Сергей Левченко: позор в Анге. Сергей Левченко: позор в Анге Центр святителя иннокентия в анге


А.К. Нефедьева (Иркутск)

Первое упоминание о домике в Анге митрополита Иннокентия Вениаминова в советское время появилось в 1976 г. в шестом номере журнала «Вопросы истории». Статья принадлежала известному архе­ологу Сибири, академику А.П. Окладникову, перед тем побывавшему на Аляске. Там, видимо, А.П. Окладников открыл для себя знамени­того до революции по всей России миссионера, этнографа, лингвиста, естествоиспытателя, строителя и художника, впоследствии митропо­лита Московского и Коломенского Иннокентия Вениаминова.

Пораженный величием этой фигуры, разносторонностью его интересов, величиной его деяний и той памятью о себе, которую оставил миссионер на Аляске, А.П. Окладников по возвращении домой дваж­ды публикует его биографию: первый раз - в журнале, второй - в книге «Первопроходцы» из серии «Жизнь замечательных людей». В обеих статьях Окладников указывает, что «в родном селе митрополи­та Анге до сих пор чудом сохранились два дома. Один - священни­ческий, второй - причетчика, построенный, видимо, в первой поло­вине XVIII в., рубленный топором, с потолком из круглых бревен (не умели еще в ту пору пилить доски). В нем, должно быть, и родился Вениаминов-Попов» .

Хочется отметить, что уже в ту пору, в середине 1970-х гг., в Анге не смогли точно указать А.П. Окладникову, какой из этих домов был домиком Вениаминова, хотя до революции о нем знали все жители села. На их глазах домик с 1913 по 1915 г., по решению миссионерского комитета, реставрировался, для чего были выделе­ны деньги в сумме 1500 руб. .

После реставрации в домике Вениаминова для жителей села устраивались религиозно-воскресные чтения, в нем учителя проводили уроки для детей по биографии знаменитого земляка, здесь же совер­шались ежегодные литии по усопшему.

Однако статьям А.П. Окладникова о святителе Иннокентии и о домиках XVIII в. в Анге, связанных с его именем, не было уделено должного внимания ни со стороны государственных органов, ни со стороны общественности. По-настоящему интерес к дому великого ангинца проявился в 1987 г.

В этом году отец Каллиник, благочинный селений Верхней Лены, пригласил с собой в очередную поездку на Лену писателя и редактора газеты «Литературный Иркутск» Валентину Васильевну Сидоренко. Церквей в Качугском районе почти не было, и батюшка, проинспектировав их, поехал в Ангу поговорить с председателем сельсовета о возможности строительства в Анге церкви.

Человек в рясе, явление в те годы довольно редкое, привлек к себе внимание жителей села, и когда он и В.В. Сидоренко останови­лись на месте уничтоженной в 1929 г. церкви, к ним подошла ста­рушка и в разговоре сообщила о домике, в котором, по ее утверж­дению, когда-то проживал Иннокентий Вениаминов. Свидетельство старушки подтвердила и председатель сельсовета Ольга Георгиевна Сокольникова. По ее словам, «половина жителей села считают, что дом, сохранившийся в Анге, имел отношение к Поповым (Вениами-нову)».

Сообщение, что в Анге сохранился дом святого Иннокентия, взвол­новало В.В. Сидоренко, и она обратилась в епархию с предложением купить домик и сделать в нем мемориальный музей Святителя.

Предложение В.В. Сидоренко заинтересовало епархию. С 1989 г. началось изучение истории дома. К этому был привлечен Центр сохранения историко-культурного наследия (ЦСН). От епархии ку­рировала данную работу В.В. Сидоренко. К изучению истории дома привлекли также двух известных специалистов города - этнографа О.В. Бычкова и архитектора В.Т. Щербина.

В результате проведенных исследований домик в Анге был признан родительским домом Иннокентия Вениаминова, в котором он родился и прожил первые пять лет до переезда после смерти отца Евсея Попова в дом дяди - Дмитрия Попова, проживавшего также в Анге. Эти выводы были основаны на фотографиях дома Вениаминова, сделанных священником Н. Пономаревым в 1913 г. до реставрации дома и обнаруженных О. Ремезовой - сотрудником ЦСН , в Иркутском архиве, а также на публикации М.К. Азадовского, побывавшего в Анге в 1916 г. «Реставрация, - писал Азадовский, - изменила прежний вид и дает скорей представле­ние о типе старинного дома» . Это сообщение Азадовского поз­волило исследователям (О.В. Бычков) объяснить несоответствия, наблюдаемые в сохранившемся домике в Анге и на фотографиях, реставрацией .

Заключение, выданное ЦСН по домику в Анге, послужило обоснованием для решения Иркутского облисполкома отнести дом в Анге к памятникам местного значения, и епархия приобрела дом в свою собственность. В 1991 г. дом был закуплен у гражданки Неча­евой, владевшей им с 1958 г.

Итак, исследование дома завершилось, но у куратора епархии В.В. Сидоренко сохранились сомнения: слишком большая разница была между фотографиями дома Евсея, отца Вениаминова, и сущес­твующим домиком. В 1996 г. к работе по исследованиям дома были привлечены сотрудники АЭМ «Тальцы».

Первый осмотр дома позволил выявить малозаметные метки в углах дома, сделанные топором, не замеченные прежними исследователями. Метки свидетельствовали о том, что дом переносился. Дальнейшее изучение уже просмотренных и вновь обнаруженных архивных материалов и свидетельств очевидцев об ангинском доме привело нас к неожиданным выводам. Но все по порядку.

Ссылка предшественников на публикацию М.К. Азадовского об изменениях дома Евсея Попова, вызванных реставрацией, показалась нам неубедительной. М.К. Азадовский не сообщал, в чем конкретно произошли изменения, его фраза «Вид дома дает скорей представление о типе старинного дома» позволяет предположить, что основные изменения были связаны с внутренней планировкой дома, в частности, была убрана капитальная стена, отделяющая сени от избы. Только при внутренних изменениях внешне дом мог иметь «вид старинного дома». Наше предположение подтверждает­ся назначением дома после его реставрации. Он стал общественным зданием, но не музеем, а «избой-читальней», «клубом». Вспомним, что там проводились лекции, занятия с учениками, общественные поминальные службы. В маленькой избушке, каким был дом Вениаминова (об этом свидетельствуют все воспоминания очевидцев; сам митрополит называл свой домик не иначе, как «хижина» ) и в котором к тому же почти половину занимала русская печь, разместить народ для слушания лекций без переделки было невозможно. Соединение сеней в одно целое с избой значительно увеличивало внутреннюю площадь жилища.

Что касается фотографий дома Вениаминова, то надо при­знать, что они являются пока единственным достоверным свидетельством, как выглядел дом Вениаминова до реставрации. Оста­новимся подробно на их описании. Фотографий дома Вениамино­ва три. На первом снимке дом виден с главного фасада. Мощный сруб переходит в самцы, удерживающие кровлю. Во втором от охлупня самце прорублены два маленьких окошечка для провет­ривания и освещения чердака. Главный фасад имеет два неболь­ших окна и еще одно, совсем маленькое. Дома с подобной плани­ровкой окон на Лене называли «дом в два с половиной окошка». Рублен он «в обло», с большим остатком, концы неровные. Две другие фотографии дают представление о боковых фасадах дома. На одном фасаде видны два спаренных окна, равные по разме­рам окнам главного фасада. На этой же стороне - дверь в сени, ведущие в дом, и маленькое окошечко. С другой стороны глухая стена прерывается маленьким окном и выступами капитальной стены, отделяющей сени от дома, что говорит о том, что это был дом-пятистенок.

Сравнивая сохранившийся домик в Анге с фотографиями, замечаем, что они сильно разнятся. У главного фасада существующего домика два окна, маленького нет. На боковом фасаде два раздель­ных окна, дверь в прируб и маленькое окошечко. С другой сторо­ны маленькое окошечко и в прирубе большое окно позднего про­исхождения. Если мы не будем обращать внимание на уже явную несхожесть дома на фотографиях с существующим домом в Анге, отнеся это к издержкам реставрации, и далее, для более удобного сравнения домов условно развернем их главным фасадом в запад­ном направлении, то при этом боковой фасад с двумя спаренными окнами дома на фотографии выйдет на север. У существующего же дома два раздельных окна при такой ориентации выходят на юг. Соответственно этому глухая стена на фотографии выйдет на юг, а существующего дома - на север. Подобное расхождение реставра­цией объяснить невозможно, а потому следует признать, что это два разных дома.

Данный вывод подтверждается и подоконниками ныне существующего ангинского домика. На фотографии дома Вениами-нова видно, что два спаренных окна поставлены на один сплош­ной подоконник и разделяет их перекладина, упирающаяся в верхний косяк окна и нижний - подоконник. Значит, при рес­таврации, если окна решили разделить стенкой, подоконники должны были поставить новые. В существующем же домике все подоконники, за исключением прируба, старые, с очень большим износом. Такой износ подоконников встречен был нами лишь в домах АЭМ «Тальцы», датированных архитекторами Г.Г. Оранс­кой и А.А. Субботиным как дома XVIII в. В других домах, даже первой половины XIX в., подобного явления не наблюдается. Объяснить этот факт, видимо, можно только тем, что окна в XVIII в. затягивались бычьим пузырем или слюдой, они давали мало света и потому многие работы в доме, особенно зимой, ве­лись на подоконнике. Принимая во внимание все изложенное, мы, таким образом, окончательно приходим к выводу, что дом Вениаминова на фотографии и ныне существующий дом в Анге - разные дома.

Версию, что данные фотографии не являются фотографиями дома Вениаминова, надо, видимо, сразу отбросить. Начиная с 1896 г. внимание церкви к домику Вениаминова в Анге усиливается. К столетнему юбилею со дня рождения Святителя в церковной печа­ти систематически появляются публикации о деяниях миссионера, о его сохранившемся домике. Поступают разные предложения по его использованию, предлагается также снести домик и на этом месте поставить часовню или школу для ангинских детей, присво­ив ей имя Иннокентьевской . Закончились эти де­баты в 1913 г. началом реставрации домика Вениаминова. Распо­ряжение, как реставрировать дом митрополита, отдал священнику Кокоулину, служившему в Ангинской церкви, епископ Киренский Евгений. При приезде епископа Евгения в 1913 г. в Ангу и были сделаны снимки домика Иннокентия священником Пономаревым, сопровождавшим епископа в поездке по ленским селам. Вместе с другими снимками эти фотографии хранились в его альбоме. Все подписи под фотографиями сделаны одной рукой, что позволяет предположить, что их подписывал сам автор. И поскольку все под­писи совпадают с известными объектами, то сомневаться в подпи­сях под фотографиями домика Вениаминова мы, видимо, просто не вправе.

Обратимся теперь к существующему ангинскому домику. По исторической справке о нем, составленной О. Ремезовой со слов хозяина этого дома до 1958 г. Скорнякова Георгия Данилови­ча, ныне умершего, этот дом принадлежал роду Скорняковых с начала XIX в. . Участок первоначального нахождения дома считался «поповским имением», «поповскими утугами» (поливаемыми, удобряемыми сенокосными угодьями при усадьбе). Дед Георгия Даниловича, Артемий Иванович, вернувшись в Ангу пос­ле службы в армии, перенес в 1876 г. дом с «поповского имения» на место, на котором он теперь стоит (ул. Школьная). Следы ме­ток, необходимых при разборке дома, как уже отмечалось, видны до сих пор. Они сделаны топором, на избе - на углах, на прирубе - по центру бревна, разметки на прирубе явно современные. В 1929-1930 гг., это уже сохранилось в памяти Георгия Данилови­ча, была перебрана крыша. При этом элементы кровли - курицы (конструкции, удерживающие потолки) с потоками (выдолблен­ными полубревнами, в которые вставлялись концы досок кровли и по которым при дожде сбегала вода) - были уничтожены. В 1950-1952 гг. холодные сени были утеплены и изменена кровля на прирубе, она стала отдельной. Для увеличения площади в доме была переделана печь, ранее она имела классическое расположе­ние - лицом к фасаду.

В 1932 или 1933 г. в дом Скорняковых приезжал сын или внук Вениаминова. Скорняковы говорили: «попов сын», «архимандритов сын». Он тоже был священнослужителем. Семейное предание о доме, сообщенное Георгием Даниловичем Скорняковым, для нас очень важно, так как оно подтверждает, что дом этот имел прежде отношение к семье Вениаминова и непосредственно к самому мит­рополиту. Это будет понятно, если мы подробнее рассмотрим био­графические данные, связанные с семьей Попова (первоначальная фамилия Вениаминова). Эти данные стали известны недавно, благо­даря труду протоиерея Льва Лебедева, опубликовавшего в Монреале в 1991 г. книгу «Колумбы Российские» . В ней, касаясь биографии Вениаминова, он указывает, что «митрополит Иннокентий Вениаминов происходил из потомственного духо­венства. Дед его, Иоанн Попов, был назначен в 1738 г. священником с. Ангинское». Позднее двое его сыновей стали: Дмит­рий - дьяконом, Евсей, отец Иннокентия, - по­номарем этой же церк­ви. Третий сын Иоанна, Алексей Попов, в конце XVIII в. заменил отца. Запись о рождении Ивана Попова, его племянника и будущего митрополита,

в метрической книге с. Ангинского за 1797 г. сделана рукой Алексея Попова. К тому времени он был уже священником Ангинский Ильинской церкви .

Старшим сыном Иоанна был Дмитрий , по существовавше­му обычаю он должен был жить в доме отца. Для Евсея, среднего сына Иоанна, имевшего к тому же большую семью - двух дочерей и двух сыновей, Ивана и Стефана, был построен новый дом - ря­дом с отцовским - близ церкви, вошедший в историю как «свя­щеннический дом» . Оба эти дома когда-то стояли на так называемых поповских утугах, в «поповском именьице», и когда в 1803 г. от болезни умер Евсей, отец мальчика Вани Попова, дядя Дмитрий забрал его к себе. Мальчик жил в его доме до 1808 г., до отъезда на учебу в Иркутскую семинарию. Вскоре после отъ­езда Ивана в Иркутск у Дмитрия умерла жена. Оставшись один, он в 1811 г. подал в епархию прошение о переводе его в монахи . Прошение было удовлетворено. В этом же году он переехал в Иркутск на жительство монахом при архиерей­ском доме. Поэтому факт, сообщенный Г.Д. Скорняковым, что его предки поселились в этом доме в начале XIX в., вполне реален. В доме Евсея после его смерти, на наш взгляд, поселился младший сын Иоанна Алексей, который был священником Ангинской цер­кви недолго, его сменил сын Георгий, а Георгия в 1827 г. - сын Алексей, двоюродный племянник митрополита, прослуживший в ней до 1860-х гг. Обнаруженная летом 1997 г. на развалинах взо­рванной церкви надгробная плита свидетельствует, что он умер в 1864 г. Опрос жителей села в апреле 1997 г. ситуацию с домами не прояснил. Никто из них не знает ни Вениаминова, ни историчес­ких мест, с ним связанных. Старожилы села помнят только, как в 1929 г. была взорвана каменная Ангинская церковь, в которой мальчиком Ваня Попов (Вениаминов) помогал родным вести служ­бу, исполняя обязанности причетчика. Несколько ранее, в 1970-е гг., при опросах, произведенных А.П. Окладниковым, этот дом старожилы называли священническим.

В народной памяти второй дом Поповых (Вениаминова) сохранился как дом причетчика, что также легко объяснимо. Отец Геор­гия, Даниил Скорняков, часто читал псалмы в церкви, был знаме­нитым звонарем.

Подводя итог сказанному, мы должны отметить, что сохранившийся в Анге домик действительно постройки первой полови­ны XVIII в., как писал и А.П. Окладников. Это подтверждается не только легендой дома, но и наличием архаических форм в нем. По­толок из накатанных бревен пропазен, что обнаружилось при спе­циально проведенных исследованиях дома, в частности при очистке потолка от земли. Для проведения визуального обследования жи­лища бревна внутри дома были очищены от многолетней побелки, что позволило выявить классическое внутреннее устройство дома, характерное для первой половины XVIII в.: расположение печи ли­цом к фасаду в правом углу сразу при входе; наличие гобца, выяв­лены зарубки для него, остатки старого отверстия для вывода трубы печи, при этом бревна потолка были также прорублены топором; наличие двух полок-воронцов; самцовая крыша. Все это и к тому же сильная изношенность подоконников позволяет отнести дом к середине XVIII в. Дом в 1876 г. при перевозке на новое место пере­бирался, поэтому замена некоторых бревен в нем естественна, что привело к появлению в срубе пиленых бревен. Дом стоял в «по­повской усадьбе» - бесспорное свидетельство принадлежности его одному из детей священника, на наш взгляд, Дмитрию, и в нем с 1801 по 1808 г. жил Иван Попов (Вениаминов). Косвенно этот вывод подтверждается проживанием в этом доме в 1932 или 1933 г. сына или внука Иннокентия Вениаминова.

Таким образом, существующий ныне домик в Анге имеет пря­мое отношение к митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию Вениаминову, в 1977 г. причисленному Русской православ­ной церковью к лику святых .

В этом доме он провел свое раннее детство, покинув его в одиннадцатилетнем возрасте для учебы в Иркутской семинарии. Дядя его, Дмитрий, заменив Ване отца, учил его грамоте, готовил к се­минарии, а позднее, в Иркутске, будучи уже монахом, пристрас тил мальчика к механике. В свободное время они вместе мастерили часы, терпеливо, вручную, вытачивая многочисленные шестеренки. Вспоминая свое детство, митрополит отмечал, что именно это за­нятие способствовало выработке в нем таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие и целеустремленность. Все эти качества, приобретенные с помощью дяди, позволили Ивану Попову в буду­щем стать тем, кем он стал: апостолом Аляски, известным ученым в области этнографии, лингвистики. И ныне существующий дом в Анге, без сомнения, может быть мемориальным домом митрополита Иннокентия Вениаминова.

Второй дом, так называемый священнический, был, на наш взгляд, родительским домом митрополита Иннокентия, и только отсутствие у А.П. Окладникова фотографий дома Вениаминова (он о них не знал) не позволило ученому опознать его. Дом был сломан в начале 80-х гг. XX в. И в этом в какой-то степени нами усматривается Провидение Божье. Митрополит Иннокен­тий, посетив в последний раз в 1868 г. Ангу и «свою хижину», нашел ее уже в чужих руках. Он предложил продать ему дом, но владелец отказался. Тогда Иннокентий просил его «насколь­ко это возможно сохранить дом в его первоначальном виде» . Это желание митрополита не было выполнено, так как реставрация дома производилась с учетом будущего использования здания как аудитории для воскресных чтений и религиозных собеседований, и дом по этой причине был сильно изменен.

Господь же, всей душой любя чад своих, которые искренне и самоотверженно любят его, служат ему, выполнил желание митропо­лита Иннокентия, сохранив для потомства ангинский домик, в ко­тором он жил и в котором изменения произошли незначительные.

Дом дает верное представление о начальном периоде жизни Иннокентия, об истоках неприхотливости и безграничного самоотрече­ния от житейского благополучия, бескорыстной любви к ближнему, которые были так характерны для Святителя.

Источники и литература

1. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1133, 8560; Ф. 2732. Оп. 1. Д. 2.

2. Азадовский М.К. Сибирские страницы. Иркутск, 1988.

3. Александров М.К. Русское жилище Восточной Сибири XVII-XVIII вв. // Советская этнография. 1960. № 2.

4. Ащепков Е.И. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1953.

5. Бычков О.В. Справка по результатам визуального изучения дома Вениаминова, проведенного 2 августа 1989 года // Архив ЦСН, 1989 г.

6. Голубев Л.И. Свято-Троицкий мужской Киренский монастырь. Ир­кутск, 1894.

7. Громов. Припоминания современника о высокопреосвященном Ин­нокентии. Иркутск, 1879.

8. Дневники священника Иннокентия Вениаминова // Полярная звез­да. 1996. № 2.

9. Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 29; 50; 1896. № 13; 1897. № 16; 24; 1914. № 23.

10. Лебедев Л. Российские Колумбы. Монреаль, 1991.

11. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Иркутск, 1892. Т. 2, вып. 6.

12. Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII - первая половина XIХ в. Иркутск, 1996. С. 131.

13. Нефедьева А.К. Ангинские корни св. Иннокентия Вениаминова // Тальцы. 1999. № 1.

14. Нефедьева А.К. Реставрация ангинского дома свт. Иннокентия и создание мемориальной экспозиции // Тальцы. 1999. № 1.

15. Окладников А.П. Первопроходцы. М., 1983.

16. Окладников А.П. Удивительная судьба Ивана Попова // Вопросы истории. 1976. № 6.

17. Православные святые. М., 1996.

18. Ремезова О. Исторические сведения, записанные со слов Скорня-кова Г.Д., проживавшего в доме до 1958 г. // Архив ЦСН, 1989 г.

19. Сибирский архив. 1916. № 1.

20. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 2001. Т. 1.

21. Щербин В.Т. Заключения по дому митрополита Иннокентия Вени­аминова в с. Анга Качугского района Иркутской области // Архив ЦСН, 1989 г.

РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы

Начало сентября в Иркутской области прошло под знаком 220-летия со дня рождения и 40-летия канонизации Святителя Иннокентия Вениаминова (Иркутского) - одного из наиболее почитаемых в Сибири православных миссионеров, просветителей и духовных учителей.

Именно к этим большим юбилеям на родине Святителя - в посёлке Анга Качугского района был построен и открыт новый храмовый комплекс - Культурно-просветительский центр. В минувшие выходные в честь этого события в посёлке прошёл большой праздник с экскурсиями и концертом «Ангинский хоровод», в котором приняли участие народные коллективы. Какие раритеты можно увидеть в центре, к каким святыням прикоснуться, а главное, станет ли он точкой притяжения для паломников - разбирался корреспондент «АиФ в ВС».

Просветитель и учёный

Святитель Иннокентий - фигура знаковая не только для Иркутской области. Родился будущий митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки 26 августа 1797 года в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова и при рождении получил имя Иван. Уже в девять лет его определили в иркутскую духовную семинарию, где он и получил новое имя в честь епископа Иркутского Вениамина. В возрасте 27 лет начался его сложный путь служения людям, когда он добровольцем отправился на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев.

По существующим данным, он окрестил около 10 тысяч человек, проживающих в Сибири и Якутии, а также в Русской Америке - на Аляске. Вклад Вениаминова в развитие культуры, истории и географии неоценим: строитель храмов, составитель словарей, крупный учёный-натуралист и мореплаватель. Принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьёва-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора, который закрепил границы между Российской империей и цинским Китаем по реке Амур в 1858 году.

Граф Муравьев-Амурский и Святитель Иннокентий. Картина Алексея Авдеева из Хабаровска. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Особо почитаем Иннокентий Вениаминов в связи с тем, что во время своего служения он много времени посвятил изучению якутского и алеутского языков, составлению их алфавита и переводам на них текстов священного писания.

В 1977 году Святитель Иннокентий был причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.

Возвращение храма

Идея создания храмового комплекса на родине Святителя возникла четыре года назад. В 2013 году проект «Путь Святителя Иннокентия» включили в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Чуть позже правительство Иркутской области заявило о намерении создать в Анге культурный православный центр, который может не только объединить вокруг себя верующих, но и стать одним из туристических маршрутов региона.

Чудом сохранившийся дом дяди Святителя Иннокентия дал начало всему комплексу. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Сердцем комплекса, его духовным оплотом стал , в котором он провел своё детство. Удивительно, но этот дом получил известность только в 1976 году, благодаря исследованиям академика Окладникова. Родительский дом Святителя не уцелел: его снесли в начале 1980-х годов. Дом дяди Вениаминова уцелел лишь чудом, и отчасти благодаря американцам. В 1986 году иностранцы обратились в администрацию Качугского района с просьбой купить дом Святителя и перевезти его на Аляску. За усадьбу давали несколько тысяч долларов - неслыханные по тем временам деньги. Однако сделка не состоялась: несмотря на уговоры сельчан, тогдашний председатель исполкома Владимир Бутаков в продаже отказал, рассудив, что подобные объекты не следует «разбазаривать».

Убранство дома переносит в те далекие времена, когда святой был еще ребенком. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Дальновидный поступок помог сохранить дом для потомков и в 1997 году устроить в нём первый музей Святителя. Сейчас дом полностью отреставрировали, внутри его устроена экспозиция, рассказывающая о жизни нашего земляка и быте того времени. А рядом с ним выросла новая красивая Свято-Иннокентьевская церковь. Построили её из круглого бруса на самом высоком месте исторического комплекса. Внутри храма строители решили сохранить фактуру дерева, которая даёт особый теплый свет. В этом храме будет уютно всем прихожанам. Рядом расположилась библиотека и воскресная школа для детей.

Иконостас Свято-Иннокентьевской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Место для строительства комплекса выбрали отнюдь не случайное. Новая церковь, музей и другие объекты возведены на территории старинной Ильинской церкви, возведённой в 1804 году и полностью разрушенной в 1929 году. Во времена своего расцвета этот приход был главным для всех окрестных деревень. Выполнена церковь была в стиле позднего сибирского барокко. В память о разрушенном храме рядом с расчищенным фундаментом старинной церкви сейчас возвели часовню и звонницу. Жители посёлка очень надеются, что новая церковь положит начало возрождению села.

Часовня и звонница построены рядом с фундаментом разрушенной Ильинской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Новая жизнь старинного села

Удивительно, но даже на первых этапах строительства храмового комплекса в Ангу, которой в этом году исполнилось 335 лет, стали приезжать паломники. По словам представителей местной власти, только иностранных гостей село принимает до тысячи человек в год. Верующим не терпится увидеть возрождение православия на этой земле. Сейчас для тех, кто захочет посетить комплекс, литургии и приобщиться к духовному пути Святителя Иннокентия, созданы прекрасные условия для проживания. Специально для паломников в культурно-просветительском центре построили гостиницу со светлыми комнатами-кельями, в которых можно жить одному или вместе с семьёй. Всего в гостинице может разместиться 35 человек.

Интересен комплекс и для светских экскурсий. На территории есть несколько выставочных экспозиций, рассказывающих о жизни Святителя. Здесь можно увидеть старинные книги, издания словарей и духовных текстов, предметы быта и культа.

Главная выставка расположилось в духовно-просветительском центре на первом этаже. Один зал отведён под экспозицию картин, подаренных центру художниками из разных уголков России. Во втором можно посмотреть впечатляющую интерактивную выставку, повествующую о ключевых этапах служения Святителя Иннокентия.

Под самым потолком установлена парусная лодка, как напоминание о морских путешествиях Святителя. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Здесь всё - от стен до пола - несёт смысловую нагрузку. Под самым потолком плывёт парусная лодка, напоминая о морских путешествиях Святителя. Пол удивительным образом стал старинной картой Сибири и Дальнего Востока. По этой карте можно проследить за перемещениями святого и наглядно увидеть, как далеко простирался путь просвещения и миссионерства Иннокентия Вениаминова.

Журналисты и гости Центра остались под большим впечатлением от главной экспозиции. Фото: АиФ/ Роман Сизых

«Всю жизнь прожил в Анге и не ожидал, что вдруг здесь появится такой современный центр, - поделился своими впечатлениями житель села Иван Владимирович. - Стройка практически из окна моего была видна. С сельчанами, можно сказать, на экскурсию ходили смотреть, как дела продвигаются. Когда наконец на церкви маковки засверкали - радовались. Были, конечно, сомнения: всё ли получится, станут ли сюда люди приезжать? Живём-то не близко! Но сегодня видим, что это надолго, что теперь будет служба в церкви идти, детишки будут учиться, а значит - село наше ещё поживёт».

Владыка Вадим освятил культурный центр. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Ангинский хоровод

Освящение нового Свято-Иннокентьевского храма совершили митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

Такого количества гостей, как в день открытия Культурно-просветительского центра, в Анге, наверное, не было никогда. Поклониться памяти выдающегося человека приехали жители Иркутской области, Бурятии, Республики Тува и других регионов.

«Мы очень ждали этого путешествия, - рассказывает иркутянка Ольга. - В нашем храме было объявление о паломничестве в Ангу, и мы сразу приняли решение поехать семьёй. Очень приятно, что проезд был бесплатным. Вот только, к сожалению, не всем мест хватило. Но поехать всё равно все смогли: паломники добирались на своих авто и брали с собой тех, кто без колёс. В день выезда мы встали ещё затемно, чтобы занять своё место и не пропустить поездку».

Экскурсии в день открытия проходили в режиме нон-стоп. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Экскурсии для гостей работники комплекса проводили в режиме нон-стоп с утра и до самого позднего вечера. Что уж говорить про литургию, которую прошлось служить на улице, ведь небольшая Свято-Иннокентьевская церковь не смогла вместить всех желающих послушать проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

После торжественной литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви, на сцене рядом с храмом заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) зачитал приветствие патриарха Кирилла. А митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс в дар приходу икону Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, с частицей его святых мощей.


  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • ©

Дата празднования 220-летия со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова ) и 40-летия его канонизации, которое состоится в посёлке Анга Качугского района, утверждена – это 8 сентября. Об этом на заседании рабочей группы по организации и проведению мероприятия сообщил Губернатор Сергей Левченко .

На 8 сентября назначены важные события, которые будут проходить одновременно во всех субъектах Российской Федерации, которые принимают участие в долгосрочном национальном проекте «Путь святителя Иннокентия». Основные торжества состоятся на родине святителя Иннокентия в посёлке Анга Качугского района. Подготовка к ним началась еще в прошлом году. На это были выделены федеральные и областные деньги, привлечены спонсоры из числа крупных предприятий Иркутской области, - сказал Губернатор Сергей Левченко.

Святитель Иннокентий вёл миссионерскую деятельность в Сибири , на Дальнем Востоке и на Аляске (США ). Отмечать юбилей будут во всех регионах, где он работал. В России на федеральном уровне под руководством первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова создан комитет по организации празднования. Главные мероприятия пройдут в посёлке Анга, где родился святитель. Это место много лет привлекает паломников из России и других стран. Именно поэтому к юбилею святителя там создают культурно-просветительский комплекс. О подготовке к его открытию рассказала министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич.

8 сентября состоится освящение Свято-Иннокентьевской церкви, затем - открытие культурно-просветительского центра. Эти объекты сейчас строятся. Специалисты Иркутского областного краеведческого музея разрабатывают экспозицию. Её основной темой станет миссионерская деятельность Русской православной церкви, которую в том числе вёл святитель Иннокентий (Вениаминов). О его жизни и деятельности посетителям будут рассказывать в пяти павильонах общей площадью 100 кв.м. Будет предусмотрена мемориальная зона – домик святителя, в часовне разместят экспозицию о его родословной. Сейчас идёт активная работа по сбору предметного ряда и документов, создаётся необходимый видеоматериал. Оформлением экспозиции специалисты займутся сразу после завершения работ по строительству культурно-просветительского центра. На его открытие пригласят членов федерального оргкомитета празднования, представителей законодательных и исполнительных органов власти Иркутской области и регионов, в которых работал святитель Иннокентий, представителей Русской православной церкви, научной общественности.

Финальным мероприятием празднования станет Международный этнокультурный фестиваль «Ангинский хоровод - 2017». Участие в нём примут творческие коллективы из регионов, где работал святитель. Это Республики Саха (Якутия ), Камчатский,

Хабаровский, Приморский, Забайкальский края, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, а также коллективы из Южной Кореи , Китая , Монголии , Японии , Аляски. Участниками фестиваля также станут творческие коллективы коренных малочисленных народов Севера из Иркутской области.

Мероприятия, посвящённые юбилею святителя Иннокентия, пройдут в муниципальных образованиях Иркутской области. В Иркутском, Боханском, Осинском, Качугском, Слюдянском районах пройдут показы документального фильма «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Имя славное и почтенное», который снял Иркутский областной кинофонд. В Куйтунском краеведческом музее будет работать передвижная планшетная выставка о святителе Иннокентии. В школах запланированы открытые уроки, классные часы, посвященные жизни и деятельности святителя. Для них Иркутский областной краеведческий музей выпустил методические материалы.

В Иркутске в областном театре юного зрителя им. А. Вампилова состоится показ спектакля «Иннокентий» по пьесе В. Хайрюзова. 7 сентября в рамках фестиваля «Звезды на Байкале » состоятся концерты духовной музыки. Один концерт даст художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов в Иркутском областном музыкальном театре. Другой концерт Губернаторского симфонического оркестра состоится в этот же день в Иркутской областной филармонии. В Доме кино будут демонстрировать документальный фильм о святителе. 9-10 сентября запланировано проведение международной научно-практической конференции «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке». Свое согласие на участие в конференции уже подтвердили: потомок святителя Иннокентия Игорь Курляндский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории (Москва ), научный сотрудник Государственного исторического музея Надежда Полунина , епископ Уссурийский Виталий (Ерохин ) и другие.

Ход работ на площадке, где ведется строительство культурно-просветительского центра имени Святителя Иннокентия в селе Анга Качугского района, накануне оценил Губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Сейчас реализуется второй этап работ, на котором приступили к непосредственному строительству надземной части здания КПЦ, дома для паломников, благоустройству всей территории. Также выполняется капитальный ремонт дороги, ведущей к культурно-просветительскому центру.- Объект очень трудоемкий, много разных видов работ. К сожалению, проекты оставляют желать лучшего, поэтому идет параллельное проектирование, строители предлагают свои варианты, здесь же проектировщики и заказчики их согласовывают, но на это требуется время. С моего последнего приезда здесь сдвинулось достаточно много: храм практически готов - с внутренней и внешней отделкой, сейчас необходим внутренний интерьер. В течение двух недель будет закончен контур по культурно-просветительскому центру, параллельно идет благоустройство. Я думаю, что основные работы, касающиеся всех объектов на территории, и благоустройство, будут закончены к концу июля. Останется месяц на то, чтобы все остальное доделать. На дороге к центру начали асфальтирование, выходят на проектную мощность асфальтовые заводы, которые сюда привезли. Но работы по дороге еще предстоит много. В целом, здесь видно, что стройка идет активно. Строители умеют сдавать такие объекты, здесь собраны опытные строители, я уверен, что все будет сделано, - сказал Губернатор.

В пять утра в минувшую пятницу от иркутских храмов начали отъезжать автобусы. За городом они собрались в колонну и двинулись по направлению к Качугу. Им нужно было к девяти утра доставить прихожан в Ангу, где в это время начиналась божественная литургия. На ней митрополиту Иркутскому и Ангарскому Вадиму сослужили ещё четыре владыки, а среди молящихся находились представители иркутской элиты. Именно с литургии начался праздник, посвящённый 220-летию со дня рождения и 40-летию канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), уроженца сибирской деревни Анга.

К этому дню Иркутская область готовилась долго. Проект «Путь святителя Иннокентия» был задуман и стартовал в 2013 году при поддержке правительства РФ. В том же году он вошёл в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и получил благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нём участвовали десять регионов Сибири и Дальнего Востока.

Главные торжества состоялись в Анге и Иркутске. Возле маленького дома, в котором провёл часть своего детства святитель и который получил статус музея ещё в 1997 году, к торжественному дню были построены Свято-Иннокентьевский храм, духовно-просветительский центр, часовня и мемориальная зона. Воротами на территорию служит звонница, которая своей архитектурой напоминает о первых веках христианства.

В день юбилея маленькая Свято-Иннокентьевская церковь, конечно, не смогла вместить всех желающих. Поэтому литургию служили прямо на улице и владыке Вадиму сослужили архиереи других епархий. Были здесь уроженец Иркутской области, сохранивший тесные связи с родиной, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

По информации пресс-службы Иркутской области, на празднике присутствовало около семи тысяч человек. Много людей приехало из Иркутска, большинство среди них – верующие люди, прихожане иркутских храмов, для которых это был настоящий праздник. И ради этого люди готовы были совершить и маленький духовный подвиг.

– От Спасского храма в 5 утра отходил специальный автобус для паломников, – рассказывает прихожанка Наталья Васильева. – Я взяла с собой 10-летнюю дочь, но многие в последний момент не рискнули взять ребятишек, хотя и записывали их. Для прихожан проезд был бесплатным, аренду автобуса оплачивал храм. Хотя где-то паломники самостоятельно скидывались на проезд. Желающих поехать было много, на всех даже мест не хватило.

После богослужения в Анге прошло освящение Свято-Иннокентьевской церкви, а затем открытие духовно-просветительского центра. А завершился этот день международным этнокультурным фестивалем «Ангинский хоровод», на который приехали лучшие народные коллективы из всех уголков области и других регионов страны, а также несколько зарубежных коллективов. И можно с уверенностью сказать, что такого праздника и такого размаха Анга ещё не видела.

Возрождение памяти

Возрождение памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Аляски и Америки, в России началось в 1997 году. Это был год 200-летнего юбилея святителя и 20-летия со дня его канонизации. Событие это отмечалось и в других странах. До сих пор на Аляске помнят святителя Иннокентия больше, чем других миссионеров. Достаточно сказать, что в штате Аляска 1997 год на государственном уровне был объявлен Годом святителя, которого там называют Иннокентием Аляскинским.

В 2016 году в рамках подготовки к празднованию в Иркутске проходило совещание под руководством заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова. В нём принимали участие представители десяти восточных регионов России, и все они рассказывали о том, что уже сделано и что планируется сделать в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Нужно сказать, что Иркутск тогда выглядел достаточно бледно на фоне других регионов.

В Якутии уже давно стоит памятник святителю Иннокентию, работает духовно-просветительский центр, названный в его честь. Завершено издание полного собрания сочинений и писем в семи томах, в котором впервые опубликованы многие документы.

В Благовещенске, названном в честь церкви, в которой святитель служил в Иркутске и которая потом была разрушена, стоят два памятника апостолу Сибири и Америки – один в виде бюста, а второй в виде скульптурной композиции, где святой сидит рядом с графом Муравьёвым-Амурским. Кстати, на днях в Иркутске тоже был открыт памятник святителю Иннокентию. Он находится в скверике около Богоявленского храма.

Строительство мемориального комплекса и храма в Иркутске продвигалось трудно. Прошлой осенью в дело даже пришлось вмешаться депутатам. Законодательное Собрание тогда провело очередную сессию в посёлке Качуг. В итоге строительные работы продолжались даже зимой, хотя в этих местах морозы бывают до минус 50 градусов. Для удешевления проекта и в ущерб красоте бревно было заменено на газобетон, из которого и построено здание духовно-просветительского центра.

Новый смысл существования

Место для нового храма выбрали невдалеке от фундамента разрушенной церкви. О ней нужно сказать особо. Старинный белокаменный храм во имя Святой Троицы в Анге был построен в 1804 году. Обычно его называли Ильинским – по названию отапливаемого зимнего придела. Двумя другими приделами жители села пользовались только в тёплое время года, поскольку они были холодными. Здесь, в этой церкви, когда-то служил пономарём отец будущего святителя Евсевий Попов, а его дядя Дмитрий был дьяконом.

Ильинский храм разрушили в 1930-х годах, во время разгула воинствующего атеизма. Не пожалели и находившееся вокруг храма старинное кладбище. Более 200 лет на нём хоронили священнослужителей и просто жителей Анги.

Если в дореволюционное время Анга была большим, богатым селом, то сегодня это затухающая деревня. Новый смысл своего существования и новые надежды она связывает с именем святителя Иннокентия. Интересно, что ни духовно-просветительского комплекса, ни музея здесь могло бы не быть вовсе. В 1986 году американцы предложили выкупить сохранившийся домик дяди святителя Иннокентия. Они хотели увезти сруб в США и открыть музей. Между прочим, предлагали большие деньги за никому не нужные брёвна, несколько тысяч долларов. Говорят, сделке воспротивился председатель сельсовета Владимир Бутаков. Ну а потом усадьбу выкупили, оформили на неё охранные обязательства. В 1997 году, к 200-летнему юбилею святителя Иннокентия, в домике, где он провёл часть своего детства, был открыт музей. Но если бы в своё время ангинцы продали этот домик, может статься, что вместе с ним они продали бы своё собственное будущее.

Рядом с разрушенным храмом строить было нельзя, потому что здесь располагается старинное кладбище. Место выбрали немного подальше, рядом с домом-музеем. Уже освящённые деревянные стены и купола излучают тепло и надежду. Когда-то каменный Ильинский храм был абсолютной доминантой архитектурного облика Анги. По традиции расположенный на высоком холме, он был «точкой сборки», к которой словно подтягивалась вся деревня. С тех пор, как храм разрушили, деревня потеряла стержень, на котором держался её внешний облик, не только внутренняя жизнь. С появлением новых куполов на высоком холме образ деревни словно получил завершённость.

На первом этаже храма будут располагаться вспомогательные помещения и класс воскресной школы для детей и взрослых. Ангинцы смогут постигать здесь основы веры, духовного пения, изобразительного искусства, изучать Закон Божий. На втором этаже будут проходить богослужения.

Небольшой, но очень красивый иконостас для Свято-Иннокентьевской церкви был написан в Троице-Сергиевой лавре. Его заказывала и оплачивала семья депутата Госдумы Сергея Тена. Остальные художественные работы выполняли епархиальные иконописцы. Сам храм был рублен в Иркутске под руководством известных мастеров своего дела Кондратьева и Пинайкина. Средства на храм собирали всем миром, но было несколько крупных жертвователей. Вокруг фундамента старого храма, там, где было кладбище, уже появилась мемориальная зона.

– Мы специально очень тщательно расчищали фундамент и разорённое кладбище, – говорит настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Алексий Середин. – Хотелось, чтобы потомки тех людей, которые его разрушали, могли это видеть, участвовать в работе и воспитывать на этом примере своих детей.

Символическими воротами в мемориальную зону стала звонница из раннего периода христианства. Самым крупным сооружением комплекса является духовно-просветительский центр. Чтобы избежать крупных форм, он спроектирован в виде пяти отдельных павильонов. Здесь можно посетить выставку, рассказывающую о жизни святителя Иннокентия, посмотреть на работы иркутских художников. Отдельно стоящие павильоны связывает общая лестница.

Два конференц-зала смогут принимать гостей в любое время года. Здесь планируют проводить выставки, конференции, круглые столы. После введения в эксплуатацию центр будет работать как подразделение краеведческого музея.

При духовно-просветительском центре построено несколько келий, в которых смогут останавливаться паломники. Даже в то время, когда здесь не было ничего, кроме маленькой избушки, в Ангу приезжало до тысячи иностранных паломников в год. Теперь люди смогут побыть в этом месте подольше, ощутить его и, может быть, осмотреть округу. Окружающая природа, сёла с их многочисленными храмами и старинными купеческими домами сами по себе являются памятниками освоения Сибири. Качугский район и очень интересен с точки зрения христианства, и богат памятниками дохристианской эпохи. До прихода русских и освоения ими этих мест здесь развивалась культура эвенков и бурят. Рядом с Качугом находятся Шишкинские писаницы, уникальнейший памятник культуры дописьменной эпохи. В близлежащих деревнях ещё стоят древние сибирские храмы. К сожалению, все они разрушаются и умирают вместе с деревнями, их окружающими.

– Надеюсь, другие деревни, как и Анга, найдут какие-то смысловые точки своего существования, – говорит отец Алексий. – Может быть, сначала это будут нематериальные смыслы, вокруг которых со временем расцветёт и материальная жизнь.

Пример святителя

Сейчас в Анге нет юридически оформленной общины. Но главное – есть люди, которые помогали строить храм и центр, и таких людей много. Они и являются зарождающейся общиной этого храма. Одно дело, когда ты пришёл в готовый храм. И совсем другое, если ты строишь храм своими руками. Оформить общину как юридическое образование достаточно просто, а вот сформировать из неё единый жизнеспособный организм гораздо сложнее.

– Я думаю, у всего, что происходит с нами, есть более глубокие духовные причины, – уверен отец Алексий. – Наверное, не зря мы так долго не могли начать строительство. Эти годы и были нам даны для того, чтобы там зародилась духовная жизнь. Строить ещё один храм для людей, которые не только разрушили свой храм, но и разорили кладбище, гробы своих дедов, наверное, не совсем правильно. Конечно, нам необходимо идти к людям, возвращать их к жизни, к тем христианским, духовным смыслам жизни, которые были ими утеряны. Но людьми это должно быть воспринято.

В октябре, когда произошла канонизация святителя Иннокентия, святейший патриарх Кирилл созовёт сонм архиереев в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, где возглавит богослужение. В нём примут участие епископы США, Сибири, Дальнего Востока. В Иркутск и Ангу ни патриарх, ни президент не приехали. Обычно иркутяне из-за таких событий не расстраиваются, менталитет не позволяет.

– Уровень веры в Сибири исторически ниже, чем в европейской части. И нужно спрашивать, не почему патриарх не приезжает, а почему у нас в храмах народу мало. В Иркутске живёт 650 тысяч человек, но сколько из них живёт настоящей христианской жизнью? – говорит отец Алексий. – Внешнее нестроение всегда происходит от нашего внутреннего состояния. Беспорядок, заброшенность, катаклизмы – всё это от неуютности в душе человека, оттого, что она не знает Бога. Поэтому кому можно предъявлять претензии о том, что патриарх к нам не едет, а наши сёла находятся в таком заброшенном состоянии? Только себе.

Зато у нас есть пример святителя Иннокентия. Каждый, кто приезжает в Ангу, должен пригнуть голову, чтобы войти в низенький домик святителя. И у каждого при этом появляется в голове вопрос: как в этой дыре мог родиться и вырасти великий подвижник, учёный, просветитель, в конце концов, митрополит Московский и Коломенский?

– Святитель Иннокентий – это пример жизни с Христом, – отвечает на этот вопрос отец Алексий. – Во Христе он обрёл всё. И силу, и талант, и могущество, и славу. Его пример мы используем, чтобы показать, что нужно не второстепенные задачи решать, а самую главную. Ищи Бога – и обрящешь всё. Мы ищем крохи и даже их не получаем, а только ропщем, болеем и умираем, ничего не достигнув. Человек всю жизнь ищет славу. А мы чествуем святителя Иннокентия, которого, казалось бы, давным-давно забыли совершенно.

Я думаю, нет у нас сейчас и тысячи святых. Хотя и говорят, не стоит село без праведника. Но таких святых, как святитель Иннокентий, пожалуй, нет, и нам их крайне не хватает.

Российская империя – 31 марта 1879, г. Москва, Российская империя) - православный священник, митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки. В 1977 прославлен в лике святых Русской православной церковью и Православной церковью в Америке в лике святителей. В 1994 прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей.

Энциклопедическая справка

Выдающийся православный миссионер, окрестивший около 10 тысяч человек. Известен также как мореплаватель, крупный учёный-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, составитель словарей, просветитель, строитель храмов. Помимо просвещения обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. Миссионерский путь Иннокентия (Вениаминова) пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Он принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа по Амуру и в подготовке .

6 октября 1977 решением Священного Синода причислен к лику святых Русской православной церкви. В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски, в Благовещенске установлен памятник. Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».В селе Анга (Ангинское, родина святителя) Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий Вениаминов), сейчас в доме располагается музей святителя Иннокентия (Вениаминова). 8 сентября 2017 в селе Анга Качугского района создан его имени.

Память совершается: 31 марта (13 апреля); 10 (23) июня - Собор Сибирских святых; 23 сентября (5 октября) - прославление; 5 (18) октября - Собор Московских святых; Третья неделя по Пятидесятнице - Собор Санкт-Петербургских святых.

Биографическая справка

Пропо​ведник

26 августа 1797 года в селе Анга Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. В девять лет он был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию. В 1814 Иван Попов стал Вениаминовым, в честь умершего в том епископа Иркутского . В 1817, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона .

В начале 1823 года Иркутский епископ получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев. Доброволец долго не находился. Ни отец Иоанн, ни другие священники, ехать не хотели, боясь расстояний и суровых условий. Но, прослышав от одного выходца из тех мест об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, 27-летний диакон Иоанн немедленно загорелся желанием ехать. Слезы и уговоры супруги не изменили его решения…

7 мая 1823 года вместе с женой, годовалым сыном, престарелой матерью и братом отец Иоанн отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое продлилось больше года. Вниз по реке Лене они доплыли на барже до Якутска, затем верхом на лошадях преодолели путь в тысячу верст до Охотска. Плавание оттуда до острова Уналашки показалось сибирякам самым легким.

Первой заботой отца Иоанна на новом месте служения стало построение храма, что оказалось делом нелегким: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром, механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. С распространением христианства среди алеутов стали прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

Изучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью стали усердно учиться грамоте. Проповедуя Слово Божие, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природными явлениями он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». Хорошо изучив фауну островов, он даже давал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, для умножения стада этих ценных животных.

За десять лет на Уналашке отец Иоанн Вениаминов обратил в христианство всех жителей острова. За праведные труды он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск - административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа - колошей. Они сильно отличались от алеутов и к русским относились с большим подозрением. Такое отношение изменилось, когда на острове началась эпидемия оспы. Колоши отказывались принимать прививки и массово гибли. Русские и алеуты при этом оставались невредимыми. Это заставило и колошей просить о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на русских как на врагов.

Постриг

Проведя на Ситхе пять лет, отец Иоанн решился отправиться в Петербург хлопотать об увеличении числа священников и дополнительных средствах. Взяв отпуск и, отправив супругу с детьми на родину в Иркутск, в ноябре 1838 г. он отплыл в Петербург. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев. Отец Иоанн занялся сбором пожертвований и отправился в Москву, где явился к преосвященному Филарету, митрополиту Московскому. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское» , - говорил он.

По возвращении в Петербург отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали отца Иоанна: из пришло известие о кончине супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Архиепископ

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить архиерея. Императору Николаю Павловичу представили список из трех избранников, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. На нем государь и остановил свой выбор. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.

43-летний епископ Иннокентий вернулся в Русскую Америку. Помимо проповеди и наставлений, он предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, в коренной России. Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать епархию. В первую свою поездку он преодолел более пяти тысячи верст, где морем, а где и на собаках. За плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 был возведен в сан архиепископа.

Сибирь

Вследствие того, что Якутская область была отчислена от и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий переносит кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он вновь начал открывать храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Пораженные этим якуты просили владыку Иннокентия, чтобы день этот навсегда стал праздничным.

Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он сам предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск - в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открывает викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где преосвященный Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения.

Москва

Годы и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдохновении. Но Промысел Божий готовил архиепископа Иннокентия к новой миссии. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью усердно молился.

Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви - митрополитом Московским! Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

Митрополиту Иннокентию было уже более семидесяти. Тяжело больной, он не забывал своего призвания. Для проповеди Евангелия на окраинах в январе 1870 г. в Москве было учреждено миссионерское общество, встретившее большое сочувствие во всех уголках России.

С середины 1878 г. митрополит Иннокентий почти непрерывно болел. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. 31 марта 1879 года в 2 часа ночи его не стало…

В 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.

Сочинения

На русском языке:

    Указание Пути в Царствие Небесное

    Записки об островах Уналашкинского отдела. - СПб., 1840. Состоит из трёх частей:

    • 1. Часть I, географическая

      2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах - М.: Либроком, 2011. - 336 с.

      3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). - М.: УРСС, 2011. - 160 с.

    Автобиографическая записка. - М., 1886.

    Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. - СПб., 1841.

    Письма (1823-1878 гг.): собраны И. Барсуковым, 3 т. - СПб, 1897, 1901.

    Творения: три книги, собраны И.Барсуковым. - М., 1886-1888.

    Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года // Православное обозрение . - М., 1868. - Т. 26.

    Указание пути в Царствие небесное. - М., 1871. См. также: Изв. Казан. еп., 1882. - № 7. - С.151; 1886. - № 7. - С.180; 1893. - С.18.

    Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу // Церковные ведомости - СПб., 1900.

    Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959. - № 11. - С. 50).

На алеутском языке:

    Указание Пути в Царствие Небесное - М.: Синодальная Типография, 1840, 1899.

    Святое Евангелие от Матфея - СПб.: Синодальная Типография, 1840, 1896.

    Начатки Христианскаго Учения - СПб. - Синодальная Типография, 1840, 1893.

    Две Притчи с Аткинского острова - рукопись, о. Атха, 1842.

На тлингитском языке:

    Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. - СПб., 1846.

    Указание Пути в Царствие Небесное - первая часть - Амер. Прав. Вестника. - Ситха, 1901.

Литература

    Вениаминов Иннокентий (Иван Евсеевич Попов) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011.