Рецепты староверов по сбору и лечению травами. Лечение радикулита народными средствами

Пожалуй, даже тот, кто никогда не интересовался бытом и кухней старообрядцев, хоть одну их кулинарную традицию с ходу назовет - пить чай из самовара. Впрочем, в деревню Вишневец Шарковщинского района к хозяюшкам из любительского клуба староверской игры, кухни и обрядов «Староверские стряпухи» корреспонденты «СБ» ехали отнюдь не чаи гонять. И не за рецептами гульбишников, сканцев и гулен - блюд, которые у здешних «московцев» считались коронными. Даже не за рассказами о том, что каждый из них пользовался исключительно своей посудой, а гостям выдавали прозванную «поганой» кружку. Проявив любопытство, мы быстро пролистали самые зачитанные страницы местных поваренных записей и остановились на самых настоящих сокровищах, от которых в итоге слюнки текли. Хотя, признаемся честно, за стол в обычную сельскую хату за очередными пятью рецептами шли с некоей настороженностью. Виданное ли, сомневались, дело, что блины можно жарить с припеком из квашеной капусты, а в холодец добавлять фасоль? «Но так делали в старину, - успокаивает нас эксперт белорусской кухни Елена Микульчик. - То, что эта кухня абсолютно не похожа на традиционную белорусскую, - результат того, что староверы жили обособленно, можно даже сказать, замкнуто. На хуторах, отдельной общиной, а мужей и жен находили исключительно среди своих же. И так было буквально до последнего времени - вот рецепты и оказались «законсервированными», не успели ассимилироваться».

Староверские стряпухи - Людмила Ананич, Нина Плотникова, Мария Закревская, Алла Коваленок и их «поваренок» Влад Плотников.

1. Закиданики

В Витебской области застолье без клецок традиционным не считается. При этом особенности их приготовления в каждом районе разные. Скажем, здесь, в шарковщинских краях, эти начиненные свининой картофельные комочки не только отварят, еще ко всему прочему и обжарят. Но даже такая обычная на первый взгляд еда для староверов была чуть ли не деликатесом. Попробуй, говорит руководитель клуба Людмила Ананич, изучившая жизнь старообрядцев «от» и «до», напасись мяса, когда голодных ртов в семье - не один и даже не пять, а по пятнадцать, а то и двадцать. Контрацепция ведь была под запретом.


Альтернатива - клецки «ленивые». Либо, как называют их староверы, в кухне которых каждое блюдо имеет говорящее название, - закиданики. Берем ручки и записываем рецепт:

Полкилограмма тертого и отжатого картофеля - «дранки» (а для местных именно она была основой основ, ведь картошка в этих краях растет лучше, чем жито) - смешиваем с четырьмя–пятью истолченными вареными «бульбинами». Вбиваем два яйца, сыплем жменю муки, соль. Мясо перекручиваем через крупную «сетку». Таким образом можно сэкономить на фарше. Размешиваем и лепим небольшие клецки. По одной (иначе слипнутся) с разницей в пару минут бросаем их в кипящую воду. Варим на большом огне около получаса. Откидываем на дуршлаг, даем стечь юшке. А затем, чтобы обсохли, в течение нескольких минут обжариваем с морковью и салом.

Весьма вкусно, но обычные клецки «с душами» выглядят эстетичнее.

Староверы не уделяют никакого внимания внешним эффектам. Красота - это самое последнее, о чем они будут думать, гораздо важнее для них практичность, - объясняет Елена Микульчик.

2. Бобовые котлеты


Еще одна особенность быта старообрядцев - строгое, даже, можно сказать, фанатичное соблюдение всех постов. Календари не дадут соврать: едва ли не полгода им запрещено есть мясо, курицу, рыбу, молоко, яйца (список можно продолжить). Никаких послаблений не давали даже малышам. Как восстанавливать и накапливать силы? Сытными на нашем огороде всегда считались бобовые: непосредственно боб, горох, фасоль. И именно они служили для каждой хозяйки тем самым универсальным ингредиентом для всего. Фасоль (вместе с луком и морковью) староверы добавляли в пшенную и перловую каши, даже рецепт холодца с ней знают. «Если поедите боб с утра - потом только пить хотеть будете», - приговаривает 69–летняя жительница деревни Подборок Алла Коваленок, в то время как Людмила Ананич дает нам мастер–класс по приготовлению бобовых котлет:

Боб перед вашим приездом мок в течение двух дней. Затем как минимум час я варила его в соленой воде. Как только вздулся - плиту выключила. Почистила. 300 граммов перекрутила на мясорубке вместе с 300 граммами вымоченного ржаного хлеба и четырьмя большими луковицами. Лук дает своеобразный привкус и убирает из боба жесткость. Влила яйцо, можно два. Обваляла котлеты в муке и панировочных сухарях. Зажарила (обязательно на масле, но ни в коем случае не на жиру, боб его впитает в считаные мгновения) на большом огне до появления корочки, перевернув с одного бока на другой раза три–четыре. Это заняло еще около 20 минут.

Елена Микульчик обращает внимание: наличие бобовых в кухне староверов - тот самый маркер, который говорит о ее древности. Напоминает выражение «давным–давно, еще при царе Горохе», а параллельно вздыхает: боб из рациона большинства белорусов, увы, уже вышел. «Наверное, потому, что готовить его долго и утомительно, с ним очень много возни: пока налущишь, пока вымочишь, пока выпаришь...» - заключает она.

3. Оладьи из квашеной капусты


Нет, пожалуй, более доступного, практичного и полезного овоща, чем богатая витамином С капуста. Есть только, замечает Елена Микульчик, небольшая загвоздка: одной капустой не наешься. Подсказка - смешать ее с тестом или картофельной дранкой. И тем самым придать блюду сытности.

Люди жили бедно, - проводит экскурс в прошлое «староверская стряпуха» Людмила Ананич. - Но капусту при этом квасили все. Хранилась долго, в пост - не запрещалась. Только была кисловатой. Чтобы ее «подсластить», капусту можно было промыть или же «накропать» ею оладьи - то есть использовать в качестве припека. Капусту для этого рубим, вливаем два яйца, добавляем чуть–чуть простокваши или сыворотки, иначе блин не выйдет пышным, сыплем соду, муку, по вкусу - соль. Жарим на подсолнечном масле. Сначала - на плите. А затем, чтобы капуста подтушилась, на 20 минут ставим в разогретую до 150 градусов духовку. Только не забудьте накрыть сковороду крышкой!

Еще один оригинальный рецепт рассказывает бабушка Алла Коваленок. Кочан свежей капусты целиком кидали в печь (она, к слову, до сих пор является основным атрибутом быта староверов), затем снимали лист за листом, каждый солили и обливали постным маслом.

4. Кулага


Как именно ритуальное, даже языческое блюдо под названием кулага (этот своеобразный густой кисель готовили исключительно на Купалье и подавали в качестве приношения) могло прорваться через жесткие религиозные заслоны и попасть в кухню старообрядцев - первый вопрос, который крутится у меня на языке. «Но ведь появилось оно еще до христианского периода и уж тем более до того, как произошел раскол православной церкви, - объясняет нам Елена Микульчик. - Поэтому не стоит удивляться, что в той или иной форме такой кисель готовят все славяне, и в этих краях тоже». У Людмилы Ананич, к слову, есть еще одно объяснение: пусть староверы не признавали колядовщиков, не знали обычаев вроде сватовства (невест у них крали), развлекаться молодежи хоть как–то надо было.

На Купалу оживают все «нячысцiкi». Чтобы их от себя отвернуть, есть кулагу нужно до полуночи, перед тем как идти искать «папараць–кветку». В составе этого блюда только лесные ягоды - черника, малина, земляника, - перечисляет Людмила Анатольевна. - Обязательно цельные, не перетертые. Пропорции (их, впрочем, можно не соблюдать, они на любителя) следующие: на два стакана ягод - стакан воды. Довести до кипения. Заколотить еще одним стаканом воды, разбавленной столовой ложкой ржаной муки. Перемешать. Добавить две ложки меда и оставить покипеть еще минут на десять.


5. Крахомолка

Описать этот исконно старообрядческий десерт можно двумя простыми словами. Крахомолка - это «белорусская панакота». Если же кто–то не владеет современной кулинарной терминологией - нечто напоминающее затирку, но на основе крахмала (потому и крахомолка). Правда, более нежная и без комочков. Подавали ее, колдует над приготовлением Елена Микульчик (делается блюдо, кстати, быстрее быстрого), как соленой, так и сладкой. Варили как деткам, еще не умеющим есть жесткую пищу, так и старикам, которые уже не могут жевать. Осовремененный вариант - крахомолку можно заморозить. Выйдет восхитительное мороженое.

Состав: четыре желтка, полстакана сахара, 200 миллилитров 20–процентных сливок, 600 - молока, 80 граммов картофельного крахмала, щепотка ванили. Технология приготовления: смешиваем все до однородной массы, на небольшом огне, постоянно помешивая, прогреваем до загустения (это, засекает Елена Микульчик, вопрос трех–пяти минут). Раскладываем в силиконовые формочки и на 30 - 40 минут ставим в морозильник.

Если же готовить соленый вариант, то сахара не нужно добавлять вовсе, а крахмала взять немногим меньше указанного, - советует эксперт белорусской кухни.

Фото Виталия Пивоварчика, Александра СТАДУБА.

едицина прошлого хранит тайны не одну тысячу лет, но теперь ее секреты открываются по-новому. Исследования показывают, что травы Руси были главными спутниками у людей.

Опыт по изучению лекарственных свойств растений древними целителями впоследствии оказался незаслуженно перечеркнутым. Доверять отварам, приготовленным из лютиков-цветочков, долгое время было немодно.

Но все почему-то забыли, что основу фармакологии в начале ее пути составляло растительное сырье. Так, салициловая кислота, выделенная из коры ивы, дала жизнь аспирину.

Сейчас интерес к здоровой пище охватил земное пространство, увлек он и в таинство народного врачевания.

Гвоздикой с древности лечили глаза, печень, желудок и сердце, а черный перец для знахарей - лекарство от всех болезней.

Настой на травах на Руси делали из сенны и ревеня при запорах, а багульник и полынь применяли в качестве обеззараживающего средства.

Большинство рукописей не сохранилось. Люди боялись доносов, но лечебники все же удавалось некоторым беречь тайно. Благодаря ценнейшему наследию, потомки получили знания об уникальных принципах народного врачевания.

Старинные травники указывают на особое влияние лука и чеснока. С их помощью лечили ожоги и ушибы. К ранам прикладывали свежие побеги. Искусство врачевания передавалось потомкам. В народе имели успех:

  • крапива;
  • багульник;
  • полынь;
  • бодяга;
  • липа;
  • ясень;
  • береза.

Лекари использовали как лесные ягоды, так и культурные растения, выращенные своими руками. В период распространения грамотности и принятия христианства на Руси опыт обобщили в сохранившихся книгах-лечебниках, но многие из рукописных экземпляров исчезли в водовороте страшных войн и пожаров. Сейчас их насчитывают не более 250 штук, где описывается, как народная медицина в Древней Руси использовала природный арсенал.

Аир

Растение, достигающее полутораметровой высоты, имеет прямые листья, и длинные корни. Тростниковые заросли встречаются в основном у водоемов и среди болот.

В России трава известна еще с XIII столетия, и магические свойства приписывали ей еще с поры монголо-татар. Они были убеждены, что поить лошадей нужно в тех водоемах, где вблизи растет эта трава.

Аир, подобно укропу, кориандру, куркуме, употребляли в пищу как пряность. Из него делали отвар и размешивали с квасом. Такое свойство помогало уберечь напиток от брожения: концентрация эфирных масел позволяла уничтожать бактерии. Растение чаще называют «аир обыкновенный», хотя к нему используют и другие термины.

Старинные рецепты для желудка

  1. От изжоги. Порошок из корней травы на кончике ч. л. принимают внутрь, запивают либо разжевывают небольшой кусочек и проглатывают.
  2. При кишечных коликах. Готовят настой из 2 ч. л. рубленых корней. Их запаривают стаканом кипятка, оставляют на ночь. Принимают по 1/2 кружки до еды 4 раза в сутки.
  3. Для полоскания полости рта. Используют теплый настой. Он хорошо снимает воспаление десен и слизистой.
  4. Для глаз. Знахари утверждают, что если смазывать соком травы веки, то зрение улучшается.
  5. Для усиления кровообращения. При постоянно холодных руках и ногах, делают ванны с горячей водой и аиром. После гигиенических мероприятий конечности не вытирают полотенцем.

Магические свойства аира

Целители и сейчас применяют аир в ритуалах, чтобы избавить человека от хворей, чаще - от кишечных и желудочных болезней.

  • для привлечения денег, защиты от «порчи», исцеления собирают семена аира, делают бусы, а измельченные корни складывают в мешочек и носят с собой.
  • Когда в доме находится больной, распыляют курительную смесь при помощи специального приспособления, и тогда на остальных жильцов болезнь не распространяется.
  • По углам дома раскладывают рубленые корни аира, чтобы уберечь себя от нищеты, голода.

Ценят аир и за приворотную силу. О его магической способности обольщать знали в древности, не забывают о ней и теперь.

Приворотный обряд

Таинственную церемонию проводили когда-то настоящие «ведьмы». Они подсыпали зелье пареньку, по которому «сохла» юная особа. После обряда юноша не мог уже противостоять пылким взорам.

Простой рецепт

Сушеные корни заливают водкой. На бутылку берут 100 г сырья и настаивают около двух недель в темном и прохладном месте. Настой подливают объекту обожания маленькими порциями.

Какие травы пили на Руси

В древности, когда еще небыли завезены кофе и чай, из трав, плодов и корней готовили поистине волшебные напитки. Их называли «взварами».

Люди в далекие времена отличались выносливостью и богатырским здоровьем. Сохранились и простые способы заваривания.

  1. Общеукрепляющий чай. Берут по щепотке листья малины, смородины, душицы. Заваривают и настаивают.
  2. Для снятия нервного напряжения. Перемешивают соцветия липы, боярышник, зверобой и мелиссу в одинаковых пропорциях, заваривают как обычный чай. Рекомендуют пить на ночь.
  3. При неврастении. Перемешивают 2 части бузины с чабрецом и липой по 1 части.
  4. От газообразования. Заваривают мяту перечную, чабрец и ромашку.
  5. При подагре. Смешивают шиповник, смородину (черную), крапиву и рябину.
  6. Для очищения сосудов. Одинаковое количество листьев малины, смородины, цветов белой акации.

Методы заваривания чаев раньше ничем не отличалась от нынешних способов. Многие рецепты, дошедшие до наших дней, составляют редкие, вымершие растения Древней Руси, или - занесенные в Красную книгу.

Природные чаи раньше заваривали обычным способом, который применяют и теперь. Чайник обдают горячей водой, опускают в него травы, заливают кипятком и настаивают 10‒15 минут. При необходимости процеживают через мелкое сито.

Исключение составляют отвары, которые подвергают длительной тепловой обработке способом кипячения либо приготовлением снадобья на водяной бане.

Названия «бесовская отрава», «травушка-муравушка» свидетельствуют о том, что растениям приписывали не только целительные качества. Многие из них являлись основой для песен и сказаний, но некоторые травы окутаны тайной, которые до сих пор волнуют простых людей и чародеев-целителей.

Плакун-трава

В мифах и сказаниях дербенник иволистный (официальное название) упоминается как растение, обладающее громадной силой.

Легенда о том, что оно помогает властвовать над бесами, бороться с нечистью, дошла и до нас. Из собранных ранним утром корней в старину изготавливали кресты, магические амулеты. Считалось, что волшебные талисманы помогут:

  • прогнать демона;
  • защитить от злых духов;
  • найти несметные богатства;
  • усыпить беспокойного дитя.

Во время сбора других растений для придания им магической силы, нужно взять с собой веточку плакун-травы.

Полезные свойства

Трава пользуется популярностью как в народной медицине, так и в официальной фармакологии. Неслучайно плакун-траве приписывают лечебные свойства, корни и листья насыщены полезными компонентами:

  • дубильными веществами;
  • эфирными маслами;
  • смолами.

Растение обладает противосудорожным, тонизирующим, противовоспалительным и вяжущим свойством. Отваром из корней лечили женские заболевания, из листьев - нервные расстройства, бессонницу, из цветков - расстройство желудка.

Одолень-трава

Философы древности гласили, что для счастья и гармонии нужно лишь украсить жизнь цветами. Истории о волшебных образцах постепенно превращались в мифы. Одолень-трава на Руси - царица водоемов, окутанная ореолом тайны.

Прекрасные лилии в старину сравнивали с печальной русалкой, превратившейся в волшебный цветок из-за неразделенной любви.

У древних славян кувшинка - оберег, спасавший от сглаза и злых демонов. Свято верившие в магическую силу трав, предки надевали ладанку с корнем высушенной лилии перед дальней дорогой.

Талисман защищал от болезней и голода, помогал справиться с трудностями нелегкого пути и напастями. Символы одолень-травы на амулетах можно приобрести и сейчас в специализированных магазинах.

О целебных свойствах лилии

Известный писатель и журналист Рим Ахметов в книге, посвященной лечебным травам, информирует о том, что одолень-трава исцеляет:

  • женские болезни;
  • нервные расстройства;
  • туберкулез;
  • болезни ЖКТ.

Народные лекари предлагают рецепты, где главным компонентом является кувшинка.

  • масло, извлеченное из корней, снимает опухоли;
  • отвары помогают при болезнях почек, высоком давлении, кровотечениях;
  • высушенные и молотые корневища заживляют гноящиеся раны.

Но самым действенным талисманом древние славяне считали оберег с одолень-травой и папоротником.

Царь всех трав на Руси

Мифический цветок распускает свои бутоны в ночь на Ивана Купала. На Руси - время плескания в водоемах, собирания цветов, трав, плетения венков, перепрыгивания костров.

Именно этот день считался самым магическим временем совершения обрядов, гаданий. Ночью никто не спал, чтобы не стать жертвой оборотней, колдунов и ведьм. В старину считали, что не только папоротник, но и все травы таят в себе магические секреты.

Если кому-то удается найти, сорвать и принести домой цветущий папоротник, то он обязательно станет удачливым, богатым и счастливым человеком.

Считалось, что везение открывает владельцу дар ясновидения и власть над зловещей силой тьмы. По другим легендам, не менее действенное влияние оказывали корни мандрагоры. Среди людей растение называлось «адамова голова».

Способностью травы заживлять раны пользовались охотники, а когда они окуривали свое ружье, то их непременно ждала удача. По русскому поверью еще одно растение расцветает в купальскую ночь, но быстро увядает.

Разрыв-трава

Увидеть цветок - большая удача как для храбрых воинов, так и для плутоватых воров. Легенда о колдовской силе растения «подчинять металл» укоренилась среди славянских народов.

Твердая уверенность в магическом влиянии оберегов помогала побеждать сражения, выигрывать поединки. Люди верили, что облаченному воину доспехами из разрыв-травы не страшны ни стрелы, ни другое оружие.

Окруженное тайной, растение использовали раньше и теперь в своей практике знахари и маги, убежденные в том, что грани между астральным миром и земным существованием стираются.

Курение на Руси

Испокон веков крестьяне выращивали коноплю, но о том, курили ли траву в Древней Руси, подтверждений мало, ведь для славянской культуры подобное увлечение не являлось традицией, как для жителей Средней Азии.

Даже курение табака долгое время не поощрялось. Когда в страну уже при Петре I завезли тысячи ящиков с «заокеанским зельем», царю сделали намек, что патриарх будет недоволен. Но император проявил непреклонность и учредил две фабрики, а махорку вскоре стали выращивать на плантациях. Так, удушливая привычка охватила Русь.

Секреты славянских красавиц

На Руси источником клетчатки и витаминов служила забытая всеми лебеда, и сейчас мало кому интересно, что сорная трава богата:

  • белками;
  • эфирными маслами;
  • минералами;
  • клетчаткой.

Если добавлять сырые листья растения в напитки, супы и салаты, то подобная добавка позволяет очистить печень, кишечник от токсинов. Омолаживающие процедуры из лебеды применялись издавна. Раньше ей умывались русские красавицы дважды в день, после чего исчезали пигментные пятна, а кожа становилась гладкой и нежной.

Старинные рецепты молодости

Небольшое количество свежей травы ошпаривают кипятком и укутывают. Через 30 минут настой готов. Умывают им лицо, руки. Из него делают лед, и кубиками протираются по утрам и вечерам.

Говорят, что если использовать сушеную траву, то омолаживающий эффект получается более заметным. Ее заливают кипятком, настаивают, процеживают, добавляют молоко. Мягкими салфетками прикладывают смесь на чистое лицо, руки.

Русская баня

В летописях 966 года говорится о том, что бани на Руси являлись некими лечебницами для народа, а внучка князя Владимира - Евпраксия, увлеченная врачеванием, собирала травы, готовила отвары для знати и простолюдин.

Уже тогда она понимала, какую роль для здоровья человека играет русская баня, и говорила о ее особенностях. Будучи известным врачом, она изучила многочисленные рецепты народных целителей, применяя накопленный опыт.

Ароматные и лечебные настои выплескивали на камни. При вдыхании пары мгновенно попадали через легкие в кровь. Неизменными спутниками были настои:

  • мяты;
  • эвкалипта;
  • душицы;
  • ромашки;
  • липы;
  • чабреца.

Все помнят любимые детские сказки. В них главные персонажи нередко взывают к помощи трав. Часто, найденная веточка, цветочек или стебель поднимал на ноги безнадежно больного героя. В действительности здоровье и жизнь человека на Руси принадлежала знахаркам и ведунам, которые передавали свои умения близким потомкам.

Люди часто забывают, что любое лекарство можно превратить в яд. Травы обладают мощным потенциалом воздействия на организм, и мудрые лекари искусно пользовались этим свойством.

Изумительный принцип самолечения некоторых славян-староверов, с которыми я в своё время имел возможность пообщаться, поражает своей простотой и эффективностью одновременно.

Недаром простые конструкции являются наиболее прочными. Этот принцип содержит в себе всего три пункта. Если вы действительно хотите понять алгоритм и индивидуальность, то прошу включить всё своё внимание и вникнуть в написанное далее. Итак, начнём с предыстории.


Для начала внесу ясность в определение староверов как таковых. В данном контексте подразумеваются не старообрядцы, бежавшие от реформы Никона в XVII веке, а так называемые анимисты. Образно выражаясь, поклоняющиеся силам природы. Их образ жизни полностью зиждился на близости с окружающими явлениями и живностью. Даже перед тем, как срубить дерево, человек извинялся перед ним. Это может показаться странным современному обывателю, который не знаком с понятием «сила» (энергия) и не имеет представления про её течение и характер. Но это отдельная тема, требующая самостоятельного пояснения. Сейчас же просто попытайтесь понять особенность мышления человека того времени и его мотивы действий.

Теперь ближе к делу. Имея счастье пообщаться с лесорубом в возрасте, мне удалось выведать у него простой секрет лечения болезней. И заключается он в трёх шагах. Начнём по порядку и с описанием:

Анализ своих мыслей и действий. Первым делом они (староверы) напрягают память и вспоминают, где могли привлечь к себе негатив. То есть на кого-то плохо подумали, неискренне поступили. А может быть и такое, что просто поленились, чего делать в общине категорически не рекомендуется. Если описать пункт двумя словами, то выйдет «Бог наказал». И, если причина найдена, то захворавший извиняется перед теми, с кем нехорошо поступил, и заглаживает вину добрыми поступками. Этот мужчина рассказывал, что если болезнь имеет духовный характер, то чаще всего такого самоанализа вполне достаточно и через день-два человек отлично себя чувствует. Если не помогает, то болезнь имеет другой источник. Об этом следующий пункт.


Пост и медитация. Если заболевший взял у природы что-либо лишнее, то болезнь, скорее всего, началась из-за этого. Более понятным словом для современного человека будет «чревоугодие». Этот пункт списка базируется на понимании того, что, взяв у природы что-либо сверх нужного, человек тем самым откровенно жадничает и растрачивает ресурсы (растения, животные, силы), тем самым нарушая естественный баланс. Тяжело это осознать тому, кто живёт в обществе потребления и не понимает, каким образом можно забрать что-то сверх меры, если больше - лучше. И, чтоб восстановить баланс взаимодействия силы личной и силы природной, прихворавший постится. Причём как в питании, так и в мыслях. При этом практикует медитацию. Да, медитируют не только на востоке, но об этом мало кто знает. Дело в том, что после погружения в себя, в сознание приходят мысли, которые ведут к выздоровлению. Это невозможно понять, можно только прочувствовать на себе.

Лечение с вмешательством. Это завершающая стадия, когда требуется вмешательство извне. Но это не врачи и не таблетки. Травы, отвары, ягоды, лекарственные смеси из тех же природных составляющих. Туда же входят массажи, волнование, бани, целебные воды и прочее. Подробное описание также займёт не одну статью, поэтому вдаваться в подробности не вижу смысла.

Вот таким образом славяне-староверы и лечатся по сей день. Живут дружно, общинно. При этом долго, некоторые преодолевают рубеж в сто лет. Потому, что знают о вреде пересыщения и не бегут к сомнительным врачам за ещё более сомнительными лекарствами. Друг к другу относятся как к родным и ставят мораль превыше всего. Ибо здоровье начинается с головы.

Если эта статья на нашем сайте , была для вас полезна, то предлагаем вам книгу с Рецептами живого, оздоравливающего питания. Веганские и сыроедческие рецепты . А так же предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП лучших статей об здоровом образе жизнии здоровом питании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Вместо предисловия

Среди старинных русских рукописей всегда особое место занимали работы медицинского содержания. Не смотря на сложные отрезки отечественной истории до сегодняшних дней сохранилось не мало воистину ценнейших работ разного времени: целебники, травники, лечебники, зельники и прочие. Есть серьезные основания считать, что в старину таких сборников и других работ по травам и лечению было значительно больше, и они оказывали очень серьезное влияние на повседневную жизнь людей.
Видя неподдельный интерес наших подписчиков к травоведению и искусству травничества, мы хотим начать серию статей, посвященных целебным травам, ягодам, деревьям и грибам. Мы постараемся приоткрыть для читателей завесу таинственности с этой необъятной и невероятно интересной темы. По покоящейся здесь и скрытой от широкого глаза информации можно писать настоящие медицинские трактаты. Так глубоко, уважаемый читатель, мы заходить с Вами не будем, но обещаем пополнить Вашу копилку знаний важной, полезной и разносторонней информацией.

Итак, приступим.

«Та трава есть ЦАРЬ во всех травах…»

В народной знахарской традиции было принято делить травы на царские, обладающие великой силой, и все остальные, сила которых была скромнее. Уже само слово царь, как известно, в Древней Руси имело особую сакральную окраску. Некоторые подразделяли все травы на три группы: царь-травы, свита и народ. Такая градация, конечно же, условна, но она даёт нам больше понимания, какие травы какой силой могут обладать.

Следует также помнить, что сила травы – это обоюдоострый меч. Человек может как ударить по болезни, излечив свой недуг, так и нанести удар самому себе, серьезно навредив собственному здоровью. Поэтому главное правило, которое работает во всех случаях – это чем сильнее активные вещества растения, тем с большим пиететом нужно относиться к его применению.

Одно из самых ранних упоминаний царь-травы оставил в своих «Дневных записках» адъютант Академии наук И. И. Лепёхин. Путешествуя по России в 1768-1769 годах, он обратил своё внимание на то, какой широкой известностью обладает эта трава у знахарей города Владимир. Современные ученые предполагают, что речь в этих записках шла об аконите северном (борец северный, борец обыкновенный, борец высокий).

Аконит или борец (лат. Aconitum)

Это род многолетних травянистых растений семейства Лютиковых. Название этого растения сохранилось ещё с древних времён. С древнегреческого аконит можно перевести как «стрелы» или как «скала».

Существует одна седая легенда, которая повествует нам о возможном происхождении этой травы. Легенда уходит своими корнями к известным всем с детства подвигам Геракла. Совершая свой 12-й подвиг, могучий полубог вывел из царства Аида громадного трёхголового пса Цербера. Оказавшись снаружи, чудовище стало яростно вырываться из сильных рук Геракла. Солнечные лучи, коих пёс не видел ни разу за время своей караульной службы в преисподней Аида, ослепили Цербера, заставив его вырываться с ещё большей остервенелостью. При его потугах к освобождению из его пасти начала обильно капать ядовитая слюна, заливая землю, траву и скалы вокруг. Там, куда капала слюна, вырастали и тянулись стрелами к небу высокие, стройные ядовитые растения. Происходило это всё близ греческого города Акони, в честь которого и был якобы назван многолетник.

Следует сразу оговориться, аконит – это род ядовитых растений. Его соком древние германцы, галлы и славяне смазывали наконечники стрел для охоты на волков, барсов и других хищников. Отсюда аконит также называли волкобой, волчий корень, песья смерть и черное зелье. По одной из легенд сам Тамерлан был отравлен соком аконита, которым была пропитана его тюбетейка.

Но знатоки-знахари умели использовать некоторые разновидности аконита в целебных целях. Более того, даже сегодня некоторые современные медицинские препараты производятся из отдельных частей представителей рода аконитов. Но давайте вернёмся к запискам адъютанта Лепехина и прочтем вот такие занимательные строки:

«Дворница, старуха пожилая, которая в городе, как мы после спроведали, за сродницу Эскулапову почиталася, увидя копенку трав, спрашивала у нас: на какую потребу мы травы собираем? Но как мы ей ответствовали, что мы никакого другого к тому предмета, кроме любопытства, не имеем, и силы сих трав не разумеем; то она столь была ободрена нашим ответом, что не оставила и похулить нашего предмета, и возгордяся своим знанием сказала: «И золото в руках незнающего грязь». Потом взяла Царь траву, и, называя ее земным сокровищем, отрадою болящих, и проч., вознамерилася быть нашим Иппократом. «Ето Царь трава, — продолжала она, — трава над травами, угодная во многих болезнях, от утробы, водяной болезни, от матки, когда она засядет в горле; от паралича, от всякой нечисти». Я бы без сумнения навел страх читателю, естьли бы привел здесь толкования почтенной нашей бабушки на помянутые болезни».

Из слов знахарки мы можем понять, насколько почиталась эта трава в целительстве и являлась чуть ли не панацеей от многих болезней. Такое же почтительное отношение к этой траве мы видим и в советской медицине. Так, в VII Государственной фармакопее СССР от 1946 года были включены два вида борца (аконита): каракольский борец и джунгарский. Произрастают эти растения в горных лесах Тянь-Шаня. Также используется трава борца бледноустого, из которой производят препарат аллапинин, оказывающий антиаритмическое действие.

Некоторые виды аконита носят старорусские названия, дошедшие до нас: «борец-корень», «волчий корень», «царь-зелье», «козья смерть», «прострел-трава», «волкобой», «синеглазка», «иссык-кульский корень» и другие. Известен аконит также и как ведьмин цветок.

Применение аконита в народной медицине разных стран

Борец обыкновенный, о котором, по всей вероятности, шла речь в записках адъютанта Лепехина, до сих пор весьма распространен как в народной медицине Сибири и Горного Алтая, так и в травничестве Монголии и Тибета.

Монголы зовут это растение «ман-чин-ман» — царь лекарств, великий, могущественный. Зрелые семена («бихянагвы») используют для лечения абсцессов, острых и хронических гнойных инфекций, а также при сифилисе.

На Алтае аконит настаивают на водке и в небольших количествах употребляют «если нутро болит». Примочки из аконита использовали и продолжают использоавать при раке молочной железы. Как и монголы, сибирцы часто использовали аконит при сифилисе. Народная медицина широко применяет аконит при ревматизме и асците, а также при невралгии. В последнем случае готовятся ванны или мази. Препараты, изготовленные на основе борца, применяются при различных видах дерматитов.

Борец высокий (известен также как аконит джунгарский, шлемник, голубой лютик) применяется при онкологических заболеваниях. Его активные вещества являются алкалоидами, использование которых против разных видов опухолей приветствует народная медицина разных стран. Официально это растение для борьбы с раком используют в Болгарии и ряде азиатских стран.

Сегодня в борьбе с онкологией аконит чаще используют вместе с традиционными и классическими методами лечения, в том числе операционным удалением опухоли. Особенно положительных эффектов пациенты достигают при ранней стадии выявления заболевания. При неоперабельных случаях чудодейственных эффектов ожидать вряд ли стоит, здесь вытяжка из аконита может поспособствовать лишь в качестве обезболивающего и средства для улучшения общего состояние пациента. В официальной медицине аконит не признан как лекарственный препарат, но народные знахари и фитотерапевты сходятся во мнении, что аконит при правильном сборе, заготовке и приготовлении настоев, способен бороться со многими заболеваниями.

В современной гомеопатии из свежих и цветущих растений готовится средство Aconitum D4, которое успешно помогает преодолеть простудные заболевания, лихорадочные состояния, а также некоторые болезни сердца.

Так или иначе, применяя аконит следует строго соблюдать рекомендуемые дозировки и делать это следует под наблюдением лечащего врача. Собирать, заготавливать траву и готовить препараты в домашних условиях смертельно опасно. Содержание ядовитых веществ в разных частях растения больше, чем в широко известном болиголове.

Другие применения растения в быту

Поскольку трава аконита очень ядовита, его применяют как действенный инсектицид, способный уничтожить как мух, так и тараканов при использовании настойки из цветков растения.

Ваш доктор Алексей Маматов

Анастасия в первой книге Владимира Мегре говорит: «Всё-всё на земле - каждая травинка, каждая букашка созданы для человека, имеют своё задание и предназначены для службы человеку. Множество лекарственных растений тому подтверждение. Но человек вашего мира очень мало знает, чтобы воспользоваться предоставленной ему, для его блага возможностью. Воспользоваться в полной мере».

Как часто мы удивляемся и радуемся меткости названия или определения, данными нашими предками деревьям, травам, рекам, той или иной местности. И даже любители переименований, научных латинских названий, ничего не могут поделать с ними, они снова прорастают, как трава сквозь камень. В этих названиях не только внешние приметы, но и внутреннее содержание, тот потаенный смысл, который восходит к далеким нашим предкам, когда они постигали природу и себя как единое, неразрывное целое. И вот названия: девичья трава, вдовья трава, солдатская трава, радость-трава, печаль-трава, разрыв-трава. Но фантазия человеческая шла дальше. В самих названиях уже были заложены определенные человеческие отношения, социальные явления, а возможно, и конкретные события. Отсюда рукой подать до обрядовых песен, притч и сказаний, сказок и легенд. В них, конечно, вошёл и опыт народных врачевателей. Так мудро и чудесно переплелись практический опыт народа и его поэзия. Впрочем, судите об этом сами.


***
аир обыкновенный - ангельская травка;
алтей лекарственный - купчиха;
берёза - красавица;
бузина чёрная - лихорадкина трава;
гравилат городской -Бенедиктова трава;
герань - душка-травка;
донник лекарственный - пчелиная трава - волшебные слова;
дуб - укор-дерево;
дымянка лекарственная - нежная травка;
ежевика сизая - скупая трава;
ива - печаль-дерево;
календула - кошачья трава - золотая голова;
калина - невеста;
камыш - непослушная дочь;
клевер луговой - кудряк луговой
лаванда - привозная трава;
ландыш - божьи звоночки;
лещина обыкновенная - сердешник;
лилия белая - девичья любовь;
липа-бессребреница;
льнянка обыкновенная - горлинка-травка;
мать-и-мачеха - добро со злом;
мелисса лекарственная - девичья трава;
мята - райская трава;
огуречная трава - радость-трава;
одуванчик обыкновенный - бабушкина травка;
омела белая - безродная ягода;
подорожник - щедрость земли;
подсолнечник - солнцецвет;
полынь горькая - солдатская трава;
примула - вдовья трава;
пустырник обыкновенным - печаль долой - сердце успокой;
роза - царица цветов;
ромашка лекарственная - бабья травка;
сосна - божье дерево;
спорыш - царская трава, суженым люба;
тысячелистник обыкновенный - белая голова, непокорная трава;
цикорий обыкновенный - Петрова трава;
чабрец обыкновенный - святая травка;
череда трёхраздельная - ребячья трава;
чистотел - золотая трава, всем травам - голова;
шиповник - кровь-ягода.
*
Знай место вещам в дому
Да не перечь никому...
*
Если много в горнице работы, не сиди
Из подвала яблок принеси:
Дольше будешь трудиться,
Господу Богу молиться.
Аромат яблок бодрит,
Работать велит.
*
Если в лето гость пожаловал
Да тебе приглянулся, не робей:
Беги в лес поскорей,
Веток сосны наломай
Да отвар припасай.
Ленту в косу заплетай
Да в баньку приглашай.
А как из баньки выйдет
Да на тебя глянет -
Так у него сердце по тебе завянет,
По тебе забьётся,
Уезжать ему не придётся.
Банька-раскрасавица
И с любовью справится.
*
Ты баньку люби,
В чистоте её блюди!
По баньке
Судят о хозяйке!
*
Не ленись баньку топить -
Крепче муж будет любить.
Чистую рубаху дай
Да про квас не забывай.
Будет на тебя с любовью глядеть:
Такой доброй жёнушки
В свете не сыскать.
А ты баньку перекрести,
Она с тобой по жизни будет идти.
*
В баньке воды не жалей,
Веники да отвары имей.
Тело мой
То горячей, то холодной водой.
Выльешь два ушата -
Здоровьем будешь богата.
*
Умницей будь:
Про чистую постель не забудь!
С баньки мужа встречай,
Целуй да в чистую постель приглашай.
*
На ночь мужа не зли,
Плохой разговор не заводи.
Будет плохо засыпать -
На тебе зло срывать.
Ты мужа люби,
Сон его храни:
Будет хорошо высыпаться -
Будет весело по дому управляться,
Всё будет ладиться.
Трудолюбием славиться,
Тебя будет любить -
На руках носить!
*
Кому печь, а кому полати.
Не меняй в спальне место кровати.
Родные не хуже умели жить:
Где поставили, там пусть и стоит.
*
Если в гости собираешься, не ленись:
Пораньше ляг, пораньше проснись.
Отвар листьев смородины припаси
Да мужика в баньку пригласи.
В баньке будет купаться -
В гостях будет улыбаться.
Смородина дух веселит,
Мужа от хмеля сохранит,
Не будет разум терять
Да хмель в душу вливать.
Банька-раскрасавица
И с хмелем справится.
*
Долго в гостях не сиди - меру знай!
Поклонись да к себе приглашай.
*
Как приедешь с гостей,
Сразу ставь самовар
Да приготовь отвар:
«Райской травы» - две ложки
Да «желтушки» семь ложек отмеряй,
Литром кипятка заливай.
Минут десять настоится -
Для мытья ног сгодится,
Тёплой водой ноги обмой:
Усталость пройдёт - сон придёт.
*
О красе не забывай -
В зеркало глядись, лицо ублажай.
Перед банькой не ленись:
По саду пройдись, помолись,
Цветам поклонись.
В решето их срезай да улыбнись.
Кто чаще улыбается,
Тот от злых помыслов избавляется.
Улыбнись «непокорной траве - белой голове»,
«Кошачьей траве - золотой голове»,
«Райскую» да «царицу» в росе срезай.
По одной части трав
С двумя частями коровьего масла перемешай,
Мелко перетри, на лицо намажь
Да в предбаннике посиди,
Попотей, смывать не торопись,
Посиди,
Дух травы в грудь впусти.
Рецепт
Белоцвет -1 часть.
Цветы календулы -1 часть.
Мята -1 часть.
Лепестки розы -1 часть.
Сбор перемешать с коровьим маслом и сделать маску за полчаса перед баней. Смыть тёплой водой, ополоснуть холодной.
*
Чтобы уши не болели
Да глаза до старости глядели,
Дягиль в огороде заведи,
Свежим ешь да в чугунок клади,
В хлеба запекай,
«Ангельской травкой» запивай,
В квас полковша «непокорной травы» доливай.
*
Хочешь память хорошую иметь -
Надо лук сажать, сил не жалеть.
По головке в день съедать,
Господа Бога вспоминать!
*
Семью в здравии держи. Постись.
Ты в ответе перед Богом. Молись!
*
Гуляй - да ум не пропивай!
Всю наливку не перепьёшь,
Здоровье сгубишь, пропадёшь!
*
Хорошей хозяйкой будь:
«Ягодой-кровь» запасись, не забудь!
Не бойся уколоться -
Красою обернётся.
«Бабкиной травы» и «петровых корней»
Накопать успей,
Да «кудряк луговой»
Собирай молодой.
Ягоду-кровь по ложке бери,
Да «кудряк луговой» - ложку горой,
Литром кипятка залей
Да закрой поскорей.
Пусть закрытым настоится,
С молоком топлёным пить сгодится.
Не ленись, «невесте» поклонись!
На зиму запасись.
Старикам да детям будешь давать,
Сама с хозяином попивать -
Силушку набирать.
Здоровые будете зимой,
Пахать выйдете весной
Бодрые да весёлые.
Рецепт
Шиповник обыкновенный -1 ложка.
Цикорий обыкновенный -1 ложка.
Корень одуванчика - 1 ложка.
Клевер луговой - 0,5 ложки.
Ягоды калины - 1 ложка.
Тонизирующий сбор залить литром крутого кипятка, настоять 30-40 минут. Можно пить с топлёным молоком, с мёдом. При простуде давать со сливочным маслом и с малиновым вареньем.
*
Если муж вернулся злой,
Помолчи, не перечь,
За рогач - да за отваром в печь.
Остуди, в квас вливай
Да мужа угощай.
Сама помолчи.
Захочет рассказать - расскажет!
Нет нужды - с «камнем» ляжет.
А ты старайся ласковей быть,
Чтобы мог он беду с тобой разделить.
Травы под рукой держи, Ворожи:
Ложку серебряную
В пол-литровую кружку всыпай
«Райской травы»,
Да «девичьей травы» ложку без верха добавляй,
Да прибавь ложку «травы святой».
Залей да накрой. Пусть настоится.
Как молитву прочтёшь, процеди,
Ложку мёда положи,
С улыбкой подойди,
Сядь рядом, попить предложи.
Как он пьёт, погляди.
С лаской да любовью большой
Обойдёт беда стороной:
Муж нервничать не станет,
Будет спокойно спать,
Тебя за разум уважать:
Домой пришёл -
Покой нашёл!
Жена чистая да опрятная
Да душе приятная.
Рецепт (от бессонницы)
Мята -1 ложка.
Мелисса -1 ложка.
Чабрец - 0,5 ложки.
Сбор залить крутым кипятком в пол-литровую банку, настоять 5 минут, процедить, подать с мёдом. Один стакан - в один приём.
*
Ты бессонницей не майся:
От однообразной работы избавляйся,
Запоздно не сиди,
За трудную работу не берись,
По двору пройдись,
На звезды посмотри,
Молитву прочти!
Если молитва на ум нейдёт,
Греха не будет. Знай:
С добром день прожит - засыпай!
Перед сном детей перекрести,
Улыбнись, добра им пожелай.
*
Знай да внукам передай:
Тому спокойный сон снится,
Кто чёрных дел боится.
Чистая душа - с родника вода!
В семье порядок надо знать:
В одно время ложиться,
В одно время вставать!
Перед сном в светлице окна открывай,
Крепкий сон впускай
Да матрац взбивай,
Постель перекрести
Да думочку положи. -
Цветов «душки»
Клади в подушки,
Чтобы после сна
Голова была ясна.
Если не спится - не унывай!
Розами подыши - и засыпай.
Рецепт (для ароматных подушек)
Сердечника лист (лещина).
Царица (лепестки роз).
Сонные шишки (хмель).
Цветы душки (герань).
*
Знай и внукам передай:
Сытую еду на ужин не давай!
Чем постнее еда,
Тем приятней сну она.
Чем еда легче,
Тем сон крепче!
*
Рано просыпаться -
По дому управляться.
За собой следи,
За полночь не сиди.
Рассвету улыбайся,
Росой умывайся,
Днём отдыхай -
Усталость прогоняй.
Кто не досыпает,
Того болезнь поджидает.
Надо время знать:
Когда пахать, когда плясать.
Иного надо не травами лечить,
А послушать, что он говорит.
Его не боль душит,
А печаль сушит.
Ты его ободряй,
К жизни возвращай
Не травой,
А умной головой!
*
Цена жизни - дни!
Не для сплетен они!
*
Не пускай лень в душу -
Тело иссушит.
*
В семье покой и лад цени -
Здоровью спутники они!
*
Говори правду - не собьёшься!
Не пей вина - не сопьёшься!
*
Если муж заленился,
А дел много во дворе,
Ты - себе на уме:
Дай ему отвара «Радость» напиться -
Дотемна будет трудиться!
Рецепт «Радость» (тонизирующий)
Злая трава — добрая молва (крапива) - 1 чайная ложка.
Царская трава (спорыш) -1 чайная ложка.
Ягода-кровь (шиповник) -1 чайная ложка.
Сбор залить 1,5 стакана кипятка, настоять 3 часа и выпить в один приём.
Подорожник
«Щедростью земли» зовётся,
Кто его сока напьётся,
Тот на свете не мается,
Живёт да улыбается.
*
Красавица
Красавица - всему люду нравится.
У домов растёт - здоровье стережёт.
Ты к красавице с любовью подходи,
У неё здоровья попроси.
Ты её люби, расти да жалей,
Весной соком пои стариков да детей.
С двух, трёх - почки собирай,
А десять - сажай!
Детей лес любить научи,
Смотри, не прозевай:
Как сок пойдёт, так почки собирай.
Почки ценны, когда нет листвы.
Делай умело, учись:
Как наломаешь веток,
В сарай не вноси, не торопись.
Пусть в тепле постоят, набухнут,
Лучше будут исцелять.
Много не запасай: -
Сколько надо, столько собирай.
Годами не держи. Знай:
Каждый год собирай,
Вей да суши,
В амбаре в мешке держи,
Людей лечи-ворожи,
Трудись да Богу молись!
*
Берёзовые почки пить - ночь переводить.
Берёзовые почки пить - здоровым быть.
Пей почки берёзы - не увидишь слёзы.
Почки берёзы заготовляешь - горя не знаешь.
Почки маленькие да удаленькие:
В рот войдут - «камни» разобьют.
*
Мелко растереть почки берёзы и залить их 0,5 л тёплого подсолнечного масла, подогретого на водяной бане; закрыть, кипятить 30 минут на водяной бане на слабом огне. Настоять трое суток, процедить, слить в посуду с широким горлом.
Красавица -
Потому она и нравится,
Что нет её нежней да нужней.
Мудрый народ во всём толк найдёт:
И листочки, и почки,
И кора, и уголёчки -
Всему свой черёд.
Всё в дело пойдёт!
Листья красавицы лучше рви весной -
Бог будет помощник твой.
Они радость людям несут -
Здоровье стерегут.
Ты листья красавицы пей-принимай
Да лицо умывай.