Понятие о врачебно- педагогическом контроле за физической подготовкой. Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов Для проведения биохимических исследований может быть использована суточная моча, а также порции мочи, полученные

Врачебный контроль за юными спортсменами . Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

Диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

Дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

Врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

Санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

Контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена.

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Врачебный контроль за физическим воспитанием включает:

ь исследование физического развития и состояния здоровья;

ь определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

ь оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

ь врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

ь профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

ь пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.). Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований.

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления. При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности, прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обменных процессов.

В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам. В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 месяцев.

В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая "мёртвая точка" - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При "мёртвой точке" отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в "груди", недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то "мёртвая точка" сменяется состоянием облегчения, известным под названием "второго дыхания".

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10--12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2--4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Сосчитайте пульс, лежа в постели; затем медленно встаньте и через 1 мин снова сосчитайте пульс в вертикальном положении за 10с с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6). Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10--12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18--22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие производственные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т.п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются людей, страдающих от гиподинамии и полностью нетренированных, а также у начинающих физкультурников. С ростом тренированности постепенно снижается реакция сердечно-сосудистой системы на этот тест - так же, как и ЧСС в состоянии покоя. Так, например, по наблюдениям автора, у начинающих любителей оздоровительного бега переход в вертикальное положение (после сна) вызывает увеличение ЧСС на 20--30 уд/мин, а у хорошо подготовленных бегунов с многолетним стажем занятий - всего на 8--16 уд/мин.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Эти тесты подтверждает заповедь родоначальника оздоровительного бега, знаменитого новозеландского тренера Артура Лидьярда - "бежать легко”

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу. После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.

Врачебный контроль на соревнованиях

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным.

Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований, активно помогать медицинскому персоналу, немедленно принимать меры в тех случаях нарушений правил и условий соревнований, которые грозят здоровью спортсменов, при заболевании или травме немедленно направить пострадавшего к врачу, вместе с ним решить вопрос о возможности продолжения соревнования, уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.

Поскольку главным в педагогическом контроле целесообразно считать оценку функционального состояния, выдвигается положение о выделении трех типов состояния спортсменов:

1) перманентное состояние, являющееся следствием кумулятивного тренировочного эффекта, охватывающее длительный период времени при становлении и поддержании спортивной формы на том или ином этапе подготовки, при изменении функционального уровня спортсмена по мере роста спортивного мастерства от разряда к разряду, из года в год и т.д.;

2) текущее состояние, изменяющееся день ото дня под влиянием различных по объему, интенсивности, направленности тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха и других причин;

3) оперативное состояние, изменяющееся в процессе тренировочного занятия под влиянием однократных тренировочных нагрузок различного объема, интенсивности, направленности, входящих в его структуру.

этапный - включает оценку перманентного состояния;

текущий - предполагает определение повседневных колебаний состояния двигательной функции занимающихся;

оперативный - реализует экспресс-оценку состояния спортсменов в данный момент.

Требования при отборе показателей в целях этапного, текущего и оперативного педагогического контроля неоднозначны. Каждый из видов педагогического контроля выдвигает специ- ические требования, в частности оценки надежности показа­телей.

Этапный контроль. Построение данной формы педагогического контроля должно быть соответствующим образом обосновано. Главным является выбор контрольных показателей. Существуют два подхода, на основании которых осуществляется этот выбор. Первый из них предполагает знание физиологических механизмов явлений и выбор контрольных показателей, которые наиболее объективно характеризуют те или иные компоненты двигательной функции спортсменов. Второй подход основан лишь на констатации внешней картины явлений. Он назван феноменологическим. В данном случае логика подхода к отбору показателей предполагает установление взаимосвязи между соответствующим контрольным упражнением и другими показателями, взятыми в качестве критериев (спортивные результаты, показатели контрольных упражнений).

Предлагается использовать два основных критерия. Данные обследования конкретного спортсмена сопоставляю­ся с таковыми, зарегистрированными у большой группы спортсменов. В этом случае объективность выводов о состоянии обсле­дованного спортсмена может быть существенно повышена путем сопоставления его данных с модельными характеристиками, разработанными с учетом пола, возраста, спортивной квалификации и профиля специализации спортсменов. Это дает возможность тренеру сделать вывод о «высоком», «среднем» или «низком» уровне развития своего ученика.

В качестве критерия берутся результаты измерений, зафиксированные раньше у того же самого спортсмена, и сравниваются с теми, которые наблюдаются у него в настоящий момент. При отборе информативных тестов для этапного контроля обычно руководствуются следующим.

1. Наиболее информативными целесообразно считать те показатели, этапные изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Это означает, что величины коэффициентов корреляции или факторной валидности показателей имеют определяющее значение для выбора одного из них.

2. Наиболее информативными следует считать те показатели, динамика этапных изменений которых согласуется с динамикой спортивных результатов конкретного спортсмена или спортсменов. Реализация этого подхода легко осуществима путем регистрации у спортсменов в день старта или накануне (главное, чтобы эта процедура была строго стандартизирована) группы контрольных показателей и сопоставления полученных данных со спортивными результатами.

3. Динамика перманентного состояния спортсменов, фиксируемая с помощью комплекса показателей, сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. Наиболее информативными в этом случае оказываются показатели, которые в наибольшей степени изменяются под воздействием тренировочных нагрузок.

Статистическая надежность тестов в условиях этапного педагогического контроля определяется соотношением дисперсий между повторными измерениями в процессе обследования и между повторными обследованиями в процессе тренировки.

Текущий контроль. При разработке этой формы педагогического контроля за состоянием двигательной функции спортсмена целесообразно использовать три основных критерия.

1. Наиболее информативными следует считать те показатели, текущие изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Практически это положение реализуется путем ежедневной регистрации у спортсменов широкого комплекса показателей и выявления однонаправленности изменений ото дня ко дню. Параллелизм в изменениях отдельных тестов позволяет использовать один из данной группы и с его помощью косвенно судить об изменениях основных показателей.

2. В качестве критерия выбирается уровень специальной работоспособности спортсменов, выражающийся в спортивных результатах. Это означает, что информативными предлагается считать те показатели, повседневные изменения которых однонаправлены с повседневными изменениям спортивного результата.

3. Динамика состояния двигательной функции спортсменов сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. В этом случае наиболее информативными оказываются те показатели, которые явно изменяются под воздействием тех или иных тренировочных нагрузок.

Надежность показателей, используемых в целях текущего педагогического контроля, обусловливается специфическими требованиями. Надежность определяется непосредственным соотношением двух дисперсий: между повторными измерениями, проведенными в один и тот же день в тех же самых условиях; между измерениями, проведенными ото дня ко дню.

Оперативный контроль. Целью этой формы педагогического контроля является экспресс-оценка, или срочная оценка, сиюминутных реакций спортсмена на ту или иную тренировочную нагрузку. Для этого могут быть использованы такие показатели, которые достаточно убедительно характеризуют срочные изменения состояния двигательной системы спортсменов. Разработка системы оперативного педагогического контроля осуществляется путем сопоставления изменений двигательной функции занимающихся до и после соответствующей нагрузки.

Важным обстоятельством, определяющим надежность показателей в целях оперативного педагогического контроля, является соотношение дисперсий изменений: во-первых, между повторными измерениями, Проведенными в серии измерений (допустим, до нагрузки); во-вторых, между измерениями, проведенными до и после нагрузки. Надежность того или иного показателя в условиях оперативного педагогического контроля будет тем выше, чем больше вариация этого показателя, зарегистрированного до и после тренировочной нагрузки, и ниже - при повторных измерениях в серии.

Врачебно-педагогический контроль является одним из главных условий эффективной организации занятий с подростками и юношами в секции тяжелой атлетики. Им предусматриваются наблюдения врача непосредственно в процессе тренировочных занятий, во время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

  • - оценку организации и методики проведения учебно-треииро- вочных занятий с учетом возраста, состояния здоровья, обшей физической подготовленности и тренированности занимающихся;
  • - оценку воздействия спортивных тренировок и соревнований на организм занимающихся;
  • - проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнения правил безопасности;
  • - консультацию по вопросам возрастных особенностей юных штангистов и влияния на организм занятий тяжелой атлетикой.

Подростки, занимающиеся по программе годичной начальной подготовки, проходят врачебное обследование в диспансере не реже 2 раз в год (в сентябре и марте). Кроме того, они проходят частичное обследование в условиях тренировки не реже 1 раза в 2 месяца.

Большое значение имеют наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале. Результаты его наблюдений во время тренировки могут помочь выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

Один из факторов, находящихся под наблюдением врача, - плотность занятий.

Установив наблюдения над 1-3 спортсменами на протяжении всего урока, врач при помощи секундомера отмечает время, затраченное на выполнение различных упражнений. Отдельно отмечает время, затраченное на отдых, объяснение тренера, ожидание подхода к штанге и т. д.

Моторную плотность занятий вычисляют по формуле:

где tm - время, потраченное на выполнение упражнения, Ot - общая длительность всей тренировки, Мр - моторная плотность в процентах.

Например, если тренировочное занятие продолжалось 90 мин, а выполнение различных упражнений заняло 54 мин, то моторная плотность тренировки составит

Для тяжелоатлетов 12-16 лет считается хорошей плотность занятий, равная 50-60%, для атлетов более старшего возраста - 60- 70%.

Полезно участие врача в планировании тренировочной нагрузки (как для всей группы юных спортсменов, так и для отдельных лиц) с учетом результатов врачебно-педагогического контроля.

Анализируя и обобщая свои наблюдения за юными спортсменами, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности спортсменов, подсказать наиболее верные пути и средства для их повышения. Для этого спортивному врачу необходимо:

  • - проводить тщательный анализ данных медицинского обследования в условиях врачебно-физкультурного диспансера и данных врачебно-педагогических наблюдений на тренировке и соревнованиях;
  • - ежемесячно вместе с тренером анализировать правильность избранных методов и средств тренировок;
  • - вместе с тренером обсуждать результаты выступлений юных штангистов на соревнованиях;
  • - вместе с тренером обсуждать и уточнять индивидуальные планы тренировки юных спортсменов;
  • - изучать условия, в которых проводится спортивная тренировка, добиваться при необходимости ее оздоровления в соответствии с задачами учебно-тренировочных занятий;
  • - вести пропагандистскую работу среди тренеров по повышению специальных знаний в области медицины, анатомии, физиологии и гигиены.

Только при условии постоянного контроля со стороны врача и тренера занятия с юными спортсменами в секции тяжелой атлетики дают положительные результаты. Очень важно, чтобы работа с подростками проводилась квалифицированными тренерами, знакомыми с возрастными особенностями развития человека и хорошо знающими методику тренировки юных тяжелоатлетов.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий различные упражнения в беге, спортивной ходьбе, прыжках и метании. В спортивной классификации насчитывается св. 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе Олимпийских игр - 24 вида легкоатлетических упражнений для мужчин и 16 - для женщин.

Бег - основное упражнение в Л. а., оказывающее наиболее разностороннее воздействие на организм, поскольку в работу вовлекаются почти все мышцы тела и активизируется деятельность физиол. систем. Интенсивность и продолжительность воздействия упражнений в беге на организм определяется длиной дистанции. Чем она короче, тем интенсивнее работа. Бег на короткие дистанции (от 60 до 400 ж) и бег с барьерами выполняется с максимальной интенсивностью, это типичное упражнение на быстроту. Бег на средние дистанции (800- 1500 м) представляет собой работу субмаксимальной интенсивности. Бег на длинные (3-10 тыс. м) и сверхдлинные дистанции (до 42 км 195 м) и бег с препятствиями выполняется с большой и умеренной интенсивностью и по характеру воздействия на организм представляет собой упражнение на выносливость. Чем длиннее дистанция бега, тем физиол, сдвиги в организме (учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение систолического и минутного объема крови, повышение АД и др.) выражены больше и восстановительный период длительнее (см. Бег).

Спортивная ходьба - упражнение, в к-ром движения носят циклический характер; отличается от бега отсутствием так наз. фазы полета, а от обычной ходьбы - более энергичными движениями с большей амплитудой. Основные дистанции в соревнованиях мужчин - 20 и 50 км, юношей - 3-10 км. Занятия спортивной ходьбой развивают выносливость. При напряженных тренировках и соревнованиях отмечаются большие функциональные сдвиги в организме: потребление кислорода достигает 1,5-2,5 л/мин, легочная вентиляция - - 15-25 л/мин, частота сердечных сокращений-180-200 ударов в 1 мин., систолическое АД - до 180-200 мм рт. ст. и более, потеря веса - до 3-4 кг. Восстановительный период после тренировок и соревнований - иногда до 1 - 2 сут. и более; длительность его зависит от степени тренированности спортсмена.

Прыжки (в длину, высоту, тройной и с шестом) - упражнения скоростно-силового характера с ациклическими движениями, сочетающие в себе элементы бега на короткие дистанции (разбег) и включающие сложный координационный акт, связанный с отталкиванием, полетом и приземлением. Предъявляют большие требования к нервной и мышечной системе, вестибулярному, зрительному, тактильному анализаторам. Сдвиги в кровообращении и дыхании сравнительно невелики в связи с кратковременностью нагрузки: частота сердечных сокращений не превышает обычно 140-160 ударов в 1 мин., систолическое АД - 150- 160 мм рт. ст., систолический объем крови 80-100 мл, потеря веса - 0,2-0,5 кг. Восстановительный период в пределах 20-30 мин., но поскольку в тренировке и соревнованиях упражнения повторяются многократно, сдвиги могут достигать значительно больших величин и восстановительный период затягивается иногда до нескольких часов.

Метания - упражнения в бросании различных снарядов на дальность. Подразделяются на несколько видов: метание диска, молота, копья, гранаты, мяча, толкание ядра и др. Метания представляют собой упражнения с ациклическим типом движения скоростно-силового характера, требующим высокого уровня развития мышечной силы, быстроты и координации движений. Наибольшие физиол, сдвиги при метаниях наблюдаются со стороны мышечной, нервной системы и вестибулярного анализатора. Сдвиги в функциях кровообращения и дыхания сравнительно невелики. Но поскольку соревнования (как и в прыжках) продолжаются длительное время (до нескольких часов), в целом затрата энергии велика и восстановительный период может удлиниться до 2-3 час.

Многоборье - комплексный вид Л. а.- сочетание различных видов бега, прыжков и метаний. Классические виды многоборья для взрослых - десятиборье для мужчин (бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами, прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья и диска, толкание ядра) и пятиборье для женщин (бег на 200 м и 80 м с барьерами, прыжки в длину и высоту, толкание ядра). Занятия многоборьем предъявляют наибольшие требования к организму и способствуют разностороннему физ. развитию, поскольку условия тренировки и соревнования требуют смены различных физ. упражнений. Физиол, сдвиги после каждого упражнения обусловлены его характером, суммарный расход энергии и сдвиги в деятельности различных систем достигают значительных величин. Соревнования проводятся на протяжении двух дней. Период восстановления затягивается до 24 час. и более.

Влияние занятий легкой атлетикой на организм

Регулярные, систематические занятия Л. а. способствуют гармоничному физ. развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных жизненно важных двигательных навыков, развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости, расширению функц, возможностей организма, повышению его сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным метеорол, воздействиям. Степень воздействия отдельных видов легкоатлетических упражнений на организм обусловлена их характером, интенсивностью и продолжительностью. У спортсменов-легкоатлетов увеличивается мышечная масса, способность к максимальному напряжению и расслаблению, возрастает мышечная сила (особенно у спринтеров, метателей и прыгунов), совершенствуется координация движений, увеличивается быстрота и точность двигательных реакций. Наиболее быстрой реакцией отличаются спринтеры, прыгуны и метатели. Функция анализаторов (особенно зрительного и вестибулярного) в наибольшей степени совершенствуется у прыгунов и метателей. У регулярно тренирующихся легкоатлетов совершенствуются функции дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких (до 5-6 тыс. мл и более) и максимальная легочная вентиляция (до 150- 200 л/мин), а также повышается диффузионная способность легких и тканевое дыхание. Возрастает устойчивость К гипоксии. Значительно расширяются функц, возможности сердечно-сосудистой системы. Объем сердца увеличивается до 800-1000 см3 и более, развивается умеренная гипертрофия миокарда, работа сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс урежается до 40-64 ударов в 1 мин., систолическое АД снижается до 100 -115 мм рт. ст., увеличивается систолический объем, несколько замедляется кровоток, удлиняется диастола, повышается сократительная способность миокарда, снижается периферическое сопротивление крови. Повышение функц, возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы в процессе регулярных занятий Л. а. тем больше, чем выше в ней удельный вес упражнений, способствующих развитию выносливости, т. е. при занятиях бегом, спортивной ходьбой, многоборьем. Изменения нервной, мышечной систем и анализаторов наиболее выражены у спортсменов, занимающихся бегом с барьерами, метанием и многоборьем.

Легкоатлеты обладают, как правило, пропорциональным телосложением. Спортсмены, специализирующиеся в разных видах Л. а., имеют некоторые характерные морфофункциональные особенности, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Так, бегуны на длинные дистанции чаще бывают среднего роста с относительно небольшим весом тела, большим дыхательным объемом легких. Спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, и прыгуны, как правило, отличаются высоким ростом, относительно небольшим весом тела, длинными ногами с хорошо развитой мускулатурой; метатели - высоким ростом, большим весом тела, широкими плечами, мощной мускулатурой, большой физ. силой.

Врачебный контроль

В процессе отбора спортсменов для занятии Л. а. и в процессе занятий весьма важен квалифицированный врачебный контроль. Его задача - содействовать максимальному оздоровительному эффекту занятий, предупреждению заболеваний и травм и др. Противопоказания для занятий Л. а. совпадают с общими противопоказаниями для занятий спортом (см. Врачебный контроль). Спортивную тренировку в беге на короткие дистанции, в прыжках в длину и высоту можно начинать у детей с 10-12 лет, в барьерном беге и метаниях - с 13-14, в прыжках с шестом - с 15 - 16 лет. К соревнованиям спортсмены допускаются после 1 - 1,5 лет систематических занятий. Соревнования и тренировки проводятся по следующим возрастным группам: подростковая (11 - 12 лет), младшая юношеская (13-16 лет), старшая юношеская (16 - 17 лет), юношеская (18-19 лет), молодежная (20 лет - 21 год). Длина дистанции, вес снарядов, высота барьеров определяются с учетом возрастных и половых особенностей спортсменов. Так, для детей и женщин исключаются соревнования в беге на длинные и сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе, в метании молота, прыжках с шестом, тройном прыжке (для женщин), десятиборье.

Из наиболее часто встречающихся у легкоатлетов травм следует отметить миозиты и повреждения мышечных волокон двух -, четырехглавой мыщцы бедра, растяжения связок голеностопных суставов у бегунов на короткие дистанции и прыгунов (у последних, кроме того, ушибы области пятки и повреждения пяточной кости); воспаления и повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия, периоститы большеберцовой кости, повреждения сумочно-связочных образований голеностопных суставов у бегунов на средние и длинные дистанции; повреждения сумочно-связочных образований плечевого, локтевого суставов и кисти, а также мышц плечевого пояса у метателей. При нерациональной тренировке и физ. перенапряжении могут наблюдаться дистрофические изменения миокарда (преимущественно у спортсменов, занимающихся видами Л. а., развивающими выносливость), остеохондроз позвоночника и радикулиты (гл. обр. у метателей).

Библиография: Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки, под ред. Н. Д. Граевской и С. П. Летунова, М., 1966; ГраевскаяН. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1 975, библиогр.; Легкая атлетика, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, М., 1972; Основы легкой атлетики, сост. А. Ф. Бойко, М., 1976; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

Н. Д. Граевская, Н. Г. Озолин.

Педагогический и врачебный контроль на уроках легкой атлетики

с обучающимися 10 и 11 классов.

В системе медицинского обслуживания обучающихся в школе важное место занимает врачебный и педагогический контроль, нацеленный на усиление оздоровительного эффекта занятии и реализация принципа дифференцированного подхода к школьникам в процессе занятий физическими упражнениями, врачебно - педагогический контроль обеспечивает наблюдение за учащимися на уроках физической культуры и во время внеклассных занятий, медицинского обследования и контроль за физическим развитием и состоянием здоровья школьников. Врачебно- педагогический контроль представляет собой исследования, проводимыми совместно с врачом и преподавателем физического воспитания (или тренером) и посредственная в местах занятий физической культуры (или тренировок) и соревнований, с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях. Необходимость таких исследований связана с тем, что явление неполного восстановления после тренировок или занятий физической культурой, развитие переутомления далеко не всегда сказываются сразу на самочувствие и работоспособность учащегося или спортсмена. Это не позволяет преподавателю при необходимости вовремя внести в учебный процесс соответствующие коррективы, в связи с чем дальнейшее занятие не только не дает желаемого результата, но в ряде случаев ведет к возникновению предпатологических состояний или к заболеванию обучающегося или спортсмена. Без знания основных принципов, методов врачебно- педагогического контроля,преподаватель не может правильно оценить влияние физических упражнений на организм, дифференцировано подойти к обучению школьников разного возраста, пола, уровня физического развития и физической подготовленности. Наблюдения, проводимые на уроках, во время внеклассных занятий и соревнований, помогают преподавателю выявить индивидуальные способности школьников, что также способствует совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Основные задачи врачебно- педагогического контроля в школе-

    ознакомление с организацией занятий и методикой их проведения;

    изучение воздействия физических нагрузок на организм школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности;

    дозирование объема и интенсивности нагрузок;

    уточнение вопросов планирования;

    контроль за соблюдением гигиенических требований к одежде занимающихся, микроклимату помещения, где проводятся занятия, спортивному оборудованию.

Однако врачи, к сожалению, не сотрудничают с учителями физической культуры и даже не посещают школы, а тем более в сельской местности, где их присутствие и совместная работа с преподавателями пошла бы только на пользу общего дела. И это проблема! Поэтому я и решила раскрыть это вопрос и сказать о важности медицинского контроля в школе. В своей работе я и хочу показать как важен врачебно- педагогический контроль на занятиях физической культуры. Только при систематическом контроле учитель или тренер смогут оценить способности своих учеников к перенесению больших нагрузок, умению восстанавливаться, росту спортивных результатов и др.

Теперь коснемся некоторых морфофизиологических особенностей подросткового возраста. Рост и развитие организма человека происходит в основном до 18 лет у юношей и до 16 лет у девушек. В процессе роста и развития организма повышается возможность нарастания тренированности. Развитие человеческого организма от рождения до зрелого возраста – закономерный процесс морфологических и функциональных изменений, протекающих в зависимости от внутренних причин, состояния здоровья, наследственной обусловленности, условий жизни, труда, питания, физического воспитания. В процессе роста и развития в организме ребенка, а затем подростка постоянно увеличиваются масса и размеры тела в целом и отдельных органов, совершенствуются регуляторные функции.

Установлено, что наиболее интенсивный процесс морфологического развития организма человека происходит в основном от 13 до 16 лет. С возрастом не только увеличиваются показатели физического развития, но и изменяются взаимоотношение между отдельными признаками физического развития. К примеру, при одном и том же росте в разном возрасте определяются разные величины массы тела, окружности грудной клетки, становой силы и т.д. Весьма значительные изменения в возрастном аспекте наблюдаются в сердечно- сосудистой системе. В процессе роста детей увеличение массы сердца происходит неравномерно, что обусловлено повышением массы тела. К 16-17 годам появляется способность выполнять длительные упражнения с формированием качества выносливости, что обусловлено относительным совершенствованиям вегетативных функций и возможностью наилучшим образом удовлетворить потребность в кислороде, возникающую при длительной мышечной работе. В этот возрастной период наступает совершенствование техники различных упражнений. Особенности возрастного развития выдвигают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания детей и подростков с постепенным расширением используемых средств, направленных на развитие различных качеств. В связи с возрастными особенностями важное значение приобретает врачебный контроль, соблюдение режима, индивидуальный подход тренера и педагога. В обязательный комплекс врачебных исследований входят: выяснение общего медицинского анализа. Исследование физического развития, определение состояния нервной и сердечно- сосудистой систем, органом дыхания, пищеварения и т.д.

При врачебно- педагогическом контроле продолжается изучение воздействия на организм занятий физическими упражнениями, во время больших соревнований или тренировочных нагрузок могут проявится скрытые отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе: основной, подготовительной или специальной.

Итак, наибольшая эффективность в развитии двигательной деятельности школьников достигается при учете особенностей возрастных изменений двигательных качеств, физического развития и функционального состояния различных систем организма. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения состояния физического развития, подготовленности, а так же необходимость контроля за ходом развития школьников, что позволит объективнее оценить результаты педагогического воздействия. Причем это возможно, когда полученные показатели сопоставятся с разработанными стандартами таблицами. Наличие таких стандартов позволят учителю, школьному врачу проводить контроль за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности.

Заключение: в своей работе мы провели оценку физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, юношей и девушек, где взяли показатели физической подготовленности I четверти и IV четверти юношей и девушек. Судя по этим показателям можно сказать, что показатель физической подготовленности IV четверти как у юношей, так и у девушек выше, чем показатель I четверти, что соответствует программным требованиям.

И если проведем анализ физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, общеобразовательных школ, то можно отметить, что среди юношей выполнили школьную программу

в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

30% - на оценку «удовлетворительно».

в беге на 3000 метров:

50% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

в прыжках в длину с места:

40% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно».

среди девушек в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «неудовлетворительно».

в беге на 2000 метров:

40% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно»,

10% - оценку «неудовлетворительно».

в прыжках в длину с места:

50% - на оценку «хорошо»,

50% - на оценку «удовлетворительно».

Помимо показателей физической подготовленности можно определить тренированность сердца учащихся с помощью индекса Руффье:

Р, - пульс сидя за минуту, после 5-ти минутного сидения (или отдыха).

Р – пульс стоя за 1 минуту после нагрузки.

Нагрузка – за 30 секунд 30 приседаний.

Р – пульс сидя за 1 минуту, через 1 минуту сидения.

И дать оценку физической подготовленности, где показатель меньше 0 – отличная тренированность.

От 0 – 5 хорошая тренированность,

от 5 – 10 удовлетворительная тренированность,

от 10 – 15 слабая тренированность,

больше 15 неудовлетворительная тренированность.

Чтобы определить динамику совершенствования функциональной деятельности сердечно- сосудистой системы старшеклассников, мы оценили их тренированность сердца также в I четверти и в середине IV четверти. Обследование проводилось с учащимися 10-11 классов. В исследовании приняло 20 человек, из 10 юношей и 10 девушек. Исследования показали: если на I четверть среднее значение индекса составило 8,9 – у девушек и 8,5 – у юношей, то к середине IV четверти произошли изменения тренированности сердечно – сосудистой системе, где среднее значение индекса у девушек- 6,4; у юношей- 7,6.

Судя по оценке физической подготовленности можно сказать, что как у девушек, так и у юношей тренированность сердца удовлетворительная. Я считаю, что индекс Руффье очень эффективный метод исследования тренированности сердечно- сосудистой системы, и его необходимо применять в школе для исследования функционального состояния учащихся.