Человек живший в бочке. Бочка диогена как способ достижения идеальной жизни и диогенистые бочки

Жизнь людей наполнена самыми разнообразными условностями и излишествами. Человек забыл свою подлинную природу и окружил себя абсолютно ненужными вещами. В результате этого он опутал себя тысячами норм, законов, каких-то правил. Всё это делает его жизнь тяжёлой и суетной. Против подобного положения вещей всегда выступали философы. Они призывали людей отказаться от излишеств и ценить простые земные радости. Самым же первым, кто попытался на личном примере показать подлинную и правильную жизнь, был Диоген.

Это древнегреческий мудрец, живший в 412-323 годах до н. э. Он не оставил никаких сочинений и философских трудов. Память о нём сохранилась, лишь благодаря рассказам современников. Все эти рассказы собрал и систематизировал историк философии Диоген Лаэртский. А основатель ботаники и зоологии древнегреческий философ Теофаст утверждал, что озарение пришло к Диогену, когда он ещё, будучи совсем молодым, посмотрел на пробегающую мышь. Будущий мудрец подумал, что зверёк не нуждается в подстилке, не пугается темноты, не ищет лишних наслаждений. Он ведёт себя абсолютно естественно. Так почему же человек не может жить точно так же.

Так родилась философия Диогена. Всю жизнь мудрец довольствовался малым, самым необходимым для жизни . Свой плащ философ использовал не только для того, чтобы носить его, но ещё и для того, чтобы спать на нём. Пищу он носил в суме, а для еды, сна и беседы ему подходило любое место. Своё жильё этот удивительный человек обустроил в глиняной бочке. В Древней Греции она называлась "пифос" и представляла собой глиняный сосуд в рост человека. В таких больших сосудах хранили зерно, масло, вино. Ну а наш герой использовал его для жилья.

Философ регулярно закалял свой организм. Летом он лежал на горячем песке, а зимой прижимался к мраморным статуям, запорошенным снегом. И летом, и зимой он ходил босым. Живя в бочке, мудрец не имел ничего, кроме чашки и миски. Но однажды он увидел, как мальчик сложил ладони в горсть, и стал пить воду из источника.

Наш герой воскликнул: "Мальчик оказался мудрее меня, так как превзошёл простотой и естественностью жизни". Чашка была выброшена, а затем настали очередь и миски, когда другой мальчик на глазах философа начал есть чечевичную похлёбку, налив её в корку хлеба.

Философия Диогена противопоставляла страстям разум, а судебным законам - законы природы . Часто мудрец говорил, что боги даровали людям очень лёгкую жизнь. Но те многократно усложнили её, опутав себя надуманными условностями и нормами.

Однажды философу попался на глаза человек, которого обувал его раб. Глядя на это, наш герой заметил: "Ты был бы безмерно счастлив, если бы тебя ещё и подтирали. Так отруби себе руки, и тогда наступит полное счастье".

Мудрец подходил к статуям и просил у них подаяние. Его спросили, почему он так поступает. И тот ответил: "Я делаю это для того, чтобы приучить себя к отказам". В то же время он просил милостыню у людей, если был голоден. Однажды один из прохожих спросил, почему он должен подавать ему. На что получил ответ: "Если ты подаёшь другим, то тебе нетрудно будет подать и мне. Если же ты никогда раньше не подавал, то начни с меня".

Как-то наш герой сидел на площади и рассуждал о важных вещах. Но люди не слушали его и шли мимо. Тогда философ начал подражать разнообразным птичьим голосам. Тут же собралась толпа, и мудрец начал стыдить её. Он упрекал людей, что ради пустяков они сбегаются, бросив все дела, а ради важных вещей не хотят остановиться и проходят мимо.

Он говорил, что человек любит соревноваться с себе подобными в самых неприглядных делах, но никогда не соревнуется в искусстве добра и помощи ближним. Мудрец удивлялся, что музыканты настраивают струны на лире, но не могут настроить покой и умиротворение в своих душах. Риторы учат правильно говорить, но не способны научить правильным поступкам. Люди приносят жертвы богам и просят себе здоровье и долгие годы жизни. Но затем садятся за пиршеский стол и объедаются во вред своему здоровью.

Философия Диогена учила людей простоте, естественности и гармонии с окружающим миром . Но мало кто из современников мудреца последовал его примеру. Умер он в один год с Александром Македонским . Говорят, что даже в один день. Это очень символично, так как великий завоеватель стремился наслаждаться всеми благами жизни, а наш герой призывал полностью отказаться от них. Две крайности исчезли в один день, оставив людям выбор. Но те выбрали не философа, а завоевателя. До сегодняшнего дня человечество не пересмотрело своих взглядов, а поэтому неуклонно идёт к гибели.

Валерий Крапивин

Имя: Диоген Синопский

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Вел аморальный, аскетический образ жизни, его философия граничила с безумием

Диоген Синопский — (приблизительно 404-323 до н. э.) греческий философ, известный тем, что ходил по Афинам со свечой в поисках честного человека.

Скорее всего, он был учеником философа Антисфена (445-365 гг. до н. э.).

По словам , Диогену принадлежит фраза «Сократ сошел с ума» (предположительно).

Философ был выгнан из своего родного города за подделку денежных единиц (хотя некоторые историки склоняются к тому, что преступление было совершено его отцом).

Философия Диогена

Диоген приехал в Афины, где познакомился с Антисфеном, однако поначалу последний отказывался брать будущего философа в ученики. Но Диоген был таким настойчивым, что Антисфену пришлось согласиться.

Подобно своему учителю, Диоген верил в самоконтроль, важность личности каждого человека и был уверен, что каждый должен стремиться к совершенству в своей жизни и поведении (к добродетели) и отказаться от всего ненужного: личных вещей, социального статуса.

Диоген был настолько горяч по темпераменту, что проповедовал свои взгляды на рынках в Афинах, на городских улочках и везде, где был народ.

Однажды он поселился в бочке из-под вина, чтобы на собственном примере доказать всем окружающим, что настоящему философу и счастливому человеку вполне достаточно таких условий существования для обретения истинного счастья.

О Диогене складывалось множество легенд.

Он был достаточно популярным персонажем в Афинах: иногда его прямолинейность не знала границ. Стремясь к идеалу честности, Диоген выступает против всего «манерного» в человеческой природе.

Во время публичных выступлений он мог начать справлять нужду или мастурбировать, не считая это зазорным.

Философ считал, что человеческая личность — это самое ценное, что может быть в мире, и никакие социальные и моральные условности не должны мешать духовному развитию людей.

По мнению Диогена, общество было насквозь искусственным, потому что большая часть людей не соответствовала высоким принципам морали и добродетели.

Общество просто не могло воспитать прекрасных людей. Именно поэтому Диоген ходил по городу со свечой в поисках настоящего человека, соответствующего его высоким идеалам.

Все люди, по мнению философа, пребывают в сонном состоянии, не осознавая, что реальность — это не всё, что существует на самом деле, что гораздо важнее уделять внимание внутреннему миру, чем внешнему.

Как это ни странно, Диоген не был первым философом, утверждавшим, что люди должны обращаться к себе: , Ксенофан и даже указывали на необходимость «проснуться» от навязчивых человеческих дум и чаяний, чтобы полностью познать себя и мир.

Жители Афин часто считали Диогена душевно больным — слишком рьяно он отстаивал свои жизненные взгляды.

Но философ на собственном примере хотел показать, как нужно жить. И хотел, чтобы все люди следовали его ценностям.

Платон и Александр Великий

Диоген постоянно сталкивался с непониманием окружающих, которые отказывались вести себя «естественно».

Зачастую он «тягался» с сильными мира сего — например, Александром Великим и самим Платоном.

Однажды, после того, как дал определению человеку как «бесхитростному двуногому существу», Диоген ощипал цыпленка, принес его великому философу и провозгласил: «Смотрите! Вот — человек, по мнению Платона!».

Посетив как-то Коринф, пожелал познакомиться с Диогеном. Царь нашел философа отдыхающим на солнце, представился и спросил, не хочет ли Диоген сказать ему, легендарному правителю, что-нибудь. Диоген ответил: «Да, хочу: не загораживайте мне солнце».

Александр восхитился его ответом и парировал: «Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном», на что Диоген ответил: «Если бы я не был Диогеном, я бы все равно хотел быть Диогеном».

Широко известен также случай, когда на банкете для афинской элиты кто-то из гостей кинул Диогену кость и назвал его собакой. За это философ поднял ногу и помочился на гостей.

Но несмотря на свое возмутительное поведение, афиняне любили его, и, когда какой-то паренек сломал философу ребра, жители города нашли и наказали мальчика, а Диогену нашли новую бочку.


«МОЙ ДОМ - МОЯ БОЧКА» (ДИОГЕН СИНОПСКИЙ)

Диоген Синопский - древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена. Жил и творил около 400-325 годов до н. э. Являлся очень незаурядной личностью, еще при жизни став героем многочисленных баек и анекдотов. Его отец был казенным менялой, и Диоген иногда работал вместе с отцом. Но вскоре их изгнали за то, что они обманывали и грабили народ.

Поселившись в Афинах, он стал учеником Антисфена, который, по преданию, сначала прогнал Диогена палкой, но затем все же принял его, разглядев в юноше глубокое стремление познать жизнь таковой, какая она есть на самом деле. С тех пор он стал вести весьма своеобразный образ жизни.

Диоген прожил интересную и необычную жизнь, умерев в глубокой старости. Не только о его жизни, но и о смерти сложено немало легенд. Одни говорят, что он съел сырого осьминога и заболел холерой, другие - что он умер от старости, специально задержав дыхание. Третьи рассказывают, что Диоген хотел поделить осьминога между бездомными собаками, но они были настолько голодны, что искусали его самого, и от этого он скончался.

Умирая, Диоген дал наказ не хоронить его тело, а бросить, чтобы оно стало добычею зверей, или скинуть в канаву. Но, конечно же, благодарные ученики не посмели оставить бренные останки без погребения - и похоронили Диогена возле ворот, ведущих в Истму. На его могиле поставили столб, а на столбе изображение собаки и огромное количество медных табличек, на которых были высечены слова благодарности и сожаления по поводу его кончины. Может показаться странным, что на могилу поставили каменную собаку. Дело в том, что при жизни Диоген сам себя называл собакой (философ причислял себя к киникам, а «кинос» с древнегреческого переводится «собака»), мотивируя это тем, что добрым людям, давшим ему кусок хлеба, он будет облизывать ноги, а злых - беспощадно кусать.

Диоген сочинил множество произведений, среди которых «Афинский народ», «Государство», «Наука нравственности», «О богатстве», «О любви», «Аристарх», «О смерти» и прочие. Кроме того, он написал такие трагедии, как «Елена», «Фиест», «Геракл», «Ахилл», «Эдип», «Медея» и другие.

Как уже говорилось ранее, Диоген Синопский обладал незаурядным умом и практиковал крайний аскетизм, порою граничащий с эксцентрическим юродством. Он проповедовал здоровый образ жизни. Чем проще и беднее жил человек, отказываясь от многих благ цивилизации, тем выше и духовнее выглядел он в глазах Диогена. Он называл себя гражданином мира и, по древнему преданию, жил в обыкновенной глиняной бочке при храме Матери богов, сознательно лишая себя многочисленных благ.

Диоген понял, как следует жить, когда случайно обратил свой взор на пробегавшую мимо мышь. Она была свободна, не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты, довольствовалась простой пищей, которую добывала в трудах и заботах, и не стремилась получить какие бы то ни было наслаждения, которые Диоген считал поверхностными и мнимыми, лишь скрывающими настоящую суть.

В своем так называемом жилище - в бочке - Диоген спал, подкладывая под себя сложенный вдвое плащ, который потом надевал и носил. При нем постоянно находилась сума, в которой он хранил незамысловатую пищу. Если же ему иной раз не приходилось ночевать в бочке, то любое другое место, будь то площадь или голая сырая земля, были Диогену одинаково подходящими и для еды, и для сна, и для продолжительных бесед со случайными слушателями.

Диоген призывал всех закалять свой организм, но не ограничивался одним лишь призывом, а на собственном примере показывал, как нужно закаляться. Летом он снимал с себя одежды и подолгу лежал на горячем песке, а зимой совершал пробежки босыми ногами по холодной земле и обнимал заснеженные статуи.

Ко всем без исключения людям Диоген относился с презрительной насмешкой - и говорил, что иногда ему кажется, будто человек - самое разумное существо на земле. Но когда он на своем пути встречал людей, кичащихся богатством или славой либо обманывающих простой народ ради собственной выгоды, то люди казались ему гораздо глупее остальных Божьих тварей. Он утверждал: для того, чтобы жить как следует, нужно иметь, по крайней мере, разум.

Диоген по природе своей был этаким циником (несложно догадаться, что «циник» - искаженное римлянами «киник»), не щадящим ни себя, ни кого бы то ни было. Он говорил, что люди изначально злы и коварны - и при любом удобном случае норовят столкнуть рядом идущего в канаву, и чем дальше, тем лучше. Но никто из них даже не предпринимает попыток сделаться добрее и лучше. Он удивлялся, что люди смотрят вдаль, не замечая простых и повседневных вещей, которые происходят совсем близко. Его раздражало то, что они молят Бога о крепком здоровье, в то же самое время занимаясь обжорством на многочисленных пирушках.

Философ учил, чтобы люди, по возможности, сами о себе заботились, ели простую пищу и пили чистую воду, коротко стриглись, не надевали украшений и вычурной одежды, как можно чаще ходили босиком и больше молчали, потупив взгляд. Людей, обладающих красноречием, он считал пустословами с ограниченным мировоззрением.

Будучи глубоко верующим, Диоген считал, что все происходящее на земле находится во власти богов. Мудрецов же он полагал приближенными к богам избранными людьми, их близкими друзьями, а так как у друзей все общее, то абсолютно все на свете принадлежит мудрецам. Он же был уверен, что судьбу можно перехитрить, если вовремя проявить отвагу и мужество. Закону он противопоставлял природу, а человеческим страстям - разум.

Тем, кто боялся недобрых снов, Диоген говорил, что лучше бы они беспокоились о том, что делают днем, а не о глупых мыслях, которые приходят в голову по ночам. Но как бы цинично он ни относился к людям вообще и к себе в частности, афиняне любили и почитали Диогена. И когда однажды бедный мальчик случайно разбил его дом - бочку, этот мальчик был подвергнут жестокому наказанию, а Диогену дали новую бочку.

Часто он объявлял во всеуслышание, что изначально боги даровали людям легкую и счастливую жизнь, но те сами испортили и омрачили ее, постепенно придумывая для себя различные блага. Причиной всех бед он считал жадность - и самым горестным в жизни называл старость, которая застигает человека в нищете. Такое прекрасное чувство, как любовь, Диоген называл делом бездельников, а благородных и добродушных людей - подобиями богов. Жизнь человеческую считал злом, но не всякую жизнь, а лишь дурную.

Славу, богатство и знатное происхождение он высмеивал, обзывая все это прикрасами порока. И единственным истинным государством считал весь мир. Диоген говорил, что жены должны быть общими и, значит, сыновья тоже общие. Отрицал законный брак. Утверждал, что все существует во всем и через все, то есть в хлебе содержится мясо, в овощах - хлеб; и вообще, все тела проникают друг в друга мельчайшими частицами через невидимые поры.

У Диогена было множество учеников и слушателей, несмотря на то, что он по меньшей мере слыл личностью необычной и неординарной. Они продолжили его дело, тем самым обеспечивая развитие идеи аскетизма в философии.

* * *
Однажды знаменитый полководец Александр Македонский проезжал через Афины и остановился, чтобы посмотреть на местную достопримечательность - философа Диогена. Александр подошел к бочке, в которой жил мыслитель, и предложил сделать для него что-нибудь. Диоген ответил: «Не загораживай мне солнце!».

...........................................................

Которого принесла ему известность, жил более двух тысяч лет назад. У него было свое представление о жизни, которую он видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ.

Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма.

Что известно о жизни мыслителя? Спал ли Диоген в настоящей бочке? Что означает выражение «Бочка Диогена»? Об этом можно узнать в статье.

Общие сведения о Диогене Синопском

Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, К этому времени после смерти прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно.

Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. э. Известно, что он был сыном менялы. Однажды он вопросил у оракула о том, чем ему заниматься. Ответом стала фраза: «Переоценкой ценностей». Мужчина решил, что ему необходимо заняться перечеканкой монет, но после понял, что его призвание - в философии.

Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать. С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом, которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры - городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени.

Древнегреческий философ был учеником Антисфена и ярким представителем школы киников. Суть учения состояла в том, что для достижения всеобщего блага людям следует жить «подобно собаке». Это означало жить в простоте, презирать условности, уметь отстаивать выбранный образ жизни, быть верным, храбрым и благодарным.

Аскетизм

Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке. Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму.

Будучи стариком, он заметил, как мальчик попил воды из горсти. Это очень расстроило мыслителя, который тут же выбросил из сумы чашу. При этом он сказал, что мальчик смог превзойти его в простоте. Также он выбросил и свою миску, когда стал свидетелем того, как другой мальчик сумел съесть чечевичную похлебку из ломтя выеденного хлеба.

Афоризм с бочкой

Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества.

В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков. Этим он сделал свою жизнь простой и свободной.

А была ли бочка?

Диоген, бочка которого не дает многим покоя до сих пор, на самом деле жил в пифосе. По результатам археологических раскопок на территории Древней Греции не существовало бочек в нашем понимании.

Афиняне пользовались вместо этого большими (в рост человека) глиняными сосудами. В них они хранили зерно, вино, масло.

Именно в подобном пифосе мог жить философ. Сосуд было достаточно положить горизонтально для того, чтобы в нем спать, укрывшись плащом. Все остальное время мыслитель мог проводить вне сосуда, находясь на улице. Для гигиенических нужд в то время все пользовались общественными банями и туалетами, поэтому потребность в доме у Диогена действительно могла отсутствовать.

Однажды дети разбили пифос, в котором жил Диоген. Жители Афин со временем предоставили ему жилье в виде нового Так мыслитель жил, пока Македония не решила захватить Афины.

Последний период жизни

Диоген был участником Херонейской битвы, которая проходила в 338 году до н. э. между Македонией и Афинами с Фивами. Силы сторон были практически равны, но войска Филиппа Второго и Александра Македонского разгромили армию греческих городов-государств.

Мыслитель, как и многие афиняне, попал в плен к македонцам. Его продали с невольничьего рынка некоему Ксениаду. Владелец нового раба купил его в качестве наставника для своих детей. Афинский философ обучил их верховой езде, истории, греческой поэзии, а также метанию дротиков.

Существует история о том, что, когда ему представилась возможность обратиться к Александру Македонскому с просьбой, он лишь попросил того не загораживать ему солнце. Как настоящий представитель школы киников, он не нуждался ни в чем и в этом видел свою свободу даже будучи плененным.

Смерть философа

Умер философ в 323 году до н. э. Считается, что смерть пришла к нему в тот же день, что и к Александру Македонскому. Перед смертью он попросил своего хозяина закопать его лицом вниз. На могиле мыслителя воздвигли мраморный памятник, который изображал собаку. На памятнике сделали надпись о том, что Диоген смог научить людей довольствоваться тем, что имеешь, и указал простой путь в жизни.

Сегодня память о философе хранит известный фразеологизм «бочка Диогена».

Диоген November 19th, 2010

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.Диоген стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

Простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его.

Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Алексан др якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

Памятник Диогену в Синопе (современная Турция)

* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.