Шехтель — звезда русской архитектуры. Шехтель — звезда русской архитектуры Работы ф о шехтеля

Родился в Петербурге. Окончил Саратовскую гимназию. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-78) по классу Дмитрия Чичагова. Образование продолжил за границей. Сдал экзамен на право производства работ в Технико-строительном комитете (1894).

Помощник А. Каминского и К. Терского. Вместе с последним им был возведен «Парадиз» на Большой Никитской в Москве (1885) . В 80-х работал с М. Лентовским, арендатором и устроителем спектаклей в парках Москвы.

В 1890 году началась его самостоятельная деятельность, в которой он показал себя как лидер московского модерна . В это время были сооружены его знаменитые «готические» особняки: особняк А. Зименой в Штатном переулке; дом Морозовой на Спиридоновке (1893); дом Морозова во Введенском (1895), дом Морозовых в Леонтьевском переулке (1895); дом Кузнецовых на 1-й Мещанской, ныне проспект Мира (1896).

Начиная с 1896 году зодчий занимался главным образом возведением общественных сооружений, а также построек промышленно-торгового характера, сумев и в них внести поэтику модерна: торговый дом Кузнецова на Мясницкой 8 (1898-99) ; торговый дом и гостиница «Боярский дом» Московского страхового общества (1890-1900); Московский художественный театр (1900); Электротеатр на Арбатской площади, ныне кинотеатр «Художественный» (1900); Скоропечатня товарищества Левенсон А. Трехпрудный переулок, 9 (1900); перестройка здания Большого театра Лианозова в Камергерском переулке (1902); здание Ярославского вокзал а (1902-04) .

В 1896-1923 году преподавал в Строгановском училище.

В 1902 получил звание академика за проект Русского отдела международной выставки в Глазго .

С 1905 – преподаватель Московского комиссариатского технического училища и Константиновского межевого института. В 1903 году – член комитета по устройству музея изящных искусств, попечитель Александровского приюта ведомства Совета детских приютов, приюта принца Ольденбургского, преподаватель комиссии Технического училища.

В конце 10-х выстроил несколько сооружений: староверческая церковь в селе Балакове Самарской губернии (1911) ; церковь Тульской дружины в Петровско-Разумовске (1916) ; церковь Спаса в Иванове-Вознесенске ; Музей и читальня Чехова в Таганроге .

1919-21 годах – заведующий архитектурным отделением ирригации Туркестана. В этот период им был построен Туркестанский павильон на Всероссийской сельскохозяйственной выставке , а также завод и поселок в Болшеве (1923) . В 1924-25 – заведующий архитектурным отделение Днепростроя.

Являлся членом комитета по постройке Музея изящных искусств; комиссии по постройке памятника Александру III в Кремле; комитета по устройству международного конгресса.

Прогулка-знакомство с творчеством Ф.О.Шехтеля в Москве.
За одну прогулку можно познакомиться с московским творчеством (конечно не со всем ) замечательного архитектора Федора Осиповича (Франц-Альберт) Шехтеля. Он родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля.
Начинаем нашу прогулку от станции метро Маяковская и идем по Большой Садовой улице до дома 4. Это собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1.


Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.
Немного вернувшись назад по Б.Садовой, сворачиваем в Большой Козихинский переулок а из него поворачиваем налево в Ермолаевский переулок, где и подходим к дому 28, представляющему собой небольшой псевдосредневековый особняк, который стал вторым собственным домом великого русского архитектора.


Дом в Ермолаевском переулке знаменовал начало успешной карьеры архитектора. Это был второй его дом из трех сделанных и самый ранний из сохранившихся. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.
Переходим из Ермолаевского в Трехпрудный переулок, где в 1900 году Ф. Шехтель построил производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» (дом 9).




Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфичечкое производство. «Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Повернув направо из Трехпрудного переулка проходим Большой Палашевский и Спиридоньевские переулки. Выходим из Спиридоньевского переулка на Спиридоньевку прямо к особняку З.Г.Морозовой (дом 17).


Этот готический особняк - главное украшение Спиридоновки, одной из самых респектабельных улиц Москвы. В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А.Л. Витбергом для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.
В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю - Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет. Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля.
Пройдя дальше по Спиридоньевке в сторону Никитских Ворот и выйдя на Малую Никитскую улицу встречаем особняк Рябушинского (дом 6/2).




"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею. С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.
Далее выходим на Тверской бульвар и идем к Тверской улице. На бульваре можно посидеть и отдохнуть. Переходим Тверскую и проходим в в Большой Путинковский переулок, где в доме 3 в 1907-1909 г.г. была построена Типография Утро России П.П. Рябушинского.

С Б.Путинковского переулка поворачиваем на Большую Дмитровку, по которой идем до Камергерского переулка, в котором в доме 3 находится здание Московского Художественного театра.


Московский Художественный театр обосновался в здании на Камергерском в 1902 году, после того как Савва Морозов арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной Ф.О. Шехтелем. Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.
Рядом с МХТ (д. 3а, стр. 2) находится музей МХАТ. а месте бывшего флигеля усадьбы Одоевских предполагалось строительство «научного электротеатра» и помещения для театра-кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Но, вместо этого, помещения стали сдавать внаём под размещение магазинов, контор и проведение выставок.

Работая над проектом здания, архитектор Ф.О. Шехтель проявил себя как мастер четкого геометрического рисунка. Для фасада было предложено лаконичное решение в крупных формах. Архитектор использовал характерный приём построения лицевой части здания: и в высоту, и в ширину она была разделена на три неравные части. Средняя часть по вертикали имеет ордерное построение. Изящность фасада достигается за счет стеклянного эркера необычной формы с дорическими колоннами по бокам. Прямоугольное в плане здание вдается вглубь участка.
/Использовалась информация с сайта

Франц-Альберт (Фёдор) Шехтель родился 7 августа 1859 года в Санкт-Петербурге. Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна - купчихой из семьи саратовских купцов Жегиных. Позднее она работала экономкой у Третьякова. У Шехтеля также было ещё два брата и три сестры.

Детство он провёл в Саратове. Его отец рано умер и положение семьи было почти бедственным. Шехтель окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в Строгановском училище, но не окончил его, и был отчислен за плохую посещаемость. После этого работал архитекторским помощником у известных московских зодчих конца XIX века А.Каминского и К.Терского. Он участвовал в проектировании театра "Парадиз" на Большой Никитской, составив проект фасада этого здания. Под влиянием Каминского – знатока русского и западных средневековых стилей - у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который вскоре нашел отражение в его работах. Не без влияния Каминского развился и колористический дар Шехтеля – одного из самых замечательных мастеров цвета в архитектуре.

С конца 1870-х годов Шехтель начал работать самостоятельно. Архитектура была на время оставлена - он иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами "Будильник" и "Сверчок". Вместе со своим приятелем по училищу Н.Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова "Пёстрые рассказы".

Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника. Он создал костюмы и эскизы декораций, помогал знаменитому декоратору Большого театра К.Вальцу – большому любителю красочных зрелищ. Вместе с тем он работал и в народном театре "Скоморох", оформлял народные гуляния. Забавно, что свою карьеру антерпренёр "Скомороха" Лентовский начинал в "летнем театре городского "Сада Шехтель" в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича.

Женился Шехтель на своей кузине Наталье Тимофеевне, чей отец - купец Т.Жегин - был известный меценат и друг Третьякова.

Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре. Уже в середине 1880-х годов по его проекту велась застройка имений Кирицы и Старожилово в Рязанской губернии, строились загородные дома в Московской и Ярославской губерниях, отделывались интерьеры московских особняков.

Настоящий успех приходит к нему после того, как он построил несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (в частности, особняк З.Морозовой на Спиридоновке, в оформлении которого Шехтелю помогал тогда ещё малоизвестный М.Врубель и "готический замок" И.Морозова в Петровском парке). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.

В 1893 году Шехтель получил диплом техника-строителя и окончательно решил посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работал в двух разных стилях - "русском" и "готическом". Но главный принцип Шехтеля - здание не должно быть скучным и его невозможно рассмотреть с одной точки, оно должно меняться, пока ты идёшь по нему. Современники называли его настоящим "певцом прекрасного". Он насыщал свои здания интересными деталями, умел создать ощущение гармонии, спокойствия и уюта. Ведь дом, по мнению Шехтеля, создан в первую очередь не для того, чтобы производить впечатление, а для жизни. Характерно, что так же внимательно, как к строительству самых ответственных заказов, он относится к собственному дому в Ермолаевском переулке. Над его входом, как символ наступивших художественных перемен, была помещена выразительная мозаика. Она метафорически изображала неумолимую динамику жизни - рождение, расцвет и смерть - в виде бутона, расцветшего и увядшего цветков ириса на золотом фоне.

Весной 1900 года Шехтель подготовил проект здания типографии А.Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершается постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. В творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна. Возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки, которая дала творческий импульс многим художникам и на которой Шехтель был награждён серебряной медалью. В любом случае, считается, что работы Шехтеля - это классика московского модерна. А самое известное здание Фёдора Осиповича, выполненное в этом стиле - особняк Рябушинского.

Он был построен по принципу спирали и совмещал в себе достижения Ар Нуво с русской архитектурной традицией.

В 1901 году Фёдор Осипович был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.

Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в этот период в любимом "псевдорусском" стиле - Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина.

Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, именно благодаря Шехтелю (развившему здесь орнаментальные достижения Климта) МХТ обретает свой фирменный дизайн.

До революции Шехтель создал ряд значительных построек, в том числе в стиле "рационального модерна" - со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади - прекрасный образец этого стиля.

Впрочем, работал он не только в Москве, данью памяти Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге. Интересны также его "духовные" работы, например, старообрядческая Белокриницкая церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенная по заказу купцов братьев Мальцевых и выполненная всё в том же "псевдорусском" (или неорусском) стиле, или совсем другая - в византийском стиле - Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Шехтель перешёл в православие и принял имя Фёдор. Шехтель был далёк от политики, и после революции продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.

В 1918 году особняк Шехтеля для был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Он скитался по разным квартирам, пока не нашел пристанище у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Всего у Шехтеля было две дочери и два сына. Внук Шехтеля - эстрадный артист Вадим Тонков, больше известный как Вероника Маврикиевна.

В 2009 году о Фёдоре Шехтеле был снят документальный фильм "Гений русского модерна".

Your browser does not support the video/audio tag.

Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.

Отец будущего архитектора Осип Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор (Франц-Альберт). Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов, когда маленькому Федору было 6 лет. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году Федор поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году.

В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А.С. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.

В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань».

В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 годусделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка- золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра.

Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.

В этот же период Федор Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. Кнему обращались Морозовы: для С. Т. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Е. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском.

Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.

В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.

В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи.

В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя - Федор.

Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов.

Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду.

Последние годы великого архитектора были полны лишений - ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.

Федор Осипович Шехтель похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Он оставил после себя не просто творческое наследие - целую Москву. К сожалению, некоторые здания, спроектированные Шехтелем, были уничтожены в 30-е годы, в связи с грандиозными планами Советской власти по перестройке центра столицы. Но и то, что сохранилось, является несомненными шедеврами.

Биография Федора Шехтеля

Он родился в Петербурге 26 июля (7августа) 1859 года. Его отец учился в то время в технологическом институте. В семье было пятеро детей. Родом отец будущего архитектора был из Саратова, и семейные дела потребовали его возвращения в родной город. В Саратове у Шехтелей был прибыльный алкогольный бизнес. Они держали увеселительный сад. Спустя несколько лет семья распалась. Отец умер от воспаления легких. Из-за неудачных вложений в золотые сибирские прииски имущество пошло прахом. Имущество пошло с молотка, детей отдали на усыновление в другие семьи. Оплачивать обучение в гимназии было некому, и тринадцатилетнего Федора пристроили в училище при духовной семинарии. С этого времени страх перед бедностью преследовал его всю жизнь.

В 1875 году Шехтель приехал в Москву. Здесь он проживет последующие 50 лет. Облик города, начиная с последних десятилетий XIX века, будет складываться при его непосредственном участии. В доме , где служила экономкой его мать, Шехтель познакомился с архитектором Александром Каминским, который станет для него первым учителем и старшим другом. Через год Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако средств закончить обучение не хватило - через два года он был отчислен.

Училищу Шехтель был обязан знакомством с Исааком и Николаем Чеховым. Последний свел Шехтеля с братом Антоном. Их многое объединяло. Шехтелю приходилось подрабатывать рисовальщиком под псевдонимом «Финь Шампань» в тех же журналах, где печатались ранние рассказы и фельетоны . Выход из бедности был только один - браться за любую работу и делать ее быстро и добросовестно. Шехтель не отходит от чертежной доски, сотрудничая с архитектурными мастерскими, рисует для журналов, оформляет книжные и нотные обложки, делает декорации к торжествам и массовым гуляниям, придумывает театральные костюмы.

Для коронации им была выполнена грандиозная композиция «Весна-красна». Так пришла слава. В 1894 году Шехтель получает право подписывать работы собственным именем. Федор Осипович спроектировано здание Московского художественного театра в Камергерском переулке. В 1902 году вместе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Саввой Морозовым он создал здание, ставшее эталоном новой театральной культуры. Оно соединило в себе красоту, простоту и удобство. Причем работал Шехтель безвозмездно. Он придумал и символ театра - чайку, парящую над волнами. В том же году Шехтель получает звание академика архитектуры. Он становится создателем нового стиля, получившего название русский модерн. Этот стиль стал неотъемлемой частью Серебряного века отечественной культуры.

Шехтелю принадлежат многие московские особняки (в частности, особняк Рябушинского), по его проекту построено здание Ярославского вокзала. Новаторским было проектирование отжилых помещений, предназначенных для прислуги. Принципом русского модерна было «не человек для дома, а дом для человека». Тщательность в отделке зданий объяснялась требованиями уюта и комфорта. Шехтель славился безукоризненностью строительных работ. Красота и качество были для него тождественными понятиями. С приходом большевиков у Шехтеля реквизируют дом и дачу. Семья перебирается в квартиру дочери, но и там их уплотняют, подселяют нескольких жильцов. Последние годы жизни Шехтеля - снова бедность и невостребованность. Из архитектурных проектов реализован только павильон Туркестана. Умер Федор Осипович 7.07 1926 года в Москве.

  • Племянник Шехтеля вспоминал, что тот имел обыкновение работать с откупоренной бутылкой шампанского, словно играючи, весело и дерзко.