Проект на тему россия родина моя. Проектная работа для начальных классов "наша родина - россия" Цель проектной работы

Тема творческого проекта:

«Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)»

Выполнил: Андрей Зимин, обучающийся 7 класса

МОУ «СОШ № 45» г. Копейска

Наставник проекта: Яценко Ольга Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

Копейск, 2018

Аннотация наставника 3

Введение 4

1.Теоретическая часть 5

1.1 Что такое Родина 5

  1. Я родился в Копейске 6
  2. О том, как наш город Копейск имя свое получил 7

1.4 Гимн Копейска 8

2. Практическая часть 10

2.1. Копейск в стихах и песнях 10

2.2 Выполнение творческой работы 17

2.3 Анализ проекта наставником 18

Заключение 19

Список литературы 20

Приложение

Аннотация наставника

Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

В.Г. Белинский

Тема проекта «Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)» была выбрана обучающимся седьмого класса, который был заинтересован литературой. Несомненно, любовь к Родине заслуживает уважения. Учащийся самостоятельно подобрал материал к теме, выразил свое мнение о Родине, написав сочинение. Ученик старался выполнить практическую часть работы. В работе имеются ссылки на источники литературы. Проект носит творческий характер, будет интересен обучающимся. Данная работа способствует развитию творческих навыков, воспитывает патриотические качества личности, учит анализу сбора информации, построению алгоритма действия. Творческий продукт представлен в различной форме информации и ее обработки в едином объекте.

Проектный продукт: мультимедийный продукт «Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)».

Введение

Поэзия родного края – удивительное путешествие по родной земле. В своих простых, доступных, красивых стихах и песнях поэты рассказывают о бесконечной любви к родному краю, с глубокой нежностью описывают дорогие сердцу места, вспоминают детство. Родной край, его природа служат истоками вдохновения местных поэтов и даже простых людей, что дает и нам большое количество идей для личного вдохновения.

Актуальность проекта: стихи и песни о родном крае насчитывают большое количество авторов, но всегда интересно познакомиться с их работами, прочувствовать бесконечную любовь к родному краю, восхититься его красотой, искренне полюбить родные просторы.

Цель проекта: изучить литературу о Родине для создания творческого продукта.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «Родина».
  2. Написать сочинение о Родине.
  3. Изучить историю своего родного города.
  4. Найти стихи и песни о Родине.
  5. Создать творческий продукт «Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)».
  6. Сделать выводы.
  1. Теоретическая часть
  1. Что такое Родина

Я написал сочинение на тему «Что такое Родина?»

Родина - это все, что мы видим, чувствуем. Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. Это - огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Когда человек думает о Родине, он вспоминает чаще о своем доме, о месте, где родился. Для меня Родина - это прежде всего мама и город, в котором я живу. Моя родина - это маленький уголок нашей страны. Здесь я родился и живу. Это моя Малая Родина, это вся моя жизнь. А если человек находится далеко, то вспоминает и о своей стране. Это тоже Родина. С чего же начинается Родина? Наверное, для каждого Родина начинается с чего-то своего.

У каждого из нас есть Малая Родина - место, где мы родились, где прошло наше детство. Но есть и Родина большая - страна, в которой мы живем. Родина - это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детства звучит. Это и культура народа, его обычаи, традиции. Все то, что когда-то происходило на нашей земле: горести, беды, победы, достижения - все это тоже наша Родина. Родина - это огромная часть жизни. Родина - это самое главное в жизни. Думать о Родине - это размышлять о ее прошлом, о наших сегодняшних делах, мечтать о будущем.

Родина - это частичка сердца у каждого человека. У каждого своя Родина. Это может быть место, где прошло твое детство. Это семья, родные и близкие люди. Это мама, которая является самым дорогим человеком на свете! И чтобы с нами ни случилось, два слова остаются главными: Мама и Родина. Я люблю Родину так, как люблю маму.

1.2 Я родился в Копейске

Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К.Г. Паустовский

О той Малой Родине, где родился…

Я родился в городе Копейске. Я люблю свой город и хочу, чтобы он становился лучше. Мой город находится на Урале в Челябинской области, основан в 1907 году. Раньше в городе добывали уголь, и город славился угольной промышленностью. Теперь же шахты закрыли. Город состоит из центра и поселков: Бажово, Вахрушево, Железнодорожный, Октябрьский, Потанино, Северный Рудник, Старокамышинск и других. В городе много памятных мест, скверов, старинных зданий. Я люблю гулять с мальчишками на тихих улочках моего любимого города, погонять мяч на стадионе. Летом город зеленый, в клумбах растут красивые цветы. В центре нашего города есть сквер Павших Героев Гражданской и Великой Отечественной войн, о собенно примечательным на территории сквера является памятник, посвященный красногвардейцам-шахтерам, которые погибли в период Гражданской войны. Позже рядом с этим монументом был установлен и зажжен Вечный огонь в память о погибших героях Второй мировой войны. Я часто бываю там, чтобы почтить память погибших за Родину, за мир на земле. Если бы у меня появилась возможность переехать куда-нибудь в другое место, я бы ею ни за что не воспользовался. Ведь для меня мой родной город навсегда останется самым лучшим и любимым. Здесь выросли мои родители и я.

1.3 О том, как наш город Копейск имя свое получил

Имя Копейску даёт его профессия, ведь история его начинается в начале XX века со строительства шахты, в которой добывали уголь. Шахта – это подземная выработка или, как её иначе называли, копь. А слово «копь» происходит от «копать». Значит, копь – это то, что выкопано в земле. Таким образом, вначале было слово «копать», потом – «копь», и уже от него происходит название города «Копейск». О том, что это действительно так, говорит тот факт, что когда-то не было названия Копейск, зато существовало другое имя: Копи – Челябинские каменноугольные копи. В 1932 году Копи были выделены из состава Челябинска в самостоятельный посёлок, ставший центром Копейского района, который просуществовал до 1937 года. И только 20 июня 1933 года Постановлением ВЦИК посёлок Копи был преобразован в город с названием Копейск.

1.4 Гимн Копейска

У каждого города есть свой гимн. Наш гимн принят решением Собрания депутатов Копейского городского округа №96-МО от 15.08.2007 г.

В битвах рожденный,
Краснознаменный,
Труженик город и город боец,
Каской солдатской,
Каской горняцкой
Ты проверял нас на прочность сердец.

Припев:
Одним путем идем с тобой,
Ты стал любовью и судьбой,
Мы впишем новые страницы
В твою историю, Копейск родной!

Город рассветный,
Лучший на свете,
В новых заботах и славных делах.
Город России,
Гордость России,
В сердце Урала и в наших сердцах.

Припев:
Одним путем идем с тобой,
Ты стал любовью и судьбой,
Мы впишем новые страницы
В твою историю, Копейск родной.

2. Практическая часть

2.1 Копейск в стихах и песнях

В своих произведениях писатели и поэты обращаются к теме Родины, стремясь отразить свою внутреннюю связь с отечеством, выражая тем самым любовь к ней.

«Горжусь тобой»

Я песни пою о тебе, город мой.

Ты катишь тяжелые реки угля,

Ты родиной славною стал для меня.

Припев: Краснознаменный город Копейск,

И все мои песни пою я тебе.

Родился ты хилой шахтерской избой,

Навек я сроднился с твоею судьбой.

Ты рос и мужал, и в лихие года

Тебя отстояли отцы от врага.

Краснознаменный город Копейск,

В тебе моя радость, в тебе моя честь.

Ты выстоял гордо в нелегкой борьбе,

И все мои песни пою я тебе.

В косых терриконах заря надо мной,

Тебе хорошеть и цвести город мой,

В годах и веках крепко помни всегда
О тех, кто тебя отстоял от врага.

Припев: Краснознаменный город Копейск
Теперь твоих улиц и парков не счесть
Ты выстоял гордо в бою и труде,

И все мои песни пою я тебе.

Александр Криворотов

«Приглашаю в мой родной Копейск»

Я шагаю городом рабочим,

Солнце шлет мне утренний привет.

И готов твердить я между прочим:

Города такого больше нет.

Улицы широкие, зеленые,

Дымкою затянуты слегка.

В небо устремились терриконы,

Режут, словно птицы облака.

Клены светлоокие касаются
Ласковой и трепетной руки.

Музыкой вокруг переплетаются
Заводские звонкие гудки.

Я шагаю городом рабочим,

По асфальту солнце стелит блеск.

Если это все увидеть хочешь,
Приглашаю в мой родной Копейск.

В. Бельков

«Копейск Краснознаменный»

Живу с душою восхищенной
И очарованной тобой
Мой трудовой, Краснознаменный, Орденоносный город мой. День, отгорающий закатом,

Тревожит шумом угля тишь,

Где ты - и первооткрыватель,

И добычник его стоишь.

Пластов блестящих километры
Теплом земным здесь родились.

Какие жизненные ветры
Над ними в вихрях пронеслись!

От кандалов, кирки и стона,
До свиста сабельных атак.

Над шахтой, как над бастионом,

По ветру бился красный флаг.

Ты знал и боль, и скорбь, и беды,

Но неустанно был в строю
И добывал свои победы
В труде, в учебе и в бою.

В одеждах праздничных неловок,

А в шахтных недрах властелин,

Твоя опора и основа -
За пульты угольных машин
Идет, идет в цеха и в лавы
Твой замечательный народ -
И из ростков отцовской славы
Сыновья, новая, растет.

И весь сегодня устремлен ты
В свои мечты, за рубежи:

И глубже в уголь горизонты,

И - выше в небо этажи!

«Песня о Копейске»

Слова Ю.Кормильцева Музыка А.Пыжова

Раннее утро восток обожгло,

В белый туман терриконы оделись,

Ветром гудок далеко унесло,

Город не спит под напевы метели.

Может, он вспомнил суровые дни,
Может, болят незажившие раны...

Вспомнил, как после сражения шли,
С песней лихой горняки-партизаны.

Город героический.

Славь народный труд свободный,

Труд коммунистический.

Вспомнил, как уголь он свой посылал
Стройкам народным Урала, Сибири.

Черный июнь мирный труд оборвал,

Женщины всюду мужчин заменили.

Снова победное солнце взошло,

Нежной улыбкою ярко сияет.

Мирное утро к нам в мае пришло...

И над копрами вновь песня взлетает.

Припев: Славь же, песня, наш Копейск,

Город героический.

Будем жить мы и трудиться
По-коммунистически!

Шахматова Надежда *** Копейск - наша родина малая
Тебе мы все славу поем.
Идем мы с работы усталые, Иль утром на смену идем. Чтоб ширились светлые улицы, И ввысь устремились дома, И солнышко в небе не хмурилось,
И вновь зацветали поля.

Детишки над книжкой склоняются,

Учитель внимателен, строг, Так значит, мечты не кончаются,
А к счастью так много дорог.

Лившиц Илья

С чего началась моя родина?

С копров дальних угольных шахт.

Так много дорог мною пройдено, -

Копейск не забыть, это факт!

Там, в центре, аллея красивая,

И в сквере есть мемориал.

Найдёте геройские символы.

Здесь те, кто в Гражданскую пал,

Погиб за житьё справедливое,

Чтоб людям жилось хорошо.

Сторонка до боли любимая,

К тебе поклониться пришёл!

Копейск, в грёзах я тебя вижу

В далёком, заморском краю.

Не Риму, Мадриду, Парижу, -

Тебе душу я отдаю!

Нина Пикулева

Начинается на "К".

И кончается на "К".

Вижу я над этим СЛОВОМ –

Небо, солнце, облака!

В слове есть библиотеки,

Магазины и дворцы,

И девчонки озорные и

Мальчишки - сорванцы!

Это слово так и знайте! –

В прошлом веке родилось,

Чтоб уральскому шахтеру

В нём уютнее жилось.

2.2 Выполнение творческой работы

Мультимедийный продукт – одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте. В одном объекте содержится текстовая, аудиальная, графическая и видео информация. Творческий продукт получился именно таким: он совместил в себе большинство видов информации.

Сначала записывали совместно с учителем текст на данную тему на диктофон, потом я выразительно читал стихотворение. Потом мы искали информацию о городе Копейске в фото- и видеофайлах, сам немного участвовал в видеоролике, затем мы все соединили, добавив музыку и сделав видеоролик-презентацию.

2.3 Анализ проекта

Творчество копейских поэтов наполнено искренностью, открытостью чувств, правдивостью. Поэты являются певцами родного края, доносят его красоту и нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая миссия, но выполнить её может далеко не каждый, а лишь тот, кому дано. Поэзия самодеятельных авторов глубоко патриотична. Поэты нашего города искренне любят родную землю. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой.

С профессиональной точки зрения стихи копейских самодеятельных поэтов далеки от совершенства: не всегда выдерживается размер стихосложения, встречаются не очень удачные рифмы, стилистические ошибки, но эти стихи обладают очень ценным качеством: духовной и нравственной чистотой, все они художественно правдивы. Авторы не собираются никого удивлять изысканными поэтическими фигурами и не гонятся за изменчивой поэтической модой. Они честны перед собой и читателями и пишут о том, что нас всех волнует. В стихах самодеятельных поэтов возникает очень привлекательный образ Родины, в который невозможно не влюбиться. Каждая строчка стихотворений поэтов-земляков пронизана любовью к милой родине, к отчему дому и поэтому не может не трогать наши сердца. Читая их, чувствуешь свою причастность к напечатанному – настолько они проникновенны.

Заключение

Я изучил источники литературы к теме, познакомился с разными стихами и песнями местных поэтов, совместно с учителем и учениками старших классов создал творческий продукт. Все задачи рассмотрены, выполнены и взяты на заметку, цель работы достигнута. Не бойтесь экспериментировать и дайте волю своей фантазии для создания творческого продукта! Хотелось показать насколько прекрасна моя Родина в стихах и песнях, написанных поэтами Копейска и других самодеятельных поэтов.

Список литературы

  1. Хохрева, Г. Горжусь тобой [Текст] : конкурс на лучшую песню о Копейске: К 50-летию советской власти / Г. Хохрева // Копейский рабочий. – 1967. – 11 марта. – С. 4.
  2. Бельков, В. П. Березовый свет [Текст] : сб. стихотворений / В. П. Бельков. – Челябинск, 2004. – С. 62-63.
  3. В Урале Русь отражена [Текст] : сб. песен (песни конкурсные о городах и народные). – Челябинск, 1971. – С. 125-127: ноты.
  4. С думой о Копейске… [Текст] : [стихи о Копейске] // Копейский рабочий. – 2006. – 26 августа. – С. 4.
  5. Копейск. 100 лет в истории Отечества [Текст] : историко-краевед. издание / С. А. Баканов, М. С. Гитис, А. П. Моисеев, Ю. Г. Фёдоров; под общ. ред. С. А. Баканова. – Челябинск: АБРИС, 2007. – 128 с. : ил.
  6. Косолапова, В. А. Мой город / В. Косолапова. – [Копейск] : Копейский рабочий, . – 79 с.
  7. Стихи про Копейск [Электронный ресурс] // Что такое любовь. – URL: Chto-takoe-lubov.net/stikhi-o-lubvi/kollektsii-stikhov/3578-stixi-pro-kopejsk (17.03.2018).

(старший дошкольный возраст)

Тип проекта: информационный, творческий.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».

Актуальность:

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Цель проекта:

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.

Задачи проекта:

O формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социализация»);

O формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО «Познание»);

O развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Коммуникация»);

O приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);

O развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественное творчество»);

O формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);

O формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).

Формы и методы работы:

Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, совместная с родителями деятельность);

Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);

Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки, открытки к праздникам, конструирование);

Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего города, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);

Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);

Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);

Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- занятия по лепке дымковских игрушек, рассказ и показ как мастерят настоящие глиняные игрушки;

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- предоставления родителями фотографий участников ВОВ, альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье;

- участия родителей в прогулках и экскурсиях;

- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;

- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).

Предполагаемый результат проектной деятельности:

- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;

- развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре,

- развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.

Системная паутинка проекта


План работы по реализации проекта

Образовательные области

Тема цикла.

Задачи

« Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

«Мой любимый город»

Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Формировать интерес к истории родного города. Воспитывать чувство любви и уважения к своему городу.

Организованная деятельность:

Беседы с детьми:

«Большие города нашей страны».

«Что я запомнил с экскурсии по родному городу?» (краеведческий музей)

«Главный город нашей области»

«Улицы нашего города».

«История возникновения города Аши?»

«Великие люди нашего города».

«Символы нашего города» (герб, флаг)

Совместная и самостоятельная деятельность:

Создание макета «Улицы нашего города»

Выставка рисунков: «Мой любимый город», «Мой любимый уголок нашего города».

Проведение экскурсий и целевых прогулок:

По улицам города,

В краеведческий музей.

Рассматривание иллюстративного материала о родном городе.

Дидактические игры: «Узнай где я нахожусь», «Знатоки родного города».

Фотоширмы: «Памятники города»

Набор открыток и буклетов с видами города.

«История возникновения Руси»

Формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.

Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».

Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», «Славяне - ремесленники и творцы».

Чтение отрывков из рассказов для детей А.О.Ишимовой из истории России.

Дидактические игры: «Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Что изготавливают мастера оружейники».

Тематическое занятие: «Здравствуй, Русь!».

Рисование «Дымковские игрушки».

Лепка «Корабли древних славян».

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

Знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей».

Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.

Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», былины про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

Сказка «Финист – Ясный сокол»

Физкультминутка «Богатырь».

Стихотворение В.Берестова «Богатыри».

А.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

Загадки о богатырях.

« Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

«Дмитрий Донской и русские богатыри»

Формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий; познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским.

Чтение былин, рассказов, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен.

Участие в коллективной лепке из пластилина русского войска.

Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».

Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».

Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси».

«Быт и уклад жизни наших предков»

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.

Занятия по темам: «Деревня – деревянный мир», «Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».

Выставкасовместныхработ

детей и родителей «Ах, кокошник русский!»

Игра-путешествие «Игрушки наших бабушек».

Создание макета « Русская изба».

Занятие по ручному труду «Кукла – закрутка».

Экскурсия в краеведческий музей.

« Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

«Наша Армия Родная».

· Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.

· Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.

· Формирование у детей любви к Родине.

Беседа с папами о службе в армии.

Рассматривание Иллюстраций о Российской армии (рангах, знаках отличия, звания, родах войск) и другую военную тематику.

Ситуативная беседа: «Для чего нужна армия»

Составление рассказа по картине «На границе» М.Самсонова

Составление рассказа «Где служил папа?»

Чтение:

А.Митяев «Почему армия родная?»

Л.Кассиль «Твои защитники», А.Барто «На заставе».

Выставка книг в книжном уголке на тему: «От богатырей до защитников наших дней»

Игры:

- «Что нужно моряку, пограничнику, летчику» (подбери картинку),

- «Чья военная форма?»,

- «Морской бой»,

- «Кому какой головной убор принадлежит?»,

Ребусы, кроссворды,

- «Богатырские состязания»,

- «Сильный, смелый, ловкий»,

- «Мы - солдаты».

Художественное творчество:

«Праздничные открытки для пап и дедушек».

Лепка фигуры на каркасе «Солдат»,

Аппликация «Военный корабль».

«Портрет моего папы (дедушки)».

Изготовление самолётика (оригами).

« Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»

«Народные традиции и промыслы»

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».

Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.

Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

Праздник «Развеселая ярмарка».

« Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

«Герои Великой Отечественной войны»

Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.

Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»

Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», А.Митяев «Землянка», А.Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С.Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет.

Просмотр фильма о войне.

Экскурсия к памятникам и обелискам.

Сюжетно-ролевые игры: « Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».

Беседа о героях, прославивших родной край.

Целевая прогулка по улице названной именем героя войны.

Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».

« Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

«День Победы»

Дать представление о празднике «День Победы». Формировать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать чувства гордости за свой народ.

Беседы: «Что лучше: «Что такое подвиг?», «Родина и ее герои».

Экскурсия к Вечному огню.

Встреча с участником ВОВ.

Рассматривание иллюстраций о ВОВ, иллюстраций - военных фотографий. Наград.

Парад военной техники (игрушек)

Рассказы детей на тему: «Герой в нашей семье» (помощь родителей)

Разучивание стихотворения С.Михалкова «Мы тоже воины».

Рассказ о детях героях.

Чтение Л.Воронкова «Девочка из города».

Физкультминутка «Солдаты выстроились в ряд»

Инсценировка стихотворения «Мы тоже воины» С.Михалкова.

Подвижные игры: «Меткий стрелок», «Защита границ».

Слушание песен на военную тему: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек».

Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины».
Рисование «Праздничный салют»

Изготовление пилоток.

Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы.

Результат проектной деятельности:

Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

Сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

Воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

Сформирован интерес к познанию истории России.

Методическая литература:

· Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;

· Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – , 2011;

· Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;

· М.Ю.Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду: методическое пособие» - М.: ДРОФА, 2010;

· Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордеева Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет – М.: Просвещение, 2003.

· Т.А.Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М.: Прометей. Книголюб. 2005;

· А.И.Колобанова «В помощь педагогу ДОУ» методическое пособие;

· От рождения до кшолы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Елена Куликова
Проект «Моя Родина - Россия»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Любовь к Родине, ответственность и гордость, преданность, желание жить в России и трудится на ее благо, приумножать и беречь ее богатства – эти чувства начинают формироваться в раннем возрасте.

Одна из самых актуальных задач нашего времени – это нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – фундамент для общего развития ребенка. В этом возрасте у детей складываются общечеловеческие ценности: любовь к родителям, месту, где он вырос, к Родине.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству». Александр Суворов

Детство, именно этот период в жизни дошкольника, зарождаются первые понятия о Родине, его народе, обычаях, культурном наследии. Непосредственность и неутраченная открытости души детей в старшем дошкольном возрасте играет особенную роль в формировании чувства патриотизма.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родному краю.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный работник, родители.

Методы и приемы: наглядные (показ, презентация); практические (дидактические игры, НОД, прослушивание музыки); словесные (НОД, беседы, речевые игры, чтение художественной литературы).

ЦЕЛЬ.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ЗАДАЧИ.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.

Формирование элементарных знаний о правах человека.

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.

ТЕМЫ НОД И БЕСЕД С ДЕТЬМИ:

Наша Родина Россия - НОД

Москва – столица России – НОД

Символика России - БЕСЕДА

Мой город Комсомольск - НОД

Моя семья - НОД

День защитника отечества – БЕСЕДА

Военные профессии - БЕСЕДА

Русские народные промыслы - НОД

Праздники России - БЕСЕДА

Широка страна моя родная - НОД

Рассматривание глобуса и карты России – БЕСЕДА

Природа родного края – БЕСЕДА

Какая русская изба – БЕСЕДА

Русский самовар – БЕСЕДА

Что такое береста – БЕСЕДА

Тульский пряник – БЕСЕДА

МУЗЫКА.

Слушание и пение песен о Родине

Слушание гимна России

«Есть улицы центральные» Ю. Антонов

«С чего начинается Родина» М. Бернес

Спортивный праздник «Защитники Отечества»

Фольклорный праздник «Масленица»

Игра-викторина «Морской бой»

ИГОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Сюжетно – ролевые игры:

Путешествие по России

Мы строители

Мы военные

Моя семья

Дидактические игры:

Кто больше назовет городов России

Профессии

Я заблудился

Моя семья

Дорога в детский сад

Путь-дорога

Я живу по адресу

НОД рисование:

Люблю березку русскую

Рисование в технике «Гжель», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Дымковская»

Русская матрешка

Дом на нашей улице

НОД лепка:

Флаг России

Дома в Комсомольске

Моя семья

Русская матрешка

НОД аппликация:

Флаг России

Улицы нашего городка

Мой детский сад

Русская матрешка

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Русские народные сказки

Рассказы Николая Носова

«Честное слово» Л. Пантелеев

Стихи и сказки Чуковского

Сказки народов России

Рассказы В. Осеевой

Стихи А. Барто, М. Дружинина «Девочка», «Наоборот», «Открытка»

И. Глазкова «Волшебная семья»

З. Александрова «Родина», «Дозор»

С. Михалков «Моя улица»

С. Барузин «Страна, где мы живем»

В. Осеева «Просто старушка»

Г. Браиповская «Наши мамы, наши папы»

М. Ю. Лермонтов «Родина»

З. Александрова «Родина»

А. Прокофьев «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Дети знают свою Родину – Россию, ее города, президента, символику

Дети знакомы и знают свою «малую» Родину. Имеют представление о городе Комсомольске, его людях, достопримечательностях

Знакомы и знают культуру, обычаи и традиции семьи, города, страны.

Знакомы и знают старинные игры, забавы, песни, самые известные народные промыслы России, могут отразить в рисунках элементы росписи.

Знание русского фольклора, этнокультуры России

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. ФГОС дошкольного образования.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

3. Е. К. Ривина «Герб и Флаг России».

4. В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду».

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

«Лицей №4 красноармейского района Волгограда»

ПРОЕКТ

«Моя Родина - Россия»

Работу выполнили:

ученики 3 класса

Руководитель Хахалева Н. С.

Вид проекта : информационно – познавательный

Продолжительность: долгосрочный проект (ноябрь - май).

Участники проекта : дети начальной школы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.

Раздел программы : социально – личностное развитие

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение учащихся начальной школы к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

Задачи проекта:

    Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;

    Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах;

    Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;

    Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

    Осуществлять ознакомление учащихся с историческим и культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

    Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.

    Приобщать к истокам народной культуры.

    Формировать навыки культуры речевого общения.

    Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

    Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, музыкальные записи;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.

Содержание проекта:
- провести анкетирование познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»; - провести литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

Актуальность.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.Формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине.

Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей семье, своему городу, своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей младшешкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проект состоит из блоков:

    блок - Моя семья, мой город, моя страна, моя планета (ноябрь-декабрь)

    блок - Русская горница (январь)

    блок - Сыны Отечества (февраль)

    блок - Народная культура и традиции (март)

    блок - Природа России (март - апрель)

    блок - День Земли. Покорители космоса (апрель)

    блок - День Победы (май)

Участие родителей в проектной деятельности :

    Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала.

    Участие в совместных мероприятиях.

    Оформление коллекций «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»;

Предполагаемый результат:

    Повышение интереса учащихся к своему городу, своей стране;

    Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

    Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

    Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

    Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.

    Знать историю своей страны, её героев.

Тематический план работы в рамках проекта

Ноябрь:

Познавательная деятельность:

1 . « Мой город. Экскурсия по улицам города»

Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.

2 . Игра-путешествие “Город мой родной”.

Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.

3. “Имя улицы моей”.

Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”

4. «Что я знаю о своем городе»,

Цель: Повышение интереса школьников к своему городу, формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.

5 .«Мы живем в России»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотическиечувства.

6 . « Москва – столица моей Родины»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
7 . «Я гражданин России»

Цель: формирования чувства ответственности, воспитание гражданской позиции.

8. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»

Цель: закрепить знания о символики нашей страны

Продуктивная деятельность:

1. Аппликация: «Флаг России»

3 . Рисование: « Мы дети одной страны»

Знакомство с народными приговорками . Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»

Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.

Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»

Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём»

Музыка:

Слушание: «Пение птиц». Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.

Декабрь:

Познавательная деятельность:

1. Беседа «История Московского Кремля»

Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

2. Работа с глобусом « Найди, где мы живём»

3. «История флага»

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.

4. «История герба»

Цель:воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.

5. Беседа «Дружба на планете»

Цель: донести до детей значимость дружеских отношений, согласия, понимания между народами.

6. Беседа«Любимые места отдыха»

7. «Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных

костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование «Город мой родной

2 . Лепка «Портрет моей семьи»

Чтение художественной литературы:

Рассказы: М. Жестев «Всему начало».

Э. Шим «Где наша деревня», разучивание А Прокофьев «Как на горке, на горе»

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Музыка:

Упражнение «Ах, улица, улица, широкая» (потопаем – покружимся) рус. нар. мелодия.

Слушание песен о Тарко – Сале, о России

Январь:

Познавательная деятельность :

1 .“Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице).

Беседа «Русская горница»

Цель: познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.

3. Дидактические игры: « Старинное и настоящее», «Кем быть?», «Четвертый лишний»

Цель: учить называть и узнавать предметы старины, находить сходство и отличие.

4. Ситуативный разговор «Русская печь»

5. Беседа «Что такое святки»

Цель: дать детям знания о святках, формировать представление о русских народных праздниках.

6. Беседа: «Русские народные промыслы»

Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
7.Беседа «Русский национальный костюм»

Цель:Развитие интереса к русскому народному костюму. Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

8. Рассматривание альбомов «Мастера гжели»

Музыка:

Разучивание «К нам гости пришли», песни – колядки.

Продуктивная деятельность:

    Лепка из соленого теста предметов быта русского народа

    Рисование русского костюма.

Чтение художественной литературы:

ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла», «Садко»

Разучивание песен, колядок.

Февраль:

Познавательная деятельность:

1. Беседа « Я живу в России»

2. Загадки о профессиях

3. Игра «Скажи правильно»

4. Представление детьми личного опыта «Я в мире профессий» - развитие монологической речи.

5 .Сюжетно ролевые игры «Пограничники», «Разведчики», «Строители».

6 . Беседа «Спецтранспорт»

7 .Беседа «Тот герой, кто за Родину горой!»

Продуктивная деятельность:

1.Лепка «Танкист и танк»

Чтение художественной литературы:

Стихи: С. Маршак «Пограничники». А. Барто «Помощница», В. Маяковский «Кем быть?».

Рассказы: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Осеева «Волшебное слово», Б. Житков «На льдине». С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Пословицы и поговорки.

Музыка:

Слушание военных песен, «Марш славянки»

Март:

Познавательная деятельность :

1. Беседа «Народные промыслы России»

2 . Беседа «Изделия хохломские и городецкие»

3. Беседа «Игрушки дымковские и филимоновские» 4. Беседа: «Гжель и Жостов» Цель. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Беседа о культуре народов России « Мы говорим на русском языке»

Беседа «Русские матрешки» - воспитывать интерес к русской народной культуре.

5. Блиц – турнир «Наша Родина – Россия»

6 . Беседа «Мамы разные важны» Кукла в русском национальном костюме»

7.Беседа: « Путешествие по России»

Цель. Закрепить знания детей о разнообразии природы России. Воспитывать любовь к своей Родине. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.

8 . Путешествие на ковре – самолете «Большая и малая Родина»;

9. «Вопросы бабушки Загадушки»

Продуктивная деятельность:

Роспись “Русская матрешка” (с элементами рисования).

Цель: закрепить знания детей о народной игрушкой, о ее истории возникновения, учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи, воспитывать интерес к народной игрушке.

Раскраски «гжель»

Чтение художественной литературы:

« Ю.Яковлев «Мама»

Русские народные песни «Береза моя..», «Ты рябинушка, раскудрявая…».

Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.

Стихи: Б. Заходер «Что красивее всего?»

Рассказы: И. Соколов - Микитов «Русский лес», М.Пришвин «Лесные гости»;

Заклички, как жанр детского фольклора

Музыка:

Русские народные инструменты

Слушание русских народных песен

Пение песни «Во поле береза стояла»

Развлечение «Масленица»

Апрель:

Познавательная деятельность:

1 . Беседа «Климатические зоны России»

Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

2. Беседа «Голубые реки России»

Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
3.
Беседа«Красная книга России.

Цель: сформировать первоначальные представления о Красной книге, продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, через эмоциональное участие в викторине сформировать устойчивый интерес к природе.

4. Беседа на тему “Русская березка”.

Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.

5. Рассматривание альбома «Моя Россия», И. Левитан « Большая вода»

6 .Беседа «Растительный мир тундры»

7. Путешествие по карте

Цель: расширить знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей; активизировать словарь детей словами: «суша», «водоем», «рельеф», «физическая карта».

8. Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.

Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

9 . Беседа «Первооткрыватели космоса» , «Покорители космоса»

10. Беседа «Земля – планета, на которой мы живем»

11 . Викторина «Наша Родина – Россия»

Цель:закрепить знания детей о государственных символах России; воспитывать чувство любви к своей Родине – России; расширять представления о природе России; развивать умение отгадывать кроссворды; развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам; развивать познавательные интересы; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга; создать радостное и веселое настроение у детей.

12 .Сюжетно ролевая игра «Космонавты»


Продуктивная деятельность:

Аппликация «Космонавт вернулся с космоса»

Рисование «Моя планета Земля», «Солнечная система»

Лепка «Ракета»

Стихотворения о космосе.

Албанская сказка «как солнце и Луна друг другу в гости ходили»

Чтение рассказов о Ю. Гагарине.

Заучивание стихотворений о природе Плещеев А., А. Майков – воспитывать любовь к природе

Мероприятия

Познавательная деятельность:

1.Беседа: «Ордена и медали ВОВ» Цель:познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ. Подвести к понятию выражения «награда за подвиг» Закрепить знания о событиях ВОВ.

2. Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.

3. Беседа «Тот герой, кто за Родину горой».Цель: познакомить детей с героическим подвигом русского народа в годы ВОВ, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, способствовать устойчивому интересу к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.5. Беседа«Ими гордится Россия»6. Рассматривание: Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А. Дейнека «Оборона Севастополя», П. Корин «Маршал Г.К. Жуков», Города Герой.

7. Представление детьми мини-проектов «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России, городами – героями, «Золотым кольцом», побуждать детей восхищаться красотой нашей страны, воспитывать патриотические чувства.

Музыка

Слушание

Д. Тухманов «День Победы», «Прощание славянки»

Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

Чтение художественной литературы

Л. Кассиль «Твои защитники», А. Барто «На заставе»; «Блокада», А. Пантелеев «Честное слово» ; «Щедрый ежик» С. Алексеев « Тридцать три богатыря», С. Михалков «Россия», Лебедев – Кумач «Москва».

Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Разучивание «День победы»

Продуктивная деятельность:

Письмо солдату.

Список используемой литературы:

      Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.

      Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

      Познавательное развитие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

      Мы живем в России.Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова М., 2007г.

      Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л.Л., – СПб.: детство-Пресс, 2011г

      Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Мулько И. Ф., -ТЦ: сфера, М., 2009г

      Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

      Интернет – ресурсы

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников

«Моя родина - Россия»

в рамках реализации программы воспитания школьников

Пояснительная записка.

Проект разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи . Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цель проекта:

Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма - воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Воспитательные задачи проекта:

формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.

формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;

приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

Принципы реализации проекта:

личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;

деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.

непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;

Содержательные линии проекта:

Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 1 класса, классный руководитель 1 «А» класса, родители.

Срок реализации проекта– 1 год (2014 – 2015)

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация данного проекта предполагает сформированность :

начальной системы краеведческих знаний,

устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;

любви и бережного отношения к родной природе;

посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.

Средства реализации проекта:

Возможные формы активных воспитательных мероприятий:

1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам

2. Деловые игры;

3. Диспуты, викторины;

4. Исследовательская деятельность,

5. Коллективные творческие дела;

6. Смотры-конкурсы, выставки;

7. Соревнования;

8. Экскурсии, поездки, походы;

9. Трудовые дела: акции, операции

10. Тренинги общения

11. Устный журнал «Путешествие по городам»;

12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)

13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)

Реализация проекта

Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой - в городе Пятигорске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Москве, и в Ставрополе, и в Пятигорске, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

«Русь, Россия, Родина моя» так называется наш классный час, на котором речь пойдёт о нашей Родине. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили

его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Откуда произошло слово РОДИНА?

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

Есть ещё много слов с корнем род – : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

Вы, ребята, поинтересовались у родителей своей родословной, расскажите о своем роде, о своих предках.

Ребята, а кто из вас сможет показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род.

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Россия многонациональная страна,сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом?

( Учащиеся перечисляют - гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

Какая беседа без хлеба и соли?

Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.

(Участники выносят каравай "хлеб - соль". под народную песню)

Действительно, символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)

Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах… Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности - будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России.

Начнём с флага. Что такое флаг? (Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.)

Среди множества флагов выделите флаг России.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

А что символизируют эти цвета?

Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей- цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: Белый – вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище . Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя - это знамя военно-морского флота . Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Кроме флага у каждого государства есть свой герб. Прежде чем говорить о нём, я вам расскажу, что означает это слово. Оно происходит от немецкого слова «наследство или наследие». Это главный символ любого государства. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Среди множества гербов выделите герб России.

Ученик – У нас очень красивый герб. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над орлом 3 короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых

состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

А что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях.

Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине,

это символ государства, такой же как герб и флаг. Музыку для нашего гимна написал

композитор

Александр Васильевич Александров, слова Михалкова.

Учитель: Давайте прослушаем отрывок из нашего гимна. Запомните, что гимн государства надо слушать стоя.

Прослушивание гимна сопровождается показом слайдов, отражающими славные страницы российской истории.

Творчество русского народа

Учитель – Государства отличаются друг от друга не только символами, языком, историей, но и традициями, обычаями и устным народным творчеством.

Хоровод « Во поле береза стояла»

Большой популярностью у русского народа пользовались частушки.

Частушки пелись для того, чтобы развеселить публику и посоревноваться в остроумии.

Послушайте некоторые из них.

Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить
Публику печальную.


Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

На затылке нет волос –

Привязала перья.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои летят.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Самое прекрасное на свете слово – Родина. У каждого человека есть родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Наша малая родина – Чувашия. У нашей республики тоже есть свои госуд. символы.

Издавна на Руси любил народ ещё один жанр устного народного творчества – это загадки. Отгадаете загадки, узнаете ключевое слово.(КРОССВОРД)

(Решение кроссворда)

По горизонтали:

1) То волной лениво плещет,

То под ветром чуть трепещет,

То как зеркалом лежит-

Ослепительно блестит

То вдруг яростно ревёт

И, ревя, верёвки вьёт,

И на берег их бросает,

И сейчас же в клочья рвёт!...(море)

2) Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое. (солнце)

3) Живою может быть и мёртвой,

И жидкою, и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться! (вода)

4) В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (рябина)

5) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (небо)

6) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе:

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река)

Итак, ключевое слово – РОДИНА. Как пишет в толковом словаре С.И.Ожегов “Родина – это отечество, родная сторона.” О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

(Игра составь пословицу)

Родина – мать, Родине служить.

Жить- , умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Сегодня мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашей страны, а сколько всего интересного ещё предстоит узнать. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка