Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью. Понятие и структура социализации Структура процесса социализации

12.3. Педагогическая структура процесса социализации

Коренным вопросом всякой науки является определение явлений и процессов, попавших в ее "поле притяжения", с помощью собственных категорий. Педагогика, включая в свой предмет социализацию, также должна описать этот процесс по-своему, в своей понятийной интерпретации. Характеризуя социализацию как педагогический процесс, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта.
Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка, с другой. Для педагогики первостепенно важно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.
Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:
1) широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
2) спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, обнаружение их отличия от направленности официального воспитания).
Неслучайно авторитарная образовательная система все недостатки воспитания списывает на стихийные, внешние воздействия, на тлетворное влияние "буржуазной идеологии", "пережитков прошлого", "улицы". Немало сетований раздается и сейчас по поводу крушения всеобщих ценностей, единой системы воспитания, жесткого государственного контроля в средствах массовой информации, в книгоиздании, в досуговой индустрии. Но действительно образованный человек отличается, прежде всего, тем, что активно стремится сам разобраться в жизненных обстоятельствах, способен сам противостоять неблагоприятным влияниям, то есть он достаточно хорошо социализирован.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к средствам массовой информации, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.
3. Поведенческий компонент - это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.
4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и "присвоить" их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан "извне", но и не может быть "придуман" человеком; он должен быть "найден".
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне со слов взрослых, а под впечатлением социальных событий присваиваются и превращаются в содержание его личности. Иными словами, в процессе социализации ребенок осваивает опыт того, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как эмоционально реагировать на происходящее, как организовывать свой быт и труд, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной с другими людьми деятельности, каких моральных норм и правил придерживаться в своем поведении. Педагогику, в первую очередь, интересует возрастная специфика превращения социальных идей в содержание личности и динамика этого процесса при участии воспитания, обучения и самовоспитания.
Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:
1. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.
2. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.
3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.
Отношение ребенка к другим людям начинается с диады "ребенок - взрослый", и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде "ребенок - ребенок", "человек - человек". Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность.
Непременными компонентами процесса социализации, с точки зрения педагогического анализа, выступают субъект и объект социализации. Функцию субъекта в процессе социализации выполняют, в первую очередь, факторы, институты и агенты социализации. В таком контексте социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации. "Многофакторный" субъект социализации и личность как ее объект находятся в состоянии глубокого противоречия, так как личность не просто входит в систему социальных связей и адаптируется в обществе, но в той или иной мере, если не противостоит обществу активно, всегда как-то сопротивляется жизненным обстоятельствам. Иными словами, личность как объект социализации постоянно пребывает вострой ситуации выбора между идентификацией с социальными воздействиями и обособлением от них или даже борьбой с какими-то из них. Такая противоречивая позиция личности несет в себе одновременно и характеристики субъекта социализации.
Весьма существенно, что на микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса - воспитатель и воспитанник. Воспитатель - сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности - в процессе социализации предстает как бы в двух "плоскостях".
1) Во-первых, воспитатель воспринимается ребенком как представитель определенного сообщества взрослых, как носитель конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они "работают" на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными актами.
2) Во-вторых, воспитатель может действовать и открыто, целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем "социальная субъектность" воспитателя воспринимается ребенком мягче и естественнее. Но при этом сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом.
Главная характеристика воспитанника в процессе социализации - носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.
Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный план социализации, на избирательные действия личности в системе "цель - мотив", которые составляют предмет воспитания и самовоспитания.
Все рассмотренные компоненты процесса социализации связаны как составляющие единой педагогической системы.
Каков механизм взаимодействия основных компонентов процесса социализации? Движущей силой социального развития личности в современной науке признается противоречие между двумя моментами (двумя составляющими) субъекта - потенциальным и актуальным. Эти противоречия неизбежно возникают в "точке столкновения" объективной системы социальных требований, предъявляемых субъекту, и его реальной жизнедеятельности. Согласно убедительному высказыванию Л. И. Анцыферовой, личность - это "человек, постоянно повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемыми собеседниками утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющий, совершенствующий себя".
Иными словами, механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. А, как известно, организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания, что прямо указывает на педагогическую природу процесса социализации. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.


Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта.

Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе два плана:

– широкое социальное влияние, недостаточно организованные и контролируемые воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи;

– спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении.

Основные компоненты социализации как педагогического явления:

1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к средствам массовой информации, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Индивид, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».

Схематично процесс социализации представлен на рисунке 1.

Социальная жизнь
Цель социализации
Средства социализации
воспитатель ребенок
Общество взрослых Сообщество детей и разновозрастное общение
Содержание социализации
Коммуникативный компонент Познавательный компонент Поведенческий компонент Ценностный компонент

Рис. 2. Процесс социализации личности

Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотре­ние средств социализации. Всамом общем смысле это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:

1. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

2. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.

3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.

Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок – взрослый», и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок – ребенок», «человек – человек». Отношение к себе как к субъекту социальной жизни появляется позже, чем отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность.

Непременными компонентами процесса социализации, с точки зрения педа­гогического анализа, выступают субъект и объект социализации. Функцию субъекта в процессе социализации выполняют, в первую очередь, факторы, институты и агенты социализации. В таком контексте социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации.

Воспитатель – сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности – в процессе социализации предстает в двух «плоскостях».

Во-первых, воспитатель воспринимается ребенком как представитель определенного сообщества взрослых, как носитель конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными актами.

Во-вторых, воспитатель может действовать и открыто, целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем «социальная субъектность» воспитателя воспринимается ребенком мягче и естественнее. Но при том сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом.

Главная характеристика воспитанника в процессе социализации – носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.

Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов по­ведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели со­циализации помогает выйти на личностный план социализации, на избира­тельные действия личности в системе «цель – мотив», которые составляют предмет воспитания и самовоспитания.

Поведение всех живых существ имеет биологическое обоснование. Но поведение человека обусловлено еще и набором навыков, обеспечивающих полноценную жизнь в обществе. Так как человек является существом биосоциальным, он нуждается в прохождении успешного процесса социализации.

Определение 1

Процесс интеграции индивида в социальную структуру и среду, который осуществляется посредством овладения нормами и ценностями общества, его культурой и правилами, называется социализацией. В ходе социализации личности происходит ее созревание

Механизмы социализации индивида

Социализация имеет свою структуру, и складывается из определенных механизмов, что представлено на рисунке ниже в схематичной форме:

К основным механизмам социализации относят несколько:

  • Идентификация индивида: процесс самоотождествления с определенными людьми и социальными группами. С помощью идентификации усваиваются нормы, формы поведения в отношениях, свойственные окружающим в данной среде (гендерное поведение, например);
  • Воспроизведение поведенческой модели: сознательное или бессознательное подражание опыту других людей (копирование манер, поступков, движений);
  • Внушение: это неосознанное воспроизведение внутреннего опыта круга общения индивидом. Связано с особым восприятием информации, приходящей от ближайшего окружения (отсутствие критического восприятия);
  • Облегчение: влияние поведения одних индивидов на деятельность других, благодаря которому эта деятельность выполняется легче и интенсивнее;
  • Конформность: внешнее согласие с мнением окружения, при внутреннем расхождении во мнении с ними.

Замечание 1

Влияние этих механизмов может быть как позитивным, так и подавляющим эмоции, и запрещающим определенные типы поведения, что можно расценивать как негативное

Под действием механизмов социализации у личности образуются устойчивые модели поведения, которые сохраняются и при социальных изменениях. Индивид усваивает доминирующие в обществе культурные и моральные ценности, основываясь на которых, складываются его собственные ценности.

Структура социализации личности

Процесс социализации делится на пассивное и активное взаимодействие индивида с окружающей его социальной средой.

Пассивная форма предполагает потребление накопленного опыта, и воспроизведение его в дальнейшем. Данная форма обеспечивает вхождение личности в сложившуюся систему социальных связей.

Активная форма предполагает творческую, креативную деятельность, направленную на разрушение существующих, либо создание новых социальных связей.

В той или иной степени обе формы присущи процессу социализации любой личности. В настоящее время социализация имеет такие черты, как значимость высшего образования, стремление к самореализации, влияние насилия в качестве фона жизнедеятельности.

К структуре социализации относятся:

  • социализант (индивид, подвергающийся социализации) ,
  • социализатор (оказывающее социализирующее влияние на индивида окружение).

Действие социализаторов на социализантов называется социализирующим воздействием. Несмотря на то, что социализация является непрерывным процессом, наполнение и направленность этого процесса могут изменяться. В связи с чем выделяют первичную и вторичную социализацию. Процесс формирования и созревания личности называется первичной социализацией. Под вторичной социализацией подразумевается освоение специфических социальных ролей.

По мере их осваивания социальное общество становится внутренней реальностью индивида.

Рассмотрение процесса социализации в контексте педагогики обязывает выделить три параметра:

Параметр целеполагания - сегодня под ним понимается реализация воспитанием цели на самореализацию человеком своих сил и способностей в соответствии с нуждами общества, понимание того, что воспитывает не только школа и родители, но и социокультурная, духовная среда, сложившиеся отношения, в которые реально включается ребенок.

Второй параметр - связан с поисками нового содержания воспитания, признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей требует обоснование аксиологических ориентиров этого процесса, определение способов включения ребенка в национальный и общечеловеческий социальный опыт. общечеловеческие и национальные ценности представлены в общении с природой, в национальных народных традициях, в семейной среде, в отношениях детей со взрослыми и в их совместной деятельности.

Третий параметр - связан с поиском результативных способов присвоения социального опыта младшими школьниками, смена пути научения, на путь освоения ребенком социальным опытом, который является продуктом процесса социализации. Это требует включение ребенка в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоение социальных отношений.

Педагогическая характеристика проблемы социализации выражается пятью подходами:

1. Социологический подход . Социализация рассматривается как трансляция културы от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные – воспитание и образование.

2 . Факторно-институциональный подход . Социализация определяется как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интериоризационный подход . Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

4. Итеракционистский подход . Соцализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как «деятельностная модель» самовоспитания.

Однако более обоснованным является многомерный подход, т.е. учет всех механизмов социализации.

Педагогически главным аспектом социализации является его содержание.

Содержание процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

Структура процесса социализации, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

1. Коммуникативный компонент . Он вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая СМИ, в общении и проявляется прежде всего в самообразовательном аспекте, когда школьник ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент . Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.

Средства социализации : в самом общем смысле это – элементы окружающей среды, которые проявляются на разных уровнях.

Педагогически средством первого уровня становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, СМИ.

Третий уровень- это отношения как объективная связь человека и предмета или одной личности и другой, а также как отклик на предметы, вещи, явления, события, как та «субъективная позиция» , которую занимает человек.

Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют в процессе социализации определенные функции:

Первую группу составляют информационно-образовательные средства, которые обеспечивают распространение и усвоение определенной социальной информации(СМИ, школа и т.д.);

Вторая группа включает организационно-регулирующие средства, которые создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта (формы организации деятельности людей);

Третья группа- регулятивно-контролирующие средства, функции которых- обеспечение системы социальных эталонов (социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, стереотипы, ценности);

Четвертая группа – стимулирующие средства, проявляются на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, обеспечивают «духовное» и «материальное» стимулирование социальной активности личности.

Механизм социализации личности реализуется через деятельность личности, а ее организация, мотивация, осмысление, переживание, стимулирование – это и есть сущность воспитания.

Т.О., социализация, воспитание и самовоспитание выступают как подсистемы целостного процесса формирования личности.

Теоретическая модель социализации личности как педагогической системы.