Лексическая тема школьные принадлежности. Логопедическое занятие в подготовительной группе «Школа

Татьяна Филатова
Конспект открытого занятия «Школа. Школьные принадлежности»

Задачи для логопеда

Образовательные : совершенствование навыка слогового анализа слов, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слова, обогатить и активизировать словарь по теме, уточнение глагольного словаря, умение подбирать прилагательные.

Развивающие : развитие навыков словообразования, развитие навыков отгадывания загадок, развитие памяти, мышления, воображения, развитие фонематических представлений, развитие координации движений, общей моторики, ловкости и подвижности.

Воспитательные : формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Задачи для детей :

Уметь выкладывать звуковую схему

Умение делить слова на слоги

Уметь отвечать на вопрос полным предложением

Придумывать предложения с заданным словом

Образовывать имена прилагательные к существительному

Предварительная работа

Рассматривание картинок по теме, разгадывание загадок, беседа о школе , школьных принадлежностях

Словарная работа

Заучивание скороговорки, стихов; подбор родственных слов : школа , школьники , дошкольники , школьница , школьные принадлежности

Используемый материал : мультимедийное оборудование для презентации, игрушка Буратино, школьные принадлежности (портфели, линейка, ручка, ножницы, ластик, карандаш, тетрадь, альбом и т. д., схемы для составления предложения

Ход занятия

(дети проходят и встают полукругом)

Логопед : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся.

Утро доброе начнется

А чтобы произносить все звуки правильно, давайте проговорим скороговорку

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед : ребята, о чем мы сегодня будем говорить, для этого нам нужно разгадать ребус (школа ) (слайд 1)

Дети : Школа .

Логопед правильно. Слайд 2

Давайте выложим звуковую схему слова школа .

Сколько звуков в слове?

Сколько слогов?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Логопед : Ребята, а кто учится в школе ? (школьники )

А как зовут мальчика, который ходит в школу ? (школьник )

А как зовут девочку, которая учится в школе ? (школьница )

Предметы, которые нужны школьнику , как называются? (школьные предметы )

Вы еще не ходите в школу , как вас называют? (дошкольники )

Эти слова похоже друг на друга, как мы их назовем? (родственные)

Давайте мы их повторим еще раз все вместе

Один из сказочных героев очень хотел учиться в школе , а кто это вы узнаете, разгадав загадку.

Это, что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

А зовется. (Буратино)

А теперь давайте поиграем с Буратино в слова наоборот :

Буратино не грустный, а какой? веселый

Он не трусливый, а какой? смелый

Нос у него не короткий, а какой? длинный

Буратино не большой, а какой? маленький

Он не глупый, а какой? умный

Буратино не пластмассовый, а какой? Деревянный

Давайте придумаем предложение со словом Буратино и выложим схему. (выкладывают схему)

Молодцы, а теперь давайте поиграем с Буратино

Буратино потянулся,

раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать –

на носочки надо встать.

Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать .

На столе школьные принадлежности , вам нужно выбрать по одному предмету, разделить на слоги и положить каждый его в портфель.

А как мы назовем эти предметы одним словом (школьные принадлежности )

Ребята мы с вами собрали портфель. Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности ?

Ручкой нужна … (для того чтобы писать)

Карандаш нужен … (для того чтобы чертить, рисовать)

Дневник нужен … (для того чтобы записывать домашнее задание

Ластик нужен … (для того чтобы стирать)

Линейка нужна … чертить прямые линии

Обратите внимание, что у слова ручка многозначное слово, у этого слова несколько значений (дверная, детская часть тела, которой пишут) (слайд 5)

Буратино тоже собрал школьные принадлежности в портфель , но он очень торопился и мог что-то перепутать.

Давайте проверим, всё ли правильно положил Буратино. Посмотрите, нет ли в портфеле лишних предметов.

Слайд6 - 12

Буратино заметил, что все школьные принадлежности сделаны из разных материалов. Давайте внимательно посмотрим и расскажем ему, какие это предметы

(слайд)

Карандаш из дерева (какой) ….

Ножницы из металла (какие) -.

Линейка из пластмассы (какая) -.

Портфель из кожи (какой) -.

Ластик из резины (какой) -.

Тетрадь из бумаги (какая) - …

Посмотрите, у Буратино есть конверт. Посмотрим что там? А здесь загадки для кроссворда. Давайте отгадаем его.

1. Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

2. Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

3. Много делать мы умеем :

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети :

Можем больно наказать! (ножницы)

4. Коль ему работу дашь -

Зря трудился карандаш. (Ластик)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает. (Книга)

Молодцы ребята. Вы были внимательны. За то, что вы справились со всеми заданиями Буратино говорит вам спасибо и хочет наградить вас медалями.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Школа пожарных» План-конспект занятия на тему «Школа пожарных» Задачи: Закрепления представлений у детей о причинах возникновения пожара. Формирование.

«Школьные правила». Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности «Школьные правила» Конспект коррекционно – развивающей работы педагога - психолога по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности.

Тема: Школа дорожной безопасности Цель: Закреплять знание правил дорожного движения. Формировать ответственность за свою безопасность. Формирование.

Итоговая НОД Коммуникация «Школа. Школьные принадлежности» подготовительная группа с ТНР Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» Конспект непосредственно.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ. Тема «Школьные принадлежности». Цель: Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Задачи: Развитие артикуляционной и ручной.

Федорова Ираида Леонидовна
МКОУ« Школа №256 для детей с нарушением зрения»,
дошкольное отделение, 2016 год, подготовительная группа.
Логопедическое занятие по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности».
Цели: Обобщение и систематизация представлений о школе, школьных принадлежностях, их назначении. Обобщение и актуализация словаря по теме. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений). Совершенствование навыка решения кроссвордов, чтения изографов. Совершенствование навыка звуко - слогового анализа слов, анализа предложений. Развитие зрительного и фонематического восприятия, общих речевых навыков. Воспитание активности, самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование: картинки для кроссворда (шмель, кот, окна, лама, аист), набор школьных принадлежностей, четыре рюкзака, фишки для звуко - слогового анализа, картина «В классе», схемы для анализа предложений, картинки «Школьные принадлежности», сигналы, изографы.
Ход занятия.
1.Орг. момент. Сообщение темы занятия.
Чтобы узнать, о чем будем говорить на занятии, решите кроссворд. Рассмотрите картинки, назовите их. Выделите первый звук в названии каждого из этих слов. Составьте слово (школа).
2.Упражнение «Составь звуковую схему слова» (школа).
3.Упражнение «Соберем рюкзаки».
Зачем нужен рюкзак в школе? (ответы детей).
В первый рюкзак необходимо сложить школьные принадлежности, в названиях которых один слог. Во второй рюкзак сложить школьные принадлежности, в названиях которых два слога. В третий – школьные принадлежности, названия которых состоят из трех слогов (дети по очереди берут школьные принадлежности, называют, делят на слоги и раскладывают по рюкзакам).
4. Упражнение «Помоги Пете».
Мы рюкзаки собрали, а мальчик Петя, которого нарисовал художник, растерян, не может найти свои школьные принадлежности, которые раскиданы по комнате. Давайте поможем Пете (дети находят школьные принадлежности и называют их местоположение).
А вы тоже будете хранить свои школьные принадлежности так, как Петя? А как? (ответы детей).
5.Пальчиковая гимнастика «В школу».
В школу осенью пойду
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать,
Быстро правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду!
6.Упражнение «Разноцветные сигналы».
Если услышите в слове звук [р] – поднимите синий сигнал, если услышите звук [р’] – поднимите зеленый сигнал.
Слова: ранец, рюкзак, ручка, портфель, резинка, краски, карандаш, фломастер, парта, букварь, тетрадь.
7.Упражнение «Составь предложение» (по схемам).
Составьте предложения о школе. Поможет вам в этом картина «В классе».
8.Чтение изографов (пенал, парта, глобус).
Что помогло вам узнать предмет? Какие буквы написаны правильно? А какие буквы искажены? (ответы детей).
Зачем в школе парта? Пенал? Глобус?
9.Итог занятия.
Хотите пойти в школу? Почему? (ответы детей).


Приложенные файлы

Конспект логопедического занятия по развитию речи

в подготовительной группе

Тема : « Школа. Школьные принадлежности»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; учить составлять рассказ по картине.

Материал к занятию: кукла Незнайка, предметные и сюжетные картинки, школьные принадлежности – тетрадь, ручка, карандаш,

Индивидуальная работа – составление рассказов по картине.

Структура занятия и методические приемы:

Вводная часть:

    Создать интерес. Сюрпризный момент.

Основная часть:

    Вопросы, беседа, упражнения

    Физкультминутка

    Составление рассказов детьми

    Помощь, поощрение, оценка, анализ.

Заключительная часть:

    Художественное слово

Ход занятия.

Ребята, сядет тот, кто отгадает загадку. Я спрошу только тех, кто будет красиво поднимать руку. Итак, первая загадка: стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретёт. Правильно, это школа!

Следующая загадка: Грамоты не знаю, а весь век пишу. Молодец, Маша, это ручка!

Хоть я и не прачка, друзья, стираю старательно я. (резинка)

Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (портфель)

Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука! Пригодится здесь... (линейка)

На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я -...(пенал)

Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята, Разноцветная... (бумага).

Языка нет, а рассказывает. (книга)

Белый зайчик прыгает по черному полю. (мел)

Человечки сели в ряд, обо всем нам говорят. (буквы)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! (тетрадь)

Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! солнце, реки, горы пляж. Что же это? (карандаш)

Молодцы, ребятки, все отгадали загадки! Итак, начинаем занятие. Сели прямо, красиво! Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Как вы думаете? Правильно, мы сегодня будем говорить о школе! Вы уже большие и скоро пойдете в школу, в первый класс. А я вам предлагаю поиграть в игру «Самый умный первоклассник»!

(Стук в дверь) кто - то к нам стучится, кто бы это мог быть? Давайте, посмотрим! (входит Незнайка)

Здравствуйте, ребята! А вы знаете, как меня зовут?

Здравствуй, Незнайка!

Я приехал к вам из сказочной страны, мои друзья посоветовали приехать к вам за помощью, так как в нашей стране ничего не знают о школе. Вы мне поможете?

Поможем, ребята, Незнайке?

Ну, тогда, Незнайка, задавай свои вопросы! Ребята, Незнайка вам будет задавать вопросы, а вы, чтоб Незнайке было понятно, отвечайте полными ответами! Отвечать будут только те, кто будет поднимать руки! Договорились?

Незнайка: Что такое школа?

Ренат, скажи! А Алеша как думает?

Незнайка: понятно! А зачем дети ходят в школу? Юля, ответь пожалуйста! Арина, а ты как считаешь?

Умницы, правильно!

Как называют детей, которые ходят в школу?

Как должны вести себя в школе ученики?

А как называются книги, по которым учатся ученики?

Назовите профессию человека, который учит детей в школе.

Спасибо, ребята, за такие полные ответы! Вот теперь у меня есть кое – какие знания о школе!

Представляете, мне Знайка подарил кое – какие предметы, а я не знаю, для чего они нужны.

Ребята, расскажем Незнайке, для чего нужны эти предметы? Ну тогда начнем! (показываю карандаш, линейку, ручку, тетрадь, ластик. Дети, отвечают полным ответом, для чего они нужны.)

Молодцы ребятки! Незнайка, тебе нравится, как дети отвечают?

Н: да, очень, мне всё понятно!

В.: а сейчас мы с вами поиграем в игру «один – много». Я вам называю один предмет, а вы называете его в множественном числе со словом много!

Парта- много парт, школа – много школ, школьник – много школьников, учебник – много учебников, и т.д. (ручка, линейка, портфель, карандаш, клей, тетрадь, папка, ученик, ученица, учитель).

А теперь вы эти же слова назовите ласково!

Молодцы, ребятки!

А теперь все встанем, выполним физминутку!

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Садитесь, ребята! Продолжим занятие.

(вношу картину « учитель»)

Кто это?

Где работает?

Что делает?

Что ему нужно для работы?

Каким он должен быть?

А теперь, Незнайка, послушай, как наши дети умеют составлять рассказ про учителя! Кто хочет начать? Арина, попробуй рассказать! (рассказывает.) молодец, Арина! Незнайка, тебе понравился рассказ Эльвины? Да, мне тоже понравилось! Она рассказывала полными предложениями! Кто еще хочет рассказать? (спрашиваю еще 3х детей, анализ после каждого рассказа).

Незнайка, вот наше занятие подошло к концу! тебе понравились наши дети?

Н: да, очень, спасибо, ребятки вам, вы меня сегодня многому научили! Теперь мне тоже хочется скорее в школу! Всё, мне пора скорее бежать, я хочу всем своим друзьям рассказать про школу! До свидания, ребятки!

До свидания, Незнайка!

Ребятки, послушайте стихотворение!

Волнуются мама, и папа, и я,

Весь вечер волнуется наша семья.

Давно всё готово – и форма, и бант.

И чудо-цветы украшают сервант.

А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –

И снова на форме прогладила складки.

А папа забылся совсем от волненья –

Коту, вместо каши, он бухнул варенья.

Я тоже волнуюсь, и даже дрожу,

За мамой и папой весь вечер хожу:

«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.

На часиков шесть или лучше на пять».

Мне мама сказала: «Наивной не будь –

Я думаю, как бы сегодня заснуть!

Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз.

Всё завтра меняется в жизни у нас».

Чем мы сегодня занимались? Алеша, ответь пожалуйста! Кто хочет добавить? А еще что мы делали? А чей рассказ вам больше понравился? Семен, скажи пожалуйста! А почему? А ты как считаешь, Ренат?

Ребята, вы тоже уже совсем скоро будете не просто детьми, а учениками. И сегодня вы занимались как настоящие ученики! И даже сами были учителями для Незнайки! Очень хорошо отвечали на вопросы, отвечали полными предложениями, поднимали руки, составили хороший рассказ про учителя. Все мне очень понравились! Молодцы, ребята!

Швыдкая Татьяна
Конспект логопедического занятия «Школа. Школьные принадлежности»

Конспект логопедического занятия по теме «Школа . Школьные принадлежности »

Цель : закрепить знания детей по теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, владение речью как средством общения.

Коррекционно-образовательные задачи : закрепить знания детей по лексической теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащать словарный запас детей по теме, продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными, правильно изменять форму слова по падежам.

Коррекционно- развивающие задачи : развивать мелкую, общую моторику, память, внимание, речевое дыхание, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные задачи : формировать навык сотрудничества, воспитывать интерес к логопедическим занятиям , умение слушать друг друга, желание активно работать на занятии .

Оборудование : костюм для Буратино, загадки про школьные принадлежности , школьные принадлежности , мяч, презентация, слайды, проектор, картотека «Пальчиковые игры» , мольберты, два портфеля, корзинка, букварь, картотека «Отдохните глазки» , пособие на дыхание.

Предварительная работа : загадывание загадок, рассматривание предметных картинок по теме «Школа . Школьные принадлежности » , игры с пальчиками, игры на развитие лексико-грамматических категорий.

Ход занятия.

Логопед вместе с детьми проходит в зал.

Логопед : ребята, ключ, который открывает замки в душах людей- улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу слева и справа. Улыбнитесь мне, я улыбнусь вам. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и подарите свою улыбку. А теперь присаживайтесь на стулья.

Организационный момент. Психогимнастика.

Логопед : Доброе утро- солнцу и птицам.

Доброе утро- улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера.

Логопед : Ребята, очень скоро в вашей жизни произойдет важное событие- вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Чтобы учиться на отлично в школе , необходима хорошая подготовка : нужно знать буквы, уметь считать.

Стук в дверь.

Логопед : ребята, кто-то еще к нам пришел.

Входит Буратино. В руках у него букварь.

Логопед : ребята, вы узнали кто это?

Дети : мы узнали, это Буратино.

Логопед : Молодцы. Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя. Что же случилось, почему ты пришел к нам?

Буратино : Ребята, я тоже хочу пойти в школу . Мне папа Карло даже букварь подарил, чтобы я учил буквы. Но я не знаю, что еще надо для того, чтобы хорошо учиться. Ребята, помогите мне пожалуйста собраться в школу .

Логопед : Ребята, поможем Буратино собраться в школу .

Ответы детей.

Логопед : присаживайся, Буратино. Ребята, как вы думаете, без чего нельзя обойтись в школе ?

Ответы детей.

Основная часть.

Логопед : правильно, в школе нельзя обойтись без школьных принадлежностей . Но для того, чтобы собрать необходимые принадлежности для Буратино , надо выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать одну школьную принадлежность .

Логопед : первое задание. Внимание на экран.

«Загадки про школьные принадлежности » .(слайд 1)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ручка.) (слайд 2)

Если ты его отточишь

Нарисуешь, все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш.) (слайд 3)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка (тетрадь) (слайд 4)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) (слайд 5)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал) (слайд 6)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома-на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель) (слайд 7)

Логопед : как назвать одним словом пенал, ручку, тетрадь, книгу, портфель?

Ответы детей.

Логопед : молодцы, ребята. Вы правильно справились с первым заданием. Получаете первый предмет –пенал.

Зрительная гимнастика.

Логопед : закрываем мы глаза

Вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А сейчас мы их откроем

Через речку мост построим

Нарисуем букву О

Получается легко.

Вверх поднимем

Вниз опустим

Вправо-влево повернем

Заниматься вновь начнем.

Логопед : теперь мы с вами немного отдохнем. (приглашается Буратино.)

Развитие общей моторики под музыку.

Логопед : присаживайтесь на места.

Следующее задание, которое вам надо выполнить. Внимание на экран. (слайд 8)

Игра «Помоги Растеряшке» .

Логопед : ребята, вы узнали эту девочку?

Ответы детей.

Логопед : правильно, это Растеряшка. Растеряшка всегда все теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу . Все ребята достали учебники, а у нее нет (чего) -…., дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего) -, у всех в пенале ручка, а у нее нет (чего) -…., дети достали карандаши, а нее нет (чего) -…. Как вы думаете, чего еще нет у Растеряшки. (добиваться полных ответов детей.)

Ответы детей.

Логопед : молодцы. Вы справились с заданием, ответили правильно, заработали ручку.

Логопед : чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки помочалю

Плечи нежно разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Раз, два, раз, два,

Отдыхает детвора.

Логопед : молодцы, ребята. Следующее задание. Выходите и становитесь в круг.

Игра с мячом «Сосчитай»

Логопед : растеряшка собрала все школьные принадлежности , но опять растерялась и не знает, как сосчитать школьные принадлежности . Давайте вы поможете посчитать школьные принадлежности . Считаем принадлежности так : один, два, пять.

Одна ручка-две ручки-пять ручек.

Один карандаш- два карандаша- пять карандашей.

Одна тетрадь- две тетради- пять тетрадей.

Один пенал- два пенала- пять пеналов.

Один альбом – два альбома-пять альбомов.

Один мел- два мела- пять мелков.

Одна резинка-две резинки-пять резинок.

Одна линейка-две линейки- пять линеек,

Один учебник-два учебника-пять учебников.

Одна кисточка-две кисточки-пять кисточек.

Один циркуль-два циркуля-пять циркулей

Один портфель-два портфеля- пять портфелей.

Логопед : молодцы, вы правильно справились с заданием. Получаете-линейку. Присаживайтесь на стулья.

Игра «Собери портфель»

Логопед : теперь я предлагаю вам стать настоящими первоклассниками и собрать портфель. Для девочек- красный портфель, для мальчиков- синий портфель. Для этого надо поделить названия школьных принадлежностей на слоги . В красный портфель складываем картинки со школьными принадлежностями , где слова состоят из двух слогов , в синий- картинки, где слова состоят из трёх слогов .

Дети делят слова на слоги : в слове ручка два слога, значит я положу картинку в красный портфель, в слове карандаш три слога, я положу эту картинку в синий портфель.

Логопед хвалит детей за выполненное задание, дети получают школьную принадлежность –карандаш .

А теперь соберем все заработанные вами школьные принадлежности в пенал и подарим Буратино.

Буратино благодарит детей, прощается и уходит.

Итог занятия .

Логопед : о чем мы с вами беседовали? Вспомните и назовите школьные принадлежности ? Кто приходил к нам в гости? В какие игры мы с вами играли?

Логопед : ребята, теперь вы знаете, что необходимо в школе , чтобы учиться на отлично. Вы были активными, дружными, помогли Буратино собрать необходимые принадлежности .

ЦЕЛЬ:
Закреплять:

-навык различения и произношения смешиваемых звуков (близких по
артикуляционным и акустическим признакам) в словах и предложениях; ~
-умение определять позицию звука в слове;

-умение проводить звукослоговой анализ, составлять схемы слов;

-умение составлять из букв слова;

-правильное употребление предлогов;

-понимание и употребление фразеологических оборотов;

-умение составлять предложения с заданными словами;

Развивать:

-внимание, мышление, память, фонематический слух;
Воспитывать: навыки самоконтроля.

Оборудование:

Мольберт, предметные, сюжетные картинки, наборы для звукослогового
анализа, магнитная доска и буквы, карточки со словами, «Поезд»,
игрушечный Мишка, «Лабиринт», ребусы, «Волшебный мешочек».

Методические приемы:

Игровая мотивация, дидактические игры, вопросы, ребусы, анализ.

    Орг. момент.

Дети стоят полукругом.
Л.: Перед тем как начать занятие проверим, умеете ли вы внимательно
слушать и быстро отвечать.
Л.: Подумай, ответь , как это можно назвать:
Весна, лето, осень
Пароход, теплоход, самолет
Масло, хлеб, сыр
Молоток, топор, пила
Свитер, юбка, пальто
Шляпа, панама, кепка
Сковорода, кастрюля, стакан
Сосна, береза, дуб
Л.: Попробуем поиграть по-другому:

Назови три предмета: фрукты, дом. Животные, месяцы, геометрические
фигуры, овощи, обувь, насекомые.
Л.: Молодцы!

Л.: Давайте послушаем, умеете ли вы красиво и правильно говорить.
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори» :
Желтый цыпленок
Железный замочек
Лара играла
Чищу щеткой
Черный волчище
Зеленый ящичек
У Любочки юбочка
Зеленый жук
Горный орел
Белый кролик
Круглое зеркало
Горькое лекарство
Смешная старушка
Страшное происшествие
Л.: Молодцы! Подойдите к своим местам.

Л.: Посмотрите на карточки. Сядет тот, кто правильно изменит слова по
образцу
- 2 тетради, 3 карандаша и т.д.

Л.: Вижу, вы готовы к занятию: правильно сидите, красиво говорите, хорошо
считаете и отвечаете.

Л.: Сегодня на занятии вам пригодятся все знания, которые вы накопили за 2
года

    Основная часть .

Л.: Поиграем в игру «Назови первый и последний звук в своем имени»

Л.: Ребята, а что мы сейчас делали?

Д.: Искали (называли) звуки в своих именах.

Вопросы.

На какие две группы делятся звуки?


Сколько гласных звуков, назови их?
-Почему мы их называем «гласные»?
-Какие звуки мы называем «согласные»? Почему?
-Какие бывают согласные звуки?

Кто назовет согласные звуки, которые всегда твердые?., всегда мягкие?
Л.: Прежде чем вы выполните следующее задание, давайте уточним:
-чем звук отличается от буквы?

Д.: Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Л.: Поиграем в игру «Какое слово задумано?»
-Раз, два, три - карточку возьми и переверни.

Правило игры: нужно назвать картинки, выделить первый звук, обозначить

Какое у тебя получилось слово, а у тебя?

Л.: А теперь составим звуко-слоговую схему этого слова.

    Как мы определяем количество слогов?

    Что такое слог?

Проверяется у каждого ребенка и по ходу задаются вопросы:

    Назови 1-й слог.

    Назови гласные звуки.

    Назови 4-й звук.

    Дай ему характеристику.

Л.: Карандаш, ручка, книга, краски, пластилин.

    Как можно назвать эти предметы?
    Д.: Школьные принадлежности.
    Л.: Молодцы!

Л.: Ребята, я тоже для вас напечатала слова, обозначающие школьные
принадлежности. Но пока несла, они у меня рассыпались. Соберите эти
слова!

Ли - ней - ка
Тет - радь
У - чеб - ник
Пе - нал
Ра - нец

Л.: Прочтите мне слова, в которых 2 слога... 3 слога.
Л.: Молодцы.

(Дополнительное задание. Убираются слова и дети вспоминают и обобщают
эти слова)
3. Физ. минутка.

Мы потрудились, можно немножко отдохнуть.

Л.: Вы будущие школьники и сейчас сделаем зарядку для школьников.
Вот для школьника зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись


Сели - встали, сели - встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Л.: Тихо садимся.
Л.: О чем мы с вами говорили?
Д.: О школьных принадлежностях.

Л.: А где вам пригодятся школьные принадлежности вы узнаете (отгадав

загадку или прочитав слово).

Л.: Правильно. Молодцы.

Л.: Вот я написала это слово, прочтите его.

Л.: Давайте исправим ошибки.

Игра «В школе»

Л.: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили, занимались. Скоро вы
пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

Л.: На какой вопрос отвечают слова - действия?

Л.: Скажите, каким должен быть ученик в школе?

Д.: Аккуратным, добрым, умным, смелым, прилежным, старательным,

внимательным, изобретательным, послушным, трудолюбивым, воспитанным.

Л.: Что вы называли?

Л.: На какой вопрос отвечают слова - признаки?

Л.: Мы с вами называли слова - действия, слова-признаки, а сто еще могут
обозначать слова?
Д.: Слова - предметы.

Л.: На какие вопросы отвечают слова-предметы?
Д.: Кто это? Что это?

Л.: Мы знаем, что слова могут обозначать предметы, действия, признаки.

Л.: Что можно составить из слов?

Д.: Из слов можно составить предложение.

Л.: Правильно, послушайте предложение:

Идти, в, ученики, школа.
Л.: Это предложение?

Д.: Слова в предложении дружат и что-то нам сообщают.
Л.: Давайте составим предложения из слов:

    Урок, учитель, вести.

    Перемена, на, звонок, звенеть.

    Большой, в, спортзал, школа.

    Петь, хор, в, школьный, ученики.

Л.: Назовите правила написания предложений.

1. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.


Л.: А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

      Слова в предложении пишутся раздельно.

      В конце предложения ставим точку.

Л.: Будут ли предложения, которые мы с вами составляли рассказом?
Почему?

Д.: Потому что у рассказа есть название и все предложения связаны одним
смыслом.

Выставляется рассказ «Скоро в школу».

Мы стали большими. Нам уже семь лет. Скоро мы пойдем в школу. Мы
хорошо и быстро читаем. В школе будем хорошо учиться.
Л.: А это рассказ?

    Как название этого рассказа?

    Какими вы стали?

    Сколько вам лет?

    Куда вы скоро пойдете?

    Как вы читаете?

    Как вы будете учиться в школе?

Л.: Подберите из рассказа предложение, подходящее под эту схему.

Л.: Назовите 1-е слово в предложении..., 2-е слово..., 3-е слово?

Л.: Молодцы.

Итог.

Л.: О чем мы говорили на занятии? (о школе, школьных принадлежностях)
Л.: Какие задания выполняли?

(Мы вспомнили, что такое звук, слог, слово, предложение, составляли
схемы слов. Читали рассказ. Играли в игры.)

Л.: Молодцы! Вы очень хорошо читали, красиво сидели и поднимали руку.
Л.: Вы много знаете, умеете и готовы пойти в школу. Я рада поздравить вас.
Л.: Занятие закончено.
Вручение медалей.