Какими были римляне. Древние римляне

Римляне

Римляне


Юлий Цезарь , Марк Траян , Тит Ливий , Вергилий ;
Сципион , Марк Катон , Боэций , Корнелий Тацит
Самоназвание
Язык
Религия

Римская религия, впоследствии христианство

Расовый тип
Входит в
Родственные народы
Происхождение

Римляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Аппенинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покоренных народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена . На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и объединившись с местным племенем создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (754 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все свое могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шел. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса патрицианские роды и плебеи оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - повидимому коренное население города обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы меж сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Трансформация римского народа в современные романские народы

Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. а фактически в 480 г. после смерти последнего законного императора Непота была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германских царей, и каждая из них начала развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Примечания

Ссылки

  • Цицерон - «Республика », VI, 22 - Сон Сципиона .
  • Тит Ливий - «История от основания города », I. Русский перевод .
  • Дионисий Галикарнасский - «История Рима», I.
  • Плутарх - «Сравнительные жизнеописания : Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла».
  • Гай Светоний Транквилл . Жизнь двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). / Пер. и прим.

По приблизительным подсчетам численность населения Римской империи в это время 50-60 миллионов человек. Римские граждане составляли примерно 10 процентов всего населения и жили главным образом на территории Италии. Неграждане назывались в Риме чужеземцами (перегринами).

Спустя два столетия в начале III в. н.э. по указу императора Каракаллы все свободные подданные империи получили права римского гражданства, то есть из перегринов стали римлянами. Таким образом, римлянин это понятие не этническое, а юридическое.

Вместе с тем даже после распространения римского гражданства на всю территорию империи античные писатели нередко называют римлянами жителей самого Рима и Италии, чей родной язык был латинским. Даже получив римское гражданство, греки долгое время считали себя не римлянами, а эллинами, и только в эпоху Поздней империи жители восточных грекоязычных областей империи начинают осознавать себя римлянами (по-гречески ромеями).

Официальным государственным языком империи был латинский. В первые века нашей эры он широко распространяется за пределами Италии в западных провинциях не только как язык администрации и армии, но и как разговорный язык образованных представителей местных городских элит, а в некоторых прибрежных областях также и значительной части рядового населения.

Ко времени падения Западной Римской империи на всей ее территории латынь в значительной мере вытеснила местные разговорные языки. Большинство жителей римского Запада считали ее родным языком, а себя самих римлянами. Собственно римская аристократия, а также значительная часть аристократии западных провинций была двуязычной, свободно объясняясь и на латинском, и на греческом языках. Многие римские аристократы владели греческим языком едва ли не лучше, чем родным латинским и имели обыкновение называть их двумя своими родными языками. Император Тиберий, выступая в сенате, всегда говорил по-латыни, но, уходя, бормотал сквозь зубы ругательства по адресу омерзительно угодливых сенаторов на своем любимом греческом.

В восточных грекоязычных провинциях Римской империи латинский язык не получил сколько-нибудь значительного распространения. Он был языком римской армии и римского права. Греческий же был не только самым распространенным разговорным языком, но и вторым государственным, которым римские администраторы на Востоке пользовались значительно чаще, чем первым.

Греческий язык имел на римском Востоке такое же привилегированное положение, как латинский на Западе. В городах, а во многих районах и в деревнях он вытеснял местные разговорные языки. В Малой Азии сельское население говорило на греческом, в Сирии и Палестине на греческом и арамейском (или на греческом и арабском), в Египте на греческом и египетском.


Греческие аристократы и писатели были уверены в своем культурном превосходстве над всеми остальными народами. Лишь для римлян некоторые из них делали исключение, называя их младшими братьями греков, а латынь испорченным вариантом греческого языка. Кое-кто из греческих философов считал, что даже боги говорят между собой по-гречески. Ни латинского, ни каких-либо других иностранных языков образованные греки, как правило, не знали и не испытывали из-за этого никаких трудностей, куда бы их ни забросила судьба. С людьми своего круга они могли объясниться по-гречески в любом крупном городе Римской державы.

Ситуация кардинально меняется в эпоху Поздней империи. На римском Западе зона распространения греческого языка резко сужается. Кроме жителей старинных греческих колоний, по-гречески теперь могут объясняться только люди, принадлежащие к узкому слою высшей римской знати. Некоторые римские писатели начинают утверждать в это время, что латинский язык во всех отношениях богаче и выше греческого. Отдельные писатели греческого происхождения даже стали писать свои сочинения по-латыни.

Большинство жителей западных провинций Римской империи, расположенных в Европе, были кельтами (галлами) и говорили на своем родном языке, немало слов из которого было заимствовано латынью. Однако постепенное превращение кельтов в римлян в конечном счете привело к исчезновению их родного языка. Кельтский язык и старинная кельтская культура сохранились только в современной Ирландии, едва ли не единственной, населенной кельтами стране, которая никогда не была завоевана Римом.

За пределами империи к северу от Рейна и Дуная жили племена германцев. Они испытывали воздействие латинского языка и античной культуры, но, благодаря независимости от Рима сумели сохранить родной язык и свои традиции и обычаи.

В римской Африке основным языком долгое время был пунийский, на котором первоначально говорили жители колоний, основанных в Африке финикийцами (в первую очередь Карфагена), а затем им стали пользоваться окружавшие эти колонии местные племена. В эпоху империи пунийский язык долгое время функционировал параллельно с латинским и был вытеснен им (и то не полностью) лишь накануне падения Западной Римской империи.

Таким образом, значительная часть населения римских провинций была двуязычной. На Западе, кроме родного языка, люди в той или иной мере объяснялись по-латыни, на Востоке по-гречески.

Почти все языки Римской империи принадлежат к двум крупным языковым семьям: распространенные тогда в Европе и в Малой Азии латинский, греческий, кельтский (галльский) и германский языки относятся к индоевропейской семье, а распространенные в Восточном Средиземноморье и Африке арамейский, арабский, египетский и пунийский к семито-хамитской (афразийской).

Население империи представляло собой богатый сплав народов, языков, культур и традиций. Длительное пребывание под римской властью вело в конечном счете к ассимиляции и исчезновению неантичных культур, к превращению всех в греков или римлян. Те же, кто стремился сохранить свои традиции, религию и культуру, как, например, евреи и египтяне, в представлении центральной власти и широких слоев населения, становились изгоями. Их терпели, но не любили.

Ри́мляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Апеннинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покорённых народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Значительная часть римских граждан жила вне Апеннинского полуострова и прилегающих островов: к 28 году до н. э. было около 100 колоний и муниципий вне современной Италии .

Наука, изучающая римский язык и культуру, называется романистика .

Численность и расселение

Согласно цензам число римских граждан с 70-69 года до нашей эры по 28 год до нашей эры увеличилась с 900 тысяч до 4 миллионов, а к 14 году нашей эры до 4,9 миллиона . Такой рост в 4,5 раза нельзя объяснить естественным приростом, поэтому по мнению некоторых ученых в перепись стали включать женщин и детей, но самая распространенная точка зрения, что в ту эпоху римское гражданство было даровано всем италикам . Стоит отметить, что рост числа римских граждан по цензам не противоречит данным о депопуляции древних римлян, так как увеличение числа римских граждан помимо естественного прироста происходило за счет предоставления гражданства новым группам населения. Например, при реформе Гракха в ценз вошло большое количество неимущих людей. Законы 90 и 89 года до нашей эры предоставили римское гражданство всем италикам, но процесс практического получения ими гражданства затянулся. В 49 году до нашей эры Цезарь даровал римское гражданство жителям Цизальпинской Галлии, а при Августе продолжилась политика предоставления римского гражданства романизированным провинциям (юг Испании, Сицилия, Нарбонская Галлия) .

Распределение римских граждан по территории государства в точности неизвестно, но Белох приводит такой расчет по Италии уже для 14 года нашей эры: при общем населении в 6-7 миллионов было 2 миллиона рабов и примерно 250 тысяч иностранных граждан . Б. Ц. Урланис пишет о значительном количестве римских граждан, проживающих вне Италии: к 28 году до нашей эры было около 100 колоний и муниципий вне территории современной Италии . Питер Брант оценивает число римских граждан в провинциях примерно в 375 тысяч человек к 28 году до нашей эры . По другим оценкам число римских граждан в провинции колебалось около отметки в 300 тысяч человек в 28-8 году до нашей эры . Точных данных о числе римских граждан в самом Риме тоже нет, но по данным Белоха в Риме было 1 790 особняков римской знати со средним числом жителей в 50 человек и 46 600 инсул со средним числом жителей в 15 человек .

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена на севере. На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и, объединившись с местным племенем, создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (753 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах .

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем, происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 753 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако день 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важен в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен, а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все своё могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шёл. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город, а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами . Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса, патрицианские роды и плебеи, оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - по-видимому, коренное население города - обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном, сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы между сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию, сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы, римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство после Латинских войн , а большая часть остальных италиков - только после Союзнической войны по закону Луция Юлия Цезаря 90 г. до н. э, и то римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.

После подчинения Апеннинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счет прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.

Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний , раскинувшихся на Апеннинском полуострове, римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности, проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в римскую.

Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности - главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава - греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.

В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. остается лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.

Трансформация римского этноса во времена Империи

В I-II вв. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется ещё больше во времена Империи . В связи с тем, что римский народ образовался из италиков , получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определенную преемственность - как фамильную, так и культурно-этническую.

Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Её место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение её в большинстве случаев было не италийским, а восточным.

Кроме того, средством ассимиляции покоренных неиталийских народностей была служба в римской армии , получившая особую интенсивность после реформы, проведенной Гаем Марием (реформа римской армии 107 г. до н. э.). Перегрины , отслужив во вспомогательных войсках , а впоследствии и в легионах , получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.

Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года , предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами - так называемый «процесс романизации », а эти территории стали называться «Старая Романия ». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию , в связи с её отдаленностью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская , ни в чём не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне , в Испании - иберо-римляне , в Италии - итало-римляне , на Балканах - иллиро-римляне, в Дакии - дако-римляне , в Римской Африке - афро-римляне, в Реции - рето-римляне . Всех их объединяла общая культура - римская, единый язык - народная латынь , принадлежность к одному государству, общие законы, и ещё более консолидировало этносы появление единой религии - христианства .

Трансформация римского народа в современные романские народы

После утраты римлянами государственности римский народ продолжил своё существование под управлением германских королей. Характерной этнической особенностью римлян в этот период была неоднократно отмечаемая историками политическая и военная пассивность, а также интенсивная деятельность на религиозном поприще. Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. , а фактически в 480 г. , после смерти последнего законного императора Юлия Непота , была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германцев, и каждый из романских регионов бывшей империи начал развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Прокопий Кесарийский обозначил Аэция Флавия как «последнего римлянина» - последнего выдающегося римского полководца, прославившегося победами. Последним национальным государством римлян считается

Историки полностью игнорируют существование эллино-ромеев, и продолжают поддерживать лживое догматическое утверждение Карла Великого 794 года о том, что языком римлян была и остаётся латынь, несмотря на то, что источники свидетельствуют о том, что первым языком римлян был древнегреческий.

Эта историческая фальсификация была выдвинута Карлом Великим в 794 году с целью разъединить римлян, порабощённых франко-латинянами, и свободных восточных римлян.

Французский император Людовик II (855-875 гг.) в 871 г. в письме к римскому императору Василию Ι (867-885) полностью поддерживает ложь Карла Великого: «…нам дано управление Римской Империей за нашу правую веру. Греки из-за их ложной веры перестали править римлянами. Они не только покинули город (Рим) и столицу Империи, но и оставили римский народ и даже латинский язык. Они переселились в другую столицу, и теперь у них другая национальность и другой язык».

Давайте сопоставим эти ложные утверждения с исторической реальностью и с процессом, в результате которого Рим завоевал власть над всем цивилизованным миром того времени, говорящем на греческом языке.

Эллино-ромеи появились при объединении всех грекоязычных племён, живших на территории Италии. Аборигены, пришедшие сюда из Ахеи (Греция) задолго до Троянской войны, ассимилировались с остатками пеласгов, живших на территории Италии и почти исчезнувших от неизвестной болезни.

Марк Порций Катон - единственный, кто упоминает в истории племени пеласгов и их объединении с аборигенами, в труде De Origines, позже Дионисий Галикарнасский повторяет его рассказы слово в слово.

Аборигены и пеласги объединились с поселенцами из Трои, и так возникли древние латиняне - жители города Альба Лонга, говорящие на древнегреческом языке.

Часть грекоязычных латинян из Альба Лонга под предводительством Ромула и Рема основали Рим на холмах Палатин и Капитолий. В основании Рима также приняли участие сабиняне с холма Квиринал, которые переселились в Италию из Лаконии (Южная Греция).

Римляне (ромеи) продолжили завоевание и ассимиляцию остальных эллино-латинян и сабинян.

Кельтские племена с Дуная вторглись в северную Италию и подавили этрусков, восставших против Рима. Кельты победили римскую армию и вошли в Рим в 390 г. до н.э. Только холм Капитолий не был завоёван. Там собралась вся римская молодёжь, охраняя все сокровища и священные тексты Рима. Собрав крупную дань, кельты оставили Рим, а римляне завоевали всю северную Италию.

Кроме того, в 218 г. до н.э. римляне завоевали и включили в свою империю Сицилию, Сардинию и Корсику, где проживали эллино-ромеи.

После кельтов, самую большую угрозу для римлян представляли карфагенцы которые под предводительством Ганнибала вторглись в Италию на своих знаменитых слонах вместе со своими союзниками македонцами.

Македонцы победили греческих союзников Рима. Римляне дошли до Испании в попытке разгромить карфагенскую армию, и разрушили Карфаген.

Римская армия пошла в Грецию, чтобы освободить своих союзников от македонцев и, в конце концов, захватила Македонию и присоединила её к Римской Империи.

Рим бросился на помощь своим союзникам галатам и каппадокийцам и освободил их от понтийского царя Митридата VI (121/120-63 гг. до н.э.). Результатом было присоединение к Римской Империи Армении, Ассирии и Месопотамии, так что её границы простирались теперь до берегов Каспийского моря.

Таким образом, Средиземное море стало островком в центре Римской Империи.

Надо подчеркнуть, что эллино-ромеи Италии объединили грекоязычные племена в одну нацию, которая говорила как по-гречески, так и на латинском языках.

Первые римские историки писали по-гречески, а не на латинском. Почему?

Четыре первых римских историка-летописца писали на греческом языке: Квинт Фабий Пиктор, Люций Цинций Алимент, Гай Ацилий и Альбин.

Первым текстом, написанным на архаическом латинском языке был Кодекс двенадцати, написанный в 450 г. до н.э. исключительно для плебеев. А поколения греков продолжали соблюдать свои тайные законы, которые передавались с молоком матери.

Это произошло потому, что римские народные законы создавались аристократами в сотрудничестве с представителями плебеев. Со временем такое большое число плебеев овладело греческим языком, что их представители вошли в правящие органы грекоязычных провинций Римской Империи.

Первые римские историки, писавшие на латыни

Согласно Цицерону, одними из первых римлян, написавших тексты на латыни, были Сабина Клавдий и Аппий Клавдий Слепой, бывший консулом в 307 и 296 гг. до н.э. Он произнёс речь на латыни в Сенате против подписания договора о мире с царём Эпира Пирром.

Первыми римскими историками, писавшими на латыни, были Порций Катон (234-140 г. до н.э.) и Люций Кассий Хемин (ок. 146 г. до н.э.).

На каком же языке разговаривали и писали римляне? Конечно, по-гречески

Всё вышесказанное согласуется с общими принципами римлян. Все римские историки просто повторяли то, что было написано в римских «Священных летописях», от которых не сохранилось ничего.

Хотя, может, что-то и сохранилось, но хранится в тайне, чтобы ложь Карла Великого могла существовать и дальше...

Иоаннис Романидис

Реконструкция показывает, как выглядела часть великого Древнего Рима.

На макете Древнего Рима - остров Тиберина, цирк Массимо и театр Марцелла.

Термы (то есть бани) Каракаллы, некогда состоявшие из огромных залов, в том числе гимнастических и массажных, портиков, фонтанов, садов, библиотеки. Там были бассейны с прохладной, тёплой и горячей водой.

Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к Арке Тита.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла вокруг Средиземного моря. Достаточно взглянуть на карту или на глобус, чтобы понять - место это уникальное. По Средиземному морю довольно просто плавать: берега его очень извилисты, в нём много островов, особенно в восточной части, и расположены они недалеко друг от друга. И корабли бороздили Средиземное море ещё в те времена, когда скорость хода зависела от количества хлеба и пива, съеденного и выпитого гребцами, а парус считался модной новинкой.

Обитатели средиземноморского побережья рано узнали друг друга. Предприимчивые купцы и пираты (обычно это были одни и те же люди) знакомили окрестных варваров с хитроумными выдумками египтян и вавилонян. Это и сложные обряды почитания таинственных богов, и техника изготовления металлического оружия и красивой глиняной посуды, и удивительное искусство записывать человеческую речь.

Две с половиной тысячи лет назад самым развитым народом в Средиземноморье были греки. Они умели делать очень красивые вещи, их купцы торговали по всему побережью, а воины считались почти непобедимыми. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте койнэ («общая»). На нём писали стихи, пьесы и учёные трактаты, письма друзьям и доклады царям. У самых разных народов горожане ходили в гимнасии, смотрели театральные представления на греческом языке, по греческим образцам устраивали соревнования в беге и борьбе, а дворцы и храмы даже незначительных царей и богов украшали греческие статуи.

Но империю греки не создали. Они и не стремились её создавать, как, к примеру, муравьи не стремятся соединять свои уютные жилища в один супермуравейник. Греки привыкли жить небольшими общинами - полисами. Они ощущали себя одним народом, но в первую очередь оставались афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и т. д. Пришельцы могли жить в чужом полисе на протяжении нескольких поколений, но так и не становились его гражданами.

Другое дело Рим. Римляне были отличными организаторами. Они мужественно сражались, не терялись при неудачах и к тому же умели договариваться.

Первоначально на римских холмах селились люди из разных племён, тем не менее они довольно быстро нашли общий язык и превратились в уважаемых патрициев. С более поздними поселенцами - плебеями - патриции долго не хотели делиться властью, но в конце концов договорились и с ними. К тому времени, когда Рим приступил к широкомасштабным завоеваниям, патриции и плебеи уже слились в единый римский народ.

Постепенно в состав этого народа втягивались его соседи - италики. Однако самым крупным источником пополнения римской нации служили чужеземные рабы.

В Греции рабов отпускали на волю только в исключительных случаях; в Риме же это было, скорее, правилом. Получив свободу, бывший раб становился отпущенником - человеком свободным, хотя и не самостоятельным, зависимым от бывшего хозяина. Власть над свободными людьми, с точки зрения римлянина, была гораздо почётнее, чем власть над рабами. Позже этот взгляд унаследовали народы, поселившиеся на развалинах Римской империи. «В моей стране представители власти гордятся, что являются слугами общества; быть его хозяином считалось бы позором», - сказал в XX веке известный английский политик Уинстон Черчилль.

Отпускать рабов на волю было ещё и выгодно: за освобождение господин мог назначить такой выкуп, что на полученные деньги покупал нескольких рабов. Кроме того, римские сенаторы, которым обычай не позволял зарабатывать деньги «низкими» занятиями, через отпущенников покупали торговые корабли и доли в компаниях.

Что касается бывших рабов, то уже их внуки не несли на себе печать рабского происхождения и уравнивались со свободнорождёнными.

Какой отсюда урок?

Проявить себя может только большой народ. Благодаря тому, что римляне не шикали на пришельцев и не кричали «понаехали тут всякие», римский народ в течение нескольких веков оставался достаточно многочисленным, чтобы не только подчинить огромные густонаселённые территории, но и удерживать их в повиновении. Если бы римляне были склонны к разобщению, как греки, никакой Римской империи не было бы и в помине. А значит, не было бы и такой Европы, какую мы видим сегодня, и вообще вся история пошла бы по-другому.

И тем не менее у всякой медали есть две стороны.

Новые граждане усваивали римские обычаи. Но и сами они влияли на коренных римлян, которые постепенно растворялись среди многочисленных чужаков. Потомки отпущенных на волю рабов уже не желали рисковать жизнью, защищая Римскую империю. Это в конце концов и привело её к гибели.

Правда, случилось это спустя несколько столетий. К тому времени римляне оставили в истории такой яркий след, что стереть его уже было невозможно. (476 год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, называемая Византией, просуществовала ещё тысячу лет.)

Цифры и факты

- Население Древнего Рима на пике его могущества составляло миллион человек. Европа вышла на тот же уровень только через 2000 лет: в начале ХХ века миллион жителей насчитывали лишь некоторые европейские города.

Римская империя, по разным оценкам, построила от 1500 до 1800 городов. Для сравнения: в начале ХХ века на территории всей Российской империи их было около 700. Почти все крупные города Европы основали римляне: Париж, Лондон, Будапешт, Вену, Белград, Софию, Милан, Турин, Берн...

14 акведуков длиной от 15 до 80 километров снабжали водой население Древнего Рима. От них вода шла к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод. В Европе подобные сооружения появились более чем через 1000 лет.

Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч километров - это семь с половиной экваторов Земли! Из них только 14 тысяч километров пролегало по самой Италии, а остальные - в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч километров были настоящими магистралями - с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.

Знаменитая римская канализация - Клоака Максима - построена в VII-VI веках до нашей эры и просуществовала 1000 лет. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.

Подробности для любознательных

Дороги Римской империи

Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века. В это трудно поверить, но часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала ХХ века!

Римская дорога - это сложное инженерное сооружение. Сначала рыли траншею глубиной 1 м и забивали в дно дубовые сваи (особенно если грунт был сырой). Края траншеи укрепляли каменными плитами и внутри неё создавали «слоёный пирог» из крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка. Сверху на такую дорожную подушку клали собственно дорожное покрытие - каменные плиты. Не забудьте: всё делали вручную!

По краям римских дорог стояли каменные милевые (верстовые) столбы. Были даже дорожные знаки - высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 км в сутки! Вдоль дорог сея -ли чернобыльник, чтобы путники могли положить его листья в сандалии, если натёрли ноги.

Для римлян не было ничего невозможного. Они строили дороги на горных перевалах и в пустыне. В Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота. До сих пор там сохранились десятки километров римских дорог, по которым может без риска проехать грузовик. А во времена империи это были дороги военного назначения, выдерживавшие тяжёлую военную технику - осадные орудия.