«Гремящий»
Вскоре после вступления в строй эсминец «Гремящий» в сентябре 1939 года ушел по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 8 ноября прибыл в Полярный. Во время войны с Финляндией нес дозорную службу и сопровождал транспорт, непосредственно в боевых действиях участия не принимал. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль прошел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии находился в хорошем техническом состоянии.
В ночь на 22 июня 1941 года, в 1.30, по флоту была объявлена оперативная готовность № 1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно перешел из Полярного в губу Ваенга. Здесь на второй день войны он впервые открыл огонь по атаковавшим его немецким самолетам. А 24 июня эсминец вышел в первый боевой поход - правда, непродолжительный: он эскортировал транспорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины августа «Гремящий» базировался в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время он отразил более 20 воздушных атак, 14 июля его зенитчики добились попадания 45-мм снаряда в мотор вражеского бомбардировщика, а на следующий день совместно с береговой батареей сбили фашистский самолет, записав на свой счет первую документально подтвержденную победу.
18 августа «Гремящий» прибыл в Мурманск, где ему усилили зенитное вооружение: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну - на рострах позади дымовой трубы, другую - на юте. Во время этих работ 22 августа корабль подвергся атаке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 - 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дальномера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы пожарной и санитарной магистралей, оборвались антенны и разбились лампы радиоаппаратуры. К счастью, из экипажа никто не пострадал.
Четыре дня спустя эсминец ждало еще одно испытание. Срочно отремонтированный корабль в составе конвоя находился в море, когда поступило сообщение о торпедировании вражеской подлодкой плавбазы ВВС Северного Флота «Мария Ульянова». Теплоход, сопровождаемый эсминцами «Урицкий» и «Куйбышев», находился восточнее о.Кильдин, когда взрывом торпеды ему оторвало корму. «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» устремился к месту трагедии.
С большими трудностями «Урицкому» удалось взять плавбазу на буксир, но их движение было крайне медленным. Этим не преминули воспользоваться немцы. В течение четырех часов наши корабли подвергались почти беспрерывным воздушным атакам. «Гремящий» уклонялся от бомб сложным маневрированием. При этом ему удалось прямым попаданием 45-мм снаряда сбить один «Юнкерс-88», хотя опыта борьбы с пикирующими бомбардировщиками у его моряков тогда практически не было. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получил множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымоаппаратура. Если учесть, что немцы сбросили около полусотни бомб весом от 100 до 250 кг, то можно утверждать, что эсминец еще легко отделался. Плавбазе удалось благополучно дойти до Териберки.
В сентябре «Гремящий» занимался в основном постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце месяца четыре раза выходил для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье. Всего эсминец поставил 194 мины КБ-3 и выпустил свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов. 10 и 11 сентября, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два паравана - вероятно, задев ими грунт.
До конца года «Гремящий», базируясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, многократно выходил на обстрелы вражеских позиций, занимался боевой подготовкой, дважды чистил котлы. Его наиболее примечательная боевая операция - обстрел норвежского порта Варде, осуществленный в ночь с 24 на 25 ноября совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Кения» и 2 эсминца). За 6 минут «Гремящий», следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов. После открытия ответного огня вражескими береговыми батареями наши корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий.
В 1942 году первый боевой поход «Гремящий» (24 - 28 января) сопровождался неприятными инцидентами. Три раза лопались латунные трубки главного холодильника, из-за чего приходилось поочередно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла № 2 вследствие гидравлического удара скопившегося в трубопроводе конденсата произошла авария паровой турбины высокого давления. Поскольку требовалось сохранить 20-узловый ход, ТЗА не останавливали, и она с сильной вибрацией проработала еще 14 часов 10 минут - вплоть до прибытия эсминца в базу. Повреждения турбины оказались серьезными (отклепались от бандажей лопатки трех секций первых трех ступеней, смялись ножи уплотнения диафрагмы, носового и кормового сальников, подплавился кормовой подшипник и т.д.), их устранение при помощи плавучей мастерской № 104 заняло 15 суток.
21 февраля эсминец в течение 3 часов обстреливал неприятельские позиции из губы Ара, израсходовав 121 снаряд главного калибра. А с марта основным занятием «Гремящего» стало сопровождение конвоев.
Походы, как правило, проходили в сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом форсировать несколько полей сплошного льда и в этот же день впервые атаковать вражескую подводную лодку (сброшено 3 глубинные бомбы). 22 марта во время сопровождения конвоя QP -9 эсминец попал в 8-балльный шторм. От ударов волн корпус получил ряд повреждений. В частности, треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута (зазор при качке достигал 3 мм), появилась трещина в котельном кожухе на 75-м шпангоуте, лопнула труба магистрали питьевой воды. Из-за сплошных снежных зарядов транспорты и эскорт потеряли друг друга. 24 марта «Гремящий» вернулся в базу, но через 4 дня вместе с «Сокрушительным» и английским эсминцем «Ориби» вновь вышел в море для встречи очередного конвоя - на сей раз идущего из Англии PQ -13.
29 марта конвой подвергся атаке германских эсминцев, но очень плохая видимость помешала «Гремящему» принять участие в артиллерийском бою, хотя «Сокрушительному» удалось сделать несколько залпов. К вечеру эсминцы оказались в сплошном поле льда.
На следующий день ветер усилился до 7-8 баллов. В 19.16 на Кильдинском плесе, несмотря на отвратительную погоду, сигнальщик с «Гремящего» старшина 1-й статьи Н.И.Фокеев на дальности около 10 кбт обнаружил подводную лодку, караулившую конвой у входа в Кольский залив. Эсминец на скорости 20 узлов устремился навстречу неприятелю и сбросил в районе погрузившейся субмарины 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В момент атаки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт, а под тяжестью огромной массы воды прогнулись пиллерсы полубака. Тем не менее бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны по немецким документам удалось установить, что погибшей подлодкой была U -585.
С 10 по 13 апреля «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями эскортировал конвой QP -10. 11 апреля в 14.15 транспорты были атакованы самолетами «люфтваффе». При выходе из пике один из «юнкерсов» был сбит прямым попаданием 45-мм снаряда с «Гремящего». А через полтора часа, во время второго воздушного налета, зенитчики эсминца записали на свой счет еще один Ю-88. Всего за день по фашистским бомбардировщикам ими было выпущено 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм пуль.
Почти весь апрель «Гремящий» находился в море. 16 и 17 апреля он дважды безуспешно атаковывал немецкие подводные лодки (сброшено 7 глубинных бомб). 30 апреля эсминец вместе с «Сокрушительным» вступили в охранение английского крейсера «Эдинбург», торпедированного германской субмариной U -456. Однако нехватка топлива (вот где сказалась недостаточная дальность плавания!) заставила советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. Когда на следующий день «Гремящий» вновь вышел на помощь крейсеру, было уже поздно: «Эдинбург» добили эсминцы «кригсмарине». «Гремящий» вернулся в Ваенгу, но 4 мая вновь вышел в море для встречи конвоя PQ -15. В тот же день он атаковал немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб (10 Б-1 и 9 М-1). С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но... после войны факт гибели лодки не подтвердился.
7 мая «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны. Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 снарядов главного калибра.
С 9 мая по 27 июня 1942 года «Гремящий» прошел текущий ремонт, выполненный силами плавучей мастерской № 104. В ходе ремонта 15 июня 45-мм полуавтоматические пушки заменили 37-мм автоматическими, а на кормовой надстройке дополнительно установили два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.
Несмотря на ремонтные работы, кораблю почти ежедневно приходилось отражать воздушные атаки. За это время зенитчики эсминца сбили три Ю-87 и столько же повредили, причем 1 июня в один из «юнкерсов» прямой наводкой угодил 76-мм снаряд, на бомбардировщике сдетонировал еще неиспользованный боекомплект, мгновенно уничтожив его. Кстати, тогда же наши моряки впервые попытались применить для противовоздушной обороны 130-мм пушки Б-13.
С конца июня «Гремящий» снова приступил к охране конвоев. В ночь на 10 июля он вместе с «Сокрушительным» и «Грозным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ -17, был атакован четырьмя бомбардировщиками Ю-88. Два из них выбрали своей жертвой «Гремящий» - 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гирокомпас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу. Вечером того же дня он вернулся в Ваенгу.
В течение двух недель «Гремящий», стоя на якоре на рейде Ваенги, отражал почти ежедневные налеты самолетов «люфтваффе». 23 августа один из пулеметчиков эсминца в пылу боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.
С 25 по 28 августа «Гремящий» конвоировал до Новой Земли транспорт «Диксон», а по возвращении до середины сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики эсминца вместе с береговыми батареями внезапно открыли огонь по большой группе бомбардировщиков, летевших в сопровождении истребителей на Мурманск, и сбили 3 «юнкерса». Разъяренные немцы сбросили на эсминец 12 бомб, но все они разорвались не ближе чем в 50 м от корабля и никакого вреда не причинили.
Но, пожалуй, наиболее успешно проявил себя экипаж эсминца две недели спустя в открытом море, во время конвоирования каравана PQ -18. 18 сентября в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить атаку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6-10 м). Наблюдатели с «Гремящего» - краснофлотцы Листенев и Лужков своевременно обнаружили противника. Вот тут-то 130-мм пушки «Гремящего» показали себя прекрасным зенитным оружием! Корабли эскорта открыли огонь из орудий всех калибров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Хе-111, 19 Ю-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW -200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 - «Гремящим». При этом конвой потерял лишь один транспорт - сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 139-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.
Не пострадав во время боя, «Гремящий» на следующий день попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреждений (лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке и т.д.). 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибыл в Архангельск, а через два дня ушел в Полярный. 14 октября под флагом командующего флотом адмирала А.Г.Головко он выходил в море встречать прибывшие с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный».
21 октября «Гремящий» опять попал в шторм и вновь потерял обе носовые вьюшки (включая только что установленную), а также кормовой кранец с боезапасом. В следующем походе эсминцу досталось еще больше. 30 октября разыгрался 7-балльный шторм со сплошными снежными зарядами, к вечеру усилившийся еще больше. Крен «Гремящего» при качке достигал 52°. Затем начались неприятности: в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать, что в условиях жестокого шторма было очень непросто. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
С ноября 1942 года «Гремящий» находился в Ваенге и Мурманске. Экипаж чистил котлы, занимался боевой подготовкой и нес службу ПВО. 16 января 1943 года корабль поставили на ремонт на Северной судостроительной верфи в Мурманске. 2 марта эскадренный миноносец «Гремящий» был удостоен гвардейского звания - как говорилось в приказе, «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава».
За время ремонта, продолжавшегося до 29 апреля, эсминец десять раз отражал воздушные атаки. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Ме-109, а неделю спустя, 17-го, - еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
В мае - июне «Гремящий» участвовал в семи боевых походах, главным образом это было эскортирование конвоев. 19 июня эсминец успешно отразил атаку «волчьей стаи» немецких подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 130-мм ныряющих снарядов.
Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько сотен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.
В дальнейшем «Гремящий» использовался в основном для эскортирования союзных и внутренних конвоев. Исключение составляли две набеговые операции, осуществленные в 1944 году. Вечером 9 октября эсминец вместе с «Громким» прибыли в Мотовский запив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
В ночь на 26 октября «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А.Фокина) участвовал в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно, по данным РЛС. Всего было выпущено 597 снарядов (со всех кораблей), но после того как начали отвечать береговые батареи врага, отряд советских кораблей поспешил уйти. Эффект обстрела оказался невелик: известно лишь о повреждениях одного находившегося в порту дрифтербота и трех причалов.
Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный непрерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на капитальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.
Всего за годы войны самая знаменитая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и походах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 самолетов противника, потопила одну подводную лодку, обеспечивала переходы 63 конвоев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Турин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза), капитан-лейтенант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (до 16.7.1944и с 14.1.1945, временно исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945).
Заложенный 23 июля 1936 года эскадренный миноносец «Гремящий» через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев под командованием А.И. Гурина в паре с эскадренным миноносцем «Сокрушительный» по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.
«В Заполярье наступала весна. Солнце, зимой даже не показывавшееся из-за горизонта, стало все дольше задерживаться на небе. Но по-прежнему часто бесновались бураны и штормы. Измученные, измотанные возвращались из походов моряки. А плавать приходилось очень много: каждый раз по нескольку суток, за которые на счетчике лага прибавлялось пять, а то и семь тысяч миль.
После одного из таких походов «Гремящий» возвратился в Ваенгу и встал у причала. Жизнь потекла по нормальному суточному распорядку. Самолеты противника теперь беспокоили нас меньше. На флоте прибавилось авиации. Появились новые типы скоростных советских самолетов.
Рабочий день заканчивался. На юте состоялась вечерняя поверка. Командиры подразделений объявили план боевой подготовки на следующий день. Команду распустили на отдых. Многие успели уже лечь в койки. Дневальные кубриков включили ночное освещение. Но никто не спал, ждали передачи последних известий. Газеты в то время на корабли поступали нерегулярно, поэтому радио для нас было основным источником информации.
Моряки с нетерпением ждали новостей с фронтов. К этому времени наша армия непрерывно наращивала силу ударов по врагу.
«За отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава удостоить гвардейского звания эскадренный миноносец «Гремящий» Северного флота».
В кубриках тишины как не бывало. Точно шквалом ветра сдуло матросов с коек.
С новым заместителем по политчасти капитан-лейтенантом П.И. Белоусовым обходим помещения, поздравляем людей с радостным событием.
Наш корабль первым из эскадренных миноносцев Северного флота удостоился высокого звания гвардейского.
Утром моряки собрались на юте. Митинг открывает П.И. Белоусов. Когда я после этого зачитываю приказ о присвоении кораблю гвардейского звания, громкое «ура» долго не смолкает над заливом. Выступавшие на митинге матросы, старшины и офицеры благодарили партию и правительство за высокую честь и доверие, говорили об ответственности, которую возлагает на экипаж почетное звание.
На состоявшемся в этот же день партийном собрании парторг корабля Лебедев предупредил коммунистов, что нужно еще больше работать с людьми. В тот день в ряды партии было принято еще несколько лучших моряков.
Наша партийная организация непрестанно пополняла свои ряды. Коммунисты были тем костяком, который цементировал, сплачивал коллектив. К чести партийной организации корабля, все ее члены были примером в бою и труде. В укреплении партийной организации большую роль сыграл Лебедев. До Отечественной войны он был парторгом одного из крупных заводов в Ленинграде. Человек с большим опытом, он быстро освоился с новой для него работой. Наш парторг хорошо знал людей, глубоко изучил он и сложную корабельную технику. Большую часть времени он находился на боевых постах. В бою всегда оказывался там, где всего труднее. Моряки уважали его, прислушивались к каждому его слову.
Вскоре настал торжественный для «Гремящего» день. Моряки построились по большому сбору. На матросских бескозырках развеваются на легком ветру новые черно-желтые гвардейские ленточки. Член Военного совета флота вице-адмирал А. А. Николаев вручает мне прикрепленное к древку гвардейское Знамя. Это родной наш советский Военно-морской флаг с алыми звездой и серпом и молотом. Только над голубой, как море, каймой внизу полотнища теперь появились черные и желтые полосы гвардейской ленты. Высоко подняв гвардейское Знамя, я медленно обхожу строй. Лица матросов сияют гордостью. А затем моряки преклоняют колена и вслед за мной громко повторяют слова гвардейской клятвы. Мы клянемся Родине еще сильнее бить врага, не жалеть жизни во имя победы.
«Жизнью своей клянемся никогда не отступать перед врагом. Мы готовы принять смерть, но не запятнать честь гвардейского Знамени... За счастье и свободу наших отцов и матерей, жен и детей мы, гвардейцы эскадренного миноносца «Гремящий», пойдем вперед и только вперед, до полного уничтожения врага!»
Под звуки гимна гвардейское Знамя взмывает на кормовом флагштоке «Гремящего».
А спустя несколько часов эскадренный миноносец был уже в море. В Архангельске мы приняли четыре транспорта, направлявшиеся в Мурманск. «Гремящий» вычерчивал зигзаг, прикрывая караван с моря».
В истории полигона есть страницы, которые немногие авторы, рассказывавшие об истории Центрального полигона, по неясной причине делали весьма короткими. Это рассказ об участии в испытания кораблей и экипажей Краснознаменного Северного флота и Беломорской флотилии. Поэтому, в дополнении к циклу статей, хотелось бы привести весьма интересные воспоминания еще двух новоземельцев.
Они были опубликованы в 1999 году в сборнике "Частицы отданной жизни", вышедшем в издательстве "ИздАТ". Верится, что их рассказы, как и иные не менее интересные материалы этого сборника, заинтересуют новое поколение российских военных моряков, а также всех тех, кого интересует история Военно-Морского Флота России. К сожалению, за прошедшие 10 лет этот сборник увидели лишь немногие: только те, кто некогда служил на Новой Земле.
Но благодаря, подборке материалов, посвященных 55-летию одного из самых уникальных соединений ВС РФ, подготовленных и любезно предоставленных редакции журнала "Морской Сборник" вице-адмиралом В.Ярыгиным, сегодня мы можем рассказать и об этой незаслуженно обойденной странице истории Новоземельского полигона и о тех североморцах, о которых столь же незаслуженно забыли. А ведь без их участия испытания на Испытательном полигоне просто бы не состоялись. Это статья последнего командира гвардейского эскадренного миноносца "Гремящий" капитана 1 ранга в отставке А.Алферова и последнего командира БЧ-5 того же эсминца инженер-капитана 2 ранга в отставке М.Берковича. И, хотя, материал, названный авторами "Последние мили эсминца "Гремящий"" несколько сокращен, но сохраняется в том виде, как был опубликован в сборнике:
Окончание ремонта (ЭМ "Гремящий" - авт.) планировалось завершить в 1955 году. Однако в октябре 1954 года пришел приказ срочно свернуть ремонт и к декабрю 1954 года подготовить корабль к переходу в г. Северодвинск. Ремонт был завершен кое-как: не закончен ремонт главных масляных цистерн, плохо выполнена термоизоляция главных турбин. Положение на корабле осложнялось тем, что в 1954 году одновременно были демобилизованы матросы и старшины 1949 и 1950 годов призыва, и на смену им пришли молодые матросы из учебного отряда. Подготовка корабля к переходу проходила под контролем Штаба СФ. В середине декабря 1954 года гвардейский ЭМ "Гремящий" под командованием гвардии капитана 2 ранга Леонида Ивановича Чугунова в паре с ЭМ "Куйбышев" под командованием капитана 3 ранга Брагина вышли с рейда базы Североморск в Северодвинск. На переходе, из-за неисправности системы смазки валопривода, мы вынуждены были остановить вторую машину и далее двигались под одной первой машиной. Для уменьшения сопротивления движению корабля отсоединили вторую валолинию и установили ее на свободное вращение с упором на вспомогательный упорный подшипник. Это произошло примерно в районе Гремихи. Скорость хода уменьшили с 18 до 14 узлов. Температура в машинном отделении была более 60o. Вахту машинистам стоять было очень трудно. Смена вахты производилась каждый час. Питьевые бачки постоянно пополнялись подкисленной водой. Матросы и старшины были проинструктированы, как себя вести. Нес-мотря на принятые меры, у матроса Пашкевича произошло обезвоживание организма, и, только благодаря своевременной помощи корабельного врача, худшего не произошло. До Североморска добирались двое суток.
В 1955 году ЭМ "Гремящий" прошел ремонт, включая докование, на Северном машиностроительном предприятии (СМП). III-е котельное отделение и вспомогательные механизмы 1 машинного отделения были подготовлены к автономной работе без обслуживающего персонала, для чего в III-м котельном отделении была смонтирована соответствующая автоматика. Для дистанционной остановки III-го главного котла предусматривалось по радиосигналу срабатывание быстрозапорного клапана нефтяного насоса. К августу 1955 года ЭМ "Гремящий" был готов к выполнению специального задания.
В 1955 году была образована 241 бригада опытных кораблей (БОК) под командованием капитана 1 ранга Петра Акинфиевича Бертяшкина. В состав бригады вошли гвардейский ЭМ "Гремящий", ЭМ "Разъяренный" и многие другие надводные корабли и подводные лодки. ЭМ "Разъяренный" под командованием капитана 2 ранга Анри Викторовича Петерсона привлекался под флагом командующего Беломорской флотилией для доставки и охранения перевозок спецгрузов на Новую Землю. В сентябре 1955 года ЭМ "Гремящий" в составе 241 БОК перешел из Северодвинска в зону А (Новоземельского полигона -авт.). Началась подготовка к испытаниям.
ЭМ "Гремящий" был установлен на бочку согласно предусмотренной дислокации на морской акватории зоны А. На корабле была смонтирована регистрирующая аппаратура. В 1-ом машинном отделении были размещены животные. На верхней палубе разместили разного рода продовольствие и шкиперское имущество. Личный состав подготовил первое машинное отделение и третье котельное к работе в автономном режиме. На верхней палубе корабля был задействован макет системы водяной защиты (СВЗ). В сентябре 1955 года в день "Ч" мы ввели в действие 3-е котельное отделение и вспомогательные механизмы 1-го машинного отделения. Все люки и горловины корабля, кроме вентиляционных шахт 1 -го машинного и Ш-го котельного отделений, были задраены наглухо. Весь личный состав был эвакуирован с корабля и размещен в палатках на "Высоте" зоны А в 15 километрах от эпицентра взрыва. На следующий день после подводного атомного взрыва личный состав был возвращен на корабль. Видимых повреждений не было обнаружено, на верхней палубе отмечалось радиоактивное заражение. Но это было мнимое благополучие. Все животные, размещенные в 1-ом машинном отделении, погибли (думаю из-за высокой температуры в машинном отделении).
Аварийные команды произвели дезактивацию верхней палубы и надстроек. Участок палубы, защищенный пленкой воды (макет СВЗ), оказался чище относительно других мест. Началась подготовка корабля к переходу в Северодвинск. Личный состав проверял и готовил к переходу электромеханическую боевую часть и корабельные системы.
В конце октября 1955 года гвардейский эсминец "Гремящий" и эсминец "Куйбышев" вышли из зоны А в Северодвинск. Вот здесь и выявились невидимые повреждения. В результате воздействия ударной волны была нарушена плотность клепаного корпуса корабля, а в море эта неплотность еще увеличилась, и забортная вода начала просачиваться в нефтяные цистерны, что обнаружилось уже во время перехода. Вначале из-за обводненного мазута остановились первый и второй главные котлы, а затем и третий главный котел. Корабль остался без хода и лег в дрейф. Запустили аварийный дизель-генератор. Произошло это в районе мыса Канин Нос и острова Колгуев. Командир ЭМ "Гремящий" запросил у командира ЭМ "Куйбышев" 150-200 тонн мазута и получил согласие. С помощью электроперекачивающего насоса откачали воду из нефтяных цистерн под котлами. ЭМ "Куйбышев" пришвартовался к нашему борту и передал нам около 200 тонн мазута. Мы ввели в действие энергетическую установку и дали ход. Однако вскоре корабельный химик старшина 2 статьи Лень доложил мне о повышении солености воды в правом теплом ящике. Я приказал включить работу энергоустановки поэшелонно и доложил о случившемся командиру корабля. Мы остановили первую главную машину, сдренировали воду из правого теплого ящика. После вскрытия горловины теплого ящика при осмотре обнаружили разрыв обшивки борта площадью около 0,5 м2, примерно на уровне ватерлинии. Разрыв возник при перекачке мазута с ЭМ "Куйбышев", который верхней кромкой своего борта поддел привальный брус ЭМ "Гремящий" и надорвал борт корабля в районе теплого ящика. По приказу командира остановили вторую машину, и корабль вновь лег в дрейф. Перекачкой жидких грузов создали крен на левый борт, чтобы разрыв остался над водой. Когда температура в теплом ящике понизилась градусов до сорока, старшина котельной группы старшина 1 статьи Николай Прокопенко, влез в теплый ящик и приварил, предварительно подогнанную по месту "заплату", что обеспечило в дальнейшем нормальную работу энергоустановки и наше возвращение в Северодвинск.
В течение 1956 года и первой половины 1957 года ЭМ "Гремящий" находился у причалов небольшого судоремонтного завода "Звездочка" в отдалении от города Северодвинска на острове Ягры.
Несколько слов о бригаде опытных кораблей (в новом составе -авт.). Она была создана специально для обеспечения ядерных испытаний на Новой Земле. Информация о БОК почти отсутствовала, так как она базировалась в отдалении от Североморска. Личный состав проходил проверку на политическую надежность и давал подписку о неразглашении вопросов подготовки и проведения испытаний.
Основу бригады составляли отслужившие свой срок корабли, переведенные в разряд опытовых судов "ОС". Это ЭМ "Гремящий", "Разъяренный", "Грозный" (командиры А.И.Алферов, А.В.Петерсон, Ф.И.Попов). В ее состав также входили БТЩ "Павлин Виноградов", "Ульянцев" (командиры В.И.Воеводин, Г.А.Метц), БТЩ-19 (командиры В.Н.Ручко, С.Н.Кулигин) и ПЛ: С-19, С-20, С-81, С-84, Б-9, Б-20 (командиры И.В.Паргомон, Н.И.Петров, Г.С.Маж-ный, А.И.Евдокимов, И.С.Лучинский, А.Н.Степанов). На период испытаний с 30 июня по 21 октября 1957 года 241 БОК находилась в оперативном подчинении командира Новоземельского полигона.
Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий" был переименован в ОС-5. В составе 241 БОК ОС-5 пере-шел из Северодвинска в зону А.
В губе Черной каждому кораблю определили место якорной стоянки. ЭМ "Гремящий" стоял на бочках. С но-са и кормы корабля, кроме мощных тросов, были дополнительно заведены якорные цепи. ПЛ С-19 перед взрывом легла на грунт. Ее покладка и всплытие проводились без экипажа техническими средствами. Остальные лодки находились в надводном положении. После расстановки кораблей перешли к выполнению основной нашей задачи - подготовке кораблей к их испытанию поражающими факторами ядерного взрыва.
По плану - первый взрыв наземный (приводной), второй - подводный. Жизнь экипажа уже на первом этапе показала, что трудностей для выполнения задач, поставленных учением, куда больше, чем предполагалось раньше. Рейд не оборудован для обеспечения нормальной жизнедеятельности корабля. Экипаж "Гремящего" состоял из 5 офицеров и 80 старшин и матросов.
В подготовке корабля к ядерному взрыву принимала участие большая группа ученых и специалистов различ-ных профессий. У каждого были какие-то свои требования. Объем работ был настолько велик, что не хватало дня, несмотря на то, что полярный день длился 24 часа. Люди работали на пределе своих возможностей. Специалисты трудились над установкой и настройкой своей техники, приборов, датчиков, систем. Медики по всему кораблю распределяли животных.
По завершении основных работ всех перевели жить на берег в армейские палатки. Палаточный городок на-ходился на значительном расстоянии. Палатки именовались по названиям кораблей. Жизнь в палатках увеличила и без того немалые трудности по поддержанию необходимой готовности и живучести корабля.
Наконец, наступил тревожный, но долгожданный день ядерного взрыва. Место взрыва было выбрано на прибрежной полосе. На фоне береговой черты, безобидно просматривались черно-серая высокая башня, похожая на маяк. В ней размещалось "изделие". В целях безопасности людей вывели из палаточного городка и укрыли за сопку. Каждый был одет в химкомп-лект, имел противогаз и респиратор, затемненные стекла. Радиационный контроль осуществлялся службой полигона. Расстановка на первый взрыв была такой, чтобы корабли остались на плаву для второго взрыва. И вот прогремел взрыв. Аварийная партия, получившая индивидуальные дозиметры - "карандаши", отправляется на корабль. Вид и состояние корабля после взрыва был угнетающим: обгорелые борта и надстройки, снесенные легкие конструкции на верхней палубе, деформированный борт, участки палубы, повреждены двери и люки, труба главных котлов, полуживые и по-гибшие животные и зверюшки. Приступаем к дезактивации и ремонтно-восстановительным работам по обес-печению живучести корабля. Запустили в действие часть механизмов. Люди работали в химкомплектах по 6-7 ча-сов без приема пищи. Из-за радиационной обстановки принимать пищу на корабле было запрещено. Все пони-мали, что срок второго испытания зависит от окончания подготовки кораблей и научных подразделений к новому взрыву. В плане научных исследований "Гремящий" нес наибольшую нагрузку, так как был наиболее осна-щенным объектом. Готовимся к основному подводному атомному взрыву. И вот произведен взрыв.
Корабли на фоне огромной "водяной горы" казались крохотными коробочками. Водяной гигант поднялся, а затем стал медленно оседать, и все скрылось в тумане базисной волны. Когда видимость улучшилась, перед ззором предстала драматическая картина.
Рейд был почти пустым. Затонули ЭМ "Грозный", "Разъяренный", ПЛ С-84, С-20, Б-20, тральщик Т-218 и все мелкие суда и баржи. ЭМ "Гремящий" остался на плаву, но было видно, что он тонет. Корабль дымил и стоял с креном. В целях спасения научных данных, находившихся на нашем эсминце, на корабль высадились: командир корабля А.И.Алферов, помощник командира корабля С.А.Бакулин, заместитель командира по политчасти П.Ф.Парий, корабельный врач П.А.Доронов и 30 человек старшин и матросов во главе с командиром БЧ-5.
ОС-5 имел сильный крен, около 23 -радусов, на левый борт и дифферент на нос. Левый борт был почти у среза воды. На палубе местами была наледь. Судно медленно погружалось.
После осмотра помещений выяснилось, что часть носовых отсеков затоплены. Наполовину затопленными оказались второе машинное отделение и второе котельное отделение, куда вода продолжала прибывать. Запустить мотопомпу в первом машинном отделении нам не удалось. Аварийные партии оставались на судне, пока оно не оказалось на мели у восточного берега губы Черной. Материалы результатов испытаний были спасены и сняты соответствующими службами вместе с регистрирующей аппаратурой. После этого нас доставили на западный берег, а оттуда на пункт санитарно-химической обработки, где мы прошли санитарно-дезактивационную обработку и дозиметрический контроль".
За испытания на Новой Земле все офицеры "Гремящего" Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденом Красной Звезды, старшинский состав и матросы медалями Ушакова и Нахимова.
Публикацию подготовил капитан 1 ранга С.КОВАЛЕВ
"Морской сборник" 2009 г. №12
В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.
Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?
Эсминец - вспомогательный боевой корабль
Как корабль назовешь, так он и поплывет
Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.
Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.
После победы
В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.
Технические параметры эсминца «Гремящий»
Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.
Итог обзора
По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.
Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.
)Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.
Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)
7.
"
Боевой
"
Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).
"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино,
02.07.2011
(фото от
пытливый808
с
forums
.
airbase
.
ru
)
По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).
8. " Гремящий " (б/н 404 )
Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.
28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).
Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск,
10.07.2014
(фрагмент фото
Кай-8
с fotki.yandex.ru,
3250
пикс.)
9. " Гремящий " (б/н 406 )
Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .
По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).
Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).
10. " Расторопный "
Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.
"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт,
16.09.2014
(фото Алексея Акентьева
vs
kuleshovoleg
,
2560
пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении
В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).
По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).
Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).
Другие фото: