Национальный головной убор киргизов. Основные виды кыргызского мужского костюма

Калпак -- это старинный кыргызский войлочный головной убор. О "калпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. «Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валеные шляпы". Изготавливается калпак из войлока, что дает возможность носить его и в теплую и в весьма прохладную погоду, предохраняя голову от перепада температуры, колпаки разнообразны: колпак с декором, колпак с разрезом, колпак без разреза, колпак с высокой тульей. Все колпаки характеризуются высокой верхушкой, края у которых обращаются вверх, украшаются вышивками тканью из черного и красного бархата. Виды кыргызкого «калпака»: «Айры калпак», «Тилик калпак», «Туюк калпак» и т.д. Калпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай -- особый вид головного убора, отличительная особенность - длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Малахай-меховая шапка без отворотов. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Тебетей -- распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Края шапки полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Чапан -- мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты -- дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан -- широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан -- покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

«Чепкен» киргизы из валяного сукна носили поверх остальной одежды. В холод и непогоду такой «Чепкен» был незаменим - не промокал, не продувался ветром, одинаково хорошо защищал от холода и солнечных лучей. Он очень прочен и в качестве повседневной рабочей одежды служил 5-6 лет. Халат из верблюжьей шерсти был не рабочим, а скорее выходным, щегольским нарядом; он стоил очень дорого и был доступен лишь богатым киргизам. Очень состоятельные киргизы носили также и штаны из этой ткани.

Кементай -- Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда - непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. «Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда - непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. Белые - особо ценные, войлочные халаты, могли себе позволить только очень зажиточные крестьяне.

«Джаргакшым» - широкие кожаные или замшевые штаны, основным украшением которых служила шелковая вышивка.

"Ичик",- зимний вид одежды, меховая шуба, крытая тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Длина ниже колен, рукава так же длинные, используется плотная ткань. Особо ценились шубы из меха диких животных - волка, лисы, рыси и др. Ичик в основном, одевали в особых торжественных случаях.

Тон - это так же зимняя верхняя одежда мужчин и женщин. Изготавливается из шкур домашних животных с использованием плотных тканей, воротники делаются пышными.

Таар шым - мужская нижняя одежда, повседневные брюки. Специально делаются широкими, что бы свободно оседлать коня и двигаться. Шьются выше колен, по колено и ниже колен.

Отук - сапоги, сшитые из кожи, войлока. Мужская обувь состояла из кожаных сапог - "отук", кожаные калоши на каблуках - "кепич" и мягких выворотных сапожек - "маасы". Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - "чарык", с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми к верху носками. ".

Ансамбль мужской верхней одежды завершал непременно пояс - «кемер кур». Он делается из кожи и металла, чаще всего из серебра, богато декорируется узором, различным изображением.

Традиционный женский национальный костюм кыргызского народа состоит из следующих основных компонентов: платье-«койнок», набедренную распашную юбку - бельдемчи, головной убор (несколько видов).

Койнок-кыргызское платье в виде рубахи. Покрой женской рубахи-платья во второй половине 19 века был в основном одинаков на всей территории Кыргызстана. Она была туникообразна, с прямыми или немного сужающимися к запястью рукавами. К основному полотнищу пришивались расширяющиеся к низу боковины. Под рукава вшивали треугольные ластовицы. Платье делали длинным - до щиколоток, рукава закрывали кисти рук. Основное полотнище было до щиколоток настолько, что шов, соединяющий стан с рукавами, приходился на 6 - 10 см ниже линии плеча. В том случае, если на рубаху-платье не надевалась верхняя одежда (халат, камзол и проч.), она подпоясывалась широким поясом. На юге (Алайская долина) поясом служил длинный кусок ткани или платок, обмотанный несколько раз ниже талии. В северной части страны пояс представлял собой широкую (более 10 см) полосу ткани на толстой подкладке и завязывался сзади на талии.

Различия в женской рубахе тех или иных районов Кыргызстана заключалась в основном в форме ворота и способах его отделки. Были выделены три варианта кыргызской женской рубахи второй половины 19 века (все они относились к типу туникообразных рубах): 1) рубаха с горизонтально-вертикальным разрезом ворота, без воротника с вышивкой по вертикальному разрезу ворота или со специальной широкой манишкой онур; 2)рубаха с треугольным разрезом ворота и обшивкой его узкой тесьмой джеек; 3) рубаха со стоячим воротником. Вышивку делали или непосредственно на платье, или же на отдельно надевавшемся на платье нагруднике. Вышивка и на груди рубахи, и на нагруднике-манишке называлась онур. Вышивку делали швом «терс кайык» (обратный шов), предназначавшимся в этих районах только для «онур». Шов был очень тонким, плотным, вышивка сплошной: каждый новый стежок ложился на одну нить (в ткани) выше предыдущего. Онур вышивали так же и другими швами - шевеге (тамбур), койтерме, басма (гладь).Узор вышивки был геометрическим. Онур вышивали щелковыми нитками разных цветов: красными, чеными, желтыми, синими, зелеными. В первый раз онур надевали на невесту в день свадьбы. Его носили женщины молодые и среднего возраста.

Второй вариант кыргызской женской рубахи-платья - с треугольным вырезом ворота носили молодые и пожилые женщины. По названию ворота платье получило название «узун джаак». Сложенную пополам ткань разрезали по сгибу и на 20-25 см по вертикали. Часто верхние края вертикального разреза подгибали, отчего вырез приобретал треугольную форму. Узкая тесьма окаймляла треугольный разрез ворота и спускалась далеко ниже пояса. Ткань для платьев этого варианта была разного цвета: у молодых - красного, у пожилых темных или светлых цветов.

В конце 19 - певой четверти 20 в. появляется новый тип платья - выкройной. Выкройные рубахи представлены двумя вариантами: 1 - отрезное от талии платье; 2 - платье на кокетке. Отрезное от талии платье сначала сохраняло многие черты туникообразной одежды: к туникообразному лифу пришивали собранную в сборки юбки. Воротник был стоячим с вертикальным разрезом спереди. Затем появились и полностью выкроенные платья - со скругленной проймой рукава, разрезной скошенной линией плеча, выкроенным по форме рука рукавом; появились и отложные воротники.

Кеп такыя - женский головной убор, сверху которого надевают элечек или женский тебетей. Украшаются вышивкой и висячими ювелирными изделиями. Выполняет функцию устойчивости тебетея и хранит от холода. Является дополнительной декорацией для остальных одежд.

Элечек - женский головной убор, для женщин старшего возраста. Изготовляется только из белой ткани. Бывает округленной или квадратной формы. Особенностью является то, что в элечек входит платок, закрывающий шею. Элечек имеет несколько составных частей: «баш кеп», «сала коймо», «ээк алмай» «астынкы, устунку тартма», «тумарча», «бадал». «Элечек» как и «шокуло» украшается традиционным декоративным элементом «кыргык», опоясывающий головной убор полоска различной ширины, на который наносится узоры вышивкой и декорируются золотом, серебром и другими камнями. В зависимости от декора «кыргак» называется по разному - «кумуш кыргак», «алтын кыргак», «»сайма кыргак», «оймо кыргак», «жибек кыргак» и т.д. По его краям прикрепляются серебряные или золотые подвески, что придает элечеку торжественный вид. Элечек бывает только белого цвета за исключением траурного (траурное время покрывает его черным платком). В одевании элечека есть региональные отличия.

Шокуло - женский головной убор. Считается свадебным. Это конусообразная шапка заострена кверху и на верхушке собрана легкая светлая ткань. Во время свадебной процессии невесте закрывали этой тканью лицо. Высота бывает 22-30см. В древности его делали из белого войлока, и окаймлялась мехом выдры, лисы и др. животных. Богато украшается орнаментом и вышивкой. «Кыргак» -главный декоративный элемент шокуло.

Бельдемчи - набедренная одежда в виде распашной юбки. Это одежда замужней женщины надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком швом «илме». Узоры весьма разнообразны, чаще они состоят из завитков, напоминающих рога барана. Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых, либо узорных тканей. Нарядные бельдемчи были из черной блестящей ткани (лампук) из среднеазиатских пестрых шелков или из сукна, (иногда домотканого) украшались вышивкой. Вышивка на них иногда шла широкой полосой в виде каймы, но чаще они были вшиты сплошь, включая пояс. Праздничные бельдемчи шили из черного бархата, вышивали обычно тамбурным швом, разноцветными шелковыми нитками. Между поясом и полотнищем юбки для украшения вшивался ряд красно-белых мелких фестонов. По подолу и полам нарядные бильдемчи обшивались мехом выдры. Зимние бельдемчи для жен чабанов, кочевавших большую часть года на пастбищах, делали из шерсти овчины. По своему характеру, общему стилю, часто черному фону, на котором была вышита вышивка, общему ее колориту (преобладание красного цвета с добавлением белого, зеленого, желтого, голубого), по особенностям орнамента и композиции вышивка на бельдемчи близка вышивке настенных ковров тушкийиз.

Тебетей- зимний головной убор женщин и мужчин. Края «тебетея» полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Чыптама- традиционный женский жилет-безрукавка, одеваемый сверху «койнок» (платья). В разных регионах имеет разные названия- «чирмей», «опко тон», «опко кап», «кармооч». Чаще всего шьется из бархата и украшается вышивкой.

Все эти основные элементы комплекта кыргызского национального костюма не менялись с древнейших времен. Только во второй половине XIX в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и, таким образом, в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.

Сегодня кыргызский народный костюм не теряет свою актуальность, и современные модельеры по новому трактуют его в своих творческих работах, что способствовало появлению столь популярного в последнее время «этно стиля».

кыргызский культура костюм традиционный

Элечек (кимишек, бас орау) - головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов (кыргызы, қазақи, каракалпаки, ногаи - весьма близкие друг к другу по языку и генеалогии-санжыре народы). Сегодня, когда идет возрождение собственных культурных ценностей, очень важно не замкнуться в своих национальных квартирках и искать различия между близкородственными народами. Гораздо важнее находить общее и восстанавливать богатое наследие собственных общих предков без всяких споров о том, что есть, например, кыргызское или қазақское, и у кого оно появилось вначале. Как можно разделять что-то на свое и чужое, если мы происходим от одних предков? Поэтому здесь представлены все виды элечеков, которые могли быть или будут у кыргызов, так как они были и есть у других братских нам народов. Параллельно я попытаюсь дать объяснения тем или иным деталям элечека, естественно, в своей интерпретации, а правильность выводов на выбор читателя - я всего лишь выражаю свое мнение.

Собственно говоря, элечек - это тюрбан, который весьма распространен у многих народов, ориентализованый (образ Востока в глазах Запада) образ которого связан с образом роскоши и дворцово-гаремной сексуальности. Однако у тюркских народов, тюрбан-элечек, напротив, связан с образом чистоты женской и материнской порядочности. Уже в древности в Центральной Азии символически тюрбан был связан больше с женским началом и женским циклом, зачастую условно привязываемым к лунному, что отражало способность к деторождению.

Реконструкция женского головного убора, выполненная на основании стенной росписи Пенджикента (VII в.), изображающей богиню Луны

Что именно считать элечеком и чем он отличается от тюрбана? Элечек должен состоять минимум из двух (трех) частей, (1) тюрбана (собственно элечек), (2) хвостика от тюрбана, прикрывающей косы и (3) ткани, прикрывающей щеки и шею). Иногда для сохранения формы элечека ее наворачивают на тюбетейку.

Элечек предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Недаром поэтическими эпитетами молодых невесток и жен (келин-жеӊе) стали «белые щечки» и/или «белая шейка», так как в отличие от девичьей шапки, элечек предохранял кожу женщины от загара. Необязательно элечек мог быть из белого материала, например, у каракалпаков молодые жены носили кимишек из красного материала, а более пожилые - белые.

Красный и белый кимишеки каракалпаков

Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» - по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» - дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти - причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние - на правой стороне тюбетейки.

Попек на тюбетейках каракалпакских женщин

Это наводит на мысль о том, что попек показывал принадлежность женщины той или иной стороне - вспомним, что юрта делится на женскую и мужскую половины и тюркский эл в древности также делился на каганский (условно мужской) и катунский (условно женский) крылья. Попек на той или иной стороне тюбетейки также символизировал принадлежность женщины самой себе (к левой стороне, к которой еще можно ходить) или принадлежность какому-либо мужчине. Точно так же часть материала элечека загибалась в ту или иную сторону, что дополнительно (помимо самого элечека) символизировало то, что женщина уже принадлежит тому или иному мужчине, впрочем, как и он ей.

Элечек, завернутый направо (қазақи и каракалпаки)

И здесь необходимо небольшое пояснение, почему одни элечеки завернуты влево, а другие вправо. Возможно, это связано с тем, что в древности у тюрков (условно) мужским главенствующим крылом считалось левое крыло, но позже (возможно, в постмонгольский период) главным (условно) стало правое крыло, поэтому в символическом обозначении принадлежность к мужскому немного спуталась. А возможно, просто женщины одного рода-племени заворачивали элечек в одну сторону только потому, что женщины другого рода-племени заворачивали его в противоположную сторону (здесь уместно добавить фразу, которую использовали мусульманские историки: «Аллах знает лучше», особенно, если это касается женской одежды).

Элечек, завернутый налево (кыргызы, қазақи)

Разновидность элечеков варьируется не только от принадлежности тому или иному роду-племени, но и от статуса женщины в семье. Так, например, вдовы носили черный элечек, а женщины статусом выше носили элечек больших размеров или выше, или и выше, и больше. Например, на этом фото поклона новоиспеченного қазақа-жениха матери и родственницам невесты понятно сразу, кому именно в первую очередь адресован поклон, который, кстати, сегодня қазақские джигиты отказываются делать, в отличие, например, от кыргызов-женихов.

Между тем, количество разновидностей қазақского кимишека достойно поклонения.

Некоторые разновидности қазақского кимишека

Впрочем, как и у любого другого тюркского народа, замужние женщины которого надевают элечек. Некоторые элечеки были с выступом вперед, что очень похоже на копирование сакского калпака.

Қазақи (Сырдарья)

Кроме всего прочего, возможно, в элечеках может присутствовать два хвостика, так как замужняя женщина заплетала две косы (у нас используется один широкий), как видим на этих половецких изваяниях.

Однако возникает вопрос, как работали женщины в таких больших головных уборах? Опять-таки, скорее всего, количество материала элечека и, соответственно, его вес и комфортность для работы зависели от статуса и возраста женщины в семье. Кроме того, женщины могли работать не только в небольших элечеках, но и платках, как, например, эти две қазақские молодухи, которым предстояло работать за пятерых.

Зависимость размера тюрбана от положения женщины в целом, возможно, прослеживается в тюрбанах других этнических групп, статус которых был неравен статусу господствующей тюрко-мусульманской верхушки. Так, например, тюрбаны и кимишеки цыган, чала-қазақов и евреев был намного меньше в размерах и в весе, как и вес этих групп в тогдашнем обществе.

Цыганка, чала-казашка, еврейка

Поэтому, возможно, следует учитывать зависимость размеров элечека от статуса женщины в роду и ее возраста. Очень даже возможен облегченный вариант элечека, который, судя по всему, существовал. На этой миниатюре из Шах-наме, написанной в XVI веке для турецкого султана и хранящейся в Топкапы в Стамбуле, видны женщины с небольшими тюрбанчиками (судя по кругам на головном уборе материя завернута несколько раз вокруг головы, как и элечек) и накосниками.

Афганские кыргызские женщины используют облегченный вариант элечека, который весьма удобен для повседневной жизни.

Скорее всего, мы привыкли к большим элечекам из-за того, что в начале 20 века, когда делались фотографии кыргызских женщин в элечеках или своим собственным воспоминаниям, и их носили в основном женщины старшего возраста, которым и полагалось носить на голове больше материала по статусу. Сегодня, когда удобство повседневной одежды является определяющим для выбора женщин, вполне возможно рекомендовать носить по случаю элечеки и меньших размеров. Возрождение национально-культурных ценностей может идти не только по сохранившейся этнографической истории конца XIX-начала ХХ вв., можно пойти гораздо дальше и разнообразить гардероб наших женщин, чему они и сами будут рады.

Следите за нашими новостями на

Марсель Зейнуллин

Колпак

Колпак - этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака - ай колпай - была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай

Малахай - особый вид головного убора, отличительная особенность которого - длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

Тебетей

Тебетей - распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня - мехом чёрного барашка. Кызыл тебетей - красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.

В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его "визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

"Брось ей свой чапан, я тебе подарю другой, шёлковый".

В.Ян. Чингис-хан.

Чапан

Чапан - мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты - дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан - широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан - покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Кементай

Кементай - широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Элечек

Элечек - женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего - чалма из белой материи.

У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы - от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов - элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.

Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

"Радио Азаттык" — киргизская редакция "Радио Свобода" только что сообщило, что депутаты Киргизии подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак). Проект закона также обязывает спортсменов носить национальный головной убор на международных соревнованиях. По мнению авторов документа, это необходимо для "духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа" и для того, чтобы "повысить узнаваемость народа Киргизии". Законопроект приравнивает ак калпак к государственному флагу, гербу и гимну.


Калпак - это кыргызский национальный мужской головной убор. Его называют “ак калпак” (белый колпак), так как шьется в основном из белого войлока.

Ак калпак мужчины начали носить в Средней Азии в древние времена, c XIII векa. Eго надевали от хана до бедняка, от молодых джигитов до аксакалов. Какой народ и кто именно изобрел этот головной убор, сейчас уже не узнать, но почти с уверенностью можно сказать, что кыргызы - единственные, кто до сих пор носит его в массовом порядке.

Калпак не только дополнял традиционную мужскую одежду, состоящую из войлочного или овчинного пальто и сапог, но и был главным атрибутом в установлении социальной принадлежности его носителя. Богатый человек носил калпак повыше - тот как бы прибавлял роста и делал человека более импозантным. Всаднику же калпак придавал мужественность благодаря устремленным вперед изогнутым углам. И именно в нем исторически выработался стойкий художественный вкус, уходящий своими корнями в глубину веков.

Для калпачного войлока служит вымытая, вычищенная, вычесанная, нигде не использованная белая тонкорунная шерсть. После изготовления войлока, его художественно кроят, а потом вырезают.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления калпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Каждый элемент калпака не случаен. Этот старинный национальный головной убор шьется из четырех клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья.
На макушке калпака пересекаются 4 линии окантовки:
1.Олицетворение солнца.
2.Символ жизни, бытия и существования.

Верх обязательно украшает кисточка. Она должна всегда находиться спереди: кисточка символизирует арчу, которая у кыргызов ассоциируется с вечностью.
Кисточки на макушке:
1. Олицетворение потомства и пускание глубоких корней.
2. Символ мир, достатка и сытой жизни.
3.Олицетворяет радостную молодость и почтенную старость.

Разновидность колпака — ай калпай, была без разрезных полей. А уж об орнаментах, украшающих белый войлок калпака, сложены сотни легенд.

Существует около 80 видов калпака. Делятся они по форме, сложности изготовления, значению и, конечно же, цвету. Точнее сам ак калпак, на то и “ак”, что всегда традиционно должен оставаться белым, а вот окантовка меняется в зависимости от возраста.

Зеленая или красная окантовка - детский калпак. Его надевали мальчики. Зеленый цвет - символ молодости, и он показывал, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны всему учиться


Синяя или голубая окантовка - юношеский ак калпак. В таком цвете ходили молодые люди после 20 лет. Цвет неба говорил о росте и взрослении.


Калпак с коричневым кантом надевали мужчины за 30, когда уже росла семья, главы семей накопили достаточно жизненного опыта и могли приносить пользу своей родине.

Коричневый на бежевый цвет окантовки мужчины меняли уже в зрелом возрасте, после сорока. Когда могли подавать пример другим, подрастающему поколению.

Черный кант появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Черная линия на белом фоне означает мудрость. А вот если пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, это означало: повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Самый почетный полностью белый калпак - головной убор старейшин, аксакалов. Дарят его только в знак признания лидерства человека.

Парадная форма кыргызстанцев на различных официальных мероприятиях, спортсменов из КР на международных соревнованиях обязательно включает в себя именно белый калпак. При назначении на должность либо избрании чиновников их обязательно чествуют белым калпаком: традиция дарения калпака в суверенном Кыргызстане вошла даже в государственный этикет!

Считается, что парламентскому государству как нельзя лучше соответствует именно калпак, как самый демократичный головной убор. Также его называют и самым мобильным, и самым практичным: калпак благодаря окаймленным клиньям можно сложить вчетверо без ущерба для его формы; можно вывернуть наизнанку, ведь изготавливается он из мягкого войлока; в непогоду калпак не пропускает дождь и снег и согревает, а в жаркие дни - охлаждает.

В эпосе “Манас” кыргызский народ характеризуется как “народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание темное, как подножие гор”.

B 2011 году даже учредили специальный национальный праздник с целью популяризации национального головного убора. Празднуют его 5 марта.

В этот день в школах и лицеях традиционно проходят классные часы на тему о калпаке, в музеях и театрах - презентации на тему исторических корней происхождения калпака, в столице организуются всевозможные флешмобы, активисты молодежных движений даже выходят на праздничный парад, учащиеся школ и студенты вузов устраивают различные национальные игры на центральной площади, исполняют танец кочевников “Кара жорго”.

Огромный, специально изготовленный к этому случаю, 3-метровый калпак традиционно проносят по центру Бишкека и мимо столичной мэрии, а на площади Ала-Тоо уже несколько лет подряд организуется праздничный концерт.

По данным пресс-службы мэрии Бишкека, самый крупный в мире ак калпак - это точная копия традиционного головного убора, изготовленная в соответствии со всеми традициями из естественных материалов.

И ак калпак идет всем. Узнаете знаменитостей?