Учение о троице. День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника © николай колчуринский

С далекого 14-го века праздник Троицы в Католической Церкви празднуется в первое воскресенье после Пятидесятницы. Считается, что в этот день Святой Дух в виде огненных языков сошёл на апостолов в Иерусалиме. Это был знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди учения Иисуса Христа. По традиции в этот день проходят праздничные богослужения в церквях, а все, кого должны окрестить, надевают белые одежды.

Что значит "Троица"?

Христиане воспринимают Троицу следующим образом. Существует Бог, сущность которого едина, но Его бытие выражается личностным отношением трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплощением которого стал Иисус Христос, и Духа Святого - творящего живое Начала.

Как же три отдельных личности могут составлять одно целое? Лучше всего это смог объяснить Святой Патрик. Проповедуя ирландцам, он использовал трилистник клевера, показывая как три отдальных листочка являются единым растением.

Святой Патрик


Праздник является особенно почитаемым у верующих католиков во всем мире, особенно торжественно его празднуют в Европе.

События, которым посвящен праздник Троицы - сошествие Святого Духа на апостолов

Книга "Деяния святых апостолов" описывает произошедшие события так. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ».

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина».

Сошествие Святого Духа на апостолов и Марию, Мать Иисуса


Окружающим пришлось разъяснять произошедшее. «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. "

Согласно догматам церкви, сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви» . В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь.

Почему на иконах вместе с Апостолами изображается Мария, мать Иисуса?

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его».

Как Святой Дух повлиял на Апостолов?

Как богословский термин «харизма» - это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.

Отличие в праздновании Троицы по римскому и византийскому обряду

День Святой Троицы одинаково почитается как христианами восточного, так и западного обряда. Но в символике праздника и богослужениях есть существенные отличия

Отличие первое, календарное. Православные отмечают в один день Пятидесятницу и Троицу, католики и лютеране разделяют эти два праздника. Так, западному календарю, от Пятидесятницы до дня Святой Троицы должна пройти неделя.

Отличие второе, количественное. Вообще, в католичестве существует целый цикл троицких праздников, длящихся 20 дней. Это праздники Тела и Крови Христовых, Пресвятого Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Девы Марии. В православии аналогов таких праздников нет. Просто на следующий день после Троицы христиане восточного обряда празднуют день Святого Духа(Духов день в народе).

Отличие третье, символика цветов. Если в православии традиционный троицкий цвет - зеленый, то католические священники в день Пятидесятницы облачаются в красное - этот цвет символизирует сошествие огненных языков на апостолов, а в честь Троицы они облачаются в праздничные белые одежды.

Католические священники носят церемониальные облачения красного цвета, а православные - зеленого


Примечательно, что в странах, где католические общины соседствуют с православными, верующие западного обряда тоже используют в качестве праздничных украшений букеты зелени.

Порядок празднования Троицы, установленый Ватиканом для христиан римского обряда

В Католической церкви празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено и день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. Кроме того, в католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:

День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Торжественноя месса на праздник Пятидесятницы в Ватикане


Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус - «торжества». Цвета облачения священников в день Пятидесятницы - красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы - белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину - месса навечерия, в субботу вечером и месса днём в воскресенье.

Праздник Тела и Крови Христовых

Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi - Тело Христово) от латинского имени праздника.

Праздник возник в XIII веке и сначала был местным; его возникновение обычно связывают с личностью блаженной Юлианны из Льежа. В 1251 г. Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а уже в 1264 г. папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви.

Процессия со Святыми Дарами. Фонари в руках священников символизируют девять даров Святого Духа


Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют её священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление. В некоторых странах существует традиция переноса процессии с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло принять участие большее число людей.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса

Праздник Святейшего Сердца Иисуса, в Католической церкви - праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.

Икона Иисуса и Его Пресвятого Сердца и символическое изображение Святого Сердца


Праздник появился сравнительно недавно - в XIX веке. Не вызывает сомнения, однако, что почитание Сердца Иисуса, как символа любви к людям, возникло значительно раньше, ещё в Средние века во многих монастырях были распространены молитвенные практики, посвящённые ранам Христа и Его Сердцу. В XVII веке св. Маргарита Алякок видела в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью.

Видение Святой Маргариты Алякок


Однако, это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания, лишь в 1856 г. папа Пий IX установил обязательное празднование торжества Пресвятого Сердца.

Базилика Сакре Кер


Самым известным храмом, посвящённым почитанию Сердца Иисуса, является Базилика Сакре-Кёр в Париже.

Праздник Непорочного Сердца Марии

Праздник Сердца Марии, праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии - в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Непорочного Сердца Богородицы. Отмечается в субботу, на следующий день после праздника Сердца Иисуса, на девятый день после праздника Тела и Крови Христовых и на тринадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Марии является символом любви Богородицы к людям, а также милосердия и сострадания к человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву.

Непорочное Сердце Марии


Почитание Сердца Марии, как символа любви к людям, возникло в Средние века. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь некоторых французских епархий в 1648 году, в 1799 г. папа Пий VI подтвердил разрешение этого праздника. Окончательно в церковный календарь праздник был внесён в 1855 г.

Вероучение Католической Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга.

Хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, «Отец», «Сын», «Дух Святой» – это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

  • природа (или сущность, существо, естество),
  • лицо (иначе, личность или ипостась),
  • внутренние межличностные отношения.

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями. «Все едино в Боге «там, где речь не идет о противостоянии отношения».» Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением соотношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну.

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество».» Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. «Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом.» (Катехизис Католической Церкви, 253)

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын. Святой евангелист Иоанн называет Сына Божьего Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео-Константинопольский Символ веры:

Верую «и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено.»

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский Символ веры выражает это словами: «И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава». Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын – Отца.

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

«Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием… И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, – все за исключением Своего Отцовства, – постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден».» (Катехизис Католической Церкви, 246)

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они – один Бог. «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне».» (Катехизис Католической Церкви, 255)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,11); «Я и Отец – одно» (Ин 10,30); «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин 12,45).

На 50-й день после Пасхи православные верующие отмечают День Святой Троицы, или Пятидесятницу. Это один из 12 главных христианских праздников. Рассказываем об истории Троицы, значении и традициях этого дня.

Дата праздника

День Святой Троицы отмечается на 50-й день после праздника Христова Воскресения. Поэтому Пятидесятница — второе название этого дня. Поскольку дата Пасхи плавающая, то и Троица выпадает на разные даты. В 2018 году День Святой Троицы приходится на 27 мая.

Смысл и история

Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на втором вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Согласно Новому Завету, перед в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлет им от своего Отца — Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания. На десятый день после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так, ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов.

День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.

Кто празднует

С XIV века у католиков праздник Троицы не совпадает с Пятидесятницей — днем сошествия на апостолов Святого Духа. В Католической церкви он празднуется на неделю позже и связан с прославлением Святой Троицы. Однако в этому году католическая Троица совпадает с православной и будет отмечаться 27 мая.

Традиции празднования у православных

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновления людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Троица и народные обряды

До принятия христианства в славянском календаре в конце мая отмечался Семик, или Зеленые святки, — переход от весны к лету. Праздник Троицы перенял многие обряды этого праздника. Основными составляющими были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. На троицкой (семицкой) неделе девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и внутри, дети наряжали березу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне Дня Святой Троицы было принято вспоминать усопших. Этот день называется "задушной субботой", или родительским днем.

Как скоро сказал ты о Духе, чего не должно говорить, в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне просвещающего, объемлется душевной слепотою.

Святитель Василий Великий

Фото Бориса Чубатюка

Крестник . Сегодня хотелось бы поговорить о том, каковы различия веры в Пресвятую Троицу у нас, православных христиан, и у христиан западных?

Крестный. Основное различие в вере в Троицу католиков, большинства протестантских сообществ, с одной стороны, и Православия – с другой, заключается в том, что упомянутые западные христиане принимают догмат об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына (так называемый "филиокве"). В католическом Символе веры так и стоит: верую в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца и Сына исходящего.

Крестник. Это представляется мне странным и кажется явно противоречащим тому, что мы знаем о Троице из творений святых отцов.

Крестный. Совершенно верно. Во-первых, надо сказать, что "филиокве" означает введение двух Начал бытия в Троице. Так в связи с этим писал святитель Марк Ефесский: "Дух, – говорит Нисский Богослов (святитель Григорий Нисский. – Авт. ), – исходит от Отеческой Ипостаси". Если же Он исходит и от Ипостаси Сына, то что иное это обозначает, как не то, что Он исходит от двух Ипостасей? А то, что Он исходит от двух Ипостасей, что иное как не то, что Он имеет два начала Своего Бытия? Таким образом, до тех пор пока латиняне будут утверждать, что Дух Святый происходит и от Сына, они не избегнут двуначалия" . (Об исхождении Святого Духа именно от ипостаси Отца ясно говорит и следующее высказывание святителя Григория Богослова: "Для нас – один Бог, ибо едино Божество и к Одному относятся Те Лица, Которые происходят от Него" . Этим "Одним", безусловно, является ничто иное, как Первое Лицо Пресвятой Троицы – Бог Отец.)
И это введение двух начал, безусловно, противоречит учению Церкви, поскольку существует множество высказываний святых отцов, живших еще во времена, предшествовавшие разделению Церкви на Православную и Католическую, которые ясно указывают нам на существование единого Начала в Троице (монархию) . (Святитель Марк Ефесский в своих трактатах "Исповедание правой веры" и "Сумма изречений о Святом Духе" (опубл. в кн. А.Погодина специально собрал большое число святоотеческих высказываний, ясно свидетельствующих эту истину. Вот лишь некоторые: "Единый же источник (то есть единственная Вина) преестественнаго Божества – Отец, и этим различается от Сына и Духа" (святой Дионисий Ареопагит); "Единый нерожденный и единый источник Божества – Отец" (святой Афанасий Великий); "Единый Виновник – Отец" (преподобный Иоанн Дамаскин)). Однако это несоответствие святоотеческому преданию далеко не единственное злокачественное следствие из всех таких следствий, вытекающих из "филиокве".

Крестник. Хотелось бы узнать о них подробно.

Крестный. Во-первых, из того, что в Троице имеются два начала, вытекает, что в Троице наличествует несколько Богов, так ясно следует из святоотеческого учения. Святитель Василий Великий писал так: "Не два Бога; потому что не два Отца. Кто вводит два начала, то проповедует двух Богов" (Беседа 24). Святитель Григорий Богослов так писал о Святой Троице: "Божество есть Трех бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святый, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия" (Слово 40). (Поскольку каждое из трех Лиц – божественного естества, то из вышеприведенного высказывания святителя Григория и из наличия двуначалия (которое вытекает из "филиокве") с логической необходимостью следует наличие в Троице многобожия.)
Таким образом, основываясь на учении этих двух великих святителей, мы можем констатировать, что "филиокве", разрушая единоначалие (монархию), разрушает центральный догмат христианства – единобожие. Из наличия в Троице двух Богов вытекает с необходимостью наличие различия между Ними в их свойствах , а из этого в свою очередь вытекают, во-первых, сложность в Пресвятой Троице и, во-вторых, то, что Кто-то из Божественных Лиц Богом не является. (Поскольку, если существует свойство, по которому два Бога различаются, то у одного из них отсутствует некое качество, которое имеется у другого, значит, первый несовершенен и, значит, Богом не является. Неограниченное же ничем совершенство – неотъемлемое свойство Божества. ("Божество – совершенно и – без недостатка, как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо и – просто сказать – совершенно во всех отношениях" .) Из этого снова вытекает сложность в Пресвятой Троице, но в еще более грубом смысле (так как при этом в Троице имеется нечто божественное и иное по естеству – то есть небожественное, тварное). И таким образом, в итоге получается, что Троица Единым Богом, будучи сложной , а не простой быть не может, поскольку простота есть неотъемлемое свойство Бога. Так писал об этом преподобный Иоанн Дамаскин: "Божество – просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несозданность, и безначальность, и бестелесность, и благость, и творческую силу, и подобное мы назовем существенными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но сложно, что (говорить о Божестве) – дело крайнего нечестия" .

Крестник. Значит, католики в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. На этот вопрос отвечать надо в каждом конкретном случае, и ответ на него непрост, поскольку, с одной стороны, они признают в Троице Единого Бога, с другой стороны, их учение о Троице (включающее "филиокве") на самом деле оказывается двубожием, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы человек действительно веровал в одного истинного Бога, необходимо, чтобы его понятия об этом едином Боге были правильными, иначе он верит во что-то иное (в образ своей фантазии), а не в реального Единого Бога. При желании же Богом можно назвать все что угодно (в том числе репчатый лук, как это делали древние египтяне). И такой ошибочной верой в Бога, при которой Богом богохульно называется "нечто", оборачивается на деле вера в "филиокве".
Помимо указанной причины можно указать и еще на одну причину, в силу которой догмат о "филиокве" приводит к разрушению догмата о том, что Троица суть единый Бог. Если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, то мы необходимо должны предполагать наличие в Святом Духе двух его "частей", имеющих соответственно происхождение от Отца и от Сына (так, например, об этом писал святитель Фотий: "Ко всему сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам, Он неизбежно был бы составным" ).

Крестник. И это означает, что Святой Дух будет сложным?

Крестный. Здесь могут быть как бы два варианта сложности. Чтобы это понять, надо сначала ответить на такой вопрос: каждая из "частей" является Богом или нет?

Крестник. Допустим, что нет.

Крестный. Тогда среди этих двух частей существует, по крайней мере, одна, которая по своей природе не есть Бог, а что-то иное . И это приводит автоматически к сложности естества Святого Духа и, в силу этого, к отрицанию Его божественности (поскольку сложность природы в Боге исключена – см. выше), то есть к ереси Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, а из этого опять вытекает то, что и вся Троица не может быть Единым Богом, поскольку в ней оказывается нечто не божественного естества.

Крестник. А если каждая из "частей" есть Бог, то что тогда?

Крестный. Тогда Святой Дух не будет являться Лицом в точном смысле слова.

Крестник. Почему?

Крестный. Поскольку, согласно святым отцам, лицом обозначается нечто, не подлежащее никакому дальнейшему делению: "Лице же обозначает неделимое, то есть Отца, Сына, Святаго Духа, Петра, Павла" . А поскольку в том случае, если имеет место "филиокве", Святой Дух окажется делимым в некотором отношении, то мы имеем налицо противоречие со святоотеческим учением о Святом Духе как о Лице и о Троице в целом, поскольку тогда в Ней оказывается уже не три совершенно определенных неделимых Лица (Отец, Сын и Святой Дух), а как минимум четыре (Отец, Сын и две части).
Но это еще не все беды. Для того чтобы Троица была Единым Богом, необходимо , чтобы Лиц было не больше трех и не меньше трех, как учит нас святитель Григорий Богослов: "...Божество выступило из единичности по причине богатства, преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, из которых состоят тела, и определилось тройственностью (первым, что превышает состав двойственности), по причине совершенства, чтобы и не быть скудным и не разлиться в бесконечности. Первое показывало бы нелюбообщительность, последнее – беспорядок; одно было бы совершенно в духе иудейства, другое – язычества и многобожия" . Значит, и при такой трактовке "филиокве" не получается Единого Бога в Троице.

Крестник. Итак, налицо два аргумента, в силу которых католики и другие западные христиане, признающие "филиокве", в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. Очевидно, что так, но есть еще и третий аргумент. Святой Дионисий Ареопагит и святитель Афанасий Великий утверждают, что все Божественное в Троице происходит от Лица Бога Отца (см. приведенные выше цитаты). Из этого вытекает то, что все происходящее, но не обладающее этим свойством, Богом не является.

Крестник. Значит, налицо еще один аргумент, в силу которого "филиокве" попросту есть не что иное, как духоборчество, ересь Македония?

Крестный. Именно так. "И мы вот, вместе с божественным Дионисием, говорим, что Отец – единый Источник преестественного Божества; а они (подписавшие Флорентийскую унию. – Авт. ) вместе с латинянами говорят, что и Сын – источник Святаго Духа, очевидно, что этим исключая Духа из Божества" – так писал в связи с этим святитель Марк Эфесский . И, как мы уже выяснили, из этого вытекает, что и Троица оказывается не Богом, а чем-то иным.
Наконец, есть и еще один аргумент, и, может быть, он самый простой из перечисленных. Если Дух Святый исходит от Отца и от Сына, то очевидно, что исхождение от Отца оказывается в некотором отношении неполноценным, недостаточным. "Почему же Дух исходит и от Сына? Ведь если исхождение от Отца совершенно (а оно совершенно, ибо Бог совершенный от Бога совершенного ), что это за "исхождение от Сына" и для чего оно? Ведь оно было бы излишним и бесполезным" – так писал в связи с этим святитель Фотий .

Крестник. Очевидно, так.

Крестный. Значит, если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, тогда Отец не есть Бог в точном смысле слова (поскольку обладает некоторым несовершенством – в плане изведения Святого Духа), и в силу этого несовершенства есть нечто иное , по своему естеству отличное от Божества, и, следовательно, Троица не есть истинный Бог (по тем же соображениям, что и в первом аргументе).
Что бы ни говорили нам западные христиане, но истинная вера в Бога всегда предполагает веру в Его совершенно определенные свойства: "Веровать в Бога означает иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого" . Простота Его природы и совершенство – суть Его неотъемлемые свойства. Может быть, веру в Троицу, включающую веру в "филиокве" (веру католиков и многих протестантов), и нельзя назвать полным атеизмом, но верой в Бога, Единого в Троице, никак назвать нельзя, поскольку принятие "филиокве" и подлинная вера в Единого Бога в Троице логически несовместимы. Хочется, завершая нашу беседу, привести замечательные слова святителя Ипполита, папы Римского: "...Иначе не можем признавать единаго Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Святого Духа" ("Православно-догматическое богословие". Архиепископ Макарий. М., 1868. Т. 1. § 28 ). Искажения учения о Святом Духе, как учит нас святитель Василий, неизбежно приводят к потере благодати, и это составляет достаточное условие для появления бесчисленных и разнообразных "отклонений от нормы" в духовной жизни большинства западных христиан. (Предложенный материал более подробно изложен в статье: Н. Колчуринский "Беседы о Пресвятой Троице". www.um-islam.nm.ru.)

Литература

1. Святитель Марк Эфесский. Силлогические главы против латинян (Погодин А. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994).
2. Цит. по трактату святителя Марка Эфесского "Силлогические главы против латинян".
3. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 5.
4. Там же. Кн. 1. Гл. 9.
5. Святитель Фотий. Окружное послание // Альфа и омега. 1999. № 3.
6. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 48.
7. Святитель Григорий Богослов. Слово 22.
8. Окружное послание. (Цит. по кн. А.Погодина).
9. Пространный христианский катехизис ("О первом члене").

© Николай КОЛЧУРИНСКИЙ

Спонсор публикации статьи: сайт независимого финансового консультанта «В ДОЛГ». Если Вы ищете, где взять кредит наличными под залог , то посетите сайт финансового консультанта по адресу http://VDOLG.info. Воспользовавшись предложением сайта, Вы сможете произвести бесплатную рассылку объявлений в банки на получение кредита, или поместить объявление о желании получения денег в долг, от частных инвесторов. Так же, к Вашим услугам последние новости из мира финансов и полезные статьи, которые помогут быть в курсе последних событий и чувствовать себя увереннее в вопросах займа и кредитования.

Католический праздник Марии Царицы Мира

В 2018 году отмечается 1 января

Значение и традиции праздника

Римско-католический праздник Марии является непереходящей датой. Его относят к особенным памятным дням и, согласно традициям, посещение храма обязательно. История этого праздника очень богата и даже дата часто менялась, в связи с чем традиционалисты отмечают его 11 ноября, а 1 января для них - это праздник Обрезания Господня. В обычных католических храмах вспоминают о Деве Марии, её истории, зачитывают писание, где о ней рассказывается. Для католиков Дева Мария имеет особенное значение и является символом чистоты и доброты.

Католическое Богоявление

В 2018 году отмечается 6 января

Значение и традиции праздника

Если в православии Крещение Господне и Богоявление - это один праздник, то у католиков все совсем иначе. Сначала все отмечают Богоявление 6 января, а в первое воскресенье после него, празднуют Крещение. В 2018 году он припадает на 8 января. Как и обычно на религиозные праздники, все верующие стремятся попасть в храм на служение. Именно там они освящают мел и воду, иногда и ладан. Все это потом несут домой, мелом пишут K,M и Б - это первые три буквы имен волхвов, которые прибыли к рождению Христа и преподнесли дары как царю. Считается, что именно эти буквы способны защитить от нечисти и зла. Освященные мел, вода и ладан хранятся целый год и, согласно поверьям, лечит мигрени и боли в животе.

Крещение Господне

В 2018 году отмечается 7 января

Значение и традиции праздника

Крещением всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. И Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. Именно после него Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Ведь принимая Таинство Крещения, мы становимся сопричастными жизни Его, принявшего смерть на Кресте, чтобы освободить нас от греха. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.

День святого Антонио

В 2018 году отмечается 17 января

Значение и традиции праздника

17 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но особенно красочные и широкие празднования проходят в южной и центральной Италии. Святой Антонио (St. Antonio) прославился тем, что стал одним из первых, кто опробовал аскетическую жизнь в пустыне, будучи полностью оторванным от цивилизации. Поэтому, его по праву считают основателем монашества, нового духовного движения того времени.

Католическое Сретение Господне

В 2018 году отмечается 2 февраля

Значение и традиции праздника

Праздник посвящен первой встрече в Храме Иерусалима младенца Христа со старцем Симеоном. Дата является непереходящая и отмечается каждый год в один и тот же день. В храмах обычно освящают свечи в память о Симеоне, которые зажигают во время праздничного богослужения. Католики с особым трепетом относятся к этим свечам и хранят их весь год.

Пепельная среда - начало Великого поста у католиков

В 2018 году отмечается 14 февраля

Значение и традиции праздника

И у католиков, и у православных христиан принято придерживаться Великого поста перед началом Пасхи. Но существует ряд отличий в православной и католической традиции. Так, например, у западных христиан начало такого поста называется Пепельная среда. Такое название связано с тем, что в этот день, согласно обычаю, священнослужитель наносит всем прихожанам крест пеплом на лбу. Но пепел необходимо брать не простой, а из пальмовых ветвей или веток вербы, которые были сохранены с праздника Входа Господня. Как мы знаем в православии Великий пост начинается с Понедельника и длится 50 дней, а у католиков позже, со среды и его продолжительность 46 дней.

День святого Иосифа, обручника Девы Марии

В 2018 году отмечается 19 марта

Значение и традиции праздника

В некоторых странах День святого Иосифа (Feast of St. Joseph) является официальным общенародным праздником, в некоторых странах в этот день чествуют отцов, например, в Испании и Италии. Раннехристианские и средневековые легенды изображали Иосифа вдовцом преклонного возраста, подкрепляя тем самым всеобщее убеждение, что его брак с Марией не подразумевал плотских отношений, и объясняя упоминание о братьях и сестрах Иисуса (Мк 6:3) тем, что это были дети Иосифа от первого брака. Религиозное почитание св. Иосифа возникло после 13 в. и развивалось вплоть до середины 20 в. Католическая церковь почитает его как "покровителя вселенской церкви", а также покровителя всех трудящихся, семьи, девственниц и умирающих.

Католическое Благовещение Девы Марии

Значение и традиции праздника

Праздник этот посвящен великому событию, когда Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что ей предстоит родить Иисуса Христа. Отмечают его каждый год в один и тот же день. Если же он припадает на Великий пост, то разрешается его немного ослабить. Более того, даже если Благовещенье припадает на Пасху, то его не отменяют, а отмечают вместе. А на служении соединяются воедино песни и молитвы и Пасхи, и Благовещенья. В церквях же у католиков устраивают праздничное богослужение, а все священнослужители облачаются в белые одежды.

Католический Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье)

В 2018 году отмечается 25 марта

Значение и традиции праздника

Отмечается на шестое воскресенье Великого Поста, а также открывает Страстную Седмицу. Именно в этот день Иисус Христос вошел в Иерусалим, где его встречали пальмовыми ветвями. Поэтому этот праздник и называется Пальмовое Воскресенье. По традиции перед началом праздничной службы, все верующие во главе со священнослужителями осуществляют торжественное шествие вокруг храма. В руках у них обязательно ветки пальмы, если нет таковой, то в каждой стране их заменяют по разному, например, вербные или оливковые.

Католический Великий четверг

В 2018 году отмечается 29 марта

Значение и традиции праздника

С Великого Четверга у католиков начинается празднование Пасхи. В этот день они вспоминают тайную вечерю, на которой присутствовали все двенадцать учеников Христа. Именно тогда Иисус заповедал исполнять обряд причащения. Как можно догадаться, отмечается он в последний четверг перед Пасхой. С этого дня и до самой Пасхи во всех католических храмах замолкают органы и колокола. Таким образом они стараются напомнить людям о страданиях Христа в эти дни. Утром обычно в этот день служится месса с принесением елея, где присутствуют только священники. Каждый из них заново дает обет, который они принесли при рукоположении. А уже вечером собираются все прихожане для службы, на которой вспоминают тайную вечерю. Там же осуществляют обряд омовения ног.

Католическая Страстная пятница

В 2018 году отмечается 30 марта

Значение и традиции праздника

Этот праздник посвящен мучениям Христа, которые он испытал в этот день. Отмечается он в последнюю пятницу перед Пасхой. Многие католики стараются полностью отказаться от всех развлечений и придерживаются особенно строгого поста. Начиная с четырнадцатого века появилась традиция крестного хода, который копирует евангельскую историю. Этот обычай дошел и до наших дней.

Католическая Пасха

В 2018 году отмечается 1 апреля

Значение и традиции праздника

Все мы знаем, что Пасха - это символ того, что Иисус Христос воскрес. Дата Пасхи отсчитывается от Рождества и Великого Поста, но так как православие и католицизм живут по разным календарям, то и даты Пасхи у них разные. А вот традиция окрашивания яиц одна. А в некоторых странах существует такой герой как Пасхальный кролик, который для самых маленьких прячет крашеные яйца и мелкие подарочки. Также принято украшать свои дома фигурками этого животного, а в кондитерских можно увидеть шоколадных кроликов. Что касается церковных обрядов, то во всех храмах проводится праздничное богослужение. Частью этой службы является разжигание огня в Храме Гроба Господня, после чего его разносят по остальным церквям. По окончании богослужения, верующие осуществляют крестный ход вокруг церкви с песнями и молитвами.

День святого Исидора

В 2018 году отмечается 4 апреля

Значение и традиции праздника

День святого Исидора - католический праздник, отмечается 4 апреля. Испанский церковный деятель и писатель, Исидор Севильский, считается покровителем учеников и студентов, а с 1999 года он официально является покровителем сети Интернет и вообще пользователей компьютерной техники. Святой Исидор, родившийся приблизительно в 560 году н.э., с 600 года стал архиепископом Севильи, получил известность благодаря своему благочестию и любви к наукам. Он автор одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, известный реформатор. Исидор Севильский является автором: 20-томного труда Этимология - своеобразной энциклопедии раннего средневековья, Истории королей готов, вандалов и свевов - главным образом политической и церковной истории вестготской Испании. Католический святой был также идеологом испано-римской знати, поддерживавшей власть вестготов. Сочинения Исидора, весьма образованного для своего времени человека, носят компилятивный характер и представляют ценность благодаря содержащемуся в них большому фактическому материалу. Умер святой в 636 году, в возрасте около 76 лет. Стоит отметить, что католическая церковь избрала его покровителем Интернета, основываясь, прежде всего на том, что Всемирная сеть - это огромная сокровищница человеческого знания.

Католическое Вознесение Господне

В 2018 году отмечается 10 мая

Значение и традиции праздника

В католицизме этот праздник имеет особое значение, поэтому во всех храмах совершают всенощное богослужение. Там же верующие освящают виноград и бобы, а уже дома тушат пасхальную свечу. Также нередко можно встретить обряд возвышения статуи Христа к вершине храма. Этот обычай и является символом того, что Иисус вознесся. Дата этого торжества является переходящей и зависит от Пасхи, а именно отмечается на сороковой день после неё.

Католическая Пятидесятница

В 2018 году отмечается 20 мая

Значение и традиции праздника

Отмечается этот праздник на пятидесятый день после Пасхи. Он является символом того, что Дух Святой явился к Апостолам, после чего у них появилась сила распространять Евангелие. Как и во все праздники осуществляется обязательное богослужение, где вспоминают эту историю, молятся, а также оно сопровождается песнопениями: “Гряди, Святой дух” и “Золотая секвенция”.

Католическая Троица

В 2018 году отмечается 27 мая

Значение и традиции праздника

В первое воскресенье после Пятидесятницы католики отмечают праздник Троицы. Это торжество входит в цикл Пятидесятницы. В период праздников этого цикла все священнослужители облачаются в красные костюмы, но при наступлении Троицы они надевают белые наряды. Во время Богослужения в центр храма выносят святые дары. Стоит отметить, что существуют также и свои традиции, которых придерживается каждая страна. Так, например, в Италии с потолка церквей разбрасывают лепестки роз, а во Франции принято дуть в трубы.

День святой Жанны д’Арк

В 2018 году отмечается 30 мая

Значение и традиции праздника

Жанна д’Арк (совр. фр. Jeanne d"Arc) - покровительница военных и Франции. Жанна д"Арк родилась в 1412 году во французской деревушке Домреми. В возрасте 12 лет ей явилось первое откровение. По ее утверждению, Жанна слышала голоса Архангела Михаила, св. Екатерины и св. Маргариты, которые готовили ее к особенной миссии спасительницы Франции. Страна была в критическом положении - вся северная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайне ослабленной, вставал вопрос о независимости французского государства. Со временем голоса, которые слышит Жанна, призывают ее к активным действиям. Жанна д"Арк, с трудом пробравшись с территории, занятой англичанами и их союзниками - бургундцами, в город Шинон к дофину Карлу, убеждает его, что через нее говорит всевышний. Поставленная во главе армии Жанна д"Арк, 17-летняя девушка, проявила смелость и воодушевила народ на борьбу с врагом. Она прорвалась с войсками в осаждённый англичанами Орлеан и 8 мая 1429 года вынудила их снять осаду города, за что в народе её стали называть Орлеанской девой. Ряд побед, одержанных Жанной д"Арк, позволил дофину Карлу (Карлу VII) 17 июля 1429 года короноваться в Реймсе. Однако король и аристократическая верхушка, напуганные широким размахом народной войны и растущей популярностью Жанны, фактически отстранили её от командования армией. 23 мая 1430 года при вылазке из осаждённого Компьеня Жанна д"Арк в результате предательства попала в плен к бургундцам и была продана англичанам. Церковный суд в Руане, где судьями были французы - пособники захватчиков, обвинил Жанну д"Арк в ереси и колдовстве и приговорил её к сожжению на костре. От палача требовалось сжечь все останки. Несколько раз он клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, но он не мог обратить его в пепел. Наконец, пораженный, "как явным чудом", он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил в Сену. Через 25 лет после казни на новом церковном процессе по делу Жанны д"Арк, происходившем во Франции в 1456 году, она была торжественно реабилитирована и ее признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции. В 1920 году официальным указом папы Бенедикта XV была причислена к лику святых, хотя люди поклонялись ей на протяжении веков.

Пресвятое Тело и Кровь Христа

В 2018 году отмечается 31 мая

Значение и традиции праздника

Во многих странах празднуется с большим размахом, сочетая богословскую глубину с народными и фольклорными традициями. Этот сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. Обычай впервые возник в 1247 году в Льежской епархии (Бельгия). В 1264 году папа Урбан IV сделал этот праздник общецерковным, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе. Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский, и текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии. В Германии, Испании и ряде других европейских государств считается официальным праздничным днем. В Испании в этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу "с Христом". Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию. Для Испании характерно участие в процессиях ряженых - аллегорических фигур великанов и карликов. В Йорке, Уэйкфилде, Ковентри и других английских городах в 14, 15 и 16 веках эти процессии оказали значительное влияние на развитие драмы и драматического искусства. Сцены из Библии представлялись городскими ремесленниками: каждому цеху принадлежала одна повозка, на которой разыгрывалась определенная сцена (мистерия). Передвижные подмостки останавливались в определенных местах, где участники мистерии и разыгрывали свою сцену, так что зрители, оставаясь на месте, могли видеть представление из последовательности небольших пьес, которые составляли единый драматический цикл.

Посещение Девой Марией Елизоветы

В 2018 году отмечается 31 мая

Значение и традиции праздника

Празднование дня Встречи (чаще используется термин "Посещение") имеет средневековое происхождение. Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 года, когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой. Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 году, по приказу Урбана VI.

Пресвятое Сердце Иисуса

В 2018 году отмечается 8 июня

Значение и традиции праздника

Один из главных праздников Католической Церкви, отмечается в пятницу после октавы праздника Тела и Крови Иисуса. В этот праздник Католическая Церковь напоминает те отрывки Священного писания, которые говорят о Христе как о добром Пастыре, отогревающем заблудших овец теплом Своего Сердца. Праздник появился сравнительно недавно. Не вызывает сомнения, однако, что почитание Сердца Иисуса, как символа любви к людям, возникло значительно раньше, ещё в Средние века во многих монастырях были распространены молитвенные практики, посвящённые ранам Христа и Его Сердцу. В XVII веке св. Маргарита Алякок видела в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью. Однако, это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания, лишь в 1856 году папа Пий IX установил обязательное празднование торжества Пресвятого Сердца.

Непорочное Сердце Девы Марии

В 2018 году отмечается 9 июня

Значение и традиции праздника

С XIX века стало проводиться богослужение в честь Непорочного Сердца Марии, которое в последние десятилетия сделалось всеобщим. Начало ему положило провозглашение догмата о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии Папой Пием IX в 1854 году, а также явления Матери Божией в Лурде (1858). Более всего, однако, послужили этому знаменитые явления Матери Божией в Фатиме в 1917 году. Праздник Сердца Марии начал справлять святой Иоанн Эд в 1643 году. Он установил его для своих монашеских общин на 8 февраля. Он же основал конгрегацию, носящую имя Сердец Иисуса и Марии и составил соответствующие литургические тексты для бревиария и св. Мессы. Папа Пий VII (1823) утвердил этот праздник в качестве локального для некоторых диоцезий и монашеских общин. Папа Пий IX (1878) утвердил тексты Мессы и бревиария для этого праздника. На всю Церковь распространил празднование Непорочного Сердца Марии Папа Пий XII 4 мая 1944 года. Послесоборная литургическая реформа перенесла его на субботу после торжества Святейшего Сердца Иисуса.

День святого Варнавы

В 2018 году отмечается 11 июня

Значение и традиции праздника

Святой Апостол Варнава принадлежит к лику святых семидесяти апостолов. Он родился в богатой еврейской семье из рода левитов на Кипре, получил хорошее богословское образование в Иерусалиме, где и познакомился с Савлом, впоследствии ставшем апостолом Павлом. Первоначальное имя Варнавы было Иосиф. Прозвище же Варнава, что значит «сын утешения», он получил за свою доброту и милосердие. Многие исследователи приписывают Варнаве редактирование Послания к евреям апостола Павла, что вполне логично, принимая во внимание образование Варнавы и его близость к самому апостолу.

День святого Анатолия

В 2018 году отмечается 13 июня

Значение и традиции праздника

Св. Антоний Падуанский - несомненно, один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической Церкви. Считается покровителем влюбленных, животных и всех отчаявшихся. Антоний оставил память о себе не только как о прекрасном священнике, проповеднике и богослове, но и как о великом чудотворце: Господь совершал через него многочисленные чудеса, чтобы явить Свое всемогущество, славу и милосердие даже закоренелым грешникам и помочь им найти путь истины в обращении к Богу. Пожалуй, не было человека, который, однажды встретив Антония, усомнился бы в его святости. Поэтому неудивительно, что он был причислен Папой Григорием IX к лику святых уже в 1232 году - спустя менее года после кончины. Уже в XIII веке верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей (в том числе духовных), а также как к покровителю в семейных делах. В Падуе возникла традиция почитания святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения). С XVII века практика "вторников св. Антония" распространилась в Церкви повсеместно. С конца XIX века стал популярным также обычай (инициированный в 1886 году в Тулузе) собирать в церквях пожертвования для бедных, получившие название: "хлеб св. Антония". Почитание св. Антония распространилось и в русских землях - на территории современной России, Украины и Белоруссии, где в его честь было воздвигнуто несколько десятков храмов и часовен. Его мощи покоятся в Падуе, в величественной базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей не только одним из главных францисканских духовных центров, но и известнейшей на весь мир святыней, которую ежегодно посещают миллионы паломников.

Рождество Иоанна Крестителя

В 2018 году отмечается 24 июня

Значение и традиции праздника

Это непереходящая дата и является, наверно, одним из самых старых христианских праздников. Ведь согласно преданиям, еще в третьем веке христиане отмечали день рождения Иоанна. В библии сказано, что этот пророк осуществил Крещение Господне. Как и обычно в храмах проводят богослужение, вспоминая о жизни пророка и его добрых делах.

День святых апостолов Петра и Павла

В 2018 году отмечается 29 июня

Значение и традиции праздника

Петр, первоначальное имя Симон, уроженец Вифсаиды в Галилее, занимался рыбной ловлей. Призван Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Кифой ("камень"). Петр получает предназначение стать "основанием" церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Согласно учению Римско-католической церкви, это наречение (и особенно слова о "ключах от Царства Небесного") указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия и что эти полномочия - в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, - должны быть переданы его преемникам. Преданный Христу, Петр после тайной вечери трижды от него отрекается. Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения. После смерти Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса и обратив этой проповедью около трех тысяч человек. В Католической Церкви согласно положению Петра как "главы апостолов" и преемника Христа, существует учение о примате Римского Папы как единого главы церкви. Павел, первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Победа богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии, отличной от иудаизма. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Оба апостола пострадали за веру Христову в один день 67 года в Риме. Павел, как римский гражданин, "усечен мечом" (т.е. обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли "стремглав" (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра. Место погребения апостола Павла, по традиции, чтится в церкви Сан Паоло Фуори-ле-мура в Риме.

День святой Анны и Иоакима, родителей Пресвятой Девы Марии

В 2018 году отмечается 26 июля

Значение и традиции праздника

Праздник установлен в честь рождения Анны, матери Девы Марии. Согласно преданиям, Анна и Иоаким (её муж) долго не могли зачать ребенка. Однажды, она молилась с просьбой о ребенке, пообещав, что отдаст его на служение Богу. Вскоре к ней явился ангел и оповестил её о том, что у неё будет дочь, которую необходимо назвать Марией и что через неё благословится весь род человеческий. Особенных обычаев и ритуалов в этот день нет, только некоторые женщины стараются попасть в храм, чтобы попросить Анну о младенце.

Преображение Господне

В 2018 году отмечается 6 августа

Значение и традиции праздника

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным Праздником кущей. «Если хочешь, сделаем здесь три кущи», - говорит Петр Иисусу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время Праздника кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году.

Успение и Вознесение Девы Марии

В 2018 году отмечается 15 августа

Значение и традиции праздника

Успение и Вознесение Девы Марии - католический догмат о телесном вознесении Девы Марии после смерти на небо. Этот праздник основывается на сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. В этом догмате отразилась вера, которой издревле придерживалась церковь. С 6 по 11 века многие отцы церкви как на Востоке, так и на Западе произносили проповеди, посвященные Успению Богородицы и восхищению ее во плоти на небеса (лат. assumptio "взятие", "принятие", поэтому среди русских католиков латинского обряда применительно к этому празднику используется название "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу"), которые со всей непреложностью свидетельствовали об их вере в это событие. Начиная с 6 века Католическая церковь отмечает праздник 15 августа. В этот день существует традиция приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Рождество Пресвятой Богородицы

В 2018 году отмечается 8 сентября

Значение и традиции праздника

Рождество Пресвятой Богородицы - католический праздник, отмечается 8 сентября. Праздник посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа - Пресвятой Девы Марии. Празднуя Рождество Богородицы, христиане подчеркивают, насколько важная роль отведена Деве Марии в осуществлении божественного плана спасения человечества. Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы относятся ко второй половине V века. Примерно в это же время праздник был включен в церковный календарь. Рождество Богородицыявляется одним из великих праздников и отмечается в течение 6 дней - с 7 по 12 сентября.

Воздвижение Креста Господня

В 2018 году отмечается 14 сентября

Значение и традиции праздника

Воздвижение Креста Господня - католический праздник, отмечается 14 сентября. Он символизирует обретения Креста Господня, произошедшее, по преданию церкви, в 326 году около Иерусалима там, где был распят Иисус Христос - на Голгофе, а уже с восьмого века этот день стал напоминать христианам о возвращении Креста из Персии императором Греции Ираклием. Во время церемонии предстоятель давал возможность всем, кто пришел на торжество видеть Святыню, то есть поднимал Крест, направляя его в разные стороны света. Крест нашла бывшая в Палестине царица Елена (которая была матерью Константина Великого) и патриархом иерусалимским Макарием. По завершению раскопок обнаружили пещеру Гроба Господня рядом с которой были найдены три креста. Кресты возлагали поочередно на больную женщину, и тот, что исцелил её, был Крестом Иисуса Христа. Как гласит другое предание, при прикосновении креста к умершему, которого несли по улице на кладбище, тот воскрес (поэтому крест и назван Животворящим).

День святого Михаила

В 2018 году отмечается 29 сентября

Значение и традиции праздника

Этот праздник посвящен Архангелу Михаилу. Дата является непереходящей и раньше католики старались её пышно отметить. День Святого Михаила был одним из самых значимых и в некоторых странах его ставили на одну ступень с Девой Марией. Однако, с течением времени христиане начали его забывать и уже сегодня его и вовсе не отмечают. Согласно легендам, Архангел Михаил является покровителем всех воинов, моряков, рыцарей и солдат, а также защитником всех слабых.

День всех святых

В 2018 году отмечается 1 ноября

Значение и традиции праздника

День всех святых имеет неоднозначную историю и происхождение. А все потому, что у него есть языческие корни. Так, в древности, в это время кельты отмечали наступление Нового года. Они верили, что в этот день на Земле блуждает всякая нечисть, отсюда и появилась традиция переодевания на Хеллоуин, чтобы их запугать. Также, многие верят, что на праздник к людям приходят их умершие родственники, чтобы поесть жертвенной пищи. День всех святых больше похож на нашу Пасху. Его отмечают не только христиане, но и обычные люди и с годами он стал народным. Католики в этот день после богослужения и Литании идут на кладбище, чтобы почтить память усопших родственников.

Католический День поминовения усопших

В 2018 году отмечается 2 ноября

Значение и традиции праздника

День поминовения усопших - это не просто почтение своих умерших родственников, но также католики вспоминают и всех верных верующих. В католицизме вообще особенно относятся к усопшим. Считается, что каждый должен в этот день вспоминать не только о существовании Ада или Рая, но и покаяться и совершать больше добрых дел. День поминовения усопших следует сразу же за Хеллоуином. В этот день принято также посетить кладбище, чтобы убрать на могилах умерших и зажечь лампадку. Часто некоторые семьи проводят там трапезу.

День святого Мартина

В 2018 году отмечается 11 ноября

Значение и традиции праздника

Святой Мартин отличался редкой добротой и благодетелью. Несмотря на то, что он родился не в христианской семье, он стал епископом Туры и основал обитель в Мармутье. В Франции - это один из самых почитаемых святых. Раньше существовала традиция - католики разводили костер и скидывали туда все старые корзины, где хранились фрукты, а затем прыгали через него. Иногда этот обычай встречается и в наше время. А в Германии, за неделю до праздника, в каждой семье собирают всех детей от года и создают бумажный фонарик-лампион. Его обязательно подвешивают на палочку, а внутрь помещается маленькая электрическая лампочка.

Католическое Введение во храм Пресвятой Богородицы

В 2018 году отмечается 21 ноября

Значение и традиции праздника

Этот праздник отмечается в честь того, что мать Марии исполнила свой обет. Когда Деве Марии исполнилось три года, её мать Анна и отец Иоаким привели девочку в храм, дабы отдать на служение Богу. Спустя несколько лет после этого события отец Марии умер, а за ним и мать. Так и получилось, что до своего обручения с Иосифом Мария жила при монастыре.

Католический Сочельник

В 2018 году отмечается 24 декабря

Значение и традиции праздника

Сочельник - это праздник накануне Рождества. У католиков в этот день принято усиленно готовится к предстоящему событию. Обязательно весь день соблюдается строгий пост. За стол нельзя садиться до первой звезды, а первым блюдом должно быть сочиво. Во многих странах католики обмениваются так называемыми облатками - это пресный хлеб. Он делится между двумя людьми, а тот, кому отламывают кусок, желает всего самого наилучшего в предстоящем году. Также часто за обеденным столом оставляют одно пустое место, которое предназначено для случайного гостя. Его, согласно обычаю, необходимо принять как брата. Перед Рождеством в полночь обязательно проводится вечернее служение, во время которого священнослужитель кладет фигурку младенца в вертеп.

Католическое Рождество Христово

В 2018 году отмечается 25 декабря

Значение и традиции праздника

Когда взошла первая звезда в Сочельник, все усаживаются за праздничный стол, чтобы отметить Рождество. Именно на Рождество все католики по традиции наряжают праздничную ель. А в некоторых странах католики также, как и мы, ходят по домам с колядками. В подарок им дают еду - колбаса, жареный каштан, фрукты, пирожки и так далее. А вот скупых хозяев принято высмеивать и по приметам за это их ждут беды и несчастья. Как вы видите языческие и религиозные традиции объединились и обычаи праздника стали больше народными, чем церковными.

День святых невинных младенцев Вифлиемских

В 2018 году отмечается 28 декабря

Значение и традиции праздника

День святых невинных младенцев Вифлеемских - католический праздник, отмечается 28 декабря. Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод приказал убить всех невинных младенцев, узнав от волхвов о рождении Христа (Мессии). Ирод хотел устранить Иисуса как потенциального претендента на свой трон, однако младенцу Иисусу удалось избежать смерти, так как св. Иосиф ушел с семьей в Египет. Синоптические евангелия объясняют казнь Иисуса тем, что роль Иисуса как Христа (Мессии) подразумевала также и политические притязания на царство. Рассказ об избиении невинных младенцев относит возникновение этого ошибочного мнения ко времени Рождества Иисуса Христа.

День Святого семейства

В 2018 году отмечается 30 декабря

Значение и традиции праздника

Праздник Святого Семейства родился в яслях Христа в Вифлееме, когда пастухи и волхвы пришли поклониться Иисусу и почтить Иосифа и Марию. Священное Писание почти ничего не говорит о жизни Святого Семейства, нам известно лишь несколько эпизодов: рождение Иисуса в Вифлееме, бегство в Египет, обретение отрока Иисуса в Храме.