Устный журнал "истории героические страницы", посвященный дню защитника отечества. «Жизнь ратными подвигами полна

Каждый день в России совершают подвиги рядовые граждане, которые не проходят мимо, когда кому-то требуется помощь. Подвиги этих людей не всегда замечают чиновники, им не вручают грамоты, но от этого их поступки не становятся менее значимыми.
Страна должна знать своих героев, поэтому эта подборка посвящена отважным, неравнодушным людям, которые делом доказали, что героизму есть место в нашей жизни. Все события произошли в феврале 2014 года.

Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем. Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

“Рома по комплекции меньше меня, поэтому он легко проник в оконный проем, но обратно с бабушкой на руках он уже таким же способом выйти не мог. Поэтому нам пришлось взломать дверь и только так удалось вынести пострадавшую”, – рассказал Миша Сердюк.

Жители поселка Алтынай Свердловской области Елена Мартынова, Сергей Иноземцев, Галина Шолохова спасли детей на пожаре. Поджог совершил хозяин дома, заблокировав при этом дверь. В это время в здании находилось трое детей 2–4 лет и 12-летняя Елена Мартынова. Заметив пожар, Лена разблокировала дверь и стала выносить детей из дома. На помощь ей пришла Галина Шолохова и двоюродный брат детей Сергей Иноземцев. Все три героя получили грамоты от местного МЧС.

А в Челябинской области священник Алексей Перегудов спас жизнь жениху на свадьбе. Во время венчания жених потерял сознание. Единственным, кто не растерялся в этой ситуации, оказался иерей Алексей Перегудов. Он быстро осмотрел лежащего, заподозрил остановку сердца и оказал первую помощь, включая непрямой массаж сердца. В итоге таинство было благополучно завершено. Отец Алексей отметил, что непрямой массаж сердца видел только в кино.

В Мордовии отличился ветеран чеченской войны Марат Зинатуллин, спасший пожилого мужчину из горящей квартиры. Оказавшись свидетелем возгорания, Марат действовал как профессиональный пожарный. Он по забору забрался на небольшой сарай, а с него перелез на балкон. Разбил стекла, вскрыл дверь, ведущую с балкона в комнату, и проник внутрь. На полу лежал 70-летний хозяин квартиры. Отравившийся дымом пенсионер не мог покинуть квартиру самостоятельно. Марат, открыв входную дверь изнутри, вынес хозяина дома в подъезд.

Сотрудник костромской колонии Роман Сорвачев спас жизнь соседям на пожаре. Зайдя в подъезд своего дома, он сразу вычислил квартиру, из которой идет запах дыма. Дверь открыл нетрезвый мужчина, заверивший, что все в порядке. Однако Роман вызвал сотрудников МЧС. Прибывшие на место пожара спасатели не смогли проникнуть в помещение через дверь, а пробраться в квартиру через узкую оконную раму не позволило обмундирование сотрудника МЧС. Тогда Роман влез по пожарной лестнице наверх, проник в квартиру и вытащил из сильно задымленной квартиры пожилую женщину и мужчину в бессознательном состоянии.

Житель деревни Юрмаш (Башкортостан) Рафит Шамсутдинов спас двух детей на пожаре. Односельчанка Рафита затопила печь и, оставив двух детей - трехлетнюю девочку и полуторагодовалого сына, отлучилась со старшими детьми в школу. Дым от горящего дома заметил Рафит Шамсутдинов. Несмотря на обилие дыма, ему удалось проникнуть в горящее помещение и вынести детей.

Дагестанец Арсен Фитцулаев предотвратил катастрофу на автозаправке в Каспийске. Уже потом Арсен понял, что фактически рисковал жизнью.
На одной из заправок в черте Каспийска неожиданно прогремел взрыв. Как выяснилось позже, проезжавшая на огромной скорости иномарка врезалась в цистерну с газом и сбила вентиль. Минута промедления, и огонь перекинулся бы на находящиеся неподалеку цистерны с горючим топливом. При таком сценарии жертв было бы не избежать. Однако ситуацию в корне изменил скромный работник заправки, умелыми действиями предотвративший катастрофу и снизивший ее масштабы до сгоревшей машины и нескольких поврежденных автомобилей.

А в селе Ильинка-1 Тульской области школьники Андрей Ибронов, Никита Сабитов, Андрей Навруз, Владислав Козырев и Артем Воронин вытащили пенсионерку из колодца. 78-летняя Валентина Никитина упала в колодец и выбраться самостоятельно не смогла. Крики о помощи услышали Андрей Ибронов и Никита Сабитов и тут же бросились спасать пожилую женщину. Однако на подмогу пришлось позвать еще троих ребят - Андрея Навруза, Владислава Козырева и Артема Воронина. Вместе ребятам удалось вытащить пожилую пенсионерку из колодца.
“Я пыталась выкарабкаться, колодец неглубокий - я даже доставала рукой до края. Но было так скользко и холодно, что я не могла ухватиться за обруч. А когда я поднимала руки, ледяная вода заливалась в рукава. Я кричала, звала на помощь, но колодец находится далеко от жилых домов и дорог, поэтому меня никто не слышал. Сколько это продолжалось, я даже не знаю… Вскоре меня стало клонить в сон, я из последних сил подняла голову и вдруг увидела двух мальчишек, заглянувших в колодец!” – рассказала пострадавшая.

В поселке Романово Калининградской области отличился двенадцатилетний школьник Андрей Токарский. Он спас своего двоюродного брата, провалившегося под лед. Инцидент произошел на озере Пугачевское, куда мальчики вместе с тетей Андрея пришли покататься на расчищенном льду.

Полицейский из Псковской области Вадим Барканов спас двух мужчин на . Прогуливаясь со своим другом, Вадим увидел дым и вырывающееся пламя огня из окна квартиры в жилом доме. Из здания выбежала женщина и стала звать на помощь, так как в квартире остались двое мужчин. Вызвав пожарных, Вадим и его друг бросились им на помощь. В итоге им удалось вынести из горящего здания двух мужчин в бессознательном состоянии. Потерпевших на скорой помощи доставили в больницу, где им оказали необходимую медицинскую помощь.


« Великие люди ратного подвига»

и
нтеллектуальное КТД, посвящённое Дню

Паспорт КТД :

Время проведения

(звучит музыкальное вступление - П.И. Чайковский Первый Концерт фортепиано с оркестром, после аккордового вступления музыка затихает, на фоне музыки чтецы – пятиклассники читают стихи)

Не раз в истории страны
Сгущались тучи над Россией.
Бывало, землю нашу жгли
Враги, на Русь, ворвавшись силой.

И вот уж кажется конец -
Всю землю кровью обагрили,
Но погребальный стон сердец
Будил великий дух России.

Так повелось уж на Руси:
Неволя пуще страшной смерти.
И лучше смерть в пылу борьбы,
Чем рабский дух, потеря чести.

Вставали в ряд и стар, и млад,
И, пригубив вино устами,
Страх в глубь души своей загнав,
Шли в смертный бой в борьбе с врагами.


И не жалея живота,
Спасали матушку-Россию.
Очистив землю от врага,
Вновь позовут дела мирские.

И будет вспахана земля,
Хлеб на полях заколосится.
Пух сбросят наземь тополя,
Хлеб уберут - и срок жениться.

Так и живет Россия-мать,
Вокруг бескрайние просторы.
Придет беда и встанет Рать,
Забыв про дрязги и раздоры.

Русь - жизнь свою с тобой делю,
И быть нам вместе - дело чести.
С тобой и плачу и пою,
В беде и в радости мы вместе!

Ведущий (педагог) – Наша страна всегда была страной, обладающей огромной исторической культурой, а наша история богата примерами великого ратного подвига. Сколько в истории России трудных переломных моментов! Но она выдержала! Но не только выдерживала, но и побеждала! И конечно, заслуга в этом великих людей ратного подвига –

ПОСМОТРИТЕ НА ЭКРАН. ОБ ЭТИХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ МЫ СЕГОДНЯ ПОВЕДЁМ РЕЧЬ.

(демонстрируются фотографии и репродукции портретов, звучит инструментальная музыка)

Ведущий За право называться самой эрудированной командой будут бороться 4 команды! Встречайте, команда 5 «А» класса, командир – Иван Новичков! (аплодисменты)

- Команду 5 «Б» ведёт к победе Владислав Комшин!(аплодисменты)

Представляю команду 5 «В» класса и её командира Егора Бурлакова! (аплодисменты)

Если капитана зовут Хикмет Зарбалиев, значит, в КТД участвует команда 5 «Г» класса! (аплодисменты)

За работой команд и результатами конкурсов будет следить наше жюри. Представляю судейскую команду:

(представление членов жюри)

Ведущий – Проверяем готовность команд, оборудование игровых столов. И начинаем КТД! Первый конкурс «Портрет». Определите, чей это портрет. На столах лежат карточки с цифрами от 1 до 6. Я называю героев нашего КТД, у каждого портрета есть цифра, вы должны определить под какой цифрой находится портрет того или иного человека. С работой команд следит жюри. Максимальное количество баллов – 6, которое может заработать команда.

(Проводится 1 конкурс, после него демонстрируются слайды с правильными ответами)

Ведущий – Конкурс второй - «Ратный Подвиг». Внимание, задание! На экране имена людей великого ратного подвига в истории нашей страны. А рядом – название битв и сражений. Определите, в каких битвах или сражениях участвовали эти люди. На игровых столах лежат таблички с именами, я называю историческое событие, а вы должны поднять табличку с героя .

Правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 6.

(Проводится 2 конкурс, после него демонстрируются слайды с правильными ответами)

Ведущий – Следующий конкурс - «Пятая ступенька». Об одном из представленных героев нашего вечера я задам 5 вопросов. 1 - самый трудный. Если вы узнали, о ком идёт речь – поднимаете сигнальную карточку. Правильный ответ - 5 баллов. Вторая подсказка проще, за неё - 4 балла. Итак до последней - самой простой подсказки. За неё - 1 балл.

О Г.К.Жукове:

1 – трудовую деятельность начал сначала учеником, затем мастером-скорняком.

2- командовал в боях на реке Халхин-Гол в Монголии.

3 – родился в семье крестьянина-бедняка в Калужской губернии.

4 – с 1915 года в армии, участвовал в первой мировой войне.

О Ф.Ф.Ушакове:

1 – Был избран начальником ополчения Тамбовской Губернии

2 – в бою у Фидониси нанёс поражение превосходящим силам турок

3 -Умер в своём имении и похоронен в Синакарском монастыре

4 – Окончил Морской Кадетский корпус

5 – В начале русско-турецкой войны1787-1781 г.г. – командир линейного корабля «Святой Павел»

О М.И. Кутузове:

1 – возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе

2- Участвовал в штурме Измаила, командовал колонной

3 – В 1801 – 1802 г.г. был военным губернатором Петербурга.

4 – Во время Аустерлицкого сражения сумел спасти отступившие русские войска от полного разгрома

5 – В 1774 г., во время русско-турецкой войны, под Алуштой тяжело ранен в висок и правый глаз.

(Проводится 3 конкурс, после него демонстрируются слайды с правильными ответами)

Ведущий – Настал черёд конкурса «Сильное звено». Это конкурс для капитанов. Капитан читает информацию, пересказывает её команде. Команда определяет, о ком идёт речь. Но на чтение текста даётся всего 1 минута! Капитан в обсуждении не участвует! За правильный ответ команда получает 2 балла . Капитаны, прошу получить конверты с текстами!

(Капитанам вручается текст)

Текст:

Когда стало известно, что Московские бояре помогают врагу и передают Россию, в народе поднялось небывалое волнение. Люди негодовали и возмущались. И тут по городам и областям начали ходить грамоты с обращением ко всем жителям защитить Родину и изгнать её врагов. Эти призывы рассылались из Троицкой лавры – того самого монастыря, который некогда основал Сергий Радонежский. Писали их монахи, всей душой желавшие скорейшего избавления от захватчиков. Грамоты читали в людских местах при огромном скоплении народа. У тех, кто их слушал сами собой сжимались кулаки, загорались гневом глаза.

Одна такая грамота попала в руки - одному жителю Нижнего Новгорода. Прочёл он грамоты и потерял покой. Теперь его постоянно жгла мысль: чем помочь родине, как её спасти?

Он не был военным человеком, хотя одно время служил в царских полках. Он держал мясную лавку и занимался торгом. Был он уже не молод.


Он понимал: для того, чтобы изгнать врагов, понадобятся большие ратные силы, много оружия. Всё это требовало огромных денег. Да где их взять?

И решил он кликнуть клич своим землякам нижегородцам, сказать горячее слово.

(Проводится 4 конкурс, после него демонстрируются слайды с правильным ответом)

Ведущий – Конкурс «Современники». Определить современников – людей, живших в одну историческую эпоху с нашими героями. Я назову 3 фамилии, команда должна определить, кто не является современником и поднимает табличку с номером ответа. Таблички с номерами лежат у вас на столах. Максимальное количество баллов, которое может заработать – 5!

(Проводится 5 конкурс, после него демонстрируются слайды с правильными ответами)

Ведущий – Все конкурсы коллективно-творческого дела «Великие люди ратного подвига» позади. В ходе конкурса у каждой команды и зрителей была возможность проверить правильность своих ответов, ног подсчитать баллы, наверное, не всем удалось, Поэтому – слово жюри!

(жюри подводит итоги, вручают грамоты командам, команде победительнице призы –книги по истории России, всем вручаются сертификаты участника КТД)

На сцену поднимаются чтецы-пятиклассники

1 - Во все времена единение народа было есть и будет для нашей страны главной национальной идеей.

2 - Единение народа это то, что связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

3- В самые трудные для Родины времена именно единение народа позволило одолеть смуту, поразить врага и открыть путь к благополучию Отчизны.

4 - Поэтому так важно сохранение исторических традиций и уважение к культуре людей разной веры и убеждений, говорящих на разных языках

1 - Давайте всегда помнить, что мы, россияне, - единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

2 - Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей родины.

3 - Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!

4 - Все проходит. Остается Родина -

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Ведущий

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно! И в преддверии Дня народного единства я желаю всем самого доброго, светлого и прекрасного! До новых встреч!

(звучат песни о России, Родине классы покидают актовый зал)

Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества выполняет образовательные и воспитательные задачи, поэтому представленный праздник может проводиться как в рамках предметных недель истории, так и в плане организации внеклассной работы как самостоятельное мероприятие.

Мероприятие показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально.

Цели: Пополнить знания об истории нашей Родины, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, показать историческую связь поколений, пробудить познавательный интерес к истории государства, её культуре.

Ход мероприятия

День защитника Отечества – это праздник, который объединяет поколения защитников Русской земли. Это день, в который мы обязаны вспомнить героев освободительных войн, которые велись на территории нашей страны не только в двадцатом веке, но и ранее.

Мы преклоняемся перед мужеством героев войны 1812 года, перед защитниками земли Русской тяжелого смутного времени, перед памятью русских ратников из дружин Александра Невского, Дмитрия Донского...

Героические страницы нашей истории учат нас глубоко уважать ратные подвиги наших предков, защитников Отечества, не жалевших ни сил, ни жизней для сохранения независимости нашего государства и безопасности его жителей.

Мы обязаны помнить героев, отдавших свои жизни за то, чтоб жили мы. Помнить и быть достойными их памяти.

Многими славными событиями наполнена летопись русской истории. В первой половине XIII века мир был потрясен небывалым нашествием, сметавшим на своем пути целые народы и государства. Из глубин азиатских степей на европейскую цивилизацию двинулись черные тучи монголо-татарской конницы.

Хан Батый пришел на Русь. Запылали города русские.

“Погибло много, без числа, людей. И бысть вопль и плачь и печаль по городам и селам.”

В лето 1237 на рязанскую землю пришли безбожные татары и начали воевать рязанскую землю. Великий князь Юрий погиб в сражении с монгольскими полками. Разорив рязанскую землю, Батый ушел разорять Владимир.

В этот момент в Рязань примчался Евпатий Коловрат, бывший во время нашествия в Чернигове. Собрав дружину в 1700 человек, он внезапно напал на татар.

“И так рубил их нещадно, что даже мечи притупились, и брали русские воины татарские мечи, секли врага."

Евпатий Коловрат погиб в очередной безнадежной и отчаянной схватке, но память о нем жива.

От Ольшан до Свивой Заводи
Знают песни про Евпатия
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.
Хоть и песен много сложено
Да ни слову не уважено.
Не сочесть похвал той удали
Не ославить смелой доблести. (С. Есенин)

– Великим защитником русской Земли был князь новгородский Александр Невский, вошедший в историю как победитель немецких псов-рыцарей, отстоявший независимость северо-западной земли русской.

На голубом и мокроватом
Чудском потрескивавшем льду
В шесть тъщ семьсот пятидесятом
От сотворения году
В субботу пятого апреля
Сырой рассветную порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
Все было дьявольски красиво,
Как будто эти господа,
Уже сломивши нашу силу,
Гулять отправились сюда.
Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Ни взять вам больше никогда.
Всю ночь, треща смолой, горели
За нами красные костры.
Мы перед боем руки грели,
Чтоб не скользили топоры.
Угол вперед, от всех особо,
Одеты в шубы, армяки,
Стояли темные от злобы
Псковские пешие полки.
Их князь поставил в середину,
Чтоб первый приняли напор,
Надежен в черную годину
Мужицкий кованный топор!
Сегодня силой всенародной
Он путь ливонцем закрывал,
И тот, кто рисковал сегодня, -
Тот всею Русью рисковал.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечем на солнце,
Повел дружину за собой.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

Вскоре после поражения на Чудском озере крестоносцы прислали послов, просили мира. Александр Невский ответил:

“Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля”.

Длительной и кровопролитной была борьба за освобождение от монголо-татарского ига. Апофеозом её стала битва на Куликовом поле. В этом сражении в полной мере проявился талант Дмитрия Донского.

Хан Мамай в 1380 году решил совершить второе батыево нашествие на Русь. Святой Сергий Радонежский благословил Великого князя Дмитрия на борьбу с Мамаем.

“... И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове... И был треск и гром великий от переломанных копий и ударов мечей.”

Победа русского народа на поле Куликовом, переломный факт в отечественной истории. Это событие на век вписано в летописи истории Руси, России. Герои Непрядвы и Дона стоят в одном строю ратоборцев за свободу и честь Родины, такими они навсегда останутся в памяти потомков.

Сентябрьское утро в наплывах тумана,
как страх и отвага в одном человеке.
Отряды Донского, орда басурмана
готовы сойтись. И сойдутся навеки.
Останутся горы посеченных трупов,
состарится горе во вдовьих тулупах.
И славы, и крови – коню по колено.
Истлеют герои, да слава нетленна.
Охотник, и смерд, и рыбак бородатый
прослыли навек Неизвестным солдатом.
Клубится трава на могилах забытых.
Пусть плоть не жива, но душа не убита!
И в кованый топот губительной силы
вплетается шепот: "По коням, Россия!"

Пример Дмитрия Донского и его воинов вдохновляли

сынов России всегда, когда. ей угрожала опасность,иноземное вторжение и новое иго.

Так было в начале семнадцатого столетия, в лихую годину интервенции панов Речи Посполитой. В период безвластия, кровавой смуты, когда бедствия русской земли дошли до крайности, Россия казалось, погибала.

Но тут в разных концах страны нашлись мужественные люди, которые подняли ополчение для спасения Родины.

Земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский стали во главе народного ополчения, которое сумело освободить страну от польских и шведских интервентов.

Через сто лет после смутного времени император Петр Великий, будучи в Нижнем Новгороде, в соборе, спросил, где гробница Минина. Ему показали. Тогда Великий император пал ниц перед останками мясного торговца, говоря: “Здесь лежит спаситель Отечества”.

Прошло еще столетие. Россия вновь встала на защиту Отечества, на этот раз от нашествия Наполеона. Как и многие другие завоеватели, Наполеон стремился к мировому господству. Вся Европа лежала у его ног. Лишь одно мешало осуществить ему свои планы -могучая Россия.

Русскую армию возглавил ученик Александра Васильевича Суворова, Михаил Илларионович Кутузов.

“Нет чести выше, чем носить русский мундир”,– с гордостью говорил полководец.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Bce промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значить русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Весь наш народ поднялся против захватчиков. Удары армии, многочисленных партизан уничтожили войско Бонапарта. Бородинское сражение было началом катастрофы “великой армии”. Его значение в нашей истории можно сравнить со значением битв на поле Куликовом или Чудском озере.

Особое место в истории нашего государства занимает Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

За многовековую историю человечества ни одна нация, ни одно государство не проявили такого мужества, такого массового героизма и самопожертвования во имя благородных целей, как это сделали народы России в годы Второй Мировой войны.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет,
И тридцать лет
Живым не верится, что живы...

На Красной площади 7 ноября 1941 года прозвучало: “Пусть вдохновляет нас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова”

– Речь Верховного Главнокомандующего слушали генералы, офицеры, солдаты – участники будущего разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградом, Курском и Орлом.

На веки в летопись отечественной истории внесены имена величайших полководцев времен Отечественной войны: Жукова, Рокоссовского, Конева, Василевского и многих других.

В трудных боях ковалось мастерство и умение советских командиров. “Командир – главная фигура в бою” – это слева приказа. Они, безусловно, верны. Образ командира Советской армии овеян особой романтикой и любовью народа. Это прекрасно выражено в стихах поэта:

Есть в русском офицере обаянье,
Увидишься – и ты готов за ним
На самое большое испытание
Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.
Он как отец – и нет для нас дороже
Людей на этом боевом пути.
Он потому нам дорог, что он может,
Ведя на смерть, от смерти увести.

Беспримерен подвиг рядовых солдат и тружеников тыла, -всего советского народа в трудные годы испытаний.

От стен Москвы и Сталинграда до стен поверженного Берлина – таким был путь к Победе. Боевые действия показали полное превосходство советского военного искусства, советской боевой техники и советского солдата, чья выучка, смелость, стойкость и мужество оказались беспримерными.

Да, Вооруженные Силы Советского Союза разгромили противника, победили в небывало трудной и кровопролитной войне. Но разве могло быть иначе! Ведь в борьбе с фашизмом за плечами нашего народа стояла великая история страны, замечательные воинские традиции предков, которые складывались веками: укрепляясь, развиваясь, переходя от поколения к поколению.

– Не ходите на Русь! - Мономах обращался к соседям.
Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет! - Сказал
Светлый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту этих слов
Справедливым мечом доказал.
Не ходите на Русь...
Но топтали чужие подковы
Золотые поля,
Золотые сердца
И тела.
И тогда
Князь Димитрий
Пришел на свое Куликово -
Поле жизни, где русичей
Слава ждала!
Не ходите на Русь!..
Но богатства Руси истомили
Тех, кому как вода
Мирных пахарей алая кровь.
Поднимался Пожарский,
Вставали Сусанин и Минин,
И недолгий покой
Обретало Отечество вновь.
Сколько ж пахарей
Ты потеряла, Россия,
Сколько лучших сынов
Отдала ты кровавым векам!
Не ходите на Русь! -
Об одном ты веками просила,
Не к друзьям обращаясь,
А только к врагам.
А враги не внимали
Сердечному слову.
Им бы славу твою затоптать,
Твой народ покорить.
Бородинское поле
Смогло повторить
Куликово,
Поле брани Полтавской
Со славой
Смогло повторить!

Мы боролись за мир,
Пятилеткам даря ускоренье,
Патриотов растили
Во славу отчизны своей.
Но фашистские тучи По-паучьи
Зловещею тенью,
Смрадным запахом гари
Достали до наших полей.
И Мамаев курган
Будет вечно гордиться сынами,
Что живыми и мертвыми
Родине были верны.
И всегда над Кремлем
Будет реять
Победное знамя,
На века осенив
Ратный путь патриотов страны.
Не ходите на Русь! -
Повторяем слова Мономаха.
Кто с мечом к нам придет... -
Вспоминаем пророческий слог,
Не ходите на Русь! -
Мы врагам говорим не из страха.
Кто с мечом к нам придет,
С тем народ будет подлинно строг.

– История нашего народа богата героическими событиями и смелыми поступками. Величие цели – основа любого подвига, а основа подвига – высокая нравственность, любовь к Родине. Мы всегда будем помнить подвиги наших отцов и дедов, подвиги нашего народа, совершенные в боях и в тылу.

Помнить и гордиться!

Классный час

«Жизнь ратными подвигами полна».

Пояснительная записка

Сценарий классного часа может быть использован при организации внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы» и «Дня Защитника Отечества», а также в рамках нравственно-патриотического воспитания.

Цель : формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «защитник Отечества», «ратный подвиг», «герой».

Достижение данной цели планируется решением следующих задач:

Личностные:

Формирование уважительного отношения к истории Отечества, духовным ценностям;

Привитие любви и уважения к семье, Родине, памяти предков;

Воспитание уважения к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев: Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина и Д. Пожарского

Метапредметные:

Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе работы в группе;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные:

Углубление знаний учащихся следующих понятий: «защитник Отечества», «ратный подвиг», «герой»;

Расширение, уточнение и закрепления знаний детей о защитниках Отечества.

Предварительная работа: распределение класса на 3 группы с заданием для каждой группы подготовить сообщение о 1-Александре Невском, 2-Дмитрии Донском, 3.-К. Минине и Д.Пожарском.

Формы работы учащихся : беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, участие в диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.

Ожидаемые результаты данного мероприятия

воспитание уважения к подвигам защитников, уважения к старшему поколению, любви к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своих предков.

Актуальность мероприятия:

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Поэтому подрастающее поколение должно помнить и знать историю своей страны, своей семьи. Воспитание личности как гражданина становиться значимой для современной школы.

Регулятивные УУД

    умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Познавательные УУД

    прогнозирование содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

    выбор книг по теме;

    ответы на вопросы, выполнение заданий, анализ пословиц и поговорок, выполнение тестовых заданий;

Коммуникативные УУД

    участие в беседе, выражение своего мнения и умение аргументировать свою точку зрения;

    оценивание поведения героев с точки зрения морали;

    умение работать в парах и группах;

    умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

    дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных мероприятий, выступление учеников с сообщениями.

Книги для оформления:

Г Шторм «На поле Куликовом»,

Н. Кочергин, П. Фёдоров «Русские конники»,

М. Ю. Лермонтов «Бородино»,

В. П. Катаев «Флаг» (рассказ в сокращении).

Е. Холмогорова «Великодушный русский воин» (Раевский)

В. Рыжов «Герой Чесмы лейтенант Ильин»

М. Лободин «Мужество» (Суворов)

История России в картинках, рассказах, путешествиях.

Ход классного часа:

I . Учитель приветствует учащихся.

II . Подведение к теме классного часа

Звучание колокольного звона, показ слайда Храм, колокола

Учитель:

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм златоглавый

С колоколами…

К себе он тянет неудержимо,

Зовет и манит он в край родимый…

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Учитель:

Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?

Ответы учащихся.

Учитель:

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты (раскрыть понятие ), и тяжелую минуту испытаний – набаты (раскрыть понятие), которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями наша земля была издавна богата.

Зрительный ряд:

Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Кто изображен на картинах?

Ответы детей

Что объединяет всех этих людей?

Ответы детей - Защитники земли Русской.

Чем прославились?

Ответы детей - Они совершали подвиги

Учитель:

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ответы детей

Учитель:

Тема классного часа «Жизнь ратными подвигами полна», каждый из вас сегодня узнает что-то новое для себя, о славных защитниках нашего Отечества и на примере жизни князя Александра Невского и князя Дмитрия Донского мы уточним наши знания о ратном подвиге.

III . Словарная работа:

Кто такие защитники Отечества?

Ответы детей

Дайте определение слову РАТНЫЙ ПОДВИГ

Ответы детей

Учитель обобщает:

Подвиг - героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Ратный – военный, боевой. (Толковый словарь Ожегова С.И.)

В разные исторические периоды наша Родина подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых мы храним веками.

Кто такой герой?

Ответы детей.

Какими качествами должен обладать герой?

Ответы детей

Учитель обобщает ответы детей. Слайд

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам.

IV . Выступления детей о каждом из воинов. Это может быть устный рассказ или презентация

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в трёх группах.

1 группа. Александр Невский-1240 год

15 июля 1240 г. Незадолго до этого дня здесь к болотистому берегу пристали шведские корабли. С них высадилось неприятельское войско. Враги решили воспользоваться тем, что русский народ изнемогал под ордынским игом, и напасть на Русь с севера. Захватчики были уверены, что победа достанется им легко. Но это вторжение не застало Новгород и Новгородское государство врасплох. У новгородского князя Александра Ярославича была очень хорошая разведка, и она вовремя сообщила о вражеских кораблях. Это помогло князю хорошо подготовиться.

Получив известие о приходе шведской армии в устье Невы, Александр срочно принял решение остановить движение врага как можно раньше, пока захватчики не успели дойти до Новгорода. В состав войска Александра кроме его конной дружины входили рядовые новгородцы - пешцы, а также наскоро собранное ополчение ладожан. Поскольку шведские силы значительно превосходили по своей численности русские, очень важен был фактор внезапности нападения, который мог обеспечить успех. Молодой полководец использовал его в полной мере. Русское нападение застигло шведское войско врасплох, и это предрешило успех боя в пользу Александра. Натиск был так яростен, что шведы смешались и стали отступать. Русские теснили их шаг за шагом, поражая своими быстрыми мечами. Сам князь Александр Ярославич на лихом коне бесстрашно вел вперед своих храбрых воинов. Его конная дружина, как важная ударная сила, действовала одновременно с пешей дружиной во главе с новгородцем Мишей. О нем известно, что он со своей дружиной напал на шведские корабли, а затем умело маневрируя, потопил три вражеских судна. В результате сражения шведское войско, понеся большие потери, потерпело сокрушительное поражение. За славную победу на Неве русский народ дал князю Александру прозвище Невский.

Через два года на Русскую землю вторгся новый враг - немецкие рыцари. Где бы они ни появлялись, после них оставались дымящиеся развалины и руины, трупы людей. "Пойдем на Александра и, победив его, возьмем в плен!"-хвастливо заявляли рыцари. Князь Александр с войском вышел навстречу врагу и стал поджидать его на льду Чудского озера. Зная, что рыцари сильны и опытны, Александр мудро расставил свои войска: послабее дружину - в центре, а сильные - на флангах. Кроме того, спрятал в засаде сильный полк под началом Гаврилы Олексича. Новгородские дружинники не сомневались в своей победе над немецкой "свиньей" - так назывался боевой строй ливонских рыцарей. 5 апреля 1242 г., на восходе солнца, произошла знаменитая битва, получившая в истории название Ледового побоища. Сеча была великая. Грохот битвы слышали за много верст окрест. Лед покрылся кровью. Храбро сражался с врагом головной полк русских, но все же не устоял против закованных в железные доспехи рыцарей. Глубоко вклинились они в расположение войск Александра Невского. Великий князь только и ждал этого момента. Загремели над полем боевые трубы, и сразу с двух сторон помчались на врага свежие дружины русских. Смяли "свинью" и погнали по льду. На помощь немцам двинулись тяжело вооруженные рыцари. Но спасти положение не смогли. С тыла на них внезапно обрушился засадный полк Гаврилы Олексича. Рыцари смешались, сбились в кучу. Весенний лед под ними не выдержал и стал ломаться. Много тут погибло захватчиков. Так русские войска с Александром Невским во главе разбили грозные силы европейского рыцарства.

Викторина «Проверь себя» Приложение 7

(как вариант- Просмотр отрывка фильма: «Ратные подвиги Александра Невского» Приложение 3.)

2 группа. Дмитрий Донской - (1350-1389)

Дмитрий Донской вступает на престол в 1359 году после смерти своего отца Ивана Ивановича Красного. Дмитрию было только 9 лет. С 10 лет он принимает участие во всех походах, боях, собраниях бояр. Со временем это позволило ему стать хорошим правителем и военачальником.

С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

В 1363 году 13-ти летний Дмитрий получает ярлык великого князя владимирского. 1367 год – начинается грандиозное строительство каменного Кремля. Москву все чаще называют белокаменной.

По мере того, как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимости от Золотой Орды. При князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито на реке Воже.

Это была первая победа русского оружия над ордынцами. Испугавшись усиления московского правителя Мамай решил сломить растущую мощь Руси. Поэтому, усилив свое войско, он отправился в 1380 году в сторону Москвы.

Дмитрий собирал рать для битвы с войском Мамая. Никогда еще московские улицы не видели такого количества воинов. Дружины прибывали из Костромы, Переславля, Можайска и Звенигорода, Серпухова и Углича. Победа нужна была всем: и дружиннику, и кузнецу, и пахарю.

Незадолго до выступления Дмитрий отправился за благословлением к настоятелю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому. По его совету в войско Дмитрия вступили два монаха: Александр Пересвет и Родион Ослябя.

Не желая подпускать ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику, к реке Дон. Весь день продолжалась переправа, а когда она закончилась, князь приказал разрушить мосты. Этот смелый шаг свидетельствует о решимости русского войска сражаться до конца – об отступлении не думал никто!

Жестокая сеча была на поле Куликовом. Летописец описывает: «Сошлись оба войска, крепко бились не только оружием, но и убивали друг друга врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхаясь от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться на Куликовом поле, тесное ведь место между Доном и Непрядвою».

Дмитрий, надев доспехи рядового воина, сражался наравне со всеми в первых рядах. За победу князь Дмитрий получил прозвище Донской, и слава о нём сохранилась в памяти народной.

Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе.

Викторина «Проверь себя» Приложение 8

(как вариант- Просмотр отрывка фильма: «Битва на Куликовом поле». Приложение 4)

Учитель:

Куликовская битва одна из самых грандиозных и кровопролитных сражений русских воинов с татаро-монгольским войском.

Здесь, на Куликовом поле, сила русского оружия победила бесчисленные орды хана Мамая.

Многие тысячи русских воинов ценою собственной жизни избавили родную землю от иноземного ига…

Но снова наша страна подверглась нападению новых завоевателей, которым нужны были не только богатые русские земли, но и заставить русских людей забыть православную веру. Об этом расскажет группа №3

3 группа. К. Минини и Д. Пожарский-

Начало XVII века на Руси назвали «смутным временем». На престоле сидел слабовольный царь Федор, сын Ивана Грозного. Управлять ему помогал Борис Годунов, на сестре которого был женат царь. Бояре постоянно вели борьбу за власть и влияние при дворе, используя помощь иностранцев: поляков и шведов. После смерти Бориса Годунова, ставшего царем вслед за Федором, начались на Руси мятежи и беспорядки. Бояре русским царем провозгласили польского королевича Владислава и впустили в Москву польское войско Поляки открыто хозяйничали в Москве, неуважительно относились к русским обычаям, обижали мирных жителей, захватывали их имущество.

Тогда и поднялось на защиту Отечества народное ополчение. В Нижнем Новгороде прозвучал призыв Кузьмы Минина помочь родине, не пожалеть казны и жизни своей, если понадобится продать дворы и дома. Именно он начал сбор денег на новое ополчение и сам отдал все свои сбережения и часть имущества.

Верховным воеводой пригласили князя Дмитрия Пожарского, который был известен своей личной храбростью. И тот без долгих колебаний согласился.

Собранные войска спешно двинулись к Москве, которая была занята польским гарнизоном. У стен столицы разгорелось сражение. Несколько дней шли жаркие бои. Подкрепление не помогло осажденным полякам. Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон Кремля. Подходившее подкрепление было остановлено и разбито под Волоколамском.

Викторина Приложение 8

(как Вариант - Просмотр отрывка фильма: «Освобождение Москвы 1612 г.». Приложение 5)

Учитель

На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, лето1818 года».

Задание: Объясните смысл слов на памятнике Минину и Пожарскому.

Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами, - говорит народная мудрость. А ещё подвигами.

О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, но и другие источники русской культуры. Назовите их.

(Летописи, былины, поэзия, литература, иконы, архитектурные строения, музыкальные произведения - Так знаменитый русский композитор С.С. Прокофьев написал музыкальное произведение – кантату «Александр Невский»).

Мы должны помнить ратные подвиги наших предков, отдавая должное их самоотверженности и героизму.

V . Проблемный вопрос:
Есть ли место для подвига в современной жизни?

Обсуждение и мнение учащихся

Учитель

Рассказ о ….Евгении Родионове приложение 9

Елизавета Чайкина

Николай Горячев

Ина Константинова - разведчица партизан

1812 год

Евгению Родионову было 19 лет, когда чеченские боевики его казнили отрубили ему голову . При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.

Для его почитателей, Евгений или Женя, как они ласково его называют, это современный крестоносец, принесший великую жертву во имя своей страны, встретив лицом к лицу главного на сегодняшний момент врага России – радикальный ислам, который олицетворяют чеченские боевики.

Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.

С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.

Его мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Учитель

VI . организует закрепление знаний,

предлагая принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) Не мудрено войну начать, а мудрено ее (кончить)

3) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

4) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

5) Враг моего народа - мой (враг)

6) Герою нет (смерти)

7) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

8) Герой - за Родину (горой)

9) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

10) Не сможешь защитить свой очаг - завладеет (враг)

11) Тот нам ворог, кому мир (не дорог)

12) Иду на войну защищать (страну)

13) Наша победа не ради войны, а ради (мира)

14) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)

15) Победишь не силой, а (правдой)

16) Друга любить - себя не (щадить)

Учащиеся принимают участие в игре.

VII . Рефлексия

Продолжи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Мы все: взрослые и дети в долгу перед теми кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем оплатить этот долг? На такой вопрос есть один ответ- любовью к Родине, готовностью защищать её от любого врага, как это делали наши предки. И вы должны уже сейчас готовить себя к защите Отечества, быть достойными его сыновьями и дочерьми

Много песен сложено о нашей прекрасной Родине. Одну из них мы сейчас с вами исполним (прослушаем).

Исполнение песни «Служить России». Приложение 10

VIII . Домашнее задание.

В 2015 году вся наша страна отмечает 70-летие Великой Победы над фашисткой Германией. Предлагаю задание:

Подготовить рассказ о воинах вашей семьи, об их мужестве, героизме, отваге. На следующем классном часе продолжим разговор о ратных подвигах на примере семейных историй

Говорят, в уходящем году было слишком много трагических событий, и хорошего накануне Нового года вспомнить почти нечего. Царьград решил поспорить с этим утверждением и собрал подборку самых выдающихся наших соотечественников (и не только) и их героических поступков. К сожалению, многие из них совершили подвиг ценой собственной жизни, однако память о них самих и их поступках будет еще долго поддерживать нас и служить примером для подражания. Десять имен, которые прогремели в 2016 году и не должны быть забыты.

Александр Прохоренко

Офицер спецназа, 25-летний лейтенант Прохоренко погиб в марте под Пальмирой, выполняя задачи по наведению ударов российской авиации по боевикам ИГИЛ. Он был обнаружен террористами и, оказавшись в окружении, не пожелал сдаваться и вызвал огонь на себя. Ему было присвоено звание Героя России посмертно, а его именем назвали улицу в Оренбурге. Подвиг Прохоренко вызвал восхищение не только в России. Две французские семьи пожертвовали награды, в числе которых был и орден Почетного легиона.

Церемония прощания с погибшим в Сирии героем России старшим лейтенантом Александром Прохоренко в селе Городки Тюльганского района. Сергей Медведев/ТАСС

В Оренбурге, откуда родом офицер, у него осталась молодая жена, которую после гибели Александра пришлось госпитализировать, чтобы сохранить жизнь их ребенка. В августе у нее родилась дочь Виолетта.

Магомед Нурбагандов


Полицейского из Дагестана Магомета Нурбагандова и его брата Абдурашида убили в июле, но подробности стали известны лишь в сентябре, когда в телефоне одного из ликвидированных боевиков "избербашской преступной группировки" обнаружили видеозапись с казнью полицейских. В тот злополучный день братья со своими родственниками-школьниками отдыхали на природе в палатках, нападения бандитов никто не ожидал. Абдурашида убили сразу за то, что он вступился за одного из мальчиков, которого бандиты начали оскорблять. Магомета перед смертью пытали, поскольку обнаружили его документы сотрудника правоохранительных органов. Целью издевательств было заставить Нурбагандова под запись отречься от своих коллег, признать силу боевиков и призвать дагестанцев уходить из полиции. В ответ на это Нурбагандов обратился к коллегам со словами "Работайте, братья!" Разъяренным боевикам оставалось лишь убить его. С родителями братьев встретился президент Владимир Путин, поблагодарил их за мужество сына и присвоил ему звание Героя России посмертно. Последняя фраза Магомета стала главным лозунгом уходящего года и, можно предположить, на годы вперед. Без отца остались двое маленьких детей. Сын Нурбагандова теперь говорит, что станет только полицейским.

Елизавета Глинка


Фото:Михаил Метцель/ТАСС

Врач-реаниматолог и филантроп, известная в народе как Доктор Лиза, в этом году успела многое. В мае она вывозила детей из Донбасса. Было спасено 22 больных ребенка, младшему из которого исполнилось всего 5 дней. Это были дети с пороком сердца, онкологией, врожденными заболеваниями. Для детей из Донбасса и Сирии были созданы специальные программы лечения и поддержки. В Сирии Елизавета Глинка также помогала больным детям и организовала доставку лекарств и гуманитарной помощи в госпитали. Во время доставки очередного гуманитарного груза Доктор Лиза погибла в крушении самолета ТУ-154 над Черным морем. Несмотря на трагедию, все программы будут продолжены. Сегодня для ребят из Луганска и Донецка состоится предновогодняя ёлка…

Олег Федюра


Начальник Главного управления МЧС России по Приморскому краю полковник внутренней службы Олег Федюра. Пресс-служба ГУ МЧС по Приморскому краю/ТАСС

Начальник Главного управления МЧС России по Приморскому краю, который проявил себя во время стихийных бедствий в регионе. Спасатель лично побывал во всех затопленных городах и деревнях, руководил поисково-спасательными операциями, помогал эвакуировать людей, да и сам не сидел сложа руки - на его счету сотни подобных мероприятий. 2 сентября вместе со своей бригадой он направлялся в очередное село, в котором было затоплено 400 домов и больше 1000 человек ждали помощи. Пересекая реку, КАМАЗ, в котором находились Федюра и еще 8 человек, рухнул в воду. Олег Федюра спас весь личный состав, однако потом не смог выбраться из затопленной машины и погиб.

Любовь Печко


Весь русский мир узнал имя 91-летней женщины-ветерана из новостей 9 мая. Во время праздничного шествия в честь Дня Победы в оккупированном украинцами Славянске, колонну ветеранов закидали яйцами, облили зеленкой и обсыпали мукой украинские нацисты, однако дух старых воинов было не сломить, никто не вышел из строя. Нацисты выкрикивали оскорбления, в оккупированном Славянске, где запрещена любая российская и советская символика, ситуация была крайне взрывоопасной и могла в любой момент перейти в побоище. Однако ветераны, несмотря на угрозу своей жизни, не побоялись открыто надеть медали и георгиевские ленты, все-таки не для того они прошли войну с гитлеровцами, чтобы испугаться их идейных последователей. Любови Печко, которая в годы Великой Отечественной участвовала в освобождении Белоруссии, плеснули зеленкой прямо в лицо. Снимки, на которых с лица Любови Печко вытирают следы зеленки, облетели соцсети и СМИ. От полученного шока скончалась сестра пожилой женщины, которая увидела надругательство над ветеранами по телевизору и получила сердечный приступ.

Данил Максудов


В январе этого года во время сильной снежной бури образовался опасный затор на трассе Оренбург-Орск, в котором оказались заблокированными сотни людей. Рядовые сотрудники различных служб проявили героизм, выводя людей из ледяного плена, порой ставя под угрозу собственную жизнь. Россия запомнила имя полицейского Данила Максудова, который попал в больницу с сильным обморожением из-за того, что отдал куртку, шапку и перчатки тем, кто больше в этом нуждался. После этого Данил еще несколько часов в пургу помогал выводить людей из затора. Затем сам Максудов оказался в отделении экстренной травматологии с обмороженными руками, речь шла об ампутации пальцев. Однако в итоге полицейский пошел на поправку.

Константин Парикожа


Президент России Владимир Путин и командир экипажа самолета Boeing 777-200 "Оренбургских авиалиний" Константин Парикожа, награжденный орденом Мужества, во время церемонии вручения государственных наград в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС

Уроженец Томска, 38-летний летчик сумел посадить лайнер с горящим двигателем, в котором находилось 350 пассажиров, среди которых было много семей с детьми и 20 членов экипажа. Самолет летел из Доминиканы, на высоте 6 тыс. метров прозвучал хлопок и салон заволокло дымом, началась паника. Во время посадки у самолета загорелись и шасси. Однако благодаря мастерству пилота, Боинг-777 удалось успешно посадить и никто из пассажиров не пострадал. Парикожа получил орден Мужества из рук президента.

Андрей Логвинов


44-летний командир экипажа Ил-18, потерпевшего крушение в Якутии, сумел посадить самолет без крыльев. Самолет пытались посадить до последнего и в конце концов им удалось избежать жертв, хотя у самолета при ударе о землю отломились оба крыла и развалился фюзеляж. Сами пилоты получили множественные переломы, но не смотря на это, по словам спасателей, отказывались от помощи и просили, чтобы их эвакуировали в больницу последними. "Ему удалось невозможное", - говорили о мастерстве Андрея Логвинова.

Георгий Гладыш


Февральским утром настоятель православного храма в Кривом Роге, иерей Георгий, как обычно, ехал со службы домой на велосипеде. Внезапно он услышал крики о помощи от ближайшего водоема. Оказалось, что рыбак провалился под лед. Батюшка подбежал к воде, сбросил с себя одежду и, осенив себя крестным знамением, бросился на помощь. Шум привлек внимание местных жителей, которые вызвали скорую и помогли вытащить из воды уже потерявшего сознание пенсионера-рыбака. Сам священник отказался от почестей: "Спас не я. Это Бог решил за меня. Если бы ехал на машине, а не на велосипеде, я бы просто не услышал криков о помощи. Если бы я начал думать, помочь мне человеку или нет, я бы не успел. Если бы находящиеся на берегу люди не бросили нам веревку, мы бы утонули вместе. А так все произошло само собой ". После подвига он поехал дальше совершать церковные требы.

Юлия Колосова


Россия. Москва. 2 декабря 2016. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова (слева) и Юлия Колосова, победившая в номинации "Дети-герои", на торжественной церемонии награждения победителей VIII Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения людей "Созвездие мужества". Михаил Почуев/ТАСС

Валдайская школьница, несмотря на то, что ей самой всего 12 лет, она не побоялась войти в горящий частный дом, услышав крики детей. Юля вывела из дома двоих мальчиков, и уже на улице они сообщили ей, что внутри остался еще один их маленький брат. Девочка вернулась в дом и вынесла на руках 7-летнего малыша, который плакал и боялся спускаться по окутанной дымом лестнице. В итоге никто из детей никто не пострадал. "Мне кажется, на моем месте любой подросток так бы поступил, но не каждый взрослый, потому что взрослые гораздо равнодушнее, чем дети ", - считает девочка. Неравнодушные жители Старой Руссы собрали деньги и подарили девочке компьютер и сувенир - кружку с ее фотографией. Сама же школьница признается, что помогала не ради подарков и похвал, но ей, конечно, было приятно, ведь она из малоимущей семьи - мать Юли продавец, а папа работает на заводе.