Что знают дети о войне? Что дети знают о войне.

1. Победа ценой жизни. Сталинградская битва

В Великой отечественной войне особенное значение имела Сталинградская битва. Сражения происходили между реками Волга и Дон с 1942 года и продолжались около 200 дней. Нашими солдатами в битве за Сталинград командовал маршал Жуков. Войска немцев пыталась захватить Сталинград, чтобы пользоваться нефтью Кавказа, заправлять свои боевые машины, танки и самолеты. В ходе боев погибло много солдат и наших и немцев, было уничтожено огромное количество танков и самолетов. Это были одни из самых кровопролитных сражений. Благодаря стойкости и героизму, нашим солдатам удалось взять в окружение шестую танковую армию немцев и разгромить ее.

Ахмедов Влад

2. Детство, опаленное войной

Я совсем не случайно выбрала тему для сочинения «Детство, опалённое войной», ведь я тоже ребёнок, мне только 9 лет, и как прекрасно, что я не знаю, что такое война. Нет, знаю, конечно, но только из рассказов взрослых и из книг, которые читала, фильмов, которые смотрела.

По моему мнению, война – это самое страшное слово на Земле, это взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, при чём часто ни в чём не повинных, гибель целых народов. Война приносит горе всем людям: и тем, кто её начинает, и тем, кто защищает свою Родину, но больше всего от войны страдают дети.

Вибе Кристина

3. Сердцем прикоснись к подвигу (по мотивам литературных произведений о войне)

Война… Это страшно…Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Война - ад, «мясорубка», перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы.

О Великой Отечественной войне написано большое количество книг. Я хочу рассказать об одной из них, которую недавно прочитала. Это повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».

Ганиева Алина

4. За Родину

Июль 2006г. Мне 7 лет. Я с мамой и папой проездом в городе Волгограде. Мы гуляем по извилистым дорожкам парка. Вдруг я вижу большую каменную глыбу и не понимаю: что это? Приглядываюсь, а это большая тётенька с мечом. Папа объясняет мне, что это памятник и называется он Родина – Мать. В тот день я видела ещё много разных памятников, разрушенный дом, надписи на стенах домов, значение которых мне было не понятно... Было всё красиво, спокойно, и радостно. Ведь рядом мои близкие, мои любимые.

Гибаева Диляра

5. Детство, опалённое войной

Война 1941 принесла много горя не в одну семью, вряд ли можно найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и справлялись со всеми трудностями сами. Нельзя забывать и о детях этого времени, у детей этих не было детства.

Абдразакова Диана

6. «Герои войны рядом с нами»

Совсем недавно я познакомилась с ветераном Великой Отечественной войны, Надеждой Георгиевной Набоких. Сейчас ей 86 лет. Я впервые увидела её 3 года назад, когда мы с мамой пришли к Надежде Георгиевне в гости, чтобы поздравить с Днем победы. Мама познакомилась с ней, когда лежала в больнице. У Надежды Георгиевны была героическая жизнь.

Дурманова Анастасия

7. Пионеры-герои

2010 год - знаменательный год в нашей жизни. 65 лет назад закончилась самая кровопролитная война ХХ века. Советские люди защитили от фашистской чумы не только свою родину, но и весь мир. С первого дня Великой Отечественной войны наш народ боролся с врагом. Среди взрослых были и дети, например, Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Именно эти четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) - юная партизанка, член подпольной комсомольской молодежной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белорусской ССР.

Карелина Екатерина

8. Что я знаю о войне

22 июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно напала на советский союз. Нарушив Советско-Германский договор о ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния.

В апреле 1940г. в Германии был разработан план «Барбаросса», который предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Немцы планировали за 1,5 – 2 месяца разгромить красную армию, захватить Москву и Ленинград, выйти на линию г. Архангельск – р. Волга. Мощными ударами по индустриальному Уралу, закончить войну.

Мицых Александр

9. Не забывай подвиг солдат

Мои папа и мама каждый год ходят со мной на Парад Победы, это всегда бывает 9-го мая. Сегодня я хочу написать о том, что рассказала мне мама о войне. Я много интересного узнал о войне, готовя эту статью, я понял самое главное - подвиги в Великой Отечественной Войне были на каждом шагу. Даже дети были героями.

Поляков Егор

10. Детство, которого не было!

1941-1945 годы! Великая Отечественная Война - это трагические годы из истории нашей Родины. Для нас это черно-белая хроника давно минувших событий. Ни одной семьи нет, где бы войне не оставила свои тяжелые, незаживающие раны, она искалечила миллионы судеб. Все мы знаем, что Великая Отечественная война была очень страшной для всех людей, которые жили в 1941 -1945 годы, но особенно её боялись дети.

Когда читаешь личные воспоминания бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, несовершеннолетних подневольных рабочих |||- го Рейха или несовершеннолетних детей, оказавшихся в оккупации, то мороз по коже пробегает.

Слепухова Виктория

11. Страшные годы войны

22 июня 1941 года германские войска напали на нашу страну. А в середине сентября, после 80 дней неудачных попыток, фашисты отказались от первоначального плана взятия Ленинграда штурмом и начали блокаду города.

Враг подошёл настолько близко, что обстреливал из пушек все ленинградские улицы, а на фронт можно было доехать на трамвае.

Цеха заводов опустели, потому что все рабочие ушли на фронт. Они стали солдатами и матросами. К станкам встали старики, женщины и подростки.

Германюк Владислав

12. Битва за Москву

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие и дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Много вытерпел российский народ в эти четыре года.

Журавлёв Кирилл

13. Всё - для фронта, всё - для победы

Отечественная Война…я проговариваю эти слова и перед глазами возникают сцены из кинофильмов, картинки из книг про войну. Об этом великом событии прошлого века я, человек девяти лет, знаю благодаря телевидению, книгам, рассказам моих бабушек и дедушек о том как их родители жили и воевали в то страшное время. Это мои прадеды. Их я видел только на фотографиях. Старые черно-белые фотографии бравого командира дивизиона реактивных установок «Катюш» майора Сироткина Дмитрия Константиновича. На всех военных фотографиях мой прадед в военной форме. Подтянутый и серьезный. В его взгляде спокойствие и уверенность. Я хочу быть похожим на него. Хотя у нас почти одинаковые прически. Раньше эта стрижка называлась «полубокс», а сейчас «теннис».

Спасенников Иван

14. Небо покоряется сильным

В раннем детстве я засыпала очень плохо. Ни укачивание, ни колыбельные не помогали. И тогда на помощь пришли военные песни. Стоило маме их запеть, и я успокаивалась. Так моими колыбельными стали «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек». Я подросла и научилась засыпать самостоятельно, но по-прежнему часто просила маму спеть о войне. И однажды услышала строчки, которые удивили меня:

И сказал солдат, что лежал без ног:

Мы с тобой, сестра, еще станцуем!

Степанова Алёна

15. Всё - для фронта, всё - для победы

Мне довелось родиться в мирное время в мирной стране. Но в нашей семье каждый год в День Победы вспоминают ветеранов, благодарят за предоставленную возможность жить, жить без войны. Мой прадед Шестаков Анатолий Васильевич воевал с Японией – союзником фашистской Германии. Он был тяжело ранен, но вернулся домой живым, продолжая приносить пользу своей стране, трудясь в поле, выращивая хлеб. Поэтому мои родители знают о тяжёлых военных годах от участника тех страшных событий – моего прадедушки.

Шестакова Анастасия

16. Курская битва

9 мая 2010 года страна отмечает 65-летие Победы над фашизмом. За нашу спокойную жизнь сложили свои головы десятки миллионов солдат и офицеров Красной Армии, пострадали ни в чем неповинные мирные граждане. Но спасли нашу Родину солдаты, сохранили ее для нас, живущих в XXI веке. И мы, потомки тех, кто вершил эту победу, просто обязаны знать историю Великой Отечественной войны, героев войны.

Шорин Артём

17. Баллада о коротких штанишках

18. Татьяна Николаевна Савичева

Когда мы жили в Санкт –Петербурге, нам рассказывали про одну замечательную девочку, которая вела дневник в годы Великой Отечественной Войны. В 9 листочках, 42 строчках были показаны все ужасы войны.

Попова Анастасия, 9а

19. Если бы я воевал на войне...

Война – это плохо! Это смерть, это кровь, это разрушения. В моём представлении война – это пушки, снаряды, много убитых и раненых солдат, в их глазах – страх, боль, ненависть к врагам. Если бы, я попал на войну в 1941 году, то был бы лётчиком, бомбил бы проходы к немецким флангам.

Сухоногов Леонид , 9б

Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!

Есть события, над которыми время не властно. И чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Для нас важно сохранить память о войне. Она живет в книгах, рассказах старших, документах, фотографиях, письмах, сердцах.

В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали пионеров огненных сороковых годов на защиту Родины. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. И их юные сердца не дрогнули! Их детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было так. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.

Азановская сельская библиотека приняла активное участие в акции «Прошла через детство война», объявленной Республиканской детской библиотекой. Была оформлена выставка «Мальчишки в 41-м», посвященная юным участникам войны.

На мероприятиях были прочитаны три произведения о юных героях. В третьем классе был прочитан рассказ Г. Набатова «Зина Портнова». После прочтения ребята поделились впечатлениями о рассказе. Многие рассказали о своих бабушках и дедушках, которые воевали на войне или трудились в тылу.

5 мая библиотека пригласила 5 класс на чтение рассказа Г. Наджафова «Валя Котик». Была показана презентация о пионерах-героях. Затем ребятам предложили взять книги с выставки «Мальчишки в 41-м» и написать отзыв о них.

8 мая в гости в библиотеку пришел 6 класс. Им также была представлена презентация о пионерах-героях и прочитан рассказ Ю. Королькова «Леня Голиков». Ребята взяли книги о юных партизанах, чтобы самим прочитать и окунуться в те тяжелые годы для нашей страны, прочувствовать и пережить все невзгоды, которые выпали на долю юных защитников Родины. Их тоже попросили написать отзывы о прочитанных книгах.

Вот отзыв по книге А. Гребинина «Вера Иванова» ученицы 5 класса Азановской средней школы Цинцеровой Анастасии.

«Я читала книгу про девочку, которая участвовала в войне. Книга называется «Вера Иванова». Ее написала А. Гребенина в 1970 году. Мне очень понравился рассказ, потому что такая маленькая девочка не испугалась войны, помогала раненым солдатам.

Жила девочка по имени Вера. Когда началась война, ей была 3 года. Ее отец ушел на фронт. Вскоре дошла весть, что Верин отец умер. Тогда на войну отправилась Верина мама, а с нею и Верочка. Веру полюбили в штабе и ей подарили куклу. Вскоре мама погибла. Девочка стала сироткой. И вот однажды Вера несла письмо солдатам и встретила по дороге дяденьку. Он ее расспрашивал, откуда и куда она идет. Вера испугалась и убежала в штаб. Рассказала, что ее расспрашивал незнакомый. Солдаты побежали с Верой на то место, где она встретила дяденьку. Это был здешний офицер. Он похвалил девочку за то, что она не раскрыла тайну.

Автор в своем произведении хочет показать читателям, что воевали даже дети. Никого не пощадила война. Больше всего из героев мне понравилась Вера, потому что она смелая, ничего не боится. Смогла помочь двум раненым. Вера — бесстрашная девочка.

Мне понравился эпизод, когда главная героиня поползла за водой. Не испугалась даже вражеского танка. Добралась до леса и принесла воды солдату. Это настоящий подвиг.

Книга учит тому, что надо помогать людям в трудную минуту. Быть сильным, бесстрашным. Я бы порекомендовала прочитать эту книгу девочкам и мальчикам, которые не знают о войне ничего. Ведь о ней должен знать все. Это наша история».

Война - это плохо. Война - это страх. Война - это слезы. Война - это смерть… Именно так часто взрослые рассказывают детям о войне, когда чада по своему неуемному любопытству и еще непониманию спрашивают: «Мама, папа, а что такое война?» Но в преддверии праздника Великой Победы мы решили примерить на себя роль почемучек и сами спросили у детей, что они знают о войне. Свой вопрос мы задали ученикам СШ №7 города Витебска.

«Скажи, что ты знаешь о войне?» - спрашивать об этом у школьников, признаемся, было страшновато. Нет, мы не ставили перед собой цель проверить глубину знаний военной истории учеников от пятиклашек до девятиклассников. Мы хотели лишь услышать, как дети, находясь на разных ступеньках школьной программы, нам ответят, что им известно в целом и упомянут ли они Великую Отечественную войну. И вот что нам рассказали.

«Война - это страх, смерть, потеря близких. Она началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что в этой войне участвовала моя прабабушка».

«Война - это горе и разрушения, это доказательство того, что ты самый сильный и главный в этом мире. И это хотел доказать Гитлер, напав на СССР. Но в то время мы были одно из сильнейших государств. Война – это потери и слезы близких и родных. В моей семье в Великую Отечественную воевал прадедушка, и мы празднуем 9 Мая и ходим, когда есть возможность, на парад».

«Война для меня - это смерть, это ужас… Для моей семьи война – это разруха, смерть близких, смерть детей. Я знаю, что сегодня еще живы те, кого мы называем супергероями, - это ветераны. Они спасли нас, подарили нам жизнь, веру в мечту, веру в любовь. Война…она страшная. И не так страшно то, что ссорятся два города или две страны, страшно, что умирают люди. Мне кажется, что Великая Отечественная война началась с того, что Германия, она ведь сначала была нормальная страна, но в один момент в их стране начал править фашизм, немцы вбили себе в голову, что они самые главные, и напали на СССР».

«Война - это очень страшная сила. В ней присутствует разруха и бедствия, погибает очень много людей, в том числе близкие и родные. Я знаю, что Гитлер был диктатором, который хотел захватить мир, а Сталин управлял СССР. Мои бабушка и дедушка по папиной линии - участники Великой Отечественной войны, поэтому 9 Мая в нашей семье - это праздник».

:

«Я знаю, что война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что Хатынь - это мемориальный комплекс для всех деревень, которые сожгли. Война - это очень страшно…страшно, когда умирают близкие. Также я знаю, что у меня воевал прадедушка».

«Для меня война - это кровь, бои, разруха. Я знаю, что в Великой Отечественной войне сражалась Германия и СССР. Победил, конечно же, Советский Союз. И 9 Мая в моей семье очень почитают, так как мой прадедушка - участник этой войны. Также я знаю, что в Красной Армии служил человек по имени Гитлер, но в сводках была указана фамилия Гилев. И никто не знает, ошибка это была или специально переделали его фамилию. Знаю еще, что актер театра и кино Гайдай был артиллеристом».


«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Это самое крупное событие ХХ столетия, так как именно эта война смогла определить дальнейшую судьбу всех людей. За время войны фашистские войска разрушили почти всю Европу. Советский Союз нашел в себе силы, чтобы победить агрессора. В семье у меня никто не воевал, но я знаю, что дедушкина двоюродная сестра, она была малолетним узником, поэтому 9 Мая для нашей семьи большой праздник».

«Война - это страдания, боль, кровь, дуэли. В Великой Отечественной войне, которая длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, принимали участие Германия и СССР. Германцы ночью 22 июня напали на Брестскую крепость. Советский Союз не знал, что Германия на них нападает, и начал отбиваться подручными средствами, что у них были. Победил Советский Союз. Также я знаю, что Сталин руководил Красной Армией. В нашей семье воевал прадедушка, и каждый год 9 Мая мы ездим к нему на кладбище».

Ответы у школьников получились вполне исчерпывающими. Очень радует, что Великая Отечественная для них, принадлежащих уже к новому поколению, - не пустые слова. И это сейчас, когда они только начинают свой путь к познанию и осознанию военной истории. Повзрослев, каждый из них будет знать больше, что-то они узнают от своих родителей, которые расскажут о подвигах предков, что-то из книг вне школьной программы.

А вот так семиклассники рассказали о войне в своих сочинениях:

«Счастье жить в мирной стране»

Самое главное условие мира, в котором бы я хотел жить - это отсутствие войны. Мне очень хочется жить в мире, в котором царит добро, радость, счастье.

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Мы должны знать, помнить, ценить и уважать тех, кто завоевал Победу. Наши прадеды воевали, проливали кровь, ради того, чтобы мы сейчас могли жить, радоваться, чтобы мы не видели того ужаса войны, который пережили они сами. Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны.

Война забирает жизни людей, рушит человеческие судьбы. Самое страшное то, что человеку подвластно остановить войну, но люди продолжают убивать друг друга.

Я не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. Я с уверенностью могу сказать, что мир нужен не только взрослым, но и нам – детям. Ведь мы хотим расти и развиваться, создавать и открывать, жить в согласии и дружбе.

Панкрат Максим

«Счастье жить в мирной стране»

У каждого человека свое понимание слова «счастье». Для меня счастье в данный момент, это когда близкие и родные мне люди рядом, когда они живы и здоровы и когда мы живем в мирной стране. Неудивительно, что наш государственный гимн начинается словами: «Мы, беларусы - мирные люди». Беларусь для меня сродни слову мир. Наше правительство ведет миролюбивую политику, направленную на добрососедство между странами. Беларусь - это прежде всего наш народ, все люди, которые живут здесь и трудятся во имя процветания нашей страны.

Из истории мы знаем, что в Великую Отечественную войну погиб каждый третий беларус, были разорены города и села. Людям понадобилось много сил, чтобы восстановить нашу страну и поэтому очень важно ценить, беречь и приумножать то, чего добились наши предки. Спасибо им за то, что каждый день мы видим мирное небо у себя над головой.

Масько Ян

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте:

В школах тема Великой Отечественной войны поднимается постоянно: проводятся классные часы, конкурсы, концерты, показываются фильмы. Кто-то из детей реагирует остро, кого-то это все не затрагивает. Должен ли учитель ставить перед собой цель достучаться до сердца каждого ребенка этой темой? Возможно ли вообще, чтобы все дети близко к сердцу воспринимали эти разговоры?

Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.

«Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»

«Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».

«Первый класс - это ж малыши совсем!
Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».

«Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».

«Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».

«Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».

«Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».

«Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»

«Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».

«Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
«Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».

«А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».

«А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».

«Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».

«Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».

«А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».

«Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».

«Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».

«Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».

«Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».

«Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».

«Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно(((((((((Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»

«Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».

«Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».

«Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».

«Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...

Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».

«Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».

«Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».

9 мая, 68 годовщина Победы. Парад и флаги, автомобили с георгиевскими ленточками и наклейками с фразами вроде «Спасибо деду за Победу!» Но знают ли наши дети, чему посвящен этот праздник? Об этом мы решили узнать у самих детей. Всем участникам опроса мы задавали один вопрос: «Что ты знаешь о войне?»

Каднр из фильма "Судьба человека", режиссер Сергей Бондарчук, 1959 г.

Галя (10 лет), учится в православной гимназии в Москве: «Война закончилась 9 мая, мы победили. Погибло очень много людей. В Москву немцы не смогли прорваться. В этот день у нас радость и скорбь, а у немцев только скорбь, они теперь Гитлера не любят. Я читала книжку о решающих сражениях под Москвой, не берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя и Ленинграда, о штурме Берлина».

Леонид (13 лет), учится в государственной школе в Москве: «9 мая 1945 года подписали договор о том, что больше не воюем. Это была война Советского союза с Третьим Рейхом. Это часть второй мировой войны, которая началась в 1939 году. Россия воевала с 1941-1945 гг. На этой войне воевал мой дед».
Тихон (9 лет), учится в государственной школе в Каргополе: «Война началась нечестно, поскольку Германия с Россией заключила мирный договор. Без предупреждения началась война, а обычно о начале войны объявляют. Она началась 22 июня 1941 года. Сначала напали на Брестскую крепость. Хотели взять ее за 2 часа, а брали больше пяти месяцев. Война закончилась 9 мая 1945 года.

Раиса (12 лет), учится в православной гимназии в Москве: «С 1941 года мы воевали с немцами, война длилась 4 года, значит закончилась в 1945 году. Я знаю про подвиг 28 панфиловцев, они нас защитили на Волоколамском шоссе. Война закончилась 6 мая.

В мае всем желающим раздают георгиевские ленточки - это символ солдатской доблести, храбрости, это было еще в царской России. 9 мая никто не учится и не работает, все дороги перекрыты, потому что парад, летят самолеты, едут танки и все поют песню «Этот день Победы». Сейчас осталось очень мало ветеранов, которые воевали на войне. В школе в этот день мы обычно бежим кросс и отпускаем шарики в небо».

Федя (11 лет), учится в московской гимназии: «Мы выиграли в этой войне, хотя она была жестокая. Длилась она в России с 1941 по 1945 гг. до этого немцы завоевали всех, кроме нас. Немцами командовал Гитлер, а нашими войсками Сталин. Русские не ожидали, что будет война. Нашу страну пошли защищать все – и старики, и молодые. Моя прабабушка скидывала фугаски с крыш домов в Москве. Немцы не вошли в Москву, ее защищали все жители. В конце войны, когда мы победили, Гитлер застрелился».

Аня (10 лет), учится в московской православной гимназии: «Война началась в 1941 и закончилась в 1945 году, мы воевали с фашистами и с некоторыми другими странами».

Федор (8 лет), учится в государственной московской школе: «Это была война с фашистами. Она была давно, но не очень. Мы победили. Они шли по городам, и дошли почти до Москвы, но мы их выгнали и по тому же пути отправили их назад. так все и произошло. Война эта называлась… не помню… А, вспомнил! Великая Отечественная!»
- А полководцев знаешь каких-то?
- Русскую армию возглавлял Жуков.
- А больше никого не знаешь?
- У немцев был Пауль. В конце войны был Нюрнбергский суд. 18 фашистов повесили, а остальных посадили в тюрьму».

Андрей (16 лет), учится в московской гимназии: «Вторая мировая война началась в 1939 году, изначально Гитлер cказал, что не будет нападать на Россию, поэтому мы не ждали нападения. Первый русский город, на который напали фашисты был Брест. Практически все города с запада от Москвы были захвачены. Был оккупирован Ленинград, сейчас это город Петербург, блокада длилась почти 900 дней. Бои шли в Одессе, Киеве, Минске, Севастополе, Вильнюсе – все эти города входила тогда в состав СССР. Немецкие медики изучали медицину на людях, взятых в плен, они ставили на них опыты и экспериментировали. Именно этим объясняется прорыв, который произошел в то время в немецкой медицине. 9 мая празднуется День Победы, но война длилась даже дольше. В этой войне участвовали практически все жители нашей страны – кто-то был на фронте, кто-то производил оружие в тылу. Во время войны было усовершенствовано оружие нашей страны. В дальнейшем это послужило толчком к развитию Холодной войны с Америкой. А во время войны и Америка, и Англия были нашими союзниками.

Ваня (7 лет), в школу еще не ходит, живет в Каргополе: «Во время Великой Отечественной войны немцы воевали с Россией. Французы тоже воевали, Наполеон был самый главный.
- Они с Гитлером воевали?
- Нет, он затеял войну из своей страны.
- А день Победы, 9 мая, что мы празднуем – кто с кем воевал?
- Французы с русскими.
- Больше ничего не знаешь о войне?
- Нет. А, немцы были очень злые, они собак динго выпускали на Россию».

Герман (13 лет), учится в московской православной гимназии: «Война началась летом 1941 года, а закончилась в 1945. Русская армия была не готова к войне и поэтому вначале отступали, враги дошли почти до Москвы, а потом начали отступать немцы. Были крупные сражения под Сталинградом и на Курской дуге (крупное танковое сражение). У немцев были танки пантера и тигр, очень тяжелые страшные танки, еще был маус, но их было мало, а у нас - легкий и маневренный Т-34, еще был ИС (Иосиф Сталин). У нас были ракеты Катюша, у немцев тоже были ракеты, а еще у нас был пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). У немцев были самолеты Мессершмитт и Фокевульф, а у нас ИЛ, ЛА и ПО-2. У немцев еще были огромные линкоры Бисмарк и Тирпиц, но их затопили. У немцев появились фаустпатроны, даже пожилой человек мог таким патроном пользоваться, они были и одноразовые и многоразовые. Наши заминировали Москву и Ленинград, на случай сдачи этих городов. Еще была долгая блокада Ленинграда. Сначала сражения начинались с артподготовки, а потом уже шли танки и пехота».