Георгий бахчиванджи. Григорий Яковлевич Бахчиванджи: биография

Личное дело

Григорий Яковлевич Бахчиванджи (1909-1943) родился в станице Бриньковская Краснодарского края, где его отец Яков Иванович работал механиком. Когда мальчику было два года, его мать Мария Ефимовна умерла. Отец, оставшись вдовцом с двумя малыми детьми, вскоре женился снова - на вдове Агнессе Степановне, у которой тоже было двое детей. Мачеха стала близким другом Григория, вырастила как собственного сына, заменив ему мать, которую он даже не помнил.

В станице окончил семилетку. Работать начал с 16 лет. Благодаря отцу, с детства интересовался техникой, машинами. В 1925 году в городе Приморско-Ахтарске Григорий устроился в литейную мастерскую, учился на слесаря. Затем стад помощником машиниста паровоза. В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР. Участвовал в строительстве «Завода имени Ильича», на котором в дальнейшем работал слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.

В 1931 году был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армиюи (РККА). В следующем году стал членом ВКП(б). В 1932 году его послали по комсомольской путевке в Оренбург, в военную школу техников по вооружению самолетов, а в 1933 году он стал учиться в Оренбургской военной школе летчиков и летнабов. В 1934 году окончил школу пилотов, получив 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика. В 1935 году после окончания школы прибыл в полк. Он обладал прекрасной техникой пилотирования и хорошим знанием самолетов, а также имел хорошие физические данные. В итоге было принято решение направить его в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на летно-испытательную работу. Сначала Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете. Бахчиванджи не отказывался ни от каких заданий и каждое из них выполнял безукоризненно. Его заключения о самолетах и моторах были всегда высококвалифицированны. Испытатель фиксировал показания приборов, прислушивался к звукам, отмечал вибрации и толчки, стараясь понять, какие агрегаты ведут себя неправильно при нагрузках. Все наблюдения и данные записывал на планшетку, закрепленную резинкой у колена. Этими записями конструкторы и инженеры руководствовались в дальнейшем при доработке моторов, по ним составлялись инструкции по эксплуатации двигателей в полете.

Григорию Бахчиванджи в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия — реактивных установок на самолете, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японцами на Халхин-Голе.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, летчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП - истребительного полка особого назначения, который был сформирован по приказу командования в основном из летчиков-испытателей на базе НИИ ВВС.

Бахчиванджи воевал до 10 августа 1941 года. За это время совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолета и 3 в группе. Вырос до командира эскадрильи и получил воинское звание «капитан».

К тому времени в СССР был налажен серийный выпуск новых самолетов, которые требовались фронту, и Бахчиванджи отозвали с фронта на испытательную работу. Он уехал на Урал, в Свердловск, куда был эвакуирован НИИ ВВС.

В октябре 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи был награжден первым орденом Ленина.

Именно Бахчиванджи выпало провести испытания первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем «БИ-1» (БИ — Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель).

Не все проходило гладко. 20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошел взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Палло, а головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударила в бронеспинку сидения, сорвав крепежные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассек лоб. Комиссия, изучавшая причину ЧП, установила, что причиной взрыва стало «усталостное разрушение металла камеры сгорания».

Несмотря на это происшествие, Бахчиванджи от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, снова активно включился в работу. Уже 15 мая 1942 года летчик выполнил первый полет на БИ-1. Испытания проводились в свердловском аэропорту «Кольцово». Впервые при запуске авиационного двигателя летчиком не было сказано традиционного предостерегающего: «От винта!». В этот знаменательный для истории советской авиации день родилась новая команда: «От хвоста!».

27 марта 1943 года Бахчиванджи проводил шестой испытательный полет БИ (уже БИ-3). В этот раз задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полет протекал нормально до конца работы двигателя, произошедшего на 78-й секунде полета (двигатель на БИ-1 мог работать лишь несколько десятков секунд, так как быстро перегревался). После этого истребитель, находившийся в горизонтальном полете на скорости свыше 900 км/ч, вошел в пике и под углом 50º ударился о землю в шести километрах южнее аэродрома. Летчик погиб.

Григория Бахчиванджи похоронили на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово» под Свердловском (ныне Екатеринбург).

Чем знаменит

Григорий Бахчиванджи вошел в историю, как человек, совершивший первый в мире полет на самолете с реактивным двигателем. Работы по созданию самолета БИ-1 положили начало практическому развитию реактивной авиации как в СССР, так и в мире. Первый полет БИ-1, который пилотировал Бахчиванджи, открыл эру ракетных полетов человечества.

О чем надо знать

Катастрофа, произошедшая с самолетом Бахчиванджи при испытании ракетного БИ-1 на максимальную скорость, является самым известным в истории отечественной авиации случаем затягивания в пикирование из горизонтального полета.

Изучение останков самолета показало, что Бахчиванджи не пытался выброситься с парашютом, даже не отстегнул ремней кресла и не сбросил фонарь, что обычно делается, когда машина находится на грани катастрофы. Аварийная комиссия тогда постановила, что после выключения двигателя произошло резкое снижение скорости, летчика бросило вперед, от удара в солнечное сплетение он потерял сознание и до гибели машины в себя так и не пришел.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было обнаружено явление затягивания самолета в пике. Оказалось, что при приближении скорости полета к скорости звука происходит так называемый «волновой кризис» — изменение характера обтекания воздушным потоком летательного аппарата, сопровождающееся, как правило, ухудшением его аэродинамических характеристик: подъемная сила крыла падает, воздушные рули и элероны теряют эффективность, аппарат становится неуправляемым.

Выяснилось, что у крыльев с относительно толстым профилем в условиях волнового кризиса центр давления резко смещается назад, в результате чего нос самолета «тяжелеет» и он уходит в пике. Исследователи полагают, что гибель Бахчиванджи, скорее всего, произошла не от удара в солнечное сплетение и не от шока, а от того, что он до последнего мгновения пытался вывести машину из пике, сосредоточив на этом все усилия. Он надеялся, что добьется своего. Однако тогда бороться с затягиванием в пике еще не умели - из пикирования невозможно было выйти, не погасив скорость, что в свою очередь в пикировании очень сложно сделать.

Это явление было изучено на практике инженером-летчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями только после окончания Великой Отечественной войны.

Прямая речь

Из выпускной аттестации Григория Бахчиванджи : «Инициативен. Решителен. Требователен к себе. Отлично летает. Сообразительность в полетах мгновенная. Не имеет ни одной аварии или поломки. Обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям»

Юрий Гагарин о значении подвига Григория Бахчиванджи: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля 1961 года».

6 фактов о Григории Бахчиванджи

  • Григорий Бахчиванджи был гагаузом.
  • Бахчиванджи хорошо играл на баяне. Больше всего ему нравился вальс «На сопках Маньчжурии»
  • За героизм, проявленный при испытаниях первых советских самолетов с ракетными двигателями, Григорию Бахчиванджи в 1973 году посмертно было присвоено звание Героя Светского Союза, тогда же он был награжден вторым орденом Ленина.
  • Рядом с Григорием Бахчиванджи похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на «Аэрокобре», и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь спустя 20 лет после гибели Бахчиванджи - в феврале 1963 года - представителями ГК НИИ ВВС на его могиле был установлен обелиск.
  • В честь Григория Бахчиванджи назван поселок при аэродроме «Чкаловский» в Московской области и платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения (41 км по Ярославскому направлению МЖД).
  • Именем летчика назван кратер на обратной стороне Луны.

Материалы о Григории Бахчиванджи

Герой Советского Союза Бахчиванджи Григорий Яковлевич

Григорий Бахчиванджи родился 7 Февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Трудовую жизнь начал с 1925 года, работая в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, там же слесарничал. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, а затем увлёкся авиацией. В 1933 году получил специальность авиационного техника по вооружению, но у Григория была другая цель — стать лётчиком. И он им стал — в числе лучших курсантов, он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.

С 1935 года Григорий Яковлевич работал в НИИ ВВС, куда пришёл сразу же после окончания лётной школы, а через 5 лет он стал одним из известнейших и опытнейших лётчиков страны. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте, дело тонкое и далеко не безопасное.

С началом Великой Отечественной войны на фронте, участник обороны Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, где во всём блеске проявил свой лётный талант.

4 июля одержал первые воздушные победы — лично уничтожил 2 разведчика Do-215. Произошло это так.

Получив приказ на вылет всем полком, командир 402-го ИАП ОН П. М. Стефановский оставил Бахчиванджи на аэродроме — для прикрытия наших истребителей при возвращении с боевого задания. Не прошло и 10 минут после взлёта наших самолётов, как над аэродромом появился Do-215. «МиГ» Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Он зашёл противнику в хвост и метров с 50 открыл огонь. Вражеский самолёт, объятый пламенем, упал на окраине аэродрома.

В это время из облаков вывалился ещё один «Дорнье». Заметив рухнувшего собрата, он бросился прочь. Бахчиванжди, сделав боевой разворот и форсировав режим мотора, быстро настиг противника и открыл огонь. Из правого мотора Do-215 вырвался густой чёрный дым, затем вспыхнуло пламя. Перевернувшись через крыло вражеский самолёт устремился к земле... Дальнейшие события подробно описаны Стефановским:

«...Нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт „МиГа“ остановился. Сейчас последует штопор и... Но этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолёт с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это „МиГ-3“ планирует? Да, планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолёту.

Ещё издали вижу разгорячённое лицо лётчика, его белое шёлковое кашне продырявлено пулей, на шее — ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях — не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать 2 блестящие победы. Затем осматриваем его самолёт. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колёс изрешечены пулями. Действительно, посадить такую „мёртвую“ машину был способен только испытатель...»

В последующие дни Бахчиванджи одержал ещё несколько воздушных побед: так, 6 июля в районе города Невель, в паре с капитаном А. Г. Прошаковым, он уничтожил бомбардировщик Ju-88. 10 июля, в том же районе, в паре с лейтенантом К. Ф. Кожевниковым, сбил корректировщик Hs-126. На его счету числятся так же победы над истребителями Ме-110 и Ме-109. Всего же, за период с 1 июля по 10 августа 1941 года, старший лётчик 402-го истребительного авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия, 6-я Воздушная Армия, Северо-Западный фронт) капитан Г. Я. Бахчиванджи совершил около 70 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 вражеских самолётов.

В середине августа Григорий Яковлевич был отозван с фронта для проведения испытаний опытного ракетного самолёта БИ-1. Вот с какой характеристикой отправлено в Свердловск личное дело Капитана Г. Я. Бахчиванджи:

«Показал себя на фронте борьбы с германским фашизмом как мужественный, бесстрашный лётчик — истребитель. При выполнении боевых заданий проявил исключительную инициативу и доблесть... Во время пребывания на фронте, к Августу 1941 года, произвёл 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05 минут. Провёл 26 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе 5 вражеских самолётов. Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолёты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как лётчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину полёта, летает охотно».

Право на первые испытательные полёты было предоставлено Бахчиванджи (Позже к этой работе присоединился и командир 402-го ИАП ОН К. А. Груздев.). Назначение оказалось исключительно удачным. В этом человеке счастливо сочетались такие черты характера, как мужество и застенчевость, простота и обаяние, жизнелюбие и бесстрашие, и главное — активная жизненная позиция. Она проявилась у него ещё в Гражданскую войну, когда, будучи 9-летним мальчиком, он в течение нескольких дней прятал от белогвардейцев отца и 5-х матросов Севастопольской флотилии под террасой своего дома. Он приносил им еду, рассказывал об обстановке в городе, выполнял поручения отца по связи с товарищами.

Когда в городе начались расстрелы, он нашёл нужного рыбака, и тот ночью переправил матросов и Якова Ивановича в Мариуполь. Но там они попали в руки белых. Тогда Бахчиванджи тоже переправляется в Мариуполь и в одной из передач сумел передать отцу 2 ножовки. Выждав время, когда начальник охраны уехал на соседнюю станцию, отец Гриши с товарищами перепилили тюремную решетку. Побег удался. Таким образом 9-летний мальчик спас отца и матросов от неминуемой гибели...

Работа над новой машиной была трудной и довольно опасной, поскольку и лётчику, и инженерам приходилось постоянно открывать что-то новое, ещё неизведанное. Случалось всякое. Так, 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошёл... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду инженера Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассёк лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с ещё большей настойчивостью включился в работу.

15 мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полёт на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации. Полёты на этом самолёте были сопряжены с трудностями особого порядка. Они состояли не только в необычности двигателя и аэродинамики машины, но и в большом несовершенстве конструктивных решений. Садиться на БИ-1, как правило, приходилось после полной выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой, которая находилась под большим давлением и иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Эти повреждения постоянно приходилось устранять. Но основная сложность состояла в том, что тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолёта. И потому опытный БИ-1 взлетал «со многими неизвестными».

Григорий Яковлевич отлично понимал, какие трудности предстоит ему преодолеть. Так, на одной из вечеринок, в ответ на поздравления друзей с успешным полётом, он произнёс слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех присутствующих: «Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю — я разобьюсь на этом самолёте! Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчёт своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв всё равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга». К сожалению, он оказался прав в своих предчувствиях...

Бахчиванджи поднимал самолёт в благополучные полёты ещё 4 раза. Это были 2-й и 3-й экземпляры машины, оборудованные лыжами (первый «БИ», повреждённый при посадке ещё в первом полёте, был уже списан). Второй полёт был совершён только 10 января 1943 года, то есть с перерывом почти в 8 месяцев, вызванным трудностями постройки второго экземпляра самолёта и двигателя, а так же, необходимости установки на машину лыжного шасси.

Третий полёт, 12 января 1943 года, выполнил подполковник К. А. Груздев. В этом полёте была достигнута скорость 630 км/час, но при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа. Груздев, проявив выдержку, сумел благополучно посадить самолёт на одну правую лыжу, при этом даже не повредив опытную машину.

Отвечая на вопрос товарищей, какие чувства он испытал в полёте, Константин Афанасьевич ответил так: «...И быстро, и страшно, и огонь позади... Словом, летишь, как чёрт на метле!..»

Последующие 3 полёта были выполнены Григорием Яковлевичем 11, 14 и 21 марта 1943 года. Полет 27 марта стал для Бахчиванджи последним. При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 км/час, на высоте около 2000 метров самолёт неожиданно перешёл в пикирование под углом около 50 градусов. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома.

Поначалу решили, что при остановке двигателя на режиме полной тяги под действием возникшей перегрузки, направленной вперед, Бахчиванджи ударился головой об оптический прицел и потерял сознание...

Другой причиной называлась возможность самопроизвольного выпуска в полёте одной из лыж, нарушевшей управляемость машины. Истинная же причина катастрофы стала известна лишь после постройки в ЦАГИ новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Было выяснено, что на самолёте с прямым крылом, каким был БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым лётчику справиться практически невозможно...

Уже после трагической гибели Г. Я. Бахчиванджи, на самолёте БИ-6 улучшенной конструкции, в январе-мае 1945 года летали старейший лётчик-испытатель страны Борис Николаевич Кудрин, а чуть позднее — довольно известный пилот Матвей Карпович Байкалов.

В 1946 году к испытаниям модифицированного БИ-1бис подключился лётчик-испытатель Алексей Константинович Пахомов.

Однако, вскоре стало ясно, что, несмотря на преимущество в скорости, самолёт «БИ» как истребитель-перехватчик не может быть принят на вооружение из-за малой продолжительности полёта (время работы двигателя не превышало нескольких минут) и сложностей в эксплуатации.

Григорий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ-1 Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на «Аэрокобре», и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

В станице Брыньковской Краснодарского края, на родине Григория Бахчиванджи, открыт величественный мемориал их земляку-герою; на свердловском аэродроме Кольцово, на месте катастрофы БИ-1, заложили памятный камень; один из кратеров вулкана на Луне, одна из железнодорожных станций Ярославской дороги и одна из улиц посёлка, в котором последние годы своей жизни провёл испытатель, названы его именем; на доме, в котором жил Григорий Бахчиванджи, сейчас открыта мемориальная доска.

Через много лет после гибели Бахчиванджи, в 1962 году, когда были более подробно изучены его полёты, встал вопрос о достойном увековечивании памяти лётчика, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но решения этого пришлось ждать долгие годы. Преградой этому служило то, что 17 октября 1942 года, за испытания первого в мире боевого истребителя с ЖРД, Г. Я. Бахчиванджи уже был награждён орденом Ленина...

Однако, многие видные государственные деятели и военачальники продолжали настаивать на своём. Наконец, 28 апреля 1973 года Григорию Яковлевичу Бахчиванджи за мужество и героизм, проявленные при освоении новой реактивной техники и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, посмертно. Он награждён орденами Ленина (дважды) и медалями.

Григорий Бахчиванджи родился 7 Февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско - Ахтарского района Краснодарского края. Трудовую жизнь начал с 1925 года, работая в литейной мастерской. Затем был помошником машиниста на паровозе в Приморско - Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, там же слесарничал. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, а затем увлёкся авиацией. В 1933 году получил специальность авиационного техника по вооружению, но у Григория была другая цель - стать лётчиком. И он им стал - в числе лучших курсантов, он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.

С 1935 года Григорий Яковлевич работал в НИИ ВВС, куда пришёл сразу же после окончания лётной школы, а через 5 лет он стал одним из известнейших и опытнейших лётчиков страны. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте, дело тонкое и далеко не безопасное.

С началом Великой Отечественной войны на фронте, участник обороны Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, где во всём блеске проявил свой лётный талант.

4 Июля одержал первые воздушные победы - лично уничтожил 2 разведчика Do-215. Произошло это так.

Получив приказ на вылет всем полком, командир 402-го ИАП ОН П. М. Стефановский оставил Бахчиванджи на аэродроме - для прикрытия наших истребителей при возвращении с боевого задания. Не прошло и 10 минут после взлёта наших самолётов, как над аэродромом появился Do-215. "МиГ" Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Он зашёл противнику в хвост и метров с 50 открыл огонь. Вражеский самолёт, объятый пламенем, упал на окраине аэродрома.

В это время из облаков вывалился ещё один "Дорнье". Заметив рухнувшего собрата, он бросился прочь. Бахчиванжди, сделав боевой разворот и форсировав режим мотора, быстро настиг противника и открыл огонь. Из правого мотора Do-215 вырвался густой чёрный дым, затем вспыхнуло пламя. Перевернувшись через крыло вражеский самолёт устремился к земле... Дальнейшие события подробно описаны Стефановским:

"...Нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт "МиГа" остановился. Сейчас последует штопор и... Но этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолёт с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это "МиГ-3" - то планирует? Да, планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолёту.

Ещё издали вижу разгорячённое лицо лётчика, его белое шёлковое кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях - не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать 2 блестящие победы. Затем осматриваем его самолёт. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колёс изрешечены пулями. Действительно, посадить такую "мёртвую" машину был способен только испытатель..."



Истребитель МиГ-3 из состава 402-го истребительного авиаполка. Июль 1941 года.

В последующие дни Бахчиванджи одержал ещё несколько воздушных побед: так, 6 Июля в районе города Невель, в паре с Капитаном А. Г. Прошаковым, он уничтожил бомбардировщик Ju-88. 10 Июля, в том же районе, в паре с Лейтенантом К. Ф. Кожевниковым, сбил корректировщик Hs-126. На его счету числятся так же победы над истребителями Ме-110 и Ме-109. Всего же, за период с 1 Июля по 10 Августа 1941 года, старший лётчик 402-го истребительного авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия, 6-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт) Капитан Г. Я. Бахчиванджи совершил около 70 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 вражеских самолётов [ в некоторых источниках приводятся и другие цифры: 5 + 5 и 5 + 10; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 3 групповые победы. ]


В середине Августа Григорий Яковлевич был отозван с фронта для проведения испытаний опытного ракетного самолёта БИ-1. Вот с какой характеристикой отправлено в Свердловск личное дело Капитана Г. Я. Бахчиванджи:

"Показал себя на фронте борьбы с германским фашизмом как мужественный, бесстрашный лётчик - истребитель. При выполнении боевых заданий проявил исключительную инициативу и доблесть... Во время пребывания на фронте, к Августу 1941 года, произвёл 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05 минут. Провёл 26 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе 5 вражеских самолётов. Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолёты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как лётчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину полёта, летает охотно".

Право на первые испытательные полёты было предоставлено Бахчиванджи. (Позже к этой работе присоединился и командир 402-го ИАП ОН К. А. Груздев.) Назначение оказалось исключительно удачным. В этом человеке счастливо сочетались такие черты характера, как мужество и застенчевость, простота и обаяние, жизнелюбие и бесстрашие, и главное - активная жизненная позиция. Она проявилась у него ещё в Гражданскую войну, когда, будучи 9-летним мальчиком, он в течение нескольких дней прятал от белогвардейцев отца и 5-х матросов Севастопольской флотилии под террасой своего дома. Он приносил им еду, рассказывал об обстановке в городе, выполнял поручения отца по связи с товарищами.

Когда в городе начались расстрелы, он нашёл нужного рыбака, и тот ночью переправил матросов и Якова Ивановича в Мариуполь. Но там они попали в руки белых. Тогда Бахчиванджи тоже переправляется в Мариуполь и в одной из передач сумел передать отцу 2 ножовки. Выждав время, когда начальник охраны уехал на соседнюю станцию, отец Гриши с товарищами перепилили тюремную решетку. Побег удался. Таким образом 9-летний мальчик спас отца и матросов от неминуемой гибели...

Работа над новой машиной была трудной и довольно опасной, поскольку и лётчику, и инженерам приходилось постоянно открывать что - то новое, ещё неизведанное. Случалось всякое. Так, 20 Февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошёл... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду инженера Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассёк лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с ещё большей настойчивостью включился в работу.


15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полёт на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации (подробный рассказ об этом полете читайте в статье "Рывок в неведомое..."). Полёты на этом самолёте были сопряжены с трудностями особого порядка. Они состояли не только в необычности двигателя и аэродинамики машины, но и в большом несовершенстве конструктивных решений. Садиться на БИ-1, как правило, приходилось после полной выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой, которая находилась под большим давлением и иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Эти повреждения постоянно приходилось устранять. Но основная сложность состояла в том, что тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолёта. И потому опытный БИ-1 взлетал "со многими неизвестными".

Григорий Яковлевич отлично понимал, какие трудности предстоит ему преодолеть. Так, на одной из вечеринок, в ответ на поздравления друзей с успешным полётом, он произнёс слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех присутствующих: "Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю - я разобьюсь на этом самолёте! Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчёт своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв всё равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга". К сожалению, он оказался прав в своих предчуствиях...

Бахчиванджи поднимал самолёт в благополучные полёты ещё 4 раза. Это были 2-й и 3-й экземпляры машины, оборудованные лыжами (первый "БИ", повреждённый при посадке ещё в первом полёте, был уже списан). Второй полёт был совершён только 10 Января 1943 года, то есть с перерывом почти в 8 месяцев, вызванным трудностями постройки второго экземпляра самолёта и двигателя, а так же, необходимости установки на машину лыжного шасси.

Третий полёт, 12 Января 1943 года, выполнил Подполковник К. А. Груздев. В этом полёте была достигнута скорость 630 км/час, но при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа. Груздев, проявив выдержку, сумел благополучно посадить самолёт на одну правую лыжу, при этом даже не повредив опытную машину.

Отвечая на вопрос товарищей, какие чувства он испытал в полёте, Константин Афанасьевич ответил так: "...И быстро, и страшно, и огонь позади... Словом, летишь, как чёрт на метле!.."

Последующие 3 полёта были выполнены Григорием Яковлевичем 11, 14 и 21 Марта 1943 года. Полет 27 Марта стал для Бахчиванджи последним. При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 км/час, на высоте около 2000 метров самолёт неожиданно перешёл в пикирование под углом около 50 градусов. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома.

Поначалу решили, что при остановке двигателя на режиме полной тяги под действием возникшей перегрузки, направленной вперед, Бахчиванджи ударился головой об оптический прицел и потерял сознание...

Другой причиной называлась возможность самопроизвольного выпуска в полёте одной из лыж, нарушевшей управляемость машины. Истинная же причина катастрофы стала известна лишь после постройки в ЦАГИ новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Было выяснено, что на самолёте с прямым крылом, каким был БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым лётчику справиться практически невозможно...

Уже после трагической гибели Г. Я. Бахчиванджи, на самолёте БИ-6 улучшенной конструкции, в Январе - Мае 1945 года летали старейший лётчик - испытатель страны Борис Николаевич Кудрин, а чуть позднее - довольно известный пилот Матвей Карпович Байкалов.

В 1946 году к испытаниям модифицированного БИ-1бис подключился лётчик - испытатель Алексей Константинович Пахомов.

Однако, вскоре стало ясно, что, несмотря на преимущество в скорости, самолёт "БИ" как истребитель - перехватчик не может быть принят на вооружение из - за малой продолжительности полёта (время работы двигателя не превышало нескольких минут) и сложностей в эксплуатации.

Григорий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ-1 Константин Груздев, погибший в Феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в Октябре 1941 года. Лишь в Феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.


В станице Брыньковской Краснодарского края, на родине Григория Бахчиванджи, открыт величественный мемориал их земляку - Герою; на свердловском аэродроме Кольцово, на месте катастрофы БИ-1, заложили памятный камень; один из кратеров вулкана на Луне, одна из железнодорожных станций Ярославской дороги и одна из улиц посёлка, в котором последние годы своей жизни провёл испытатель, названы его именем; на доме, в котором жил Григорий Бахчиванджи, сейчас открыта мемориальная доска.

Через много лет после гибели Бахчиванджи, в 1962 году, когда были более подробно изучены его полёты, встал вопрос о достойном увековечивании памяти лётчика, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но решения этого пришлось ждать долгие годы. Преградой этому служило то, что 17 Октября 1942 года, за испытания первого в мире боевого истребителя с ЖРД, Г. Я. Бахчиванджи уже был награждён орденом Ленина...

Однако, многие видные государственные деятели и военачальники продолжали настаивать на своём. Наконец, 28 Апреля 1973 года Григорию Яковлевичу Бахчиванджи за мужество и героизм, проявленные при освоении новой реактивной техники и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, посмертно. Он награждён орденами Ленина (дважды) и медалями.

* * *

Бахчиванджи Григорий Яковлевич (1908-1942).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1973 г.).

Родился 7 февраля (20 февраля) 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.
В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.
С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
С 1932 года член ВКП(б).
В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов.
В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на истребителе МиГ-3 , провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

04.07.1941 г. — Дорнье-217 — лично
05.07.1941 г. — Юнкерс-88 — лично
07.07.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с А.Г.Прошаковым
10.07.1941 г. — Хейнкель-112 — в группе с Кожевниковым
02.08.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с П.Х.Ананековым и Жаровым

В середине августа 1941 года отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого советского ракетного истребителя БИ-1 . 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел… взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.
15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-летчиком А.Г.Кочетковым и другими испытателями.
Похоронен был лётчик под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Награды:
-два ордена Ленина.
-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Г.Я.Бахчиванджи у опытного перехватчика БИ-1.

Список источников:
Бахчиванджи, Григорий Яковлевич. Cайт «Герои Страны».
В.Мишин. Полет в реактивную эру.
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

В восточной части города взметнулся в небо краснозвездный истребитель. Кажется, пройдет мгновение – самолет взлетит в небо. Это памятник первому испытателю реактивных самолетов, уроженцу станицы Бриньковской Григорию Яковлевичу Бахчиванджи,погибшему в 1943 году при испытании новой реактивной машины.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Г.Я. Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в станице нашего района Бриньковской в многодетной семье слесаря-механика Якова Ивановича Бахчиванджи. Рано началась трудовая жизнь Григория: с 1925 г., после окончания семилетней школы работал на заводе в Мариуполе. В 1931 г. его призвали в армию.

С юношеских лет у Григория Бахчиванджи была заветная мечта – стать летчиком. По рекомендации армейских командиров он направляется на учебу в Оренбург, где в 1933 г. успешно окончил курсы авиационных техников по вооружению и в 1934 г. – военную школу летчиков.

Становление летчика – испытателя Г. Бахчиванджи прошло в славном коллективе таких выдающихся летчиков-испытателей, как В.П. Чкалов, С.П. Супрун.

С 1934 по 1939 годы Г.Я. Бахчиванджи выполняет большой комплекс научно-испытательных работ по новейшей авиационной технике.

С первых дней Великой Отечественной войны капитан Г.Я. Бахчиванджи воевал на фронте в 402-м истребительном авиаполку, сформированном из летного и инженерно-технического состава НИИ ВВС. Капитан Бахживанжди был командиром звена, а затем командиром эскадрильи. На его счету 65 боевых вылетов, участие в 26 воздушных боях, лично и в группе сбито 5 самолетов противника, в том числе 3 бомбардировщика.

В августе1941 г. капитан Г.Я. Бахчиванджи с группой летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывается с фронта в НИИ ВВС для продолжения испытаний новой авиационной техники.

Первый полет отечественного высотного скоростного истребителя-перехватчика БИ-1 состоялся 15 мая 1942 г. Каждый полет являлся новым шагом в освоении ракетного принципа полета. В задачу Бахчиванджи входило практически реализовывать и экспериментально исследовать летно-технические характеристики самолета БИ-1 на больших скоростях полета.

27 марта 1943 года в седьмом полете Г.Я. Бахчиванджи должен был достигнуть максимального значения горизонтальности скорости полета самолета: он произвел взлет, сделал разворот на 180 градусов и на горизонтальном участке траектории полета стал выводить машину на режим максимальной скорости. Однако самолет внезапно вошел в пикирование и, не выходя из него, врезался в землю. Летчик погиб…

В 1973 году Г.Я Бахчиванджи было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В память о летчике установлены мемориальные доски на административном здании войсковой части, где он служил, и на доме в военном городке, где он жил. В части создана галерея портретов десяти Героев Советского Союза, и удостоенных этого почетного звания за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. И за подвиги, совершенные при испытаниях новой авиационной техники. Первым в галерее Героев представлен портрет Г.Я. Бахчиванджи.

На родине Г.Я. Бахчиванджи в станице Бриньковской в 1984 г. был сооружен мемориальный комплекс, в центре которого воздвигнута фигура летчика, слева установлен полноразмерный макет самолета БИ-1, справа – сверхзвуковой истребитель Миг-21, а также открыт музей.

Именем Бахчиванджи названы: один из кратеров на Луне, платформа на Ярославской железной дороге, улицы в нескольких военных городках авиационных гарнизонов. Выпущен почтовый конверт с портретом Г.Я. Бахчиванджи и кратким рассказом о его подвиге. Ежегодно на родине Григория Яковлевича устраиваются торжественные вечера, митинги, встречи с космонавтами, однополчанами. Станичники помнят и чтят память о своем земляке.

В субботу, 29 сентября 2007 года, в центре улицы Красной – главной в станице Бриньковской, был открыт обновленный после основательного ремонта, величественный мемориал Г.Я. Бахчиванджи. По периметру обширной реконструированной и вымощенной новой плиткой площади мемориала выстроились тысячи людей, которые собрались на торжественный митинг, посвященный 65-летию первого полета на реактивном самолете. Глава нашего района подчеркнул великое значение подвига нашего земляка, открывшего путь к звездам.