В.И. Вернадский возглавлял ученый комитет при Министерстве земледелия, Комиссию по подготовке реформы высшей школы, а осенью 1917 года вошел в состав Временного правительства как заместитель министра образования, которым был назначен его друг еще со времен «Приютинского братства» С.Ф. Ольденбург. На этом посту академик Вернадский впервые поднимает вопрос о создании Академий наук Украины и Сибири.

Октябрьскую революцию и приход к власти большевиков В.И. Вернадский не принял, и, как многие образованные люди того времени, считал, что господство террора на этих землях надолго не задержится.

«Равенство людей - фикция и, как теперь видно, фикция вредная. В каждом государстве и народе есть раса высшая, творящая и созидающая, и раса разрушителей или рабов. Несчастье, если в руки последних попадает власть и судьба народа или государства. Будет то, что с Россией. Нация в народе или государстве состоит из людей высшей расы. Демократия полезна, когда обеспечено ею господство нации», - писал академик в своем дневнике.

Он боялся того, что «социализм даст дисциплину казармы» ...

Когда жить в тогдашнем Петрограде становится опасно, Владимир Иванович Вернадский просит Академию наук отправить его в служебную командировку в Украину. Приехав с семьей в новое украинское государство во главе с гетманом Скоропадским, ученый создает Украинскую академию наук и работает над формированием библиотеки. Ученый верит и делает все возможное для возрождения украинской культуры и языка. А относительно политической ситуации в стране он пишет так: «Впечатления от украинской власти всё то же - бессилие и бездарность... Они играют печальную роль марионеток, которые привели в свою страну иностранцев-угнетателей».

Но несмотря на обстоятельства, Вернадский и дальше делает все, что в его силах, для развития науки. В конце 1919-го года, когда Киев захватили войска Деникина, академию закрыли. С приходом Красной армии академик уезжает в Ростов, а оттуда позже - в Крым, где становится ректором Таврического университета, который в наше время стал университетом имени Вернадского.

В те времена он мог эмигрировать в Лондон, но не сделал этого, вероятнее всего, из-за состояния здоровья: В.И. Вернадский заболел сыпным тифом, который чуть не отобрал у выдающегося ученого жизнь. Когда ученый был на грани жизни и смерти, у него было видение: остаток его жизни проплыл перед глазами, как кадры хроники, и ученому открылось, сколько лет ему осталось жить. Но не это было тогда главным.

«Я начал ясно понимать, что мне суждено сказать новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это мое призвание, моя обязанность, возложенная на меня, которую я должен приводить в жизнь - как пророк, который слышит в себе голос, призывающий его к деятельности. Я почувствовал в себе демона Сократа », - писал В.И. Вернадский в дневнике.

Так уж сложилась жизнь выдающегося ученого, что он верил, в первую очередь, в бессмертие личности. Как и его отец, В.И. Вернадский называл себя пантеистом - верил в божественное происхождение всего сущего.

«По сути, для полного удовлетворения личности важен только один вопрос, - вопрос не о божестве, а о бессмертии личности», - считал Владимир Иванович, и в этом был близок к мировоззрению многих восточных религий. «Наука не противоречит религии, она столь же мало опровергает божественность Христа, не существование христианского Бога, насколько мало опровергает существование Аполлона или Венеры», - пишет он в другом месте дневника.

«Мне кажется, что мы сегодня переживаем очень ответственный перелом в научном мировоззрении. Впервые в научное мировоззрение должны войти явления жизни, и, возможно, мы подойдем к ослаблению того противоречия, которое наблюдается между научными представлениями о Космосе и философским или религиозным его постижением. Ведь сейчас все дорогое для человечества не находит в нем - в научном образе Космоса - места », - пишет ученый в письме богослова Павла Флоренского. С православным священником В.И. Вернадский переписывался до самой смерти мученика в одном из сталинских концлагерей.

Была ли безопасной жизнь ученого с таким мировоззрением в Советском Союзе? Академика спасали его колоссальные знания, от практического использования которых руководство государства имело выгоду. Конечно, пережил В.И. Вернадский и трудные времена нападок на него лично (его подозревали в шпионаже) и на его работы как на плоды идеалистической философии. От ареста академика и его семью два раза спасал бывший студент М.Семашко, который был назначен наркомом здравоохранения. Но и в те времена В.И. Вернадский не терпит «насилия над человеческой личностью» и апеллирует в защиту коллег, которые были репрессированы.

В 1922 году академик с семьей уехал в Париж. Его дочь осталась учиться в Праге, а сам ученый читал лекции по геохимии и радиогеологии в Сорбонне. В.И. Вернадский активно работал и там, издал книгу, писал научные статьи... Однако 1926 решил вернуться в Ленинград по просьбе ученика А. Ферсмана и друга С. Ольденбурга, президента Академии наук. Тогда академик искренне надеялся, что поможет становлению науки на родных землях и все еще верил, что господство коммунистического режима не продлится долго.

Даже в те времена академик часто выезжает за границу читать лекции и работать в научных центрах Германии, Чехословакии, Франции, Англии... Но учение о биосфере мало кто из его современников понимал в полном объеме, и многие работы ученого были изданы через много лет после его смерти.

После 30-х годов выезжать за границу становится все сложнее. В.И. Вернадский становится свидетелем того, как классическая научная теория постепенно вытесняется «новым варварством», однако сам продолжает свой труд, считая, что его знания могут спасти народ. Дочь ученого тем временем остается жить с мужем, археологом Н.П. Толле, в США, а сын становится профессором кафедры истории Йельского университета. Академик не принимал их приглашения уехать за границу. В те времена он развивал научную идею о ноосфере и размышлял над космическим развитием человечества... А в 40-х годах В.И. Вернадский работает над созданием ядерной программы (перспективность которой он понял еще несколько десятилетий назад, однако был услышан только сейчас, когда за разработку ядерного проекта взялась Америка).

Во время Второй мировой войны В.И. Вернадский с женой был эвакуирован в Казахстан, откуда они вернулись в Москву только в конце августа 1943 года. Владимир Иванович чувствует, что пришло время подводить итоги его земной жизни, и сосредотачивается на написании хроники своей жизни, истории зарождения и развития идей. 3-го февраля 1944 умирает спутница его жизни Наталья Егоровна.

Многие работы Владимира Ивановича не публиковались в полном объеме до 90-х годов ХХ века, а развивать идеи великого академика продолжают и сейчас. Его труды и сейчас имеют практическое значение - они были научным откровением, которое смогло понять человечество лишь через десятки лет.

Насколько же прав он был, когда говорил, что «в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление»!

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

Русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В. Вернадского. Родился в Петербурге. Детство будущего ученого прошло на Украине.

В1876 г. семья вернулась в Петербург. Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В. Докучаев.

В 1885 г защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

В 1888 г Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене и Париже.

С 1890 по 1898 гг. читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета. Развивая теорию генезиса минералов. В 1891 г защитил магистерскую диссертацию. В следующем году вышел его «Курс кристаллографии».

Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания В1897 г. защитил докторскую диссертацию по кристаллографии «Явления скольжения кристаллического вещества».

Был избран профессором Московского университета. Его научная карьера развивалась по восходящей. В 1906 г. Вернадский был заведующим Минералогическим музеем, а в 1908 г стал экстраординарным академиком Российской Академии наук в Петербурге. Жил попеременно в Петербурге и Москве.

В декабре 1909 г выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре», положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов».

В марте 1912 г Вернадский был избран ординарным академиком Российской Академии наук, в 1914 г стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. В 1915 г выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности. Комиссия приступила к изданию «Трудов», содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России.

Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца XIX - начала XX в., входил в земское и конституционно-демократическое движения, вместе с П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым и др. учредил «Союз Освобождения».

После событий февраля 1917 г. был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В ноябре 1917 г. вынужден был скрыться и уехал в Полтаву.

В Киеве в 1918 г при гетмане ПЛ. Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки.

После прихода большевиков был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 г стал его ректором. Встречался с П.Н. Врангелем, просил о содействии университету. Впоследствии получил возможность заниматься научной работой в Советском Союзе.

Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 г. уехал шесте с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне, выпустил на французском языке книгу «Геохимия».

Работал в лаборатории М. Склодовской-Кюри. В марте 1926 г вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е. Ферсмана и президента Академии наук СФ. Ольденбурга. Опираясь на Ольденбурга, Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928 г).

В конце 1926 г выше.1 в свет труд ученого «Биосфера», в 1940 г - «Биогеохимические очерки».

В конце 1930-х гг. Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 г инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР.

В 1944 г вышло в свет последнее произведение ученого «Несколько слое о ноосфере». Умер Вернадский в Москве 6 января 1945 г

Вернадский Владимир Иванович (1863–1945), русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель.

Отец историка Г.В.Вернадского. Родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863. Детство будущего ученого прошло на Украине. Вернадский начал учиться в Харьковской гимназии, однако в 1876 семья вернулась в Петербург, и учение было продолжено в Петербургской гимназии, где в старших классах Вернадский увлекся естествознанием и чтением трудов А.фон Гумбольдта. Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В.Докучаев. В 1885 защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

Русская демократия - это царство сытых свиней.

Вернадский Владимир Иванович

В 1888 Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене у кристаллографа П.Грота и в Париже у Л.Ле Шателье в Парижской горной школе и Фердинанда Фуке в Коллеж де Франс. В Париже увлекся древнегреческой философией. В Москве читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета с 1890 по 1898. Развивал теорию генезиса минералов, к этому же времени относится открытие каолинового ядра, основного радикала, входящего в большую часть алюмосиликатов.

В 1891 защитил магистерскую диссертацию (О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах). В следующем году вышел его Курс кристаллографии. Значительное место в университетском курсе по минералогии Вернадский отвел истории минералов и химии земной коры, роли кислорода, выделяемого живыми организмами. Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания.

В 1897 защитил докторскую диссертацию по кристаллографии Явления скольжения кристаллического вещества. Был избран профессором Московского университета. В 1897 организовал сессию Международного геологического конгресса в Москве. Занимался количественными оценками распределения элементов в земной коре (опубликованными в выпусках Опытов описательной минералогии), развивал представление о природных изоморфных рядах, открывавшее путь к формулировке законов распределения. В начале века начал исследования по истории науки, уже в то время предчувствуя свою идею 1920-х годов о научной мысли как геологическом факторе.

Социализм основан всегда на подчинении личности благополучию большинства.

Вернадский Владимир Иванович

В 1905 был избран помощником ректора Московского университета, в 1906 – адъюнктом Петербургской Академии наук, а в 1908 – экстраординарным академиком. В 1906 был заведующим Минералогическим музеем. Жил попеременно в Петербурге и Москве.

В декабре 1909 выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом Парагенезис химических элементов в земной коре, положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов». Ученый призывал воспользоваться новым методом исследования истории химических элементов с применением явления радиоактивности, предположил существование генетической связи химических элементов. Продолжил разработку идей о влиянии живого органического мира на историю элементов, входящих в состав земной коры, пришел к выводу о вечности живого вещества как общем проявлении космоса, наподобие энергии и материи.

Осознав значение радиоактивных веществ как источника энергии и, возможно, средства создания новых химических элементов, Вернадский активно принялся за практическую работу по картированию месторождений радиоактивных минералов и сбору образцов. В 1909 стараниями Вернадского была учреждена Радиевая комиссия. В следующем году в поисках месторождений радиоактивных веществ ученый побывал в Закавказье, Забайкалье, в Фергане, на Урале. В Петербурге была организована первая геохимическая лаборатория, позже при ней было образовано специальное радиологическое отделение во главе с Л.С.Коловрат-Червинским. В декабре 1911 на Менделеевском съезде Вернадский сделал доклад О газовом обмене земной коры, в котором обосновал мысль об «организованности» планеты, об общем планетном механизме.

Я думаю, что религия имеет колоссальное будущее, но формы ее еще не найдены.

Вернадский Владимир Иванович

12 марта 1912 Вернадский был избран ординарным академиком Петербургской Академии наук, в 1914 стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. В 1915 выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности.

Комиссия приступила к изданию Трудов, содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России. «Геологически самое существенное отличие, внесенное в химическую работу живого вещества человеком, по сравнению с играющими столь важную роль в геологической истории микроорганизмами, – заметил Вернадский, – заключается в разнообразии химических изменений, вносимых человеком, в том, что он один коснулся в своей работе почти всех химических элементов и, вероятно, в конечном итоге коснется всех элементов». В 1917 Вернадский обдумывал план создания новой научной дисциплины – биогеохимии, специально занимающейся живым веществом как частью или функцией биосферы.

Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца 19 – начала 20 в., входил в земское и конституционно-демократическое движения. В конце августа – начале сентября 1903 вместе с П.Б.Струве, Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком, С.Н.Булгаковым, С.Н.Трубецким, П.И.Новгородцевым, И.И.Петрункевичем, Д.И.Шаховским, С.Ф.Ольденбургом и др. учредил «Союз Освобождения», идеи которого легли в основу образованной год спустя конституционно-демократической партии.

Во всякой философской системе безусловно отражается настроение души ее создателя.

Вернадский Владимир Иванович

Был членом Бюро земских съездов (во главе с Д.Н.Шиповым), одним из участников известного петербургского общеземского съезда 3–9 ноября 1904, активным участником движения за автономию университетов. На первом и втором съездах конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета. В апреле 1906 был приглашен в Государственный совет от академической курии, в которую входили также и преподаватели университетов (вышел из Совета после роспуска Думы в июле 1906, вновь вошел в его состав в 1907). В 1907 вошел в редакцию кадетской газеты «Новь».

В декабре 1910 оставил Московский университет в знак протеста против репрессивных мер, принятых властями после похорон Л.Н.Толстого, в которых участвовали студенты. Был исключен из членов Государственного совета. Возобновил деятельность в Совете в 1915. В феврале 1917 Совет был упразднен. Последним его актом стала телеграмма царю в Ставку с предложением отречься от престола, подписанная четырьмя членами Совета, в том числе Вернадским.

После событий февраля 1917 Вернадский был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В марте его включили в комиссию по реформе высших учебных заведений при Министерстве просвещения, а в августе он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения.

Все, что мы не знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазеров и ученых-поэтов.

Вернадский Владимир Иванович

После публикации 17 ноября воззвания Временного правительства (к тому времени подпольного), в котором большевики были названы насильниками и под которым стояла подпись ученого, Вернадский вынужден был скрыться и уехал сначала в Москву, а затем в Полтаву. Характерна его запись того времени: «Правы большевики – идет борьба между капитализмом и социализмом. Лучше ли социализм капитализма? Что он может дать народным массам? Социализм неизбежно является врагом свободы, культуры, свободы духа, науки. Русская интеллигенция заражена маразмом социализма».

В Киеве в 1918 при гетмане П.П.Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки, пытаясь в начавшемся хаосе и калейдоскопической смене властей спасти ценные коллекции книг и рукописей. После прихода большевиков в феврале 1919 пытался наладить работу Академии.

В июле уехал в Староселье на опытную станцию, вернулся в Киев с приходом Добровольческой армии, встречался с А.И.Деникиным по вопросу о финансовой поддержке академии. Уехал в Ростов, когда к городу подошла Красная Армия, в декабре перебрался в Крым. Был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 стал его ректором. Собирался эмигрировать в Великобританию, однако остался по настойчивой просьбе преподавателей университета. Встречался с П.Н.Врангелем, просил о содействии университету. Несмотря на скудость средств, пытался наладить минералогические и геохимические исследования. Одна из лекций Вернадского в университете носила характерное для всей будущей деятельности ученого название О роли человека, его сознания и воли для жизни природы.

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

Вернадский Владимир Иванович

В январе 1921 с приходом в Крым большевиков Вернадский был уволен из университета. Благодаря наркому здравоохранения Н.А.Семашко (ученику Вернадского по Московскому университету) уже в феврале вместе с семьей Ольденбурга отдельным вагоном, прицепленным к санитарному поезду, был отправлен в Петроград. (Почти сразу после отъезда Вернадского и других ученых в Москву, а затем в Петроград в Крыму начался красный террор.)

В Петрограде, в июле 1921, Вернадский был арестован ЧК и чуть не попал в черный список по «делу Таганцева». В скором времени освобожденный (благодаря заступничеству того же Семашко) из заключения, не дожидаясь новых неприятностей вместе с дочерью отправился на биостанцию близ Мурманска. Вернувшись в Петербург осенью, занялся организацией совместно с В.Г.Хлопиным Радиевого института при наркомате просвещения. Весной 1922 прочитал ряд лекций по геохимии, в частности посвященных химическому составу живого вещества (лабораторные опыты по разложению различных видов животных и растений к элементарному химическому составу начали давать интересные результаты, свидетельствовавшие об особых свойствах выделяемых из организмов элементов и избирательном отношении организмов к изотопам). В Доме литераторов сделал доклад, в котором высказал мысль о безначальности космоса и жизни как его составной части.

Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 уехал вместе с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне в конце 1922 – 1924, выпустил на французском языке книгу Геохимия (на русском языке книга вышла в 1927 под названием Очерки геохимии). Работал в лаборатории М.Склодовской-Кюри. Получив грант от фонда Розенталя, подготовил отчет Живое вещество в биосфере и статью Автотрофность человечества.

Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает еще его истинности.

Вернадский Владимир Иванович

В последней ученый утверждал, что человечество должно овладеть непосредственным синтезом пищи из минеральных источников, минуя посредников (растения), и предсказывал появление автотрофных животных. Вернадский высказывал также мысль о том, что источником энергии для живого вещества может быть не только лучистая энергия Солнца, превращаемая живым веществом в химическую, но и атомная энергия, связанная с рассеянием химических элементов в земном веществе (т.е. атомов, не входящих в соединения, в частности радиоактивных элементов, йода, благородных газов и др.). (В 1937 на XVII Международном геологическом конгрессе высказал предположение, что все химические элементы находятся в состоянии радиоактивного распада, «не обнаруживаемого современными методами».)

В марте 1926 вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е.Ферсмана и президента Академии наук С.Ф.Ольденбурга, побуждаемый чувством вины за произошедшее и мыслью о своем долге «перекинуть мост между старой русской культурой и пореволюционной». Вернадский был убежден в скором крахе советской власти, как и многие другие пошедшие на компромисс с советской властью ученые, но считал своей обязанностью сохранить то, что еще оставалось от русской науки и культуры после большевистского погрома.

Опираясь на Ольденбурга, в Петербурге Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС. При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928). В конце 1926 вышел в свет труд ученого Биосфера (в следующем году изданный во Франции), где изложены мысли о живом веществе как не только части механизма Земли, но и всего космического устройства. В феврале 1928 в докладе перед Ленинградским обществом естествоиспытателей Эволюция видов и живое вещество высказал мысль о корреляции биогенной миграции атомов в биосфере с процессом эволюции видов. Предположил, что элементарный химический состав организма, в частности концентрация радия, может быть видовым признаком. К этому же времени относятся мысли Вернадского о диссимметрии в строении живого вещества, отличающей его от косной материи.

Истина нередко в большем объеме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли.

Вернадский Владимир Иванович

С 1927 Вернадский часто выезжал за границу, в Германию, Чехословакию, Францию, Нидерланды и другие страны, читая лекции и работая в научных центрах. В 1928 в Париже встречался с Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом. Начиная с 1930 выезды за границу требовали преодоления все больших препятствий, однако были необходимы, поскольку именно «кочевой» образ жизни помогал выжить. Последний раз Вернадский выехал за границу в 1936. Надежды на крах большевиков постепенно угасали, Академия подверглась чистке и советизации. Шаг за шагом «старая русская культура» замещалась новым варварством.

Однако Вернадский не пытался уехать за рубеж и продолжал научную работу, которая, согласно его взглядам, одна могла спасти Россию. В 1931 вышла брошюра Вернадского Проблема времени в современной науке. В 1934 Вернадский переехал в Москву в связи с переездом Академии наук из Ленинграда в столицу, в том же году из печати вышел его труд История природных вод. В 1936 Вернадский принял идею Э.Леруа о ноосфере как продолжении, новом состоянии биосферы, новой эпохе, которая должна наступить в истории Земли и всего космоса. «Человечество, взятое в целом, – писал Вернадский в 1944, – становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера… [Человек] может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не все научное мировоззрение служит ее выражением.

Вернадский Владимир Иванович

В 1940 вышли в свет Биогеохимические очерки (работа Научная мысль как планетное явление была положена в стол и вышла в свет с купюрами только в 1977). В конце 1930-х годов Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР. После начала войны уже в июле 1941 началась эвакуация Академии наук, Вернадский с семьей и своими коллегами-академиками выехал в Казахстан в Боровое Акмолинской области и вернулся в Москву только в конце августа 1943. В 1944 вышло в свет последнее произведение ученого Несколько слов о ноосфере.

Владимир Иванович Вернадский - фото

Владимир Иванович Вернадский - цитаты

Говорится, что естественные науки подняли силу человека, дали ему какую-то неведомую мощь. Они, скорее, низвели природу до человека, дали возможность предугадывать её мелкость, предугадывать, что по должном расследовании она явится того же порядка, как и природа человека.

Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?

В сложной конструкции русской общественной жизни соединились все самые тяжелые стороны как современного капиталистического строя, так и старинного государственного устройства, где народные массы несут лишь служилое тягло, где они являются рабской безличной основой государственного благополучия.

В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум.

Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ».

Владимир Иванович Вернадский, естествоиспытатель и мыслитель (1863-1945)

Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться все, им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?

Из записей В.И. Вернадского

Этот вопрос, заданный великим ученым почти век назад, актуален и по сей день. Вернадский осознавал, что человек отчуждается от создавшей его Природы. По его словам, «благодаря условностям цивилизации, эта неразрываемая и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей Природой». Владимир Иванович не мог представить, что люди будут и впредь рассматривать окружающую природу лишь как средство для удовлетворения своих материальных потребностей, мало заботясь о ее состоянии, используя научные достижения почти исключительно для экстенсивной эксплуатации ее ресурсов.

В.И. Вернадский — основоположник комплекса современных наук о Земле: геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Его естественно-научные и философские интересы были сосредоточены на разработке целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Он один из создателей антропокосмизма — системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.

Родился будущий ученый 12 марта 1863 г. в Петербурге, в семье профессора экономики и статистики Ивана Васильевича Вернадского. Когда мальчику было 5 лет, семья перебралась на родную для его родителей Украину. Детство свое, проведенное в Харькове, Владимир Иванович считал одним из счастливейших периодов жизни. Именно тогда он не просто увидел природу во всем ее естестве, а «вжился» в нее.

Большое влияние на Вернадского в детстве оказали близкие люди. Это и няня, добрая, мудрая, живущая религиозными традициями; и дядя Евграф Максимович Короленко (писатель В.Г. Короленко — троюродный брат Владимира Ивановича), разносторонне образованный, увлеченный эволюционной теорией и поэзией звездного неба и космоса; и старший сводный брат Николай, необычайно широко одаренный, ставший для младшего первым учителем в мире культуры; и баловавшие его сестры; и любящая мать; и отец, сумевший привить любовь к Родине и уважение к иным странам и народам.

Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами в библиотеке отца, читая их без особого разбора. Петербургская классическая гимназия, где он учился с третьего класса, считалась одной из лучших в России. Здесь хорошо преподавали иностранные языки, историю, философию. В дальнейшем будущий ученый самостоятельно изучил несколько европейских языков.

Однако детские годы Вернадского не были сплошным праздником. Тяжелая болезнь отца, чуть не стоившая ему жизни, и другое потрясение — смерть Николая — вызвали глубокие переживания и раздумья. «Мои заметки и воспоминания 1874 года» — так он назвал свои записи в тот год, когда потерял брата и начал систематически вести дневник. В них есть признание: «Да, есть две вещи, которые нелегко перенести, — горе, постигшее семейство, и потерю Отечества».

Две темы волновали Вернадского в то время более всего: судьба славянства, его будущее (в эти годы шла русско-турецкая война) и природоведение (в гимназии преподавали естественные дисциплины в крайне ограниченной и примитивной форме). Решив, что «по двум путям углубляться невозможно», увлеченный миром, открывшимся ему на страницах книг А. Гумбольдта, Ч. Дарвина, Владимир делает свой выбор. В 18 лет он становится студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Преподавателями студента Вернадского оказались творчески свободные, способные, незаурядные ученые: химики Д. Менделеев и А. Бутлеров, физиолог И. Сеченов, ботаник А. Бекетов и особенно В. Докучаев — почвовед, давший толчок к созданию синтетического естествознания, соединяющего в систему живую и неживую природу.

Кроме обязательных предметов, Вернадский посещает лекции на других отделениях; намечает обширную программу самообразования, в которую входят различные общественные науки: история, демография, философия, политическая экономия. Его интересуют нестандартные концепции в естествознании, истории науки, художественном творчестве, религиоведении; он сотрудничает в научно-литературном обществе; участвует в экспедициях и полевых наблюдениях.

В университетской среде Владимир Иванович находит людей, близких по духу. Организуется кружок, впоследствии названный «Братство» (в нем состояла и жена Вернадского — Наталья Егоровна Старицкая). Члены этого кружка в течение 35 лет находились в постоянной переписке и встречались при каждой возможности. Показательны и «важнейшие правила» собственной жизни, принятые кружковцами. 1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри, как на свои. Эти принципы они свято соблюдали всю жизнь.

По завершении учебы Вернадский становится хранителем Минералогического кабинета Петербургского университета. Сфера его научных интересов — минералогия, кристаллография, почвоведение. Затем, для подготовки к профессорскому званию, на несколько лет он отправляется в заграничную командировку. В Германии, Англии, Италии и Франции ученый занимается кристаллографией, серьезно изучает литературу по истории естественных, гуманитарных и технических наук.

В 1890 г. он принимает приглашение Московского университета. Вскоре и коллеги и студенты убедились, что с ними рядом появился интересный человек, эрудированный педагог, перспективный ученый. Он защитил магистрскую, а потом и докторскую диссертации; у него появляются ученики и последователи. В Москве Владимир Иванович продолжает общаться с членами «Братства», встречается с Л.H. Толстым, философами братьями Трубецкими, историком П. Н. Милюковым, юристом П.И. Новгородцевым, занимается общественной работой.

Владимир Иванович вел чрезвычайно интенсивную научную работу. В докладе на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей он практически обосновал начало новой науки — геохимии. В 1911 г. университетское начальство издало приказ о запрещении студенческих демонстраций. Аресты среди студентов вызвали возмущение многих профессоров — более 120 педагогов подали в отставку. Университет покинули П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский и другие известные ученые.

Вернадский возвращается в Петербург. В 1912 г. его избирают академиком Российской академии наук. Вскоре начинается Первая мировая война. Несмотря на это, ученый развивает бурную деятельность по созданию первой в России радиохимической лаборатории. Побывав в Канаде (на Международном геологическом конгрессе), Владимир Иванович серьезно задумывается о влиянии научно-технического прогресса на окружающий мир и о необходимости создания специальной комиссии по изучению естественных производительных сил.

К началу 1917 г. в стране усиливается социальный кризис, но научная работа продолжается. В это время Владимир Иванович записывает: «Как не подвергаю я самокритике свою работу, все же в таком виде, мне кажется, природу никто не охватывал». Одновременно он включается в работу по организации Украинской академии наук и становится ее первым президентом (1919). Владимир Иванович пытается развернуть исследования, борется за жизнь академии в период смены властей, стремится собрать семью, разбросанную по югу России, защитить себя и свои работы, тяжело болеет тифом, продолжает преподавательскую деятельность и даже становится ректором Таврического университета в Симферополе.

В первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры: «Я не могу себе представить и не могу примириться с падением России, с превращением русский культуры в турецкую или мексиканскую» (Дневник от 30 августа 1920 г.). «Где искать опоры? — задавал себе ученый вопрос еще в марте 1918 г. и отвечал: — Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа». На этом он стоял до конца.

В Петроград Владимир Иванович возвращается в 1921 г. Заведует музеями, возглавляет работу в радиохимической лаборатории, организует метеоритную экспедицию, читает лекции, участвует в комплексных исследованиях Кольского полуострова. И все это вопреки угрозе здоровью и жизни. Возобновляются встречи «Братства». В начале 1922 г. наконец открывается Радиевый институт.

Важный этап в жизни и творчестве Владимира Ивановича Вернадского — командировка во Францию, продлившаяся три с лишним года. Ученый был избран профессором Сорбонны и приглашен для чтения лекций по геохимии.

Там он знакомится с новостями мировой науки и трудами выдающихся ученых; обсуждает научные проблемы с Эр. Резерфордом, П. Ланжевеном, встречается с философами Эд. Леруа и П. Тейяр де Шарденом. Издает «Геохимию», подготавливает к печати один из основных своих классических трудов — «Биосфера». Но главное, он создает учение о ноосфере (от греч. noos — разум) — «сфера разума», которое будет развивать и совершенствовать до последних дней жизни.

Для истинного торжества ноосферы, по мнению Вернадского, необходимы такие предусловия, каких мир еще не достиг: «Два момента, следовательно, являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней природой и господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами».

Как ученый-натуралист Владимир Иванович много сделал для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы, как выдающийся мыслитель он провидел сущность «ноосферы как цели», ее задачи и движущие силы. Колоссальное изменение порядка вещей, какое происходит от вторжения человека в природу, ученый поставил на точную научную основу, введя понятие культурной биогеохимической энергии.

В XX в., по мысли Вернадского, созревают значительные материальные предпосылки для перехода к ноосфере, осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Во-первых, это вселенскость человечества, «полный захват человеком биосферы для жизни», когда вся Земля, до самых неблагоприятных мест, преобразована и заселена, человек проник во все ее стихии — землю, воду, воздух. Во-вторых, единство человечества, когда создаются сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации, самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. В-третьих, омассовление общественной, исторической жизни, когда «народные массы получают все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и общественных дел». И наконец, — рост науки, превращение ее в мощную геологическую силу, главную силу создания ноосферы, таящую в себе потенцию развития, фактически безграничного.

Как пишет Р.К. Баландин, глубоко изучавший жизнь и творчество В.И. Вернадского, ученый, думая о ноосфере, «надеялся на ее создание уже в XX в. Действительность опровергла эти мечты. Заблуждение гения? Вряд ли. Только вот достижение того, что он подразумевал под ноосферой, оказалось необычайно трудной задачей. Ее не решить посредством создания более совершенных технических средств, технологий... На пути к ноосфере необходимо духовное обновление человечества, преобразование не столько окружающей среды, сколько внутреннего мира людей. Идея ноосферы обладает эвристическим потенциалом, помогая сопоставлять реальность с тем идеалом, к которому следует стремиться».

Сам Вернадский, конечно же, был человеком ноосферы. Он старался делать все возможное для развития научных идей и претворения их в жизнь. Работал на благо науки и всего человечества.

Трудоспособность ученого поразительна. Он работал до поздней старости по 10—12 ч в сутки и даже более. О своем образе жизни Вернадский писал так:

У меня осталась очень хорошая справочная библиотека... Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками...

Ночами сплошь я никогда не занимался, но в молодости занимался до 1—2 часов ночи. Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если не болен. Не курю и никогда не курил, хотя моя семья — отец, мать и сестры — все курили. Не пью (кроме — редко — вина). Водку пил раз в жизни. После моего долгого пребывания во Франции я принял распределение времени тамошних ученых. Встаю рано утром (в 6—7 часов), ложусь в 10—10,5 часов.

Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю... Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке, поездки за границу...

В начале 1926 г. Владимир Иванович возвращается в Ленинград, в академию. Он сосредоточился на деятельности Радиевого института, Комиссии по изучению естественных производительных сил России. Из печати выходит его работа «Биосфера», в которой он обосновывает мысль о том, что «биосфера — это биокосное природное тело, для которого характерна закономерная организованность движения материи и энергии под влиянием живого вещества». Книга имела огромный успех не только в научных, но и в широких культурных кругах.

Углубившись в научные проблемы, Вернадский начинает разрабатывать несколько идей одновременно. Прежде всего это идея времени. Другая идея касается проблемы космической жизни, приобретая значение не только для ученого или философа, но и для всякого думающего человека. Третья — формирование основ радиогеологии, науки о геологическом возрасте.

С 1935 г. Вернадский живет в Москве и работает над книгами. До 1938 г. он часто ездил в зарубежные командировки, да и дети его жили в эмиграции: сын Георгий — профессор кафедры истории Йельского университета в США, дочь, врач-психиатр, вышедшая замуж за археолога Н.П. Толля, обосновалась в Праге. Каждый из них настойчиво звал родителей к себе. Но Владимир Иванович неизменно возвращался домой. Его самого не постигла трагическая судьба Николая Ивановича Вавилова (потрясшая Вернадского), но многие из его учеников были репрессированы и сосланы. Ученый, невзирая на происходящее, проявил большую личную смелость: он протестовал и ходатайствовал по их поводу перед власть имущими, насколько возможно материально и морально помогал арестованным и ссыльным.

Но Вернадский видит в эти годы и положительные результаты государственного и экономического строительства в России, понимает, что большевистская власть, как это ни парадоксально, спасла российскую государственность, что авторитарная, деспотическая власть стала тем мучительным, но необходимым лечением, которое стянуло распавшиеся в результате революции и братоубийственной войны части страны, чтобы оживить их и привести, пусть насильственным путем, к новому единству и новой оформленности. «Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные — их разлагающие — жестокости, в среднем они вывели Россию на новый путь»

Вернадский — один из самых крупных ученых в области, считающейся государством стратегической. В июне 1940 г., получив из США от сына сведения о работах по «новой ядерной энергии», именно Владимир Иванович стал инициатором специальной академической комиссии, разработавшей национальную ядерную программу и представившей ее правительству. В годы войны Вернадского вместе со старейшими академиками эвакуируют в Боровое (Казахстан). Все происходящее он рассматривает с точки зрения дорогой ему идеи ноосферы. «Все страхи и рассуждения обывателей, а также представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможной гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является ныне нами переживаемый переход биосферы в ноосферу», — писал ученый.

В Боровом он занимается «финальными» делами: составляет «Хронику» своей жизни, историю зарождения и развития своих идей и практических дел. Он сознательно готовится к последнему переходу и так же последовательно и методично, как делал все в жизни, подводит под ней черту: «В общем, я все время неуклонно работаю. Готовлюсь к уходу из жизни. Никакого страха. Распадение на атомы и молекулы. Если что может оставаться — то переходит в друroe живое, какие-нибудь не единичные формы "переселения душ", но в распадении на атомы (и даже протоны). Вера Вивекананды неопровержима в современном состоянии науки. Атомно живой индивид — и я в том числе — особое я» (Дневник от 27 декабря 1942 г.). Но его еще ждет одно тяжкое личное испытание: 3 февраля 1943 г. от внезапной болезни умирает его самый близкий друг и помощник — жена Наталья Егоровна, с которой они прожили душа в душу 57 лет. Последняя статья мыслителя — «Несколько слов о ноосфере». Умер Вернадский 6 января 1945 г.

Развитое Вернадским учение позволило человечеству приблизиться к пониманию того, что преобладание материальных ценностей над духовными, укрепление техносферы есть тупиковый путь развития современной цивилизации. Он ведет к деградации жизни, культуры и человеческой личности.

Как замечает Р. К. Баландин, необходимо стремиться к тому, чтобы Homo sapiens был разумным не по самоназванию, а по верности идеалам ноосферы: добра, справедливости, красоты, разума. В этом отношении весьма поучителен опыт жизни самого Владимира Ивановича Вернадского. У него были ограниченные материальные возможности и безграничные духовные потребности. Только при таком сочетании на Земле может сохраниться великолепная биосфера и достойное ее человечество.

Из дневника В.И. Вернадского

Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Хорошо жить во имя чего? И для чего? Надо искать более высоких идеалов. «Любовь к человечеству» — маленький идеал, когда живешь в космосе.

Известный ученый Владимир Иванович Вернадский ярким пятном выделяется среди своих современников. Его недюжинному и пытливому уму заслуженно принадлежит честь многих важных открытий. Среди них наука о биосфере, о единстве водного покрытия земли, науке биогеохимии, русском космизме. Он является одним из инициаторов исследований урана на добычу ядерной энергии. И это очень кратко о таком великом человеке как Вернадский Владимир Иванович, краткая биография цель нашего изложения на www.сайт.

Жизненный путь Вернадского начался в 1863 году в городе Санкт-Петербурге. Родители его были украинскими дворянами. Образование Владимир Иванович начал получать в Харькове, куда семья была вынуждена переехать в связи с неблагоприятным климатом. Через несколько лет Вернадские вернулись обратно в Санкт-Петербург, где Владимир окончил среднюю школу и поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет.

Именно тогда он заинтересовался минералогией и кристаллографией под влиянием Сеченова, Менделеева, Бутлерова. В 1888г. Под руководством своего научного руководителя В.В.Докучаева Вернадский написал свой первый самостоятельный научный труд "О фосфоритах Смоленской губернии".

Будучи студентом, Вернадский принимал участие в либеральных просветительских группах, активно участвовал в различных студенческих волнениях, принимал участие в издательствах. С 1885 года Владимир был хранителем кабинета Минералогии в Петербургском университете.

Благодаря нему коллекция минералов приобрела музейную ценность, и именно в том самом кабинете берет свое начало школа Вернадского. Готовя научную диссертацию, он совершает многочисленные поездки по России и Европе, изучая различные геологические, метеоритные, минералогические коллекции.

Также Вернадский не забывает и об общественной деятельности. Он становится земским гласным в Тамбовской губернии, а в 1891 году, объединившись с Л.Н. Толстым, организовывает организацию для помощи голодающим.

В 1898году Вернадский становится профессором Московского университета. Он поддерживает связи с мировыми учеными, и в 1906 году становится адъюнктом в Императорской Академии наук, заведует минералогическим отделом в Геологическом музее.

С 1908 года он проводит активную организацию экспедиций для изучения радиоактивных материалов.

Чаще всего это были экспедиции в направлении Урала, Зауралья, Кавказа, Байкала, но Вернадский, рано понявший важность подобных исследований, настаивал на проведении таких экспедиций на юге.

Также Вернадский занимается историей российской науки. Он постоянно переиздает опубликованный еще в 1902 году очерк «О научном мировоззрении», публикует «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии" и "Академия наук в первое столетие своей истории". Он также работает над очерками об истории кристаллографии и почвоведении, статьями о русских и иностранных ученых.

После революции Вернадский уезжает на юг, где становится основателем и президентом Украинской академии наук. Он был также ректором университета в Симферополе. После возвращения в Санкт-Петербург, в 1922 году, принимал участие в организации Радиевого института. Работал в крупнейших европейских научных центрах – в Праге, Сорбонне, Париже. Издал на французском языке научный труд «Геохимия».

Вернадский внес неоценимый вклад в изучение минерально-сырьевой базы России, став председателем комиссии по ее изучению. После он занялся самостоятельным научным трудом.

Исследовав структуру мирового океана, он сформулировал концепцию его биологической структуры, придя к выводу, что океан состоит из слоев-плёнок различного масштаба. В Академии Наук им был организован новый Отдел живого вещества. И с 1927 года был директором Биогеохимической лаборатории при нем.

В 1940 году Вернадский инициировал исследования урана с целью получения ядерной энергии. В эвакуации на время войны им были созданы книги «Химическое строение биосферы Земли и её окружения», «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия».

К восьмидесятилетию Вернадский был награжден Сталинской премией.
В честь Владимира Ивановича Вернадского названы улицы, университет, научная библиотека в Киеве и исследовательская станция в Антарктиде.

Наибольшую актуальность учение Вернадского о биосфере приобрело уже во второй половине двадцатого века. Как раз тогда начала развиваться экология, где биосфера стала одним из основополагающих понятий.

Как результат слияния человеческих усилий и научных достижений биосфера переходит в ноосферу – стадию разума. Эта идея, являясь крупной философской мыслью, появилась в результате объединения биогеохимии и истории наук. Структуризация науки, анализ научного мировоззрения и научной мысли стали огромным вкладом в науковедение.

Кратко учение Вернадского сводится к тому, что он первый стал воспринимать землю, как целостный живой организм. Он доказал, что все процессы происходящие в атмосфере, литосфере и гидросфере – едины. А жизнь на земле – является космическим явлением. Вернадский считал, что жизнь была разнесена из космоса по всем планетам и может развиваться и эволюционировать в зависимости от условий на конкретной планете, при этом посылая зародыши жизни во все космические стороны. Вернадский был первым, кто настолько целостно и законченно сформировал представление о «космизме жизни», хотя зародыши этой теории встречались и в работах его предшественников.