Какие приметы на праздник успение пресвятой богородицы. Успение Пресвятой Богородицы - что нельзя делать? В праздник нужно быть в храме

28 августа заканчивается Успенский пост, ведь в этот день православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Не зря этот праздник называют именно успением, а не смертью. Богоматерь словно уснула, а Иисус Христос забрал на небо не только Ее дух, но и тело. Более подробно об истории становления праздника, последних годах земной жизни Девы Марии и о том, почему Богоматерь считается заступницей человеческого рода, читайте далее.

Как Мария стала Матерью всего человечества

Еще готовясь к крестной смерти, Христос заботился о Своей Матери. Поэтому, пребывая на кресте, Иисус сказал Иоанну Богослову: «Се Мати Твоя». Также обратился и к Деве: «Се сын Твой».

Таким образом Богоматерь не только усыновила апостола Иоанна, но и все человечество. Поэтому она считается заступницей всего рода человеческого, надежной молитвенницей за каждого из нас. Как матерям тяжело, когда ее дети болеют, так и Богородица страдает, когда люди грешат.

Больше о почитании Девы Марии и Ее молитвенном предстательстве вы можете почитать в статье «Есть ли в Библии основания для почитания Богородицы?» .

Последние дни жизни и известие о праведной кончине

До Своего Успения Богородица жила в малоазийском Эфесе, на территории современной Турции. В этом городе был дом Иоанна Богослова.

Согласно преданию, Дева Мария очень тяжело переживала разлуку с Сыном, поэтому просила забрать Ее к Себе. Точно не известно, сколько лет Богоматерь прожила на земле после того как Спаситель вознесся на небо. Некоторые историки указывают на 10, другие — на 22. Но как бы там ни было, Сын исполнил просьбу Матери.

За три дня до Успения Пресвятой Богородицы к Ней явился небесный посланник. Это был Архангел Гавриил, некогда принесший ей райскую ветвь и благую весть о рождении Спасителя, в этот раз ангел также держал цветущую ветку, но она, по преданию, сияла неземным светом. Это был явный символ того, что Богоматерь победила земную жизнь, смерть и тление. Через три дня Она просияет в Царстве Небесном.

Богоматерь за это время приготовилась к своему успению, желая перед смертью только повидаться с апостолами.

Почитание Девы среди апостолов и первых христиан

В Священном Писании нет указаний на то, как Богородица общалась с апостолами, но предание сохранило для нас много историй. Несомненно то, что апостолы очень любили Деву Марию и считали Ее и Своей Матерью. Иоанн Богослов действительно заботился о Ней, как о родной Матери. А благодаря Евангелию от Луки легко проследить, каким духовным авторитетом для этого апостола стала Дева.

Также к Марии тайно приходили первые христиане. Это дает повод говорить, что почитание Богородицы началось с первых веков христианства. Подтверждением этому служат первые иконы Богоматери в римских катакомбах (ІІ век).

Перед Успением Пресвятой Богородице удалось повидаться с апостолами, в это время проповедовавшими Евангелие в разных уголках мира. Об этом позаботился Христос. Духом Святым Он собрал своих учеников перед одром Девы.

По преданию, не было только апостола Фомы. По промыслу Божьему этому апостолу предстояло первым узнать о вознесении Богоматери на небо. Но об этом позже.

Согласно преданию, перед земной кончиной Богородице явился Христос, к Которому взмолилась Дева. Она, достигнувшая вершин святости, смиренно просила Сына благословить всех присутствовавших и забрать Ее на небо.

После этого явления Мария уснула. Гроб Девы понесли в Гефсиманию, где возле могил родителей и Иосифа Обручника Она и завещала Себя похоронить.

По преданию, на этом пути люди получали исцеления от веры и прикосновения к Телу Девы Марии.

Первосвященники же пытались воспрепятствовать процессии: иудейский священник Афония дерзнул даже перевернуть гроб. Но успел он это сделать только мысленно, так как в этот момент невидимая сила отрубила ему руки. Эта история нашла отклик в иконографии праздника Успения Богородицы. Шокированный Афония раскаялся в своем намерении, а апостол Петр исцелил Его.

Как Церковь узнала о духовно-телесном вознесении Марии?

Три дня апостолы не оставляли гроб Богоматери, славили Бога и Его Матерь.

На третий день явился и опоздавший апостол Фома. Чтобы он мог попрощаться с Девой, ученики решили открыть гроб. Но тела там уже не нашли. Это действительно было Успение Пресвятой Богородицы и вознесение Ее на небо. У католиков этот праздник так и называют Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу .

Христос забрал Ее на небо в духовно-телесной полноте (сначала дух, а затем и тело). Но это совсем не значит, что Богоматерь просто пребывает на небе, наслаждается райской жизнью. Конечно, Царство Небесное — это конечная цель христианина. Но Богородица не оставила Своего обещания. По преданию, перед смертью она сказала апостолам и собравшимся христианам: Радуйтесь! Я с вами — во все дни.

Вот поэтому для каждого христианина Успение Пресвятой Богородицы — это не мрачный праздник погребения, а светлый день встречи Богоматери с Христом. А также тот день, когда человечество обрело уже не на земле, а на небе великую молитвенницу.

Смысл праздника хорошо передает и тропарь Успения:

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота (представилась к жизни, будучи Матерью Жизни, т. е. Христа) : и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

О том, насколько православные христиане почитают Успение Богородицы, свидетельствуют названия монастырей и лавр. В Украине, например, все три лавры — Почаевская, Киево-Печерская и Святогорская — названы Успенскими.

В дополнение предлагаем вам посмотреть и фильм митрополита Илариона об истории этого праздника:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

почему нельзя по росе ходить и как мужа к дому «присолить»

Успение Пресвятой Богородицы православные верующие отмечают 28 августа . После вознесения Иисуса Христа Богородица вместе с Иоанном Богословом жила в доме его родителей в Эфесе. Матерь Божья постоянно молилась о том, чтобы Господь взял ее к себе. Во время одной из таких молитв ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Девы Марии окончится.

Попрощаться с Божьей Матерью у ее ложа собрались все апостолы, а чтобы забрать душу почившей, в окружении ангелов с неба спустился сам Спаситель.

Похоронили Богородицу апостолы в гробнице рядом с ее родителями и супругом Иосифом Обручником, как она и просила. Сегодня на этом месте размещается православный храм, куда постоянно приезжают толпы паломников.

Интересно, что когда через несколько дней апостолы пришли на место погребения Богоматери и отодвинули камень, который загораживал вход, то они увидели, что Иисус Христос забрал на небеса не только душу Девы Марии, но и ее тело.

Успение Богородицы: что можно делать

1. Отправляться на службу в храм и молиться Богородице о здоровье близких, счастье детей и счастливом замужестве.

2. Подавать милостыню нищим, особенно после церковной службы.

3. Свататься. Считалось, что тот, кто зашлет сватов в этот день, обеспечит себе счастливую семейную жизнь.

4. Отмечать праздник в кругу самых близких людей – родителей. Но при этом нужно не забывать, что 28 августа – последний день Успенского поста, поэтому лучше отказаться от мясного и жирного. Напомним, что начался пост на .

5. Освящать в храме хлеб из муки нового урожая. Угостив освященным хлебом всех членов семьи, остатки его следовало положить под икону и в течение года давать заболевшим домочадцам, чтобы вернуть им здоровье.

6. Солить огурцы, квасить капусту и делать закатки. Согласно народным приметам, соленья помогут мужа к дому «присолить».

7. Помогать в уборке урожая тем семьям, где нет кормильца, например, где отец умер.

8. Сеять озимые. Считается, что за три дня до праздника Успения и три после него – самые удачные дни для того, чтобы сеять озимые культуры. Наши предки верили, что семена, посаженные в это время, дадут хорошие всходы, которые выдержат даже самые холодные зимы.

9. Собирать калину в лесу и украшать ее ветками дом, чтобы уберечь семью от сглаза.

Успение Пресвятой Богородицы: что делать нельзя

1. Ругаться и ссориться с родными и близкими людьми, сквернословить и испытывать негативные эмоции.

2. Ронять крошки хлеба на пол.

3. Ходить босиком по росе. Считается, что роса на 28 августа – это слезы природы, которая оплакивает земную кончину Богородицы. И если в этот день ходить по росе, то тем самым можно собрать все болезни.

4. Пользоваться колющими и режущими предметами, даже ножом, в этот день нежелательно. Верующие и хлеб в этот день ломают руками, а не режут.

5. Надевать неудобную или старую обувь. Согласно народным приметам, если на Успение ноги натереть, то и будущая жизнь будет полна неудач и проблем.

6. Втыкать в землю что-то острое. Работать в поле или на огороде в этот день можно, но, не используя острые орудия труда, например, лопату.

7. Кушать фрукты и овощи, которые имеют круглую форму, например, капусту и яблоки.

8. Стричь волосы и выбрасывать их, особенно молодым девушкам.

Народные приметы в этот день

На Успение Пресвятой Богородицы наши предки пытались предсказать, какими будут осень и предстоящая зима. Так, считалось, что если 28 августа на небе появлялась радуга, то осень будет теплой, а вот если на Успение шел дождь, то и в предстоящие месяцы нужно ожидать дождей и холодов.

Стоит обратить в этот день внимание и на паутину: если ее много, зима будет морозной, но не снежной. Суровые морозы обещает и гроза на Успение.

О скором наступлении прохладной погоды свидетельствует иней на растениях, а то, что тепло сохранится еще на долгое время, предвещает туманное утро 28 августа. Кстати, н . Интересно, совпадет ли прогноз на Успение?

Успение Пресвятой Богородицы — особое религиозное событие. Оно является одним из самых почитаемых в православном мире, поэтому отмечать его следует правильно, соблюдая важные церковные традиции и обычаи.

В 2018 году году православные верующие смогут отметить Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, сразу же после окончания Успенского поста. Этот праздник посвящен воспоминаниям о смерти Блаженной Девы Марии. Согласно поверьям, в этот день апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы навсегда проститься с Божией Матерью и предать ее тело земле. Многие пытались помешать этому, но тело Пресвятой Девы все же было погребено. Спустя время тело Пречистой бесследно пропало, а на месте захоронения были найдены лишь ее одеяния.

Традиции и обычаи праздника

В это время было принято освящать семена, а затем приглашать в дом гостей и устраивать застолье. Несмотря на то, что Успенский пост завершается за день день до праздника, не стоит подавать на стол много мясных угощений.

На Успение принято собирать яблоки, груши и орехи. Также хозяйки делали заготовки на зиму из плодов свежего урожая.

Православные верующие смогут посетить любой храм нашей страны, где пройдут богослужение и литургии. Считается, что в этот день Небеса открыты для каждого, кто желает обратиться к Пресвятой Деве Марии. Попросить Богородицу о самом сокровенном вы сможете при помощи действенных молитв .

Во все времена Богородицу называли покровительницей семьи. Именно поэтому в этот праздник проводились свадьбы, совершались обряды и венчания, а парни сватались к девушкам.

На Руси в этот день было запрещено втыкать в землю острые предметы, так как подобное действие могло обидеть землю и привести к неурожаю в будущем.


Приметы на Успение Богородицы

Если рано утром появилась радуга на небе, значит, в праздник будет теплая и солнечная погода.

Если незамужняя девушка до Успения не нашла себе жениха , значит, до весны она останется одинокой.

Считается, что если на Успение погода будет теплой, то и Бабье лето будет коротким.

Не стоит отмечать праздник слишком весело и шумно, иначе в будущем плакать придется.

Тот, кто в этот день сотрет ногу, столкнется с трудностями в 2018 году.

В этот день нельзя отказывать в помощи тем, кто к вам обращается. Кроме того, если на Успение заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся и накормить бездомных, то весь год, до следующего Успения, вы будете жить безбедно.

Успение Богородицы — праздник, который православные верующие отмечают из год в год. Чтобы обрести счастье и избежать неприятностей в будущем, предлагаем вам более подробно узнать о традициях и запретах , связанных с этим событием.

28 августа православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник входит в число двунадесятых, то есть 12 важных. Рассказываем, в чем суть Успения, что нельзя делать в этот день и какие традиции связаны с Успением Богородицы 2018.

В чем суть церковного праздника Успение?

Слово «успение» означает смерть. 28 августа православные христиане вспоминают о кончине Богородицы — Девы Марии, матери Иисуса Христа.

По преданию, смерть Богородицы была праведной. Она простилась с апостолами и почила. А после погребения тело Девы Марии пропало из гроба. Христиане верят, что Богоматерь вознесена на небо, где молится за всех людей, пишет журнал «Фома».

Успение Пресвятой Богородицы: традиции празднования

Празднику предшествует Успенский пост. Он длится две недели, с 14 по 27 августа. Успенский пост посвящен Богородице.

Если Успение выпадает на постный день — среду или пятницу — то желательно отказаться от мясной, молочной пищи и яиц, но можно есть рыбу. Если 28 августа приходится на другие дни недели, то ограничений в еде нет.

В 2018 году Успение — не постный день.

В народном создании церковные традиции Успения смешались с обычаями земледельцев. В это время крестьяне работали на уборке урожая. Восточные славяне приурочили к Успения праздник жатвы — «Обжинки». Еще этот день называли «Госпожинки» или «Госпожин день»: название отражает народное почитание Богородицы, пишет журнал «Фома».

А 29 августа отмечают Ореховый Спас, который по-другому еще называют Хлебный Спас. В это время собирали орехи и делали заготовки на зиму.

Что нельзя делать на Успение Богородицы?

Церковь советует в праздник Успения Богородицы не увлекаться различными поверьями и приметами. Например, что если 28 августа натрешь ногу, то привлечешь неприятности: это суеверие.

Существует распространенное, но неверное мнение, что в православные праздники запрещено работать на огороде, шить, делать уборку. Это не так. Рекомендуется посвятить праздничный день Богу и общению с близкими, но если такой возможности нет, никто осуждать не станет.

В церкви советуют в православные праздники(как и в другие дни) воздержаться от заговоров, оккультных и магических обрядов. К этому в церкви относятся однозначно негативно.

В православный праздник Успение не нужно сквернословить, завидовать, ругаться с окружающими.

Можно ли венчаться в Успение-2018?

Прямого запрета на венчание 28 августа нет. Однако во многих храмах стараются не проводить венчания в дни двунадесятых праздников, чтобы эмоции от личного торжества не затмевали радость церковного праздника.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом.

«Богородичной Пасхой» - так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27). С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно десять лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес, выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".

Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением - (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.


Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство - монастырь Успения Богородицы (Дормицион) .

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Гробница Богородицы

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.


Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Лестница, вид от входа в церковь

Храм имеет крестообразную форму: в центре - гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте - чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.


Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Почитание Успения Пресвятой Богородицы на Руси

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России.

Сам Влахернский монастырь, Покров и Успение приобрели особое "военное", "защитное" значение для Руси. Вот почему со времен святого князя Владимира главные храмы главных городов Руси оказались посвящены именно празднику Успения Пресвятой Богородицы: соборный Киевский храм, Десятинная церковь.

Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения. Среди знаменитых Успенских храмов и монастырей сегодня можно назвать Свято-Успенские Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Успенские соборы во Владимире, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Успенский храм Новодевичьего монастыря .

Воздвигнутый в XV веке выдающимся зодчим Аристотелем Фиораванти величественный Успенский собор в Московском Кремле стал главным кафедральным собором русской земли. Здесь перед самой чтимой россиянами чудотворной иконой Владимирской Божией Матери происходили венчания на великое княжение и на царство, коронации императоров. Тут же совершался обряд «поставления» митрополитов и патриархов.

Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос , и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская» : чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.


Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе.

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы – явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не мене, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина. Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония , или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их "змеи Девы Марии", поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются – это плохой знак. Так было дважды – в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году - перед разрушительным землетрясением.

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.


Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония - практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.