Нужны специальные налоговые режимы. Что относится к специальным налоговым режимам

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве - это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Малый бизнес по праву считается основой экономики государства – именно его регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса. Частные предприниматели с малым оборотом денежных средств составляют костяк целых отраслей деятельности (торговли, услуг, производства ряда товаров и так далее).

Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях.

Даже небольшая смена курса властей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей . Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения – альтернативной схемы уплаты отчислений в казну.

Определение и понятие

Впервые это понятие на законодательном уровне было закреплено еще в далеком 1995 году, когда был принят соответствующий Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса.

Этот документ не только дал возможность уплачивать налоги по упрощенной схеме, но и обойтись без большинства формальностей в бухгалтерском учете, которые также снижали привлекательность малого предпринимательства как сферы получения дохода.

Но с того времени реалии рынка сильно изменились и законодательство нуждалось в серьезной модификации и расширении разновидностей специальных режимов налогообложения. Обширный список изменений был принят в 2013 году и вместо одной схемы предприниматели получили почти полдесятка.

По факту, именно с этого документа начинается повсеместное использование специальных режимов уплаты налогов.

Физические лица, как и частные предприниматели, по умолчанию уплачивают сразу четыре вида налогов :

  1. Налог на доходы физических лиц , также известный как . Взимается при получении дохода от деятельности, заработной платы, сделки купли-продажи или аренды имущества (например, недвижимости).
  2. Земельный налог . В случае, если в списке собственности числится земельный участок, вы платите за него взносы в налоговую службу, пропорционально его оценочной стоимости. Это касается как неиспользуемой территории, так и такой, которая используется для любого рода предпринимательской деятельности.
  3. Налог на имущество физических лиц . Также является разновидностью обложения лиц с собственностью, но для осуществления отчислений по этой статье необходимо владеть недвижимым имуществом. К слову, предназначение объекта не играет роли: подлежит уплате налог как на жилые помещения (дача, частный дом, квартира), так и на нежилые (гараж и т.п.).
  4. Транспортный налог . Оплачивается собственниками автомобиля, автобуса, спецтехники.

Помимо этого, в случае в качестве индивидуального предпринимателя, появляется необходимость пополнять казну государства с собственных доходов от деятельности. Характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

Субъекты

В зависимости от категории физического лица, которая определяется видом его деятельности, в качестве субъекта специального налогового режима может выступать:

  1. Инвестор , который выполняет условия сделки по разделу товаров (применяется льготное обложение налогом).
  2. Индивидуальные предприниматели , которые соответствуют ряду критериев, прописанных в налоговом кодексе (по патентной системе).
  3. Определенные региональным законодательством виды бизнеса (для Единого налога на вмененный доход) при наличии соответствующего нормативно-правового акта для данного вида деятельности.
  4. Для юридических лиц , имеющих годовой оборот средств в компании менее 150 миллионов рублей, используется упрощенная система налогообложения (сокр. ). Также необходимо, чтобы число постоянных сотрудников компании в отдельно взятый отчетный период не превышало 100 человек.
  5. Производители сельскохозяйственной продукции (на основании законов, регламентирующих – единый налог для данного вида предпринимательской деятельности).

Сразу под несколько схем может подходить ведение бизнеса фермерами и рядом инвестиционных компаний. Также на выбор несколько вариантов уплаты налогов предлагается компаниям, имеющим причастность к освоению или переработке полезных ископаемых ресурсов.

Виды специального налогообложения

В целом, специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, имеют ряд единых специфических особенностей :

  • четкие ограничения по сфере деятельности;
  • лимит по совокупному объему дохода или таковому от каждого вида деятельности;
  • использование лишь для индивидуальных предпринимателей (с численностью работников не более 15) или небольших компаний (менее 100 сотрудников);
  • невозможность совмещения специальных налоговых режимов друг с другом;
  • существенная зависимость ставок и условий от регионального налогового законодательства;
  • возможность выбора между обложением дохода либо чистой прибыли (разницы дохода и расхода).

УСН

УСН (упрощенная система налогообложения) является наиболее распространенным специальным режимом из используемых в малой предпринимательской деятельности. Он может использоваться лишь в том случае, если за подотчетный период компания соответствует таким критериям :

  1. Не более 150 миллионов рублей дохода за календарный год.
  2. Остаточная суммарная цена всех активов компании – менее 100 (ранее – 150) миллионов рублей.
  3. Количество сотрудников компании – не более 100.

Также существует ряд второстепенных требований , которые прописаны в налоговом законодательстве и обязательны к исполнению. К примеру, бизнес не может облагаться по упрощенной системе, если более четвертью активов компании владеет другое юридическое лицо. Невозможно применение УСН и для юридических лиц, которые частично или полностью спонсируются государственным или муниципальным бюджетом.

Достаточно жестко законодатель ограничивает и сферы деятельности предпринимателей, желающих применять упрощенную систему налогообложения. Ни при каких условиях на нее не могут претендовать компании, основной доход которых получается за счет :

  • банковских операций;
  • инвестирования в другие компании;
  • страхования;
  • изготовления товаров, которые являются подакцизными;
  • недропользователи;
  • представители игорного бизнеса.

Если юридическое лицо имеет хотя бы один филиал – использование УСН для него законодатель также не предусматривает. Также нельзя использовать упрощенную систему налогообложения в сочетании с другими его формами. При эксплуатации УСН предприниматель полностью освобождается от выплат НДС, налогов на имущество и прибыль для юридических лиц.

Переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь в том случае, если компания подает все подтверждающие соответствие заявленным критериям документы до конца календарного года. В случае одобрения со стороны муниципального (или регионального) отдела ФНС обложение по УСН происходит уже с первого дня нового года.

Законодатель не накладывает ограничений на длительность ведения предпринимательской деятельности – с «упрощенкой» юридическое лицо может работать уже с первого дня своего существования. Важно лишь подать документы в течении месяца после получения пакета учредительных документов, иначе придется дожидаться конца года и оплачивать налоги по общей ставке.

При подаче заявки можно выбрать, какой именно финансовый показатель будет использован для расчета отчислений в ФНС. Для первого варианта (доход) применяется ставка в 6% , второй же (разница доходов и расходов) предусматривает уже 15% .

Для обоих сценариев подотчетный период составляет календарный год . Ряд особенностей и льгот могут изменяться от региона к региону – вышеупомянутый федеральный закон оставляет право вносить изменения в соответствующие пункты.

Особого внимания заслуживает тот факт, что законодатель обязует каждое использующее УСН лицо, вышедшее за рамки указанных требований, сообщить об этом за 15 календарных дней до конца отчетного налогового периода . В таком случае переход на общую систему уплаты налогов пройдет без применения к последнему штрафных санкций.

ЕНВД

Основная особенность ЕНВД (Единого налога на вмененный доход) – использование сугубо в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством . Ставки налогов и виды деятельности, подлежащие обложению по этой схеме, также могут радикально отличаться от области к области, от региона к региону. Налоговый кодекс РФ лишь дает базовый перечень, за рамки которого муниципальные образования не могут выходить при создании особых условий.

Переход на ЕНВД возможен лишь в случаях, когда:

  • численность сотрудников за год в среднем не превышала 100 человек;
  • юридическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества;
  • предприниматель не использует ЕСХН как схему уплаты налогов;
  • его вид деятельности имеется в регламентирующей ЕНВД статье в Налоговом кодексе РФ.

В случае, когда компания задействована сразу в нескольких видах деятельности, облагаться налогом по ЕНВД будут лишь доходы в сферах, указанных в НК РФ. Ставка составляет 15%, но в зависимости от корректирующих показателей может изменяться в меньшую сторону.

Переход на ЕНВД возможен в любое удобное юридическому лицу время, а вот прекращение уплаты налогов по этой схеме возможно лишь по окончанию календарного года. Если в ходе проверки ФСН выяснится, что компания не соответствует заявленным требованиям, то помимо штрафных санкций, она будет переведена на общую систему налогообложения в принудительном порядке.

ПСН

Основной особенностью ПСН является то, что эта система предназначена лишь для индивидуальных предпринимателей – юридические лица использовать схему не могут ни при каких условиях . При соответствии ряда требований (среднесписочная численность сотрудников не более 15 человек, доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более миллиона рублей) вместо уплаты налога приобретает патент, цена которого составит 6% от налоговой базы ИП.

Большим плюсом является освобождение предпринимателя от подачи налоговой декларации в ФСН, но взамен придется вести учет по доходам от каждого вида деятельности отдельно друг от друга.

ЕСХН

Для Единого сельскохозяйственного налога свойственна устойчивая ставка в 6% от разницы между доходом и расходами компании. При этом законодатель по новым требованиям предъявляет лишь одно ключевое требование к ИП или юридическому лицу – доля его дохода, полученная в ходе реализации товара, не должна превышать 70% от общей суммы.

Другой нюанс: по компания должна относиться к тем, которые оказывают вспомогательную деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Но если производством культур или продукции компания не занимается, то претендовать на ЕСХН она не в праве.

Лекция про специальные налоговые режимы представлена ниже.

НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

Система налогообложения в РФ.

Налоговый кодекс РФ определил принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов. В нём чётко прописано правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, агентов, сборщиков налогов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учёта финансовых ресурсов и налогового учёта, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.

Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная система налогов, определены функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации , принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговая система - совокупность налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Следует отметить, что понятие налоговая система шире, чем система налогообложения, так как она характеризуется не только экономическими, но и правовыми показателями. В России налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • 1) объект налогообложения;
  • 2) налоговая база;
  • 3) налоговый период;
  • 4) налоговая ставка;
  • 5) порядок исчисления налога;
  • 6) порядок и сроки уплаты налога.

К необязательным элементам Кодекс относит налоговые льготы.

В РФ трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

В то же время, наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые,

отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение

которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определялись виды налогов (сборов), но понятия "специальный налоговый режим" этот Закон не содержал. Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст.18 Кодекса были внесены изменения, касающиеся в том числе и рассматриваемых режимов.

Специальные налоговые режимы, применяемый в РФ:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Упрощенная система налогообложения (УСНО).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Выбор режима налогообложения

Налоговый режим предприятие выбирает самостоятельно при регистрации юридического лица либо к качестве индивидуального предпринимателя. По большому счету у всех два варианта - общий режим или специальный. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо оценить масштаб будущего бизнеса, его затратность и многое другое.

Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который выберет предприятие.

4 варианта уплаты налогов для юридических лиц.

Общий налоговый режим.

Специальные налоговые режимы:

.

.

.

Если на территории муниципального района, городского округа, Москвы или Санкт-Петербурга определенные виды деятельности переведены на ЕНВД и ваша компания осуществляет здесь именно такую деятельность, то платить налоги с дохода от нее придется в рамках ЕНВД .

Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, определен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса . Уточнения по видам деятельности, переведенным на ЕНВД , можно найти на сайтах управлений ФНС России по субъектам Федерации www.rXX.nalog.ru , где XX - код субъекта Российской Федерации.

При осуществлении определенных видов деятельности компании уплачивают ряд других налогов, помимо заданных в рамках выбранного режима. Например, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, акцизы. А еще налоги, связанные с наличием конкретных видов имущества (земельный, транспортный, на имущество организаций).

Организация на общем режиме обязана:

Вести бухгалтерский учет.

Представлять в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Уплачивать основные налоги - на добавленную стоимость (НДС ) и на прибыль .

Правила ведения бухгалтерского учета определены в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъектам малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).

После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя мы продолжаем платить налоги, которые до этого уплачивали как физическое лицо.

4 налога, которые мы продолжаем платить:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - при получении заработной платы, а также доходов от продажи или сдачи в аренду недвижимости.

Транспортный налог - если на вас зарегистрирован автомобиль.

Земельный налог - если вы являетесь собственником (владельцем) участка земли.

По земельным участкам, используемым для предпринимательской деятельности, налог исчисляется и уплачивается индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Налог на имущество физических лиц - если вы собственник недвижимости (дачи, квартиры, гаража и пр.).

Кроме того, у вас появляется обязанность уплатить налог с доходов от предпринимательской деятельности. Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который вы выберете.

5 вариантов уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей.

Общий налоговый режим.

Специальные налоговые режимы:

Упрощенная система налогообложения (УСН) .

Упрощенная система налогообложения на основе патента .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) .

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) .

Общий налоговый режим является основным и применяется по умолчанию, если индивидуальный предприниматель не подал в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов.

Главные налоги, которые предприниматель должен уплачивать при общем режиме:

налог на доходы физических лиц (НДФЛ) ;

налог на добавленную стоимость (НДС) .

Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).

Список видов деятельности, по которым можно применять патентную УСН, приведен в гл. 26.3 Налогового кодекса и насчитывает 47 позиций. Если индивидуальный предприниматель одновременно занимается и видами деятельности, которых нет в этом списке, он вправе использовать по ним обычную «упрощенку».

Налоговым законодательством РФ устанавливаются общий и специальные режимы налогообложения.

1. Общий режим налогообложения

При применении общего режима налогообложения налогоплательщиками уплачиваются федеральные, региональные и местные налоги, указанные соответственно в ст. ст. 13 - 15 НК РФ, если иное не установлено НК РФ.

К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на прибыль;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира;
  • государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

2. Специальные налоговые режимы и преимущества их применения

Согласно ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Применение специальных налоговых режимов позволяет облегчить жизнь организациям в части налогообложения и составления налоговой отчетности, так как при применении таких режимов организации освобождаются от некоторых налогов, уплачиваемых при применении общего режима налогообложения. Дело в том, что специальные налоговые режимы применяются наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также они могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Применять специальные налоговые режимы вправе только те организации, которые признаются плательщиками данных налоговых режимов в соответствии с НК РФ. С выбором системы налогообложения вновь создаваемой организации следует определиться еще до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для проведения государственной регистрации организации в качестве юридического лица.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном ей в соответствии с законодательством. В этом случае организация будет вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Если же вновь созданная организация, изъявившая желание применять упрощенную систему налогообложения, не подаст заявление о переходе на данный налоговый режим в указанный срок, то тогда данная организация сможет подать такое заявление только в период с октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого организация решит переходить на упрощенную систему налогообложения. При этом в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения организация должна будет сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Прежде чем определяться с выбором специального налогового режима, необходимо в НК РФ уточнить следующую информацию: какие налогоплательщики имеют право применять конкретный налоговый режим, а какие - нет. К примеру, если опять-таки говорить об упрощенной системе налогообложения, то согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять данную систему налогообложения не вправе следующие организации:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  • организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В настоящих целях учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные организации.