Школьный нейропсихолог обучение. Профессия Нейропсихолог в России 

Слушатели курса познакомятся с фундаментальными представлениями о мозговом обеспечении психологического развития ребенка: подкорково-корковых и межполушарных механизмах формирования различных психических функций (движения, пространственных представлений, речи, произвольной саморегуляции и т.п.) и поведения ребенка в целом – в норме и при отклоняющемся развитии. В центре внимания — эмоционально-личностные и познавательные проблемы современных детей, приводящие к социальной и учебной неуспешности. Синдромный (по А.Р.Лурия) подход к их диагностике-коррекции-профилактике-абилитации отражен в базовой технологии нейропсихологического сопровождения – методе замещающего онтогенеза.

Преподаватели курса:

  • Семенович Анна Владимировна , кандидат психологических наук, доцент, нейропсихолог.
  • Ланина Татьяна Николаевна , кандидат педагогических наук, учитель-логопед.
  • Блудова Алевтина Анатольевна , нейропсихолог, учитель-логопед, научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».

Задачи курса:

  1. Знакомство с научно-прикладными основами нейропсихологии детского возраста.
  2. Овладение идеологией, стратегией и тактикой метода замещающего онтогенеза – единого алгоритма синдромного анализа в диагностике-профилактике-коррекции-абилитации психологического развития детей.

Руководитель программы. Доктор психологических наук, профессор .

Цель программы. Профессиональная теоретическая и практическая подготовка к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ (включая детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ).

Преподаватели. Обучение проводят проф. Т.В. Ахутина и Е.Ю. Матвеева (Обухова), квалифицированный специалист в области детской нейропсихологии, канд. психологических наук

Слушатели программы. Программа ориентирована на лиц, имеющих высшее психологическое, педагогическое и медицинское образование, заинтересованных в получении знаний и практических навыков в области детской нейропсихологии, а также специалистов - нейропсихологов, желающих повысить свою профессиональную квалификацию.

Выдаваемый документ. Удостоверение о повышении квалификации в МГУ по программе «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции».

Срок обучения. Объем программы – 72 акад. часа. Продолжительность обучения – 4,5 месяцев.

Форма обучения. Вечерняя.

Режим занятий. 1 раз в неделю по 4 акад. часа в день: вторник/среда 18:30-21:30. Начало занятий 1 потока с 15/16 сентября, 2 потока с 18 февраля.

Оплата. Стоимость обучения в 2019/2020 учебном году составляет 40 000 рублей. Оплата обучения производится строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приема. По результатам собеседования. Предварительная запись на собеседование в течение года по адресу: [email protected] .

Приём документов. Факультет психологии МГУ: ул. Б. Никитская, д. 2, комн. 2.3.03. Тел. 8-495-629-48-09.

Перечень документов.

  • Паспорти его ксерокопия.
  • Диплом о высшем образовании и его ксерокопия.
  • Фотография на пропуск (чёрно-белая или цветная, 3 х 4 или 3,5 х 4,5).

Учебный план .

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические занятия

Принципы нейропсихологии Выготского - Лурии
Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга
Формирование функций серийной организации движений
Формирование функций программирования и контроля деятельности
Формирование функций переработки кинестетической информации
Формирование функций переработки зрительной информации
Формирование функций переработки зрительно-пространственной информации
Нейропсихологические основы коррекционно - развивающего обучения
Методы развития функций программирования и контроля
Методы развития слухового восприятия и памяти
Методы развития зрительно-вербальных функций
Методы развития зрительно-пространственных функций
Общие вопросы организации коррекционно - развивающего обучения

Всего

Итоговая аттестация: экзамен по программе обучения.

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Представитель этой профессии тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами.

Особенности профессии

Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская. Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления. Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
  • повышенной утомляемости;
  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • оказание помощи пациентам;
  • работа в хороших условиях;
  • востребованность (если специалист обладает достаточным количеством знаний);
  • возможность сбора информации для научных работ;
  • интересные случаи в практике.

Минусы:

  • ответственность за здоровье и жизнь пациента (от правильно подобранных методов, рекомендуемых для лечения, зависит дальнейшее психическое состояние и поведение пациента);
  • низкая зарплата в государственных учреждениях;
  • трудности в работе с теми пациентами, которые не хотят выполнять программу корректировки психики.

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.

Где учиться на Нейропсихолога

Вузы

Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.

Место работы

После окончания учебы нейропсихологи устраиваются в государственные учреждения в качестве клинических психологов, а также в нейрохирургические клиники. Часто они выбирают должность педагога-психолога, работают в медико-психологических центрах. Кроме того, представителю этой профессии можно устроиться в частную клинику, где обычно предлагается гибкий график работы и высокий доход.

Оплата труда

Зарплата на 16.09.2019

Россия 15000—70000 ₽

Москва 25000—150000 ₽

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс . Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех, интересующихся этой темой.

Цель семинара:

  • формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
  • ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
  • изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношением с другими видами психодиагностики;
  • знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

В программе семинара:

  • Введение в теорию нейропсихологии.
  • Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
  • Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
  • История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
  • Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
  • Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
  • И. М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении.
  • Работы И. П. Павлова о роли лобных долей мозга.
  • Работы А. А. Ухтомского о динамической локализации функций.
  • Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.
  • Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.
  • Особое значение теории П. К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н. А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.
  • Концепция А. Р. Лурии о системной динамической локализации ВПФ.
  • Вклад в развитие нейропсихологии Ленинградской научной школы (Н. Н.Трауготт, Н. П.Бехтерева, В. Л. Деглин, Н. М. Тонконогий и др.).
  • Проблема фактора в нейропсихологии.
  • Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук.
  • Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.
  • Анатомические принципы организации мозга.
  • Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.
  • Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга (Х. Джексон, Н. А. Бернштейн).
  • Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.
  • Концепция трех функциональных блоков мозга.
  • Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга.
  • Блок приема, переработки и хранения информации.
  • Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга.
    Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.
  • Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга.
  • Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.).
    Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
  • Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга».
  • Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.
  • Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).
  • Мозговая организация зрительного гнозиса.
  • Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
  • Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
  • Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др.
  • Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
  • Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
  • Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
  • Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.
  • Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
  • Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
  • Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
  • Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
  • Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
    Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений.
  • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
  • Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.
  • Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
  • Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
  • Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
  • Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы.
  • Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
  • Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
  • Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.). Другие классификации апраксий (Липманн, Клейст, Экаен и др.).
  • Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
  • Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
  • Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация аффазий Вернике-Лихтгейма, Хэда, Трауготт-Орфинской и др. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
  • Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии).
  • «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии.
  • А. Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
  • Методики исследования нарушений речевых функций.
  • Мозговая организация мнестической деятельности.
  • Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
  • Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение).
  • Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
  • Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
  • Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
  • Межполушарная асимметрия в процессах памяти.
  • Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
  • Внимание и его мозговая организация.
  • Психологическая структура внимания.
  • Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание.
  • Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровни ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
  • Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
  • Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания.
  • Методики исследования нарушений внимания.
  • Нарушение внимания, как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
  • Мышление как ВПФ и его мозговая организация.
  • Психологическая структура и мозговая организация мышления.
  • Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления.
  • Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
    Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
  • Нарушения счета, виды акалькулий.
  • Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.
  • Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом
    Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля.
    Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отделов мозга. Варианты лобного синдрома (А. Р. Лурия, К. Прибрам, Е. Д. Хомская). Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
    Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.
  • Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.
  • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
  • Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
  • Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
  • Нейропсихологический анализ нарушений сознания.
  • Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А. С. Шмарьян, А. Р. Лурия, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, Б. И. Белый).
  • Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
  • Межполушарные отношения в проявлениях сознания.
  • Гипотезы о вкладе различных структур в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга.
  • Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.
  • Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.
  • Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А.Р.Лурия).
  • Принцип двойной диссоциации Г. Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений.
  • Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).
  • Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.

В результате участия в программе вы будете знать:

  • естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
    методологию нейропсихологии;
  • основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
  • методы и методики нейропсихологического обследования.

В результате участия в программе вы будете уметь:

  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии,
  • обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга,
  • изменять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.

В результате участия в программе вы будете владеть:

  • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
  • представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
  • методологией нейропсихологического обследования.

Основные методы, используемые при проведении обучения:

проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.

Основная литература:

  1. Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. – М.: Лит-терра, 2010. – 272 с.
  2. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 272 с.
  3. Назаров В. М. Неврология и нейрохирургия: Учебное пособие для студентов высшего медицинского образования. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 448 с.
  4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб: Питер, 2008.
  2. Титова Н. М. Клиническая психология: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2008. – 108 с.
  3. Тонконогий И. М. Клиническая нейропсихология. – СПб: Питер, 2007.

________________________
– в наличие в читальном зале «Институт психотерапии и клинической психологии»;
– в наличие в электронной библиотеке «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru.

Приглашаем вас принять участие в трёхмесячной дистанционной образовательной программе "Классическая нейропсихология. Методы нейропсихологической диагностики и коррекции"!

В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.

По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации, установленного законодательством образца.

В программе:

  • Анатомо-физиологическая основа высших психических функций. Синдромальный и факторный анализ нарушений. Современная нейропсихология основывается на представлениях об анатомо-морфологической основе высших психических функций, именно эта база позволяет в дальнейшем интегрировать нейропсихологические знания в целостную систему представлений, объясняющую связь между нервной системой с одной стороны и психическими процессами с другой. Современное решение этого вопроса — представления о нейропсихологическом синдроме и факторе позволяет с достаточной долей точности производить нейропсихологическую диагностику и создавать индивидуальную программу реабилитации в каждом конкретном случае.
  • Основы нейропсихологии. Нейропсихологические аспекты поведения и речи. Второй модуль цикла посвящён с одной стороны наиболее "простым", а с другой наиболее актуальным нарушениям в рамках нейропсихологической практики — агнозиям (нарушениям восприятия), апраксиям (нарушениям деятельности и поведения), афазиям (нарушениям речи), а также нейропсихологическим синдромам полимодального генеза — аграфиям (нарушениям письма), алексиям (нарушениям чтения) и акалькулиям (нарушениям счета). Каждый из указанных синдромов имеет несколько видов и соответственно связан с различными участками головного мозга. В каком-то смысле, это "азбука" нейропсихологии, освоив которую есть смысл приниматься за более сложные нарушения.
  • Нейропсихологические аспекты работы высших корковых функций. Третий модуль цикла посвящён нейропсихологии отдельных психических функций — внимания, памяти, мышления, эмоций. Традиционно будут рассмотрены нейропсихологические механизмы, лежащие в основе каждой из указанных функций, а кроме того детально рассмотрены причины и возможные варианты их нарушений.
  • Методы нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическая реабилитация и восстановительное обучение . Четвёртый модуль непосредственно направлен на изучение методов, методик и техник нейропсихологической диагностики и реабилитации. Несмотря на явную практическую направленность модуля, его успешное освоение возможно только при наличии базы предыдущих модулей, позволяющих обосновано применять инструменты диагностики и коррекции исходя не только из общих принципов работы, но и особенностей каждого конкретного пациента!

А теперь подробнее:

  • Данный цикл является классическим циклом по нейропсихологии, позволяющим освоить базовые представления о нейропсихологии как науке, её основных понятиях, содержании нейропсихологического знания, а также практические методы, методики и техники диагностики и коррекции, используемые в современной нейропсихологии.

Коллектив преподавателей — специалисты, имеющие как практический опыт работы в области нейропсихологической диагностике и коррекции, так и грамотные преподаватели, способные превратить "сложный материал" в доступные для усвоения формы.

Обучение полностью дистанционное и будет реализовано с применением современных технологий и видов данной формы обучения. Этот формат удобен для специалистов, которые проживают как в Санкт-Петербурге, так и других регионах нашей необъятной Родины, поскольку, несмотря на взаимодействие "через экран" обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению:

  • Большая свобода в распределении времени обучения — дистанционная программа реализуется на протяжении 4 месяцев (по сравнению с двумя неделями очной программы на ту же тему и с тем же объёмом часов), что позволяет осваивать материал и выполнять задания без спешки, в удобном для вас темпе!
  • Возможность учиться без отрыва от практики — не секрет, что психологи являются фанатами своего дела, и каждый день в отрыве от наших пациентов оставляет маленький рубец на сердце. Дистанционный цикл позволяет вам осваивать новые компетенции и тут же применять их в реальной практике, гибко совмещая профессиональную и учебную деятельность!
  • Экономия денежных средств — в условиях современной рыночной экономики повышение квалификации порой оказывается существенным вложением денежных средств, требующим переосмыслить другие важные статьи бюджета. При оплате дистанционного цикла вам нет необходимости оплачивать проживание в чужом городе и транспортные расходы, что позволит придерживаться привычного качества жизни и распределить сэкономленные средства на значимые для вас задачи!
  • "С любимыми не расставайтесь" — даже для жителей Санкт-Петербурга очное обучение предполагает погружение в программу с девяти утра до пяти вечера ежедневно на протяжении двух недель. В случае же командировки из другого города такая форма предполагает более явную разлуку с возлюбленными, друзьями, детьми, родителями, нарушение привычного образа жизни. Дистанционный цикл позволяет вам осваивать новые компетенции без тягостного чувства тоски по дорогим вашему сердцу людям!

В дистанционном цикле применяются все основные формы такого формата образования:

  • Вебинары, позволяющие сохранить "живой" формат передачи материала, в которых у вас всегда есть возможность задать интересующий вас вопрос и тут же получить ответ!
  • Видео лекции — по каждой теме вы получите доступ к уникальным видео лекциям преподавателей, записанных специально для вас!
  • Аудио-слайды, позволяющие формировать новые представления о важной для вас теме в любое удобное время — в транспорте, перед снов, или даже на рабочем месте. Лучшие преподаватели Ленинградской школы психотерапии подготовят для Вас информацию по актуальным темам и лично озвучат каждый слайд!
  • Презентации — для тех, кто предпочитает получать информацию в наиболее лаконичной форме и самостоятельно изучать ее, формируя общие представления, которые впоследствии будут дополнены другими формами обучения!
  • Конспект литературы — для желающих получить максимально развёрнутое представление об избранной теме и понять не только концептуальные подходы, но и исторические и научные предпосылки их формирования!
  • Практика применения знаний для формирования умений, навыков и развития профессиональных компетенций

Удостоверение о повышении квалификации по итогам цикла будет выслано почтой по итогам аттестации. Контроль уровня знаний осуществляется путём тестирований, проверки домашних заданий (заключения по результатам экспериментально-психологического исследования, предоставленные протоколы работы с вашими клиентами/пациентами и т.д.), анализа работы в Рабочей тетради.

Вы будете в контакте с лучшими преподавателями Ленинградской школы психотерапии. Присоединяйтесь!

Участие в цикле позволит начинающим специалистам уверенно начать профессиональную деятельность, а профессионалам в области нейропсихологии углубиться в прикладные вопросы применения нейропсихологических практик для помощи своим пациентам и клиентам.

В программе:

  • Основные понятия современной нейропсихологии, история, предмет, задачи и методы нейропсихологии;
  • Анализаторные системы и деятельность в норме и патологии;
  • Речь, внимание, память, мышление и эмоции в норме и патологии;
  • Особенности применения нейропсихологической диагностики в реальной клинической практике;
  • Основные принципы интерпретации результатов исследования;
  • Структура нейропсихологического заключения;
  • Особенности дифференциальной нейропсихологической диагностики;
  • Нейропсихологический подход в лечении и реабилитации пациентов с нарушением ВПФ;
  • Принципы составления программы нейропсихологической коррекции и восстановительного обучения;
  • Методы и техники нейропсихологической коррекции и восстановительного обучения.

Завершив программу вы сможете:

  • Определять область применения нейропсихологической диагностики;
  • Подбирать необходимые методики для проведения нейропсихологической диагностики;
  • Интерпретировать результаты нейропсихологического исследования и устанавливать соответствующий нейропсихологический статус пациента по результатам диагностики;
  • Составлять нейропсихологическое заключение;
  • Составлять дифференцированную программу нейропсихологической коррекции и восстановительного обучения;
  • Применять полученные знания и умения в условиях реальной клинической практики.

Тесен мир, мозг же человека необъятен, — Ф. Шиллер

Мы ждём вас, дорогие коллеги!

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»