Положения болонской декларации. Текст болонской декларации

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.


3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно - трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

ВведениеECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (LifeLongLearning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

    Болонская декларация содержит семь ключевых положений:
  1. Система сопоставимых степеней, в том числе, благодаря приложению к диплому: возможность трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Двухцикловое обучение: достепенное и послестепенное. Первый цикл длится не менее трех лет (бакалавриат). Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Бакалавриат и магистратура - это две независимые ступени. Для перехода от одной к другой студенту необходимо сдать дополнительные экзамены. При этом совсем не обязательно продолжать обучение в своем вузе, выпускник-бакалавр имеет право проходить магистратуру в любом вузе-участнике соглашения.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости: поддержка крупномасштабной студенческой мобильности, что также обеспечивает студентам право выбора изучаемых дисциплин. В основе - Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS), которая станет накопительной («обучение в течение всей жизни»). Это особая система оценки «трудоемкости» образовательной программы или курса. ECTS используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое на всей территории Европейского союза и других стран. Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам (1500-1800 уч. часов).
  4. Академическая мобильность учащихся: мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов международного образования.
  5. Европейское сотрудничество в обеспечении качества образования, разработка сопоставимых критериев и методологий.
  6. Внутривузовские системы контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

2. Двухуровневая система высшего образования: базовое и последипломное (бакалаврат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки, гуманитарные, экономические.

3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, т. е. общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов. Академический кредит - единица трудоёмкости учебного труда студента. За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов. За учебный год начисляется 60 академических кредитов. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра студент должен набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30. Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста). Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки. При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов.

Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок: А - “отлично" (10% сдающих); В - "очень хорошо" (25 % сдающих); С - "хорошо" (30 % сдающих); D - "удовлетворительно" (25 % сдающих); Е - "посредственно" (10 % сдающих); F (FX) "неудовлетворительно".

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

Академическая мобильность предполагается следующее:

1) студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или год;

2) он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;

3) обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно принимающий вуз денег за обучение не берёт;

4) студент оплачивает сам: дорогу; проживание; питание; медицинские услуги; учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

5) в базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не сдает никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;

6) ВУЗ вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;

7) поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования на протяжении жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования.

Желая обрести вечную молодость и бессмертие, человечество далеко зашло – мы научились убирать дефекты организма на генном уровне, создавать новые органы и конечности и даже клонировать организмы. Можем ли мы зайти еще дальше в погоне за бесконечным апгрейдом? Есть только один способ проверить – дожить до этого времени. 19 сентября на BiohackingConferenceMoscowодиниз способов раскроет Валерия Прай...

Саммит HR-Директоров создает панорамную картину процессов, происходящих в сфере управления человеческим капиталом, предоставляет прекрасные возможности для встречи и общения с HR-коллегами. Уже 20 лет представительная аудитория вице-президентов и директоров по управлению персоналом, руководителей HR-направлений и корпоративных университетов, а также экспертов в области HR и организационного разви...

19 сентября международная компания Smile-Expo проведет Biohacking Conference Moscow – здесь вы узнаете, как улучшить свое здоровье и продлить жизнь с помощью новых технологий. Ивент соберет известных биохакеров, медиков, ученых, спортсменов, а также изобретателей, которые своими разработками помогают людям держать свой организм в тонусе в любое время. Спикеры и их разработки: что покажут на конфе...

Дата: 19-20 сентября 2019г. Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт:www.pcg-event.com Система HR-аналитики в России становится зрелой и осознанной. Многие компании уже выявили для себя...

Дата проведения: 7 октября Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Главные вопросы по подбору персонала. Четыре мастер-класса. Один день. Программа модулей п...

Дата проведения: 8-9 октября 2019 Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com ТОП-3 ПРОБЛЕМ ПОДБОРА: ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ Кажется, испробовано все. Или нет? Если «вс...

Дата: 30-31 октября 2019 Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Компания «Люди и коммуникации» представляет единственный форум на рынке российских HR-конференций, полностью сфокусированное на адаптации персонала. Мы учли запрос делегатов предыдущего мероприятия и предлагаем коллегам две параллели: для производственных и непроизводственных компаний. Вы обсудите с...

14-15 сентября в городе Москва впервые пройдет Всероссийский форум профессий #СделайШагвБудущее, который посетят 3000-5000 старшеклассников, абитуриентов и их родителей. Цели форума: помощь молодым специалистам в познании новых профессиональных областей; расширение знаний о возможных карьерных траекториях; предоставление необходимой информации для выбора будущей профессии. На форуме Вас ждет: вы...

Уже этой осенью состоится первый Всероссийский практический HR-форум «Организационный дизайн 2019. Оргпроектирование как драйвер развития компании». Он будет проходить 11 сентября в Москве, в отеле H ...

Ежегодный Форум&Выставка журнала «Штат». Лучший профессиональный нетворкинг по теме оценки персонала. В течение двух дней – ключевые тренды и лучшие практики. Искусственный интеллект в HR: новые инст...

Срочно! Дистанционное обучение больше не может быть таким, какое оно сегодня! Ежедневный опыт сотен компаний показывает – люди развиваются, им нужны новые программы! И мы знаем, где их взять! Приходи...

"ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 2019. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ" - крупнейшее в России и СНГ мероприятие по инструментам оценки персонала и практикам в сфере оценки и развития, с участием международных экспертов - Форум&Выс...

Мы рады сообщить вам, что уже этой осенью в 8-й раз состоится всероссийский Саммит по мотивации персонала «C&B Russia Summit 2019. От глобальных трендов к маленьким победам». Он будет проходить 12 – 13 сентября в Москве, в отеле Hilton Garden Inn Красносельская. Сколько компаний вы знаете, которые перестали развиваться, чьи рыночные позиции падают, а сотрудники совсем не замотивированы? С каждым...

8 июля началось зрительское голосование Премии Trainings 2019, в результате которого мы узнаем имена финалистов. Премия Trainings - первая в России и СНГ профессиональная награда для специалистов рынка HR. Награда вручается на протяжении 19 лет, и за это время её получали многие талантливые, известные и опытные бизнес-тренеры, эксперты в области HR, передовые компании, работающие на рынке HR и не...

Рассказывает Екатерина Муромцева, генеральный директора "СТС Групп". Ежегодно в Москве увеличивается число предпринимателей, выбирающих запуск бизнес по франшизе. Прирост составляет до 15%, в прошлом году показатели били рекорды. По словам Алексея Фурсина, главы московского департамента предпринимательства, в столице действует более 11,5 тысяч франчайзинговых объектов. Это на 19% больше в сравнен...

В 1999 г. министры образования почти 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая была разработана в развитие идей Сорбоннской декларации 1998 г. Ее цель - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять систему сравнимости образовательных степеней, организовать систему кредитования, а также устранить все оставшиеся препятствия в передвижении студентов и преподавателей по европейскому пространству. Данная декларация гласит: ""Мы должны с особым вниманием контролировать повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлекательностью ее культурных ценностей, т.е. степенью влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций".

В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть предприняты следующие шаги:

Принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней
(ступеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству
европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской
системы высшего образования на мировом рынке;

Принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях; первый, который признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего уровня квалификации, должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;

Создание системы зачетных единиц, т.е. развитие европейской системы зачетных единиц, а также системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов; -устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;

Время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно-исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно


учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию;

Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;

Введение такого важного понятия, как "европейское пространство
высшего образования", в том числе относительно содержания курса
обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем
мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и
проведения научных исследований.


Мероприятия но достижению указанных целей запланированы на короткий срок и в любом случае должны закончиться не позднее первых десяти лет нового тысячелетия, учитывая многообразие культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии. Для этого будут использованы все доступные пути организации сотрудничества па межправительственном уровне.

Исследования, проведенные в процессе подготовки Болонской конференции, показали, что в настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной стране насчитывается до сотни разных академических квалификаций. В этой связи было подчеркнуто, что "потенциальные образовательные структуры, предусматривающие присвоение определенной квалификации, не могут быть менее сложными, чем наиболее сложные структуры в национальных системах, включенных в них". Кроме того, было обнаружено, что в отношении программ трехгодичного курса обучения студентов в Европе сближения в действительности не наблюдалось. Сроки обучения по программам бакалавриата колеблются от трех до четырех лет. В то же время весьма близки по продолжительности обучения (около пяти лет) магистерские программы, стандартные программы продолжительностью восемь лет, предусматривающие получение докторской степени, отсутствуют. Заключение Болонской декларации гласило, что жесткая модель реформ была бы нежелательной и вряд ли выполнимой для Европы, но, тем не менее, возможны общие рекомендации по данному вопросу:

Уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на
базе система зачетных единиц (ECTS);

Магистерская степень ~ около пяти лет на базе системы зачетных
единиц (ECTS);

Уровень, предусматривающий получение докторской степени, -

приблизительно от семи до восьми лет.

Предлагаемая многоуровневая структура образования аналогична

структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где

новые учебные программы, предусматривающие получение степени

бакалавра (магистра), были введены наряду с уже существующими

программами.


Рекомендуется введение многообразных учебных программ в учреждениях высшего образования: Развиваются дополнительное образование (образование для взрослых), различные курсы переподготовки, т.е. обучение в течение всей жизни- Многообразие профессий на рынке труда требует более гибкого подхода к процессу обучения. Этот процесс, по мнению М. Ван дер Венде, по-видимому, войдет в противоречие с усилиями по гармонизации высшего образования. Следовательно, большой проблемой станет одновременное обеспечение и сочетание разнообразных образовательных потребностей на наднациональном уровне. Такие усилия приведут к сложностям в системе зачетных единиц, начиная с трехлетнего обучения и до после вузовского уровня, и в системе аккумулирования средств, получаемых от реализации программ, которые существуют не в каждой стране. Проблема сочетаемости демонстрирует важность сотрудничества на национальном и европейском уровнях.

Основной целью новой системы получения той или иной академической степени является содействие в трудоустройстве европейских граждан. Существующий в настоящее время в странах -членах Европейского союза 10%-ный показатель безработицы, а также низкий уровень мобильности рынка труда инициируют принятие таких усилий, ибо существующая ситуация снижает конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики.

Одними из основных препятствий на пути мобильности являются многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран - членов Европейского союза, редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций. Существующие конвенции по признанию академических степеней, а также структура национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности (NARIC и ENIC) являются неэффективными в плане обеспечения связи между интеллектуальным потенциалом и возможностью трудоустройства. Поэтому следующая основная задача Болонской декларации - выход за рамки задач академического признания дипломов в направлении оценки компетентности (знаний) как реальной возможности устроиться на работу до того, как инструкция станет ключевым моментом в развитии конкурентоспособной Европы. Эта деятельность потребует активного участия партнеров по рынку рабочей силы, работодателей и профессиональных организаций, а также их будущих сотрудников - студентов. Только такое широкое вовлечение специалистов не из сферы образования сможет принести успех данной инициативе.


Второй ступенью новой системы получения академических степеней является повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Данная задача продиктована двумя обстоятельствами: I) Европа утратила первую в мире позицию в качестве места для получения образования иностранцами; 2) европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит из нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные университеты и другие организации.

Упрощенная процедура доступа к образованию укрепила бы позиции Европы на мировом рынке высшего образования. Однако пока еще не ясно, до какой степени это действительно является предметом беспокойства для Европы. Европейская Комиссия до настоящего времени не проявляла устойчивого интереса к проблеме исследований, касающихся соотношения числа студентов, убывающих из стран Европейского союза и прибывающих на обучение. Соответствующая статистика отсутствует. В центре внимания до сих пор оставались, в основном, вопросы мобильности студентов, стремящихся обучаться в Европе.

Активность в данном вопросе также будет сильно зависеть от заинтересованности отдельных европейских государств. Некоторые из них уже продемонстрировали большую заинтересованность в привлечении студентов не из Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция. Другие страны, к сожалению, все еще сталкиваются с недостатком мест для своих собственных студентов. Эти страны (например, Греция) являются "экспортерами" студентов.

Другой важный аспект доступа к образованию относится к возможности той или иной страны привлекать иностранных студентов, и в этом плане важен язык, на котором осуществляется преподавание. Страны, упомянутые выше, или имеют язык "лингва-франка" в качестве родного, или хотели бы использовать такой язык для отдельных курсов. Следовательно, успех Болонской инициативы в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования по привлечению большого количества студентов не из Европы будет самым непосредственным образом зависеть от конвергенции национальных образовательных программ и инициатив, а также от способности учреждений системы высшего образования реагировать на указанную конвергенцию.

Болонская декларация включает фразу "содействие выработке критериев и методологии для оценки качества образования". В недавнем прошлом Европейская Комиссия намеревалась инициировать сотрудничество в этой области, как это имело место в ряде стран Европейского союза. В некоторых из них системы оценки качества еще не были полностью разработаны, в то время как в других европейских странах усовершенствованные системы уже использовались. В то же


время деятельность государства до настоящего времени еще не стала достаточно успешной в данном деле. Наряду с культурными и системными различиями национальные правительства рассматривают оценку качества образования как основную сферу своей ответственности.

Введение более конвергентной системы получения академических
степеней, однако, немедленно привело бы к необходимости иметь
согласованные критерии оценки качества и, согласно мнению многих
экспертов, к установлению минимума стандартов или требований для
предусматриваемых образовательных уровней. Поэтому можно ожидать,
что Болонская декларация введет вопросы аккредитации в центр
дискуссий о высшем образовании в Европе. В настоящее время
инициативы, идущие "снизу", подталкивают развитие этого вопроса.
Введение в Германии программ, предусматривающих получение
степени бакалавра/магистра, инициировало учреждение

аккредитационного совета. Подобные предложения разрабатываются и в Нидерландах. Правительство этой страны рассматривает в этой связи возможные аспекты сотрудничества с Германией и Великобританией. Другие инициативы "снизу" приходят от европейских профессиональных организаций и от сети учреждений европейского высшего образования. Кроме того, в Европу прокладывает свой путь международная аккредитация (например, аккредитация АВЕТ). Поэтому можно сделать заключение: разнообразные аккредитации станут более распространенным явлением в Европе.

Таким образом, в вопросах аккредитации студенты и работодатели будут играть важную роль. Поэтому важно упомянуть, что первая европейская конференция по обсуждению влияния Болонской декларации на процесс аккредитации учреждений высшего образования в Европе была организована Национальным союзом студентов Европы (Е81В) при спонсорской поддержке одной из ведущих консультационных компаний мира. В обращении участники конференции указали на важность сотрудничества между правительствами, учреждениями системы высшего образования, работодателями и студентами.