План работы с одарёнными детьми материал на тему. Этапы работы с одаренными детьми План работа с одаренными людьми

— гордость каждого учителя. Каждый ребенок имеет предпосылки развития способностей. По мере взросления, под влиянием школы, социума эти способности могут угасать. А могут, наоборот, развиваться. В этом развитии огромное значение имеет деятельность учителя.

Для развития учащихся, расширения возможностей для проявления способности каждого ребенка учитель составляет план работы с одаренными детьми.

Как составить план работы с одаренными учениками

Учитывая индивидуальные особенности, специфику таланта ребенка, формы проявления одаренности, работа с такими детьми будет строиться по-разному. Но, учитывая многообразие видов работы, общий план удобнее составлять по следующей схеме:

1. Выявление одаренных детей по своему предмету.

2. Составление индивидуальных карточек, в которых указывается:

  • Тип одаренности.
  • Способности ребенка.
  • Особенности психологического развития.
  • Особенности эмоционального развития.
  • Оценка креативности ученика.
  • Экспертная оценка одаренности ребенка.
  • Предполагаемый вектор направления работы.

3. План индивидуальных и групповых занятий с выявленной группой одаренных детей.

4. Работа учителя по привлечению таких детей к участию во внеурочной, внешкольной деятельности (участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, проведение тематических недель, семинаров, кружковая деятельность).

5. Работа с одаренными детьми на уроках (включение в план урока заданий повышенной сложности, привлечение одаренных к консультационной работе и пр.).

6. Подбор и изучение методической литературы по работе с одаренными детьми.

7. Создание банка материалов по предмету, предназначенного для работы с одаренными учениками.

В плане желательно указать и форму , в которой будет представлен анализ деятельности учителя за год.

В данном разделе сайта вы можете ознакомиться с образцами и примерами планов, составленных разными учителями-предметниками.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»

План работы

    • одарёнными детьми

    рамках введения ФГОС

План работы с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В свете Концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. А это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Все дети одарены от природы. На развитие одарённости наибольшее внимание оказывает педагогический фактор. Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.

За последние годы увеличилось число участников различных конкурсов. Для развития спортивной, творческой одарённости детей в школе проводятся спортивные соревнования, спартакиады, увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Улучшение работы учителей в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одарённых детей. Их решение должна обеспечивать Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечение всестороннего развития и образования.

Концепция программы

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы

    основным подходам относятся следующие:

    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

    Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин

    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

    то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

    Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

    Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

    Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя

    обучающегося. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и учителя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В новой системе образования, отвечающей потребностям современного мира, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, акценты смещаются в сторону ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.

Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

    • одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. За счет сокращения числа предметов изучаемых школьником в старших классах, у учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с

одаренными детьми, был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов учащихся, имел дискуссионное содержание.

Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися:

    творческие мастерские;

    групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

    факультативы;

    кружки по интересам;

    занятия исследовательской деятельностью;

    конкурсы;

    интеллектуальный марафон;

    научно-практические конференции;

    участие в олимпиадах;

    работа по индивидуальным планам;

    сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

    Сотрудничество с социальными партнёрами

Цель программы

Обеспечить возможности творческой личности самореализации, поддержки и развития одарённых детей

Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности

Организация системы исследовательской работы учащихся

Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование

Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся

Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одаренными детьми

Творческая самореализация выпускника школы

Обеспечение преемственности в работе с начальной, средней, старшей школы

Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся

Участие учащихся в конкурсах, фестивалях исследовательских работ

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-коордиционная

Осуществление общего контроля и руководства

Руководство деятельностью коллектива

Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы

Проведение семинаров, консультаций

Подбор и систематизация методических рекомендаций

Аналитическая деятельность

Заместитель директора по УВР

методист

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеурочной, урочной работы

Классные руководители педагог-организатор

Педагоги, педагоги дополнительного образования

Социальные партнёры

Организация конкурсов, олимпиад, круглых столов проведение тренингов участие в мероприятиях разного уровня

Библиотекарь, специалисты СДК, психолог, совет ветеранов, опытные учителя

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Проведение микроисследований по теме.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

План работы с одаренными детьми

Сроки

Ответственные

Выход

п/п

Составление плана работы с

Август

Зам. дир. по УВР,

План работы с

одаренными детьми на МО

Рук. МО

одаренными детьми

Формирование банка

Сентябрь

Зам. директора

Банк данных

данных учащихся имеющих

по УВР,

высокий уровень учебно -

Зам.директора по

познавательной деятельности.

ВР, рук. МО

Диагностика учебных

Сентябрь-

Кл. рук.

Анализ

способностей учащихся

Май

психолог

развития каждого

мотивированного

ребенка, психологическое

тестирование, выявление уровня

развития познавательной,

мотивационной сфер учащихся,

степени одаренности учащихся.

Обеспечение

В течение

Учителя-

индивидуализации,

года

предметники

дифференциации учебной

нагрузки учащихся в

зависимости от уровня развития

их познавательной сферы,

мыслительных процессов.

Организация внутришкольного

Зам. дир. по УВР,

Приказы, справки,

тура предметных олимпиад,

Учителя –

отчеты, совещания при

формирование списков на

предметники, Кл.

директоре, заседания

участие в районных

Октябрь

рук.

МО

предметных

олимпиадах. Проведение

школьных предметных

олимпиад

Составление аналитической

Ноябрь

Зам. директора

Аналитическая справка

справки о результатах

по УВР,

школьных предметных

Руководители

олимпиад

МО

Планирование индивидуальной

В течение

Учителя –

Посещение и анализ

работы с детьми с

года

предметники,

уроков

повышенными учебными

Рук. МО

способностями на уроке

Посещение уроков учителей-

Администрация

предметников с целью

школы

выявления приемов

разноуровневого обучения на

уроках

Организация участия

Постоянно

Зам. дир. по УВР,

школьников в

Учителя нач.

классов

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

Список литературы

    Борздун, В.Н. , Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006- №1- С.81-90

    Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С.22-23.

    Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. - № 10.

– С. 152-158.

    Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под ред.

А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.

Организация исследовательской деятельности школьников в условиях перехода к профильному обучению [Текст]: учебно- психологов/ А.И. Савенков.- М., Генезис, 2005.-203с.

    Синенко, В.Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента [Текст] / В.Я.Синенко. – Челябинск, 1995. – 389с.

    методическое пособие/ В.Н. Борздун, Н.А. Заруба, Е.Г. Овчинникова и др.; науч. ред. Е.Г. Овчинникова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – С.

20-26.

    Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1.- С.165-174.

    Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников

[Текст]: методическое пособие для школьных

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

Участие в конкурсах, проектах

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

Индивидуальных способностей

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

работе на 2015 -2016 уч. год.

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему .

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;

Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

Помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Из опыта работы

Кущёвой С.Г.

Воспитателя

АНО ДО «Алмазик» «Детский сад № 1»

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВДЕНИЯ

СРОК

Создание Совета Педагогов по работе с одаренными детьми.

Составление плана работы с одаренными детьми.

Заседание Совета Педагогов

август

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.

сентябрь-октябрь

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Коллоквиум Совета Педагогов.

в течение года

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

Групповые занятия.

в течение года

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

Математический КВН.

декабрь

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

Исследовательская деятельность.

март

Презентация.

апрель

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

Работа с родителями.

в течение года

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми.

Мониторинг.

май

Планирование работы на следующий учебный год.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

июнь

Программа

Пояснительная зап и ска.

  1. Выявление одаренных детей.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно

экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению

причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории одарённых детей.

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями : Жора, Камила

Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями: (математика) Сева, Илья, Ваня.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями : Б. Ульяна, З. Варя.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями : Я. Вова, С. Ксенья, Б. Тимофей, Матвей.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • конкурсы; интеллектуальные игры;
  • участие в олимпиадах; презентации;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.
  • исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Раздел

Основное содержание

Количественные представления

  • Понятия: «множество», «элемент», «часть множества», «отношение между множествами», «частями во множествах»;
  • операции над множествами: объединение, перечисление, нахождение разности множеств;
  • количественный и порядковый счет в пределах 20; изучение чисел до 100;
  • счет парами, тройками, десятками;
  • использование при сравнении элементов знаковой системы;
  • решение простых арифметических задач. Запись решения задач с помощью цифр и знаков

Величина

  • Измерение величины линейных протяженностей и объема жидких и сыпучих тел;
  • знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр)

Геометрические формы, фигуры

Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры)

Ориентировка в пространстве

  • Составление планов, схем, карт;
  • ориентировка в трехмерном пространстве

Ориентировка во времени

  • Определение времени по часам;
  • знакомство с приборами измерения времени (часы, секундомер) и календарём


Индивидуальный план работы с одаренными детьми.

Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации».

Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.

План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:

Научности;

Деятельного подхода;

Системности;

Самоценности детства.

Форма реализации: индивидуальные игры.

Тематический план.

Тема

Задачи

Перечень игр

Формирование действия замещения

Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания.

Зверюшки на дорожках;
Разноцветные цепочки;
Кто сегодня именинник;
Отгадай фигуру;
Звезды на небе.

Анализ

Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий.

Подбери картинку;

Причаль пароход;

Хитрые картинки;

Веселые человечки;

Чего не хватает;

Мяч в корзину.

Моделирование

Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач.

Разные сказки;

Чудесные превращения;

Угадай, что спрятано;

Четвертая картинка.

Классификация предметов

Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам.

Домино;
Дерево;
Какие фигуры;
Игра с одним обручем;
Игра с двумя обручами;
Игра с тремя обручами;

Введение в алгоритмизацию

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формировать навыки устных вычислений.

Вычислительная машина І;
Вычислительная машина ІІ;
Преобразование слов;
Вычислительная машина ІІІ.

Решение процедурных логических задач

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формирование навыков устного счета

Задача 1;
Задача 2;
Задача 3;
Задача 4.

Вывод.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Список литературы

Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

Приложение

Определение склонностей ребенка.

Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.

Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

Легко общается с детьми и взрослыми.

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

Инициативен в общении со сверстниками.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Легко входит в роль какого-либо персонажа.

Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Примерные варианты задач на развитие
логического мышления

Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.


Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат


Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?

Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

Типы заданий логико-конструктивного характера.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми.

Занимательные вопросы.

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи.

Задача 1. Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3 . Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4 . Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.


Пояснительная записка.

О даренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель : создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития :

    развитие личности одаренных учащихся;

    развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

    развитие позитивной Я-концепции;

    развитие творческой самостоятельности;

    развитие коммуникативных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

    групповые занятия с одаренными учащимися;

    индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

    кружки по интересам;

    конкурсы;

    участие в олимпиадах;

    исследовательская деятельность.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

    с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

    в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

    какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Деятельность педагогов предусматривает:

    реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

    создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

    изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

    внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

    управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

    на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой

личности;

    на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

    на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

    на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

    Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

    Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

    Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Советы родителям одаренных детей:

    поймите ребенка и осознайте его уникальность;

    помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

    поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

    не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

    учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

    спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

    на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;

    создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

    учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка

План работы

Мероприятия

Составление списков мотивированных учащихся. Планирование работы

Сентябрь

Интеллектуальные игры

В течение года

Индивидуальные творческие задания

В течение года

Участие в театрализованном представлении «Театральная жемчужина»

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Участие в проектах по различной тематике

в течение года

Школьный конкурс чтецов «Кузьминские чтения»

Городской конкурс чтецов «Кузьминские чтения» в «Одном прекрасном царстве»

Участие в конкурсах творческих работ

В течение года

Школьный конкурс чтецов «День Победы»

Подготовка и проведение школьной метапредметной олимпиады для учащихся 1-4 классов

Подготовка и проведение городской метапредметной олимпиады для учащихся 1-4 классов

Школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Школьный конкурс проектов

Вовлечение в работу кружков, секций

в течение года

В течение года

Участие во всероссийских конкурсах:

    «Русский медвежонок»

    «Кенгуру»

    «Совёнок»

  • «Почемучка»

    «Золотое руно» и т.д.

В течение года

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

В течение года

Подведение итогов. День Олимпионика.

Список мотивированных учащихся 3 Б класса 2014-2015 уч.год

1. Близнин Андрей

2. Андрончик Юлия

3. Истомина Лада

4. Гаврилова Наталья

5. Белозёрова Елизавета

6. Вычегжанина Дарья