Распределение прибыли унитарного предприятия. Правовой режим формирования прибыли унитарных предприятий Части прибыли за использование имущества

Не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:
  • созданием путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами и , . Права и обязанности работников определяются прежде всего . Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество , выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУП ы и МУП ы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП ы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия , основанные на праве оперативного управления , — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия . Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • , полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества , закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения , осуществляются путем продажи имущества на аукционе . Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Программы деятельности унитарных предприятий

Взаимоотношение государственного унитарного предприятия с собственником регламентируется постановлением Правительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Порядок утверждения программы деятельности унитарного предприятия

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • - внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • - строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • - проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Е.В. Андреева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).

Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в доходах бюджетов учитывается, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - учредители унитарных предприятий выступают в качестве собственника имущества унитарного предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, и части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученной от использования данного имущества.

В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, признаваемые дивидендами в соответствии с законодательством иностранных государств.

Таким образом, часть прибыли, перечисленная государственными и муниципальными предприятиями в соответствующие бюджеты после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не рассматривается в качестве полученных дивидендов и, следовательно, не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

При реализации и сдаче в аренду государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 295 ГК РФ определено, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Согласно ст. 247 и 248 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Определения понятий "доходы от реализации" и "внереализационные доходы" даны в ст. 249 и 250 НК РФ.

Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, установлены ст. 251 НК РФ. Поименованный в ст. 251 НК РФ перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает средства от продажи унитарным предприятием имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.

В связи с вышеизложенным средства, полученные от реализации имущества государственными и муниципальными предприятиями, являются доходом унитарного предприятия и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное или хозяйственное ведение, признается амортизируемым, порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при реализации подобного имущества определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами налогоплательщика, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, установленных в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ при заключении договора аренды должны быть определены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества.

Если договором аренды предусмотрено, что расходы по содержанию государственного имущества, сданного в аренду, должен осуществлять арендодатель, то вышеуказанные затраты учитываются у арендодателя при определении налогооблагаемой прибыли.

При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщикам следует иметь в виду, что дополнениями, внесенными ст. 5 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 1 ст. 42 БК РФ, предусмотрено, что указанные в этом пункте ст. 42 настоящего Кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Одними из перечисленных в ст. 42 БК РФ доходов являются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия.

В результате распределœения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределœения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие, формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального государственного, унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в т.ч. на профилактику профессиональных заболеваний;

жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. Правовой режим формирования прибыли унитарных предприятий

2. Формы и методы государственного надзора за кредитными организациями

4. Практическое задание

Список используемой литературы

1. Правовой режим формирования прибыли унитарных предприятий

Унитарное предприятие - неделимая коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия .

Правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и ФЗ от 14.11.2002 (ред. от 23.05.2016) № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002).

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям (п. 3 ст. 48 ГК РФ).

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Формируется прибыль унитарного предприятия в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета. Поэтому государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. .

Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия. Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002 порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы.

Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности. Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов: накопления, потребления, резервного и социального развития.

Первоочередной характер для обеспечения финансовой устойчивости не только самого унитарного предприятия, но и его собственника - государства носят резервные фонды. Поэтому унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. Конкретные виды, способы создания и расходования фондов предприятий закрепляются во внутренних локальных актах, как правило в учетной политике. Например, федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка» ежегодно создает фонд страхования рисков, возникающих в рамках национальной депозитарной системы.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами и то их деятельность направлена на извлечение прибыли, то собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия (п. 1 ст. 17 ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002).

Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 1.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход соответственно в «Росатом» или «Роскосмос» в порядке, в размере и в сроки, которые установлены этими государственными корпорациями в соответствии с указанными законами.

2. Формы и методы государственного надзора за кредитными организациями

Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами (ст. 41 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Согласно ст. 56 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - «ФЗ «О банке России»): «Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства РФ, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов».

Главными целями надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов (абз. 2 ст. 56 ФЗ «О Банке России»). Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности, в том числе:

Оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России,

Оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала),

Определение размера рисков, активов, пассивов,

Оценка качества активов кредитной организации (ее филиала) (в том числе активов кредитной организации (ее филиала), включенных в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, в том числе находящихся в залоге по кредитам Банка России),

Оценка величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации,

Оценка качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля,

Оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитной организации (далее - финансовое состояние кредитной организации) и перспектив деятельности кредитной организации,

А также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации (п. 1.3 Инструкции Банка России от 05.12.2013 № 147-И).

Надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций (абз. 3 ст. 56 ФЗ «О Банке России»).

Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут проводиться по поручению Совета директоров Банка России аудиторскими организациями. Особенности проведения таких проверок устанавливаются нормативным актом Банка России об особенностях организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) по поручению Совета директоров Банка России аудиторскими организациями (Инструкция Банка России от 05.12.2013 № 147-И).

Банковский надзор проводится по следующим этапам (Коробовой, с. 25):

Лицензирование и регистрация кредитных организаций;

Установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;

Проверка отчетности, представляемой банками;

Инспектирование (ревизия) финансового состояния кредитных организаций на местах;

Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций также включают:

Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и контроль за их ликвидацией;

Регулирование и контроль деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России. В ст. 59 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» закреплено, что «Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их».

Таким образом, надзорный орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих. Контролю подлежит и расширение деятельности кредитных организаций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящих кадров.

Второй этап надзорной деятельности - документарный надзор или проверка отчетности, представляемой банками. Постоянный контроль за отчетностью позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатеже-способности банков, их банкротство. Это право Банка России закреплено ст. ст. 57 и 75 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Проверка степени достоверности передаваемой надзорными органами информации возможна в ходе проверки на месте (ст. 73 Закона).

Завершающий этап надзора за банками - контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков (ст. 74 Закона).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля их исполнения. Необходимость издания нормативных актов вызвана тем, что банковское законодательство не обеспечивает полного формирования правовых норм, которые требуются для ведения полноценного банковского надзора.

В банковском надзоре можно выделить две составные части: пруденциальный надзор и инспектирование .

Пруденциальный надзор, имея при этом в виду документарный (камеральный, дистанционный) надзор. Его предметом являются правила, устанавливающие государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость банковской системы и кредитных организаций, или пруденциальные нормы:

Предельные величины рисков, принимаемые кредитными организациями;

Нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

Требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитной организации или на возможность реальной оценки ее финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Дистанционный надзор заключается в мониторинге состояния отдельных банков, однородных по составу групп банков, а также банковской системы в целом. Этот надзор составляет основу для проведения всестороннего анализа деятельности банков, результаты которого сравнивают с показателями однородных групп и банковского сектора в целом, чтобы определить существенные отклонения от них, для раннего выявления проблем отдельных банков и их предотвращения сведения негативных последствий к допустимому минимуму.

В системах дистанционного надзора банки представляют финансовую отчетность в предписанном формате и в соответствии с определенным графиком. унитарный фонд финансирование кредитный

Периодичность представления данных зависит от вида отчета. Например, данные о ликвидности орган надзора может потребовать представлять еженедельно или даже ежедневно, о крупных потенциальных рисках - ежемесячно, финансовую отчетность - ежеквартально, а сведения по классификации активов и резервам - раз в полгода.

Инспекционная деятельность Банка России - составная часть надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов). Такая проверка дает возможность органам надзора вникнуть в детали и оценить перспективы деятельности банка.

Инспекционные проверки позволяют органам надзора подтвердить информацию, представленную банком в отчетности, определить проблемы и причины их возникновения с достаточной степенью детализации.

Эти проверки дают возможность оценить точность отчетности банка, его деятельность и состояние, квалификацию и компетентность менеджмента, адекватность систем управления риском и процедур внутреннего контроля.

Обычно осуществляются комплексные и тематические инспекционные проверки деятельности кредитных организаций.

Учитывая трудоемкость проведения проверок на местах, надзорные органы устанавливают периодичность их выполнения (плановые, регулярные, внеочередные, внезапные).

В зависимости от целей и масштабов проверки могут быть комплексными (полномасштабными, всеобъемлющими), а также тематическими (частичными) и специальными.

Проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца и осуществляется за период деятельности кредитной организации (ее филиала), который не может превышать пяти календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Результаты инспекционной проверки оформляются актом, который относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам.

3. Задача

Государственное предприятие «Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова» (далее - ГП НИТИ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 19.02.2001 № 739 и не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 19.02.2001 № 361 и № 362.

Решением суда от 25.04.2002 исковые требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания 72000 рублей процентов по налогу на прибыль. В удовлетворении исковых требований о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 19.02.2002 № 361 в части взыскания 1606884 рублей 64 копеек отказано. Производство по делу в части требования о признании недействительным инкассового поручения от 19.02.2002 № 362 прекращено.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление в части удовлетворения исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция вынесла решение от 14.12.99 № 739 о взыскании недоимок по налогам за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках. Во исполнение решения налоговая инспекция направила инкассовое поручение от 19.02.2001 № 362.

Удовлетворяя исковые требования в части признания недействительным решения о взыскании 72000 рублей, суды первой и апелляционной инстанции установили, что эта сумма составляет 42,5% от суммы платежей по ставке Центрального банка Российской Федерации по налогу на прибыль в доле недофинансирования по государственному оборонному заказу в части, приходящейся на федеральный бюджет.

Факт наличия задолженности государства по государственному оборонному заказу в 1998-1999 годах подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговой инспекцией.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О федеральном бюджете на 1998 год» не начисляются в 1998 году пени за просроченные платежи в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, возникающие по причине неплатежеспособности предприятий и организаций - исполнителей государственного оборонного заказа (работ) по заключенным государственным контрактам (договорам), при подтверждении государственными заказчиками наличии соответствующей задолженности, вызванной несвоевременной оплатой продукции (работ).

Согласно статье 121 Закона Российской Федерации «О федеральном бюджете на 1999 год» не начисляются в 1999 году пени и штрафы за просроченные платежи в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, возникающие по причине неоплаты предприятиям и организациям - исполнителям продукции, работ (услуг) по государственному оборонному заказу, в доле, пропорциональной этой неоплате продукции, работ (услуг), выполненных по государственному оборонному заказу.

Однако суд не учел того, что дополнительные платежи по ставке Центрального банка Российской Федерации не являются ни пенями, ни штрафами, так как не подпадают под признаки статей 75 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, к которым относится налог на прибыль, устанавливается законодательством об отдельных видах налогов.

В данном случае следует исходить из того, что пункт 2 статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установил именно такой порядок исчисления и уплаты налога.

Расчет дополнительных платежей входит составной частью в определенный действующим законодательством порядок исчисления налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.

Выскажите свое обоснованное мнение относительно того, какое решение примет суд.

Решение.

Поскольку законами о федеральном бюджете на 1998 и 1999 годы предусмотрена только возможность неначисления налогоплательщику пеней и штрафов за просроченные платежи в федеральный бюджет при неоплате государством государственных оборонных заказов, а дополнительные платежи по налогам ни пенями, ни штрафом не являются, освобождение налогоплательщика от уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль следует признать неправомерным. Таким образом, решение и постановление суда в этой части подлежит отмене, а в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Суд должен вынести следующее решение:

Решением суда от 25.04.2002 г. и Постановление апелляционной инстанции от 26.06.2002 г. Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по данному делу отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Ленинградской области от 14.12.99 № 739 о взыскании 72000 рублей - процентов по ставке Центрального банка Российской Федерации по налогу на прибыль.

В этой части в удовлетворении исковых требований отказать.

В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.

4. Практическое задание

А) Определите перечень налоговых доходов бюджетов (выберите правильный вариант):

1.1. К налоговым доходам относятся налоги, сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства ;

1.2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти;

1.3. К налоговым доходам относятся все виды обязательных платежей, установленных законодательством, включая налоги, сборы, поступления от использования государственной собственности.

Б) Определите отношения, регулируемые налоговым законодательством (выделите правильный вариант):

1.1. Законодательство о налогах и сборах регулирует только те отношения, которые складываются между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также между налоговыми органами и органами налоговой полиции, таможенными органами и иными организациями по поводу функционирования налоговой системы и ее взаимодействия с бюджетной системой;

1.2. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ;

1.3. Законодательство о налогах и сборах регулирует общественные отношения по поводу установления налогов и сборов, взимания их в бюджет и внебюджетные фонды, распределения налоговых поступлений между бюджетами различного уровня.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Текст] // СЗ РФ от 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Текст] // СЗ РФ от 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Текст] // СЗ РФ от 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.

4. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 01.01.2017) [Текст] // СЗ от 05.02.1996. - № 6. - Ст. 492.

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.01.2017) [Текст] // СЗ РФ от 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.

6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // СЗ РФ от 02.12.2002. - № 48. - Ст. 4746.

7. О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России): Инструкция Банка России от 05.12.2013 № 147-И (ред. от 20.12.2016) [Текст] // Вестник Банка России от 13.03.2014. - № 23-24.

8. Банковское дело. Учебник [Текст] / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Магистр, 2012. - 279 с.

9. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит [Текст] / сост. В.В. Блекус. - Электросталь: ГГХПИ, 2011. - 52 с.

10. Финансовое право Российской Федерации: учебник [Текст] / коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. - М.: КНОРУС, 2016. - 270 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовой режим имущества предпринимателей. Разновидности правовой организации государственных предприятий. Государственная политика относительно унитарных предприятий. Казенные предприятия в сфере государственных монополий. Аудит унитарных предприятий.

    реферат , добавлен 31.10.2007

    Исследование организационно-правового обеспечения управленческой деятельности федеральных государственных унитарных предприятий. Анализ проблем правового положения унитарных предприятий в России. Обзор нарушений, допущенных при решении кадровых вопросов.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2013

    Особенности унитарного предприятия как субъекта гражданских правоотношений. Организационная структура и ответственность унитарных предприятий в имущественных отношениях от собственного имени. Содержание право и дееспособности унитарных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Понятия и признаки унитарного предприятия. Классификация предприятий в зависимости от формы собственности. Правоспособность и дееспособность унитарных предприятий. Ответственность унитарных предприятий. Правовое регулирование деятельности предприятий.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2016

    Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий. Признаки унитарных предприятий как юридических лиц. Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий, особенности их гражданской правоспособности и дееспособности.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие, признаки и формы унитарных предприятий. Организационное единство, имущественная обособленность и ответственность, наличие самостоятельного баланса. Порядок образования и учредительные документы, прекращение деятельности унитарных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2010

    Возникновение и признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий. Создание эффективного правового положения организаций как неотъемлемого института экономической стабилизации в России. Утверждение гражданско-правовых институтов в стране.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные нормативные акты. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Учредительные документы (устав). Государственная регистрация. Характеристика имущества. Процедура ликвидаци

    курсовая работа , добавлен 12.12.2004

    Место унитарных предприятий в современном законодательстве, их создание, реорганизация и ликвидация. Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения и управления ими. Полномочия и ответственность собственника имущества унитарного предприятия.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2010

    Понятие и основные виды унитарных предприятий. Создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий. Производственная программа предприятия. Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Планирование внереализационных расходов.

Ответственность унитарного предприятия (статья 7)

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

  • 2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
  • 3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Распределение прибыли

Государственные унитарные предприятия по закону обладают значительной самостоятельностью в вопросах осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Государство не регламентирует распределение прибыли в таких предприятиях после уплаты соответствующих налогов и перечисления части прибыли в доход бюджета. Размер прибыли, перечисляемой в бюджет, определяется в уставе предприятия при его образовании. Прибыль, изымаемая государством у предприятия, выступает не в виде налогов или сборов, а в виде арендной платы, уплачиваемой арендатором (предприятием) собственнику (государству) за пользование имуществом.

Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенного завода (фабрики, хозяйства) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с этими документами прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления таких нормативов утверждается Министерством финансов РФ. Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.