Научная электронная библиотека. Живое вещество планеты Где наблюдается наибольшая концентрация живого вещества

Как было уже сказано выше, исключительную роль в преобразовании облика планеты В. И. Вернадский отводил «живому веществу» биосферы . Его он считал основой биосферы , хотя оно составляет крайне незначительную ее часть (если его выделить в чистом виде и распределить равномерно по поверхности Земли, то это будет слой около 2 см ). К тому же живое вещество распространено в биосфере неравномерно (пространства, густо заселенные организмами, чередуются с менее заселенными территориями). Наибольшая концентрация жизни в биосфере наблюдается на границах соприкосновения земных оболочек: атмосферы и литосферы (поверхность суши), атмосферы и гидросферы (поверхность океана), гидросферы и литосферы (дно океана), и особенно на границе трех оболочек – атмосферы, литосферы и гидросферы (прибрежные зоны). Эти места наибольшей концентрации жизни В. И. Вернадский назвал «пленками жизни».

В настоящее время по видовому составу на земле преобладают животные (более 2 млн. видов) над растениями (0,5 млн. видов). В то же время, запасы фитомассы составляют 90 % запасов живой биомассы Земли. Биомасса суши в 1000 раз превышает биомассу океана. На суше биомасса и количество видов организмов в целом увеличивается от полюсов к экватору.

Суммарный результат деятельности «живого вещества» за геологический период времени огромен. По словам В. И. Вернадского, «на земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Связано это с тем, что живые организмы, благо­даря биологическим катализаторам (ферментам), совершают, с физико-химической точки зрения что-то невероятное. Например, они способны фиксировать в своем теле молекулярный азот атмосферы при обычных для природной среды значениях температуры и давления (в промышленных условиях процесс связывание атмосферного азота до аммиака потребует температуры порядка 500°С и давления 300-500 атмосфер). Кроме того, живое вещество, чрезвычайно активизированная материя (в живых организмах, на несколько порядков, увеличиваются скорости химических реакций в процессе обмена веществ).

Средообразующие свойства живого вещества

1. Способность быстро занимать (осваивать) все свободное пространство. Данное свойство дало основание В. И. Вернадскому сделать вывод о том, что для определенных геологических периодов количество живого вещества было примерно постоянным (константой). Способность быстрого освоения пространства связана как с интенсивным размножением (некоторые простейшие формы организмов могли бы освоить весь земной шар за несколько часов или дней, если бы не было факторов, сдерживающих их потенциальные возможности размножения), так и со способностью организмов интенсивно увеличивать поверхность своего тела, или образуемых ими сообществ. Например, площадь листьев растений, произрастающих на 1 га, составляет 8-10 га и более. То же относится к корневым системам.

2. Способность двигаться. Живым организмам свойственно как пассивное (под действием силы тяжести, гравитационных сил и т. п.), так и активное движение. Например, движение против: течения воды, силы тяжести, воздушных потоков и т. п.

3. Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти.

4. Высокая приспособительная способность (адаптация) к различным условиям. Благодаря этому свойству живые организмы освоили не только все среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная), но и способны существовать в крайне трудных, по физико-химическим параметрам условиям. Например, при очень низких (- 273°С) и очень высоких температурах (до 140°С), в водах атомных реакторов, в бескислородной среде, в ледовых панцирях и т. п.).

5. Феноменально высокая скорость протекания реакций (она в сотни, тысячи раз значительнее, чем в неживом веществе). Например, гусеницы некоторых насекомых потребляют за день количество пищи, которое в 100-200 раз больше веса их тела. Дождевые черви (масса их тел примерно в 10 раз больше биомассы всего человечества) за 150-200 лет пропускают через свои организмы весь однометровый слой почвы. Нескольких метров может достигать слой донных отложений океана, состоящий из продуктов жизнедеятельности кольчатых червей (полихет). Практически все осадочные породы, а это слой до 3 км, на 95-99% переработаны живыми организмами.

6. Высокая скорость обновления живого вещества. Подсчитано, что в среднем для биосферы она составляет 8 лет, при этом для суши -14 лет, а для океана, где преобладают организмы с коротким периодом жизни (например, планктон) - 33 дня. В результате высокой скорости обновления за всю историю существования жизни общая масса живого вещества, прошедшего через биосферу, примерно в 12 раз превышает массу Земли. Только небольшая часть его (доли процента) законсервирована в виде органических остатков (по выражению В. И. Вернадского, «ушла в геологию»).

Все перечисленные свойства живого вещества обусловливаются концентрацией в нем больших запасов энергии. Согласно В. И. Вернадскому, по энергетической насыщенности с живым веществом может соперничать только лава, образующаяся при извержении вулканов.

Средообразующие функции живого вещества

В. И. Вернадский, оценивая деятельность живых организмов в биосфере, выделял пять основополагающих функций живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая, и биогеохимическая. Характеризуя эти функции, Вернадский подчеркивает особую значимость последней. Он пишет: «В отличие от первых трех групп, четвертая группа – биохимические функции – резко отличается тем, что центр ее действия находится не во внешней среде… а внутри организмов… внутри тел живого вещества, связан с их жизнью и смертью».

Идея о функциях живого вещества, сформулированная В.И. Вернадским, нашла большой отклик в трудах современных экологов. В связи с этим перечень основных функций живого вещества значительно расширился.

Функции живого вещества в биосфере

(по Е. И. Шиловой, Т. А. Банкиной, 1994, с дополнениями)

1. Энергетическая. Эта функция связана с поглощением и запасанием солнечной энергии в процессе фотосинтеза, и последующей передачей ее по цепям питания, и разложения.

2. Геохимическая. Проявляется эта функция в способности вовлекать химические элементы Земли в живые организмы и возвращать их путем биогенной миграции снова в среду. Одним из проявлений этой функции является создание осадочных пород, углей, горючих сланцев и др.

3. Концентрационная. Эта функция выражается в способности организмов концентрировать в своем теле рассеянные химические элементы, повышая их содержание по сравнению с окружающей организмы средой на несколько порядков (по марганцу, например, в теле отдельных организмов - в миллионы раз).

В. И. Вернадский различал:

1) концентрационные функции 1 рода, когда живым веществом из окружающей среды концентрируются те химические элементы, которые содержатся во всех без исключения живых организмах (Н, С, N, J, Na, Mg, Al и др).

2) концентрационные функции 2 рода, когда наблюдается накопление химических элементов, которые в живых организмах не встречаются или могут встречаться в очень малых количествах (например, ламинария накапливает в себе йод; дождевые черви могут накапливать цинк, медь, и кадмий).

Эту функцию живого вещества всесторонне изучает наука биоминералогия.

4. Рассеивающая. Данная функция проявляется через трофическую (питательную) и транспортную деятельность организмов. Например, рассеивание вещества при выделении организмами экскрементов, гибели организмов, разного рода перемещениях в пространстве, смене покровов и т. п.

5. Газовая. В целом функция проявляется в способности живых организмов изменять и поддерживать определенный газовый состав среды обитания и атмосферы в целом через создание свободного кислорода, выделение свободного азота (при разложении живого вещества), выделение углекислого газа и др. С газовой функцией в настоящее время связывают два переломных периода в развитии биосферы. Первый относится ко времени, когда содержание кислорода в атмосфере достигло примерно 1% от современного уровня (первая точка Пастера). Это обусловило появление первых аэробных организмов (способных жить только в среде, содержащей кислород). С этого времени восстановительные процессы в биосфере стали дополняться окислительными. Это произошло примерно 1,2 млрд. лет назад. Второй переломный период связывают со временем, когда концентрация кислорода в атмосфере достигла примерно 10% от современной. Это создало условия для синтеза озона и образования озонового экрана в верхних слоях атмосферы, что обусловило возможность освоения организмами суши. До этого функцию защиты организмов от губительных ультрафиолетовых лучей выполняла вода, под слоем которой возможна была жизнь.

6. Деструктивная. Выражается данная функция в разрушении организмами и продуктами их жизнедеятельности, как самих остатков органического вещества, так и косных веществ. Основной механизм этой функции связан с круговоротом веществ. Наиболее существенную роль в этом отношении выполняют низшие формы жизни - грибы, бактерии (деструкторы, редуценты).

7. Средообразующая. Эта функция является результатом совместного действия других функций, т.е. в значительной мере интегративна. С ней связано преобразование физико-химических параметров среды и создание среды, благоприятной для жизни. В широком понимании результатом данной функции является вся природная среда. Она создана живыми организмами, они же и поддерживают в относительно стабильном состоянии ее параметры практически во всех геосферах. Средообразующая функция живого вещества проявилась, например, в образовании почв. Локальная средообразующая деятельность живых организмов, и особенно их сообществ, проявляется в трансформации ими метеорологических параметров среды. Это, прежде всего, относится к сообществам с большой массой органического вещества (биомассой). Например, в лесных сообществах микроклимат существенно отличается от открытых (полевых) пространств. Здесь меньше суточные и годовые колебания температур, выше влажность воздуха, ниже содержание углекислоты в атмосфере на уровне полога, насыщенного листьями (результат фотосинтеза), и повышенное ее количество в припочвенном слое (следствие интенсивно идущих процессов разложения органического вещества на почве и в верхних горизонтах почвы).

8. Транспортная. Данная функция выполняется благодаря способности живых организмов к активному движению. В результате чего осуществляется перенос веществ и энергии. Часто такой перенос осуществляется на колоссальные расстояния, например, при миграциях животных.

9. Историческая. Эта функция отражается в эволюционном развитии жизни, эволюции организмов, экосистем и биосферы.

10. Окислительно-восстановительная. Эта функция осуществляется благодаря способности живого вещества интенсифицировать процессы окисления и восстановления. Восстановительные процессы обычно сопровождаются образованием и накоплением сероводорода, а также метана. Это, в частности, делает практически безжизненными глубинные слои болот, а также значительные придонные толщи воды (например, в Черном море). В настоящее время благодаря деятельности человека данный процесс прогрессирует.

11. Информационная. Проявляется эта функция в том, что живые организмы способны накапливать и закреплять определенную информацию в наследственных структурах и затем передавать ее последующим поколениям. Это одно из проявлений адаптационных механизмов.

12. Самовоспроизводящая. Эта функция связана с воспроизводством живых организмов - живое только от живого.

13. Функция биогеохимической деятельности человека. Данная функция связана со способностью человека участвовать в биогенной миграции атомов. Человек разрабатывает и использует для своих нужд большое количество веществ земной коры (уголь, газ, нефть, торф и др.) Одновременно с этим происходит антропогенное поступление в биосферу чужеродных веществ в количествах, превышающих допустимое значение. Например, мировое хозяйство ежегодно выбрасывает в атмосферу более 250 млн. т аэрозолей, 200 млн. т оксида углерода, 120 млн. т золы, более 50 млн. т углеводородов и др.

10 класс.

Зачет по теме: «Биосферный уровень жизни»

1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими:

1)литосфера 2)биосфера 3)гидросфера

2 .Учение о биосфере создано:

1)В.И. Вернадским 2)Ч. Дарвиным 3)С.Г. Навашиным

3.Структурными компонентами биосферы являются:

1) популяции 2)биогеоценозы 3)классы и типы животных

4.К косному веществу биосферы относится:

2)каменный уголь, нефть, газ

3) песок, глина, базальт, гранит

5. К биокосному веществу биосферы относится:

1) совокупность всех живых организмов

2)каменный уголь, нефть, газ

3) почва, ил

6. К биогенному веществу биосферы относится:

1) совокупность всех живых организмов

2)каменный уголь, нефть, газ

3) почва, ил

7. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там:

1)мало кислорода 2) мало света 3) нет почвы

8. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается в:

1)верхних слоях атмосферы

2)в глубинах океанов

3) на стыке атмосферы, гидросферы, литосферы

9. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе фотосинтеза и дыхания – это функция живого вещества:

10. Способность организмов поглощать и накапливать в телах химические элементы – это функция живого вещества:

1)концентрационная 2) газовая 3) биохимическая

11. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:

1)запыленности 2)накопления кислорода 3)накопления углекислого газа

12.Озоновый экран расположен на высоте:

1)5-8 км. 2)8-10 км. 3)15-35 км.

13. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал:

1)Н.И. Вавилов 2) В.И. Вернадский 3) И.П. Павлов

14.Кислород атмосферы представляет собой:

1)живое вещество 2) биогенное вещество 3) косное вещество

15.Благодаря растениям в атмосфере появился:

1)кислород 2) азот 3) углекислый газ

16.Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется :

1) разнообразием ее видового состава

2) конкуренцией между организмами

3) однообразием ее видового состава

17.К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:

1)парниковый эффект 2) таяние ледников 3) расширение озоновых дыр

18. Верхняя граница жизни проходит в атмосфере на высоте:

1)20 км. 2)40 км 3) 100 км.

19. Биологический круговорот – непрерывное перемещение веществ между:

1)растениями и животными

2)животными и микроорганизмами

3)почвой, растениями, животными и микроорганизмами

20.Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются:

1)потребителями органических веществ

2)производителями органических веществ

3) разрушителями органических веществ

Ответы к зачету №1 по теме: «Биосфера»

1 – 2 11 - 3

2 – 1 12 - 3

3 – 2 13 - 2

4 – 3 14 - 2

5 – 3 15 - 1

6 – 1 16 - 1

7 – 2 17 - 3

8 – 3 18 - 1

9 – 2 19 - 3

10 -1 20 – 2

10 класс.

Зачет №2 по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»

1.Соморегуляция в биогеоценозе направлена на:

1)возвращение к норме 2)уменьшение видового состава 3)увеличение видового состава

2. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:

1)вида 2) биогеоценоза 3) биосферы

3.Примером природной экосистемы служит:

1)пшеничное поле 2)теплица 3)дубрава

4.Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных – это:

1)продуценты 2)редуценты 3)консументы

5 .Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию:

1)воды 2)минеральных солей 3) солнечного света

6.Начальное звено в цепях питания:

1)хищники 2)растения 3) бактерии и грибы

7.Агроценозы в отличие от биогеоценозов :

1)созданы человеком 2)более устойчивы 3)существуют без вмешательства человека

8.В агроценозах в отличие от биогеоценозов :

1)нет производителей 2)пищевые цепи короткие 3) нет потребителей

9. Потребители органических веществ в экосистеме :

1)продуценты 2) редуценты 3) консументы

10. К консументам относят:

1) растения 2) животных 3) грибы

11 .Определите правильную цепь питания:

1)семена ели – еж – мышь – лисица

2)семена ели – мышь – еж – лисица

3)мышь – еж – семена ели – лисица

12.Биогеоценоз – это совокупность:

1)живых организмов и компонентов неживой природы, связанных обменом веществ и превращениями энергии

2) живых организмов одного вида

3) живых организмов разных видов

13.Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы,:

14 .Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу:

1)симбиоз 2) конкуренция 3)хищничество

15. Конкуренция – это отношения между:

1)хищниками и жертвами

3)организмами со сходными потребностями

16.Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

1)Биогеоценоз 2)биотоп 3) биоценоз

17.Российский ученый, предложивший в 1924 г. Термин биогеоценоз:

1)В.Н. Сукачев 2) А.Н. Северцев 3)В.И. Вернадский

18.Экологическая ниша:

1)территория, которую занимает популяция

2)Сообщество живых организмов

3)Комплекс факторов среды, необходимых для организмов

19.Наибольшую биомассу в биоценозе луга имеют :

1)зеленые растения 2)травоядные животные 3)бактерии гниения

20.К абиотическим факторам относя т:

1)нашествие саранчи 2)обильный снегопад 3) охота лис на мышей

Ответы к зачету №2 по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»

1 – 1 11 - 2

2 – 2 12 - 1

3 – 3 13 - 3

4 – 2 14 - 1

5 – 3 15 - 3

6 – 2 16 - 3

7 – 1 17 - 1

8 – 2 18 - 3

9 – 3 19 - 1

10 – 2 20 – 2

10 класс

Зачет №3 по теме: «Популяционно – видовой уровень жизни»

1.Ведущую роль в эволюции играет:

1 ) мутационная изменчивость

2)групповая изменчивость

3)ненаследственная изменчивость

2.Крупная территориальная группировка особей общего населения вида:

1)экологическая 2) географическая 3)элементарная

3.Расхождение признаков:

1) дивергенция 2) конвергенция 3)идиоадаптация

4. Видообразование, которое ведет к формированию новых видов на основе биологической изоляции :

1)аллопатрическое 2) симпатрическое 3)экологическая ниша

5. В основе естественного отбора, по Дарвину, лежит:

1)изменчивость 2)наследственность 3) борьба за существование

6.Изменчивость, связанная с изменением генов особи:

1)наследственная 2)комбинативная 3)мутационная

7.Изменчивость, связанная с перекомбинацией генов без их изменения :

1) наследственная 2)комбинативная 3)мутационная

8.Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора:

1) Ч. Дарвин 2)А. Уоллес 3)И.И. Шмальгаузен

9.Форма отбора, сохраняющая определенные размеры ушей у зайцев:

1)стабилизирующая 2)движущая 3)разрывающая

10. Материал для естественного отбора наиболее приспособленных организмов поставляет изменчивость:

1)модификационна 2)мутационная 3) все виды

11.Зеленая окраска у кузнечика – пример:

1)маскировки 2)мимикрии 3)предупреждающей окраски

12.Окраска божьей коровки – пример:

1) 1)маскировки 2)мимикрии 3)предупреждающей окраски

13.Ароморфозы приводят к:

14.Дегенерации приводят к:

1) биологическому прогрессу 2) биологическому регрессу 3) к тому и другому

15. Социальный фактор эволюции человека:

1)наследственность 2)изменчивость 3)трудовая деятельность

16. Биологический фактор эволюции человека:

1)речь 2) сознание 3) наследственная изменчивость

17. Благодаря общественному образу жизни у предков человека:

1)освободилась рука 2) появилась речь 3)появилось прямохождение

18.Древнейшие люди относятся к виду:

1)человек умелый 2) человек прямоходящий 3)человек разумный

19.К человеку современного типа относятся:

1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3)человек разумный

20.Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных?

1)общий план строения и размножения

2)прямохождение и сводчатая стопа

3)изгибы позвоночника

Ответы к зачету

Вариант 1.

1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими:
1)литосфера 2)биосфера 3)гидросфера

2 .Учение о биосфере создано:
1)В.И. Вернадским 2)Ч. Дарвиным 3)С.Г. Навашиным

3.Структурными компонентами биосферы являются:
1) популяции 2)биогеоценозы 3)классы и типы животных

4.К косному веществу биосферы относится:

2)каменный уголь, нефть, газ
3) песок, глина, базальт, гранит

5. К биокосному веществу биосферы относится:
1) совокупность всех живых организмов
2) нефть, газ, воздух
3) почва, ил

6. К биогенному веществу биосферы относится:
1) совокупность всех живых организмов
2)каменный уголь, нефть, газ
3) почва, ил

7. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там:
1)мало кислорода 2) мало света 3) нет почвы

8. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается в:
1)верхних слоях атмосферы
2)в глубинах океанов
3) на стыке атмосферы, гидросферы, литосферы

9. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе фотосинтеза и дыхания – это функция живого вещества:

10. Способность организмов поглощать и накапливать в телах химические элементы – это функция живого вещества:
1)концентрационная 2) газовая 3) биохимическая

2. Продолжите предложение:

А. Автотрофы – это организмы, которые __

Б. Сторонники биогенеза считают, что__

В. Эукариоты – это_Г. Консументы -это_

Вариант 2.

11. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:
1)запыленности 2)накопления кислорода 3)накопления углекислого газа

12.Озоновый экран расположен на высоте:
1)5-8 км. 2)8-10 км. 3)15-35 км.

13. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал:
1)Н.И. Вавилов 2) В.И. Вернадский 3) И.П. Павлов

14.Кислород атмосферы представляет собой:
1)живое вещество 2) биогенное вещество 3) косное вещество

15.Благодаря растениям в атмосфере появился:
1)кислород 2) азот 3) углекислый газ

16.Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется :
1) разнообразием ее видового состава
2) конкуренцией между организмами
3) однообразием ее видового состава

17.К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:
1)парниковый эффект 2) таяние ледников 3) расширение озоновых дыр

18. Верхняя граница жизни проходит в атмосфере на высоте:
1)20 км. 2)40 км 3) 100 км.

19. Биологический круговорот – непрерывное перемещение веществ между:
1)растениями и животными
2)животными и микроорганизмами
3)почвой, растениями, животными и микроорганизмами

20.Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются:
1)потребителями органических веществ
2)производителями органических веществ
3) разрушителями органических веществ

Продолжите предложение:

А. Гетеротрофы – это организмы, которые _

Б. Сторонники абиогенеза считают, что__.

В. Прокариоты – это_ Г. Редуценты -это___

Ответы

А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом2) биогеоценотическом 4) организменном
А2. К антропогенным факторам относятся1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является

1) межвидовая борьба2) разрушение мест обитания животных3) чрезмерное размножение хищников4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий
А4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере1) эволюция органического мира2) замкнутый круговорот веществ и энергии3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека
А5. В биосфере1) биомасса растений равна биомассе животных2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется
А6. Биосфера является открытой системой, так как она1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ
А7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

А8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

А9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

А10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит

1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку
А11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы2) в нижних слоях гидросферы3) в верхних слоях атмосферы4) в литосфере на глубине 200 м
А12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует1) сохранение биоразнообразия2) вселение новых видов в экосистемы3) создание агроэкосистем4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

А13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие

1) устойчивости биосферы2) эволюции органического мира по пути ароморфоза3) смены биогеоценозов4) саморегуляции численности в популяциях
А14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота
А15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется1) разнообразием ее видового состава2) конкуренцией между организмами3) популяционными волнами4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов
А16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает1) уменьшение озонового слоя 3) выпадение кислотных дождей2) засоление мирового океана 4) увеличение концентрации углекислого газа
А17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –1) создание искусственных агроценозов2) сокращение численности хищных животных3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур
А18. В преобразовании биосферы главную роль играют1) живые организмы 3) круговорот минеральных веществ2) биоритмы 4) процессы саморегуляции

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 2


А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы1) биотические 3) антропогенные2) абиотические 4) космические
А2. Биосферу считают динамической системой, так как она1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ

А3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ
А4. Основателем учения о биосфере является1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин
А5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

А6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются

1) типы животных 3) популяции2) биогеоценозы 4) отделы растений
А7. В биосфере биомасса животных1) во много раз превышает биомассу растений2) равна биомассе растений3) во много раз меньше биомассы растений4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет
А8. Устойчивость биосферы обеспечивается1) геомагнитными явлениями 3) атмосферными явлениями2) хозяйственной деятельностью человека 4) круговоротом веществ
А9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

А10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

1) микроорганизмами и грибами2) растениями и почвой3) животными, растениями и микроорганизмами4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

А11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят

А15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести

1) парниковый эффект 3) вырубка лесов2) таяние ледников 4) расширение озоновых дыр
А16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате1) урбанизации ландшафтов2) циклических процессов на Солнце3) таяния ледников4) парникового эффекта

А17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды
А18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности2) увеличить продуктивность биомассы экосистем3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.


С2.

Ответы к тесту

«Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 1

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

    При использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство.

    Травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

    Таяние льдов, подъем уровня мирового океана.

    Затопление больших площадей побережий, плотно заселенных людьми.

    Изменение климата и непредсказуемость погодных явлений.

Вариант 2

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

    В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов.

    В биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов.

    Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию неорганических веществ.

С2. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

    Непосредственно повреждают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

в верхних слоях атмосферы

в глубинах океанов

в верхних слоях литосферы

на границах трёх сред обитания

37. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

38. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом

У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

40. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате


41. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
А) не выносят засушливых условий
Б) жизненная форма – деревья и кустарники
В) яйцеклетка созревает в семязачатке
Г) образуют мелкую сухую пыльцу
Д) в цикле развития присутствует заросток

ОТДЕЛ

Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
А) направляет импульсы к скелетным мышцам
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует работу пищеварительных желёз

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1) соматическая
2) вегетативная

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) окисление органических веществ
Б) образование полимеров из мономеров
В) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное фосфорилирование

ВИД ОБМЕНА

1) пластический
2) энергетический

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ
А) являются первым звеном в цепи питания
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

1) продуценты
2) редуценты

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

Часть 3

1) В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

2) Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

3) В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

4) Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

5) Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

6) При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?