Метапредметные результаты фгос на уроках физики. На уроках физики как условие достижения метапредметных результатов

т.д.), 1000 гПа (~ 100 м), 850 гПа (~ 1500 м), 700 гПа (~ 3500 м), 500 гПа (~ 5000 м), 250 гПа (~ 10500 м), 70 гПа (~ 17500 м), 10 г Па (~ 26500 м).

Таблица 1

Режимы геопортала

Режим Наложение Единица измерения Диапазон значений

Атмосфера Скорость ветра км/ч 0 - 360

Температура воздуха °С -80,1 - 54,9

Относительная влажность % 0 - 100

Трехчасовые сумы осадков мм 0 - 150

Потенциальная энергия конвективной неустойчивости от поверхности Дж/кг 0 - 5000

Осажденная вода кг/м2 0 - 70 000

Давление на уровне моря гПа 920 - 1050

Индекс дискомфорта °С -37,1 - 58,9

Океан Течения м/с 0 - 1,5 м/с

Волны с 0 - 25

Химия Концентрация СО на поверхности ppbv 40 - 2500

Концентрация СО2 на поверхности ppmv (см3/м3) 352 - 462

Концентрация SO2 на поверхности мкг/м3 0 - 888

Аэрозоли Пыль т 0,0001 - 3

Экстинкция сульфатами т 0,002 - 2,5

Данный ресурс является очень познавательным, так как в нем можно отобразить не только данные на настоящее время, но и данные из архива, а также возможен просмотр прогноза. Обновление глобальных погодных условий происходит каждые 3 часа, вычисляемые параметры на поверхности океана - каждые 5 дней, температура поверхности океанов - ежедневно, океанические волны - каждые 3 часа.

В условиях глобализации, проблема географической грамотности приобретает острый характер. Современные геопорталы являются универсальными источниками данной информации. Список использованной литературы

1. Earth Wind Map [Электронный ресурс]. Режим доступа: earth.nullschool.net

2. Беляков О.И. Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией // География и экология в школе XXI века - М.: Изд. «Известия», 2008 - №8 - с. 55-60

3. Глобальная онлайн карта ветров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.nencom.com/

4. Хизбуллина Р.З. Изучение географии и формирование у школьников аучного мировоззрения // Географ. исслед. молодых ученых в регионах Азии: матер. молодеж. конф. с междунар. участием - Барнаул: Изд. АлтГУ, 2012 - с. 221-223

© Бакиева Э.В., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С., 2016

И.С. Бегашева

старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ

Т.Н. Степанова учитель физики МБОУ «СОШ №1» г. Коркино, Челябинская область, РФ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация

На сегодняшний день стало не достаточно владеть знаниями, умениями и навыками, получаемыми в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

школе. Объем информации возрастает, появляются новые специальности, производство с новыми высокими технологиями, а временные рамки для овладения всем этим очень ограничены. Поэтому современный ученик должен научиться воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Ключевые слова

Метапредметные результаты, достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, смысловое чтение.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.

Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками».

Одним из наиболее важных метапредметных результатов является формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его (смысловое чтение).

«Компоненты смыслового чтения включены в содержание всех универсальных учебных действий мотивация чтения, мотивы учения - в личностные, принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности - в регулятивные; концентрация внимания, память, воображение - в познавательные; умение осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками, передавать прочитанную информацию - в коммуникативные»

Как показывает практика, большинство обучающихся основной школы тяжело воспринимают информацию, которую несет научный текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Поэтому, целесообразно на уроках физики, для формирования навыков смыслового чтения, уделять должное внимание работе с текстами научного содержания.

Приведем некоторые примеры работы с текстом.

Например, текст по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»:

Задание 1.Прочитайте внимательно текст и заполните таблицу 1

Таблица 1

№ п/п Задание Результат выполнения задания

1 Озаглавьте текст одним словом (словосочетанием)

2 Охарактеризуйте материал текста одной фразой (предложением)

3 Найдите «секрет» текста, особенность, то, без чего он был бы лишен смысла

«Явление поглощения энергии при испарении жидкости имеет огромное значение в жизни человека, оно спасает их от перегрева и гибели. На поверхности тела человека расположено свыше 2106 потовых желез, из которых, когда ему становится жарко, выделяется пот - вода и некоторые продукты обмена веществ - минеральные соли. Кожа, отдавая некоторое количество теплоты на испарение пота, охлаждается, ее температура понижается, следовательно, понижается температура крови, приносящей к ней тепло из внутренних органов. Чем нам жарче, то есть, чем избыточного тепла больше, тем потребность организма в отдаче тепла больше, тем он выделяет больше пота. Так организм человека защищает себя от теплового удара, от гибели. Но возможности нашего организма не беспредельны: потеря организмом влаги приводит

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

к смерти, поэтому человек не может долго обходиться без воды, каждому из нас в сутки необходимо 2-5 литров питьевой воды. Тело человека отдает лишнее тепло быстрее тогда, когда процесс испарения проходит быстрее (обмахните веером лицо или подставьте его под струю сухого воздуха, идущего от вентилятора, и вы сразу почувствуете облегчение). В жаркую погоду в сухом климате человек чувствует себя лучше, чем во влажном, так как он постоянно отдает тепло; даже при полном покое он выделяет около 4200 Дж тепла; когда же человек занимается активной физической деятельностью, то 75% энергии сжигаемого им топлива - пищи выделяется в виде тепла».

Задание 2. Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы по тексту:

1. Как изменяется температура кожи человека при испарении пота?

A) увеличивается Б) уменьшается

B) не изменяется

2. Как организм человека защищает себя от теплового удара, от гибели?

A) при увеличении температуры окружающей среды уменьшается выделение пота потовыми железами Б) при уменьшении температуры окружающей среды увеличивается выделение пота потовыми

железами

B) при увеличении температуры окружающей среды увеличивается выделение пота потовыми железами.

3. В каком климате сухом или влажном в жаркую погоду человек чувствует себя комфортнее? Почему? На следующем учебном занятии можно предложить обучающимся работу с поврежденным или

деформированным текстом, в котором пропущены слова или предложения текста переставлены местами. Работая с таким текстом, обучающиеся прочитывают его несколько раз, стараются уловить мысль и последовательность изложения материала, логику рассуждений, пользуясь «способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий» . Кроме того, «выполняя данные задания, учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат» . Задание 3. Вставьте пропущенные в тексте слова

Кожа, отдавая _ на испарение пота, _, ее температура

Следовательно, понижается _ крови, приносящей к ней

Из внутренних органов. Чем нам жарче, то есть, чем _ больше, тем

потребность организма _ больше, тем он выделяет _. Так организм

человека защищает себя от_, от_.

Работа с текстами научного содержания позволяет: сформировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям, а это, в целом, способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Список использованной литературы:

1. Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышления на уроках технологии/ Коликова Е.Г.// Сборник: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально- экономических исследований. Пермь.- 2016. - №8, С. 55-58.

3. Пяткова О.Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся. / О.Б. Пяткова // Символ науки. -2016. - № 6-2, С. 194-197.

4. Шайкина В.Н., Формирование устойчивого интереса к изучению математики у школьников / Шайкина В.Н., Задорин А.А. // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований.- Пермь.- 2016. - № С. 149-151.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа М1р://минобрнауки.рфМоситеШ^/938 (дата обращения 09.12.2016)

© Бегашева И.С., Степанова Т.Н., 2016

Бердыгулова Г.Е. к.г.н., доцент КазНПУ им. Абая., Дербисбекова М.Н., магистрант 2 курса, КазНПУ им. Абая.

г.Алматы, Казахстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТУРИСТСКО-

РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА г. ТАР АЗ

Аннотация

В статье рассмотрена исследовательская деятельность учащихся на уроках географии. Авторы раскрыли методику организации исследовательской деятельности учеников при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз.

Ключевые слова

Исследовательская деятельность, диалоговое обучение, проблемная ситуация, групповая работа.

В современной практике школ вопросы организации исследовательской работы школьников занимают одно из ведущих мест, так как данный вид деятельности предусматривает развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся, формирование аналитического мышления в процессе творческого поиска.

География является одним из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие «исследовательской деятельности» подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, мы стараемся решать в школьной практике следующие задачи:

1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.

2. Учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.

3. Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа.

4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации .

Применяя исследовательский метод обучения, мы развиваем навыки исследовательской деятельности и формируем положительную мотивацию к географии.

«Оценка достижений метапредметных результатов, учащихся по физике в соответствии с ФГОС ООО»

Смертина Елена Васильевна
учитель физики
МКОУ СОШ с УИОП
п.г.т. Мурыгино Юрьянского района
Кировской области

«Доводы, до которых человек додумывается сам
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования содержат систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы и к условиям ее реализации. Основанием для разработки системы оценки учебных достижений являются требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Требования к образовательным результатам предъявлены в стандарте в трех категориях:

личностные (воспитание гражданской идентичности, готовности к самооб-разованию, формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, освоение социальных норм, правил безо-пасного поведения и т.д.);

метапредметные (умения определять цели обучения, планировать пути их достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, владеть смысловым чтением, ИКТ-компетенции и т.д.);

предметные (цели-результаты по предметным областям и предметам)

Рассмотрим требованиях ФГОС к метапредметным результатам обучения. В настоящее время метапредметные результаты рассматриваются в качестве приоритетных результатов обучения, поскольку отражают интегральные способы деятельности, позволяющие оценить возможности учащихся использовать знания и умения как в «типовых» учебных задачах, так и на широком поле жизненных ситуаций. Эффективность обучения определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Метапредметные результаты рассматриваются в ФГОС основного и среднего общего образования как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

К метапредметным результатам на ступени основного общего образования относят освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,

познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. На ступени среднего образования к перечисленным выше требованиям добавляется «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».

Выделяют основные группы межпредметных понятий. Основанием для выделения межпредметных понятий в естественнонаучном образовании, являются атрибуты объекта познания – материального мира, природы. Для предметов естественнонаучного цикла такими атрибутами выступают следующие:


  • вещество и поле (как основные виды материи),

  • движение (способ существования материи),

  • взаимодействие (связь материальных объектов),

  • пространство и время (формы существования материи).
Вторая часть метапредметных результатов – универсальные учебные действия – представляет собой обширный спектр умений, формируемых в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.
Оценка метопредметных результатов учащихся:

1) самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать владение основами самоконтроля, самооценки.

Для развития оценочной самостоятельности можно применить критериальную оценку результатов учебной деятельности школьников, позволяющую развивать субъектную позицию ученика, формирует интерес и умение учиться, что делает ученика успешным в учёбе.

Критериальная оценка лабораторных работ.

Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию наряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ.

Например следующие критерии


  • Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).

  • Соблюдение парой правил техники безопасности. Сдача оборудования по окончании работы.

  • Измерение всех необходимых физических величин.

  • Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.

  • Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов.

  • Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить).
Критерии, от работы к работе, не изменяются, формируется единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку.

Например, в работах по электричеству необходим такой критерий: начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра, вольтметра и направление тока в цепи. При проведении работ по оптике: построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета.

Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
Примеры:

Критерии оценивания выступления


  • Соответствие материала теме

  • Степень владения материалом

  • Логика изложения материала

  • Соблюдение регламента

  • Культура речи
Критерии оценивания презентации.

  • Информативность

  • Соответствие теме

  • Качество иллюстративного материала

  • Логика составления презентации

  • Оформление работы

2)универсальные учебные действия

В программе для основной школы есть и специальные планируемые результаты интегрированного характера «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом», которые описывают основные читательские умения, формируемые в различных предметах на данной ступени образования.

Эти планируемые результаты сформулированы как итоговые для выпускников основной школы, то в полной мере они могут проверяться лишь в конце девятого класса или в начале обучения в десятом классе.

Выделяют два объекта:

Умения по работе с текстами физического содержания (ГИА 9 класс задания с развёрнутым ответом)

Умения по работе с графической информацией.

На содержании физики в наибольшей степени формируются умения по работе со следующими видами графической информации:


  • Графики (различных зависимостей физических величин). Особенности предмета позволяют использовать различные функциональные зависимости (графики линейной функции, параболы, гиперболы и т.д.). Кроме того только в рамках физики происходит обучение построению графиков с использованием абсолютных погрешностей физических величин. Главным преимуществом является возможность широкой интерпретации графической информации, так как на материале физики все графические зависимости отражают взаимосвязи физических величин в реальных процессах.

  • Таблицы. На материале физики используется табличное представление результатов экспериментов, а также использование разнообразных таблиц справочных данных. В первом случае основной упор делается на понимание характера зависимости величин, представленных в таблице, на умение преобразовывать табличные данные в график или символическую запись.

  • Схемы и схематичные рисунки. В рамках физики учащиеся обучаются работать с различными схемами (электрическими, оптическими), в которых используются стандартизованные обозначения элементов. Основное умение здесь – соотнесение схематичных изображений с реальными объектами.

3) межпредметные понятия

При оценивании используются заданий для оценки овладения межпредметными понятиями на основе предметов естественнонаучного цикла.

1) преобразование энергии

Какой из перечисленных ниже процессов сопровождается выделением энергии?

1) гниение органических веществ;2) фильтрование раствора соли

3) плавление льда;4) дистилляция воды

2) коэффициент полезного действия

Как известно, в процессе фотосинтеза в растениях образуются углеводы. Коэффициент полезного действия (КПД) процесса фотосинтеза составляет обычно 6-8%. Объясните, что это означает с точки зрения преобразования энергии, происходящей в процессе фотосинтеза.

4)владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности

Выполнения группового или индивидуального проекта, либо группового или индивидуального учебного исследования, в котором обучающийся принимал участие в течение последнего года обучения (на ступени основного общего образования участие в проекте осуществляется по желанию обучающегося, а на ступени среднего общего образования – является обязательной частью итоговой оценки).

Содержание курса физики основной школы строится на последовательном изучении различных явлений: механических, тепловых, электромагнитных, квантовых. В каждом разделе изучаются физические явления, характеризующие их величины, законы и закономерности, решаются задачи и выполняются лабораторные работы. При различном содержании идет постепенное формирование одних и тех же умений и, соответственно, достижение одних и тех планируемых результатов на разном содержании. То же самое можно сказать и о курсе физики средней школы.

Накопление оценок должно строиться таким образом, чтобы зафиксировать в конце изучения каждого раздела физики очередной рубеж ученика в достижении всего спектра планируемых результатов. Оценочные процедуры по теме или разделу необходимо подбирать таким образом, чтобы они предусматривали раздельное оценивание разных планируемых результатов. В зависимости от принятой учителем системы контрольно-оценочной деятельности в рамках одной темы (раздела) могут проводиться несколько контрольных мероприятий или одна тематическая работа. В первом случае это могут быть, например: отдельные тестовые работы по усвоению понятийного аппарата темы; работа по решению задач; одна из лабораторных работ, которая используется в качестве контроля сформированности определенных экспериментальных умений; а работа с информацией может проверяться, например, в рамках поурочной работы с учебной и справочной литературой, выполнения различных проектных работ и т.д. Во втором случае может использоваться итоговое зачётное мероприятие по теме (разделу). Однако содержание зачетной работы должно отражать все группы планируемых результатов. Результаты последовательных этапов промежуточной аттестации по физике должны отражать динамику достижения предметных и метапредметных планируемых результатов.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности».


2


Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований.,


Единая методологическая основа системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования УУД; ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов. Система учебников «Алгоритм успеха»


Методические особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС ООО и ФГОС СОО 1. Новая система оценивания УУД в образовательном пространстве школы 2. Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО современному уроку 3. Формирование УУД при: обучении физике на примере УМК «Физика 7-11» авторов А.В.Грачева и др. обучении математике на примере УМК «Математика 5-6», «Алгебра. 7» и «Геометрия, 7» (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.




Виды универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные общеучебные; логические постановка и решение проблем Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; лидерство и согласование действий с партнёром; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Оценка сформированности отдельных личностных результатов: готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы общего образования прилежание и ответственность за результаты обучения соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении Личностные качества


Особенности оценки метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основные объекты оценки метапредметных результатов: Способность и готовность к освоению систематичес- ких знаний, их самостоятель -ному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к само- организации, саморегуляции и рефлексии способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития


Задачи контрольно-оценочных действий педагогов 1) создать следующие условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов: требования к результату изучения темы (оценочный лист); задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы; содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач); место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся; способы перевода качественных характеристик учения в количественные. 2) обеспечить самоконтроль выполнения всех указанных выше условий.


Контакты Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина Галина Владимировна Интернет-магазин vgf.ru

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

“Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи. Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

Основные идеи метапредметного подхода:

  1. Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
  2. Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
  3. Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок”;
  4. Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.”

Каковы могут быть методы, приемы и варианты реализации условий, обеспечивающих формирование и развитие до соответствующих уровней метапредметных новообразований у учащихся. Рассмотрим некоторые направления деятельности учителя:

– Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

  1. Мысленное (идеальное) интуитивное – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы
  2. Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера. Большие возможности для реализации данного компонента представляют элективные курсы предпрофильной подготовки и профильной школы, которые вводятся в учебный план в соответствии с Концепцией Профильного обучения на старшей ступени школы. На протяжении нескольких лет провожу курс по выбору “ Юный исследователь”. Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9-х классов, он является межпредметным и рассчитан на 8 часов. Использую следующие формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов, подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений (из Интернета, научной и научно-популярной периодической литературы), выполнение учащимися проектов. Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть: конспект с решением задачи, проектная работа, творческая работа.

Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности. Так, например, ежегодное проведение в 11-м классе конференции “Физика-мировоззрение-технология” позволяет привлечь всех учащихся класса и каждый выбирает сам форму и содержание участия.

Вопросы для обсуждения:

  1. XXI век – век, в котором миром управляет физика?
  2. Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
  3. Что важнее всего на Земле?

Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.

Моя достаточно большая практика позволила определить следующую структуру осуществления “Метапредметности” на уроках физики и во внеурочное время:

1) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

  • Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).
  • Использование заданий типа: Прочитайте небольшой текст о Байкале.

“Озеро Байкал - огромное хранилище пресной воды. Температура поверхностных слоёв воды в Байкале летом - +8…+9 °С, а в отдельных заливах - +15 °C. Температура же глубинных слоёв - в любое время года около +4 °C. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Наступление весны на Байкале задерживается на 10?15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная”. Объясните: А) почему температура глубинных слоев озера +4 °C. Б) почему вблизи озера Байкал и весна, и зима наступают позже, чем в прилегающих районах.

Для ответа воспользуйтесь справочными материалами о свойствах воды.

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Даю алгоритм:

– Выберите необходимое оборудование
– Соберите установку.
– Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:
– Какое предположение проверялось в опыте?
– Какое оборудование было выбрано для опыта и почему?
– Что наблюдалось при проведении опыта?
– Какой вывод можно сделать по результатам опыта?

3) В течение года учащиеся успешно выполняют домашние исследования. Например: апробировала и применяю задания для учащихся 7-го класса, которые предлагают В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик:

“Исследование 1

  • Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу:Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
  • Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
  • Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу
  • .

Исследование 2

  • Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
  • После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
  • С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь - столовой ложки, чайной ложки, чашки.
  • Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.

4) Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения. Например:

  1. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
  2. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
  3. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

5) Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:

  • Устройство, прибор, механизм –

1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;

  • физическая величина –

1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.

Учащиеся 9-11-х классов активно участвуют в подготовке и проведении деловых игр по темам курса физики. Это: 1. “Мы строим электростанцию”. 2. Заседание конструкторского бюро (Тепловые машины). 3. Суд над электризацией. 4. Совещание аппарата правительства “Экологические проблемы края” и другие.

6) Использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении. Это задачи, не выходящие за рамки школьной программы, но требующие для решения нестандартного подхода. Рассмотрим задачи по теме “Молекулярная физика и основы термодинамики”. Особое место занимают задачи на перевод графика некоторого газового процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах.

Задача. Как изменялось давление газа во время процесса, изображенного на рис. 2?

Решение . Проведем серию изобар в координатах (V, T) (рис. 3), представляющих собой прямые, проходящие через начало координат. Очевидно, что на участке 1-2 давление падает), а на участках 2-3 и 3-1 – возрастает.

7) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностикии формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащихся провожу контрольные лабораторные работы. При этом в соответствии со структурой эксперимента исходила из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы. Результаты наблюдений, анализа контрольных работ, анкетирования учащихся отражены в таблице.

Сводная таблица результатов эффективности овладения учащимися 7-х классов основными видами учебно-познавательной деятельности в 2011-2012 учебном году

Каждому уровню сформированности того или иного критерия приписываем определенное значение соответствующего коэффициента: Уровень овладения: низкий, необобщенный Т = 0,00 – 0,30; средний, узкой обобщенности Т = 0,31 – 0,60; высокий, широкой обобщенности Т = 0,61 – 1,00.

В заключении следует отметить, что учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться . Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации “Лучший учитель” краевого этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России-2011” по физики Коваленко Л.Г., ст. преподаватель кафедры математики и физики СКИПКРО.
  2. В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик “Методика обучения физике. 7 класс”.
  3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике. (Основная школа).
  4. А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования”.

Метапредметный подход на уроках физики

Как известно, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, они при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции сталкиваются и тем самым разворачивают науку, наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда – системомыследеятельностный подход. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

Основные идеи метапредметного подхода:

    Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

Они учатся выражать с помощью схем:

То, что понимают,

То, что хотят сказать,

То, что пытаются промыслить,

То, что хотят сделать.

Основная цель процесса обучения:

    О бучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.

    О бучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

    В ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод , что в переводе с древнегреческого означает путь познания .

В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.

В рамках метапредмета – «Знание » - формируется, свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знании), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструктор, который лежит в основе понятия) и т.д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научатся выделять зону «незнаемого» в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, - это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

    «Знания» - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление.

    Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но и сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные.

Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Проблема».

Научить человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать собственную позицию и уметь отстаивать ее – вот основная задача метапредмета «Проблема».

Он обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося.

При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно , но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения .

Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций .

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

На метопредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

    При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    Тип философско-методологического философствования учащихся, в рамках этого метапредмета, связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи.

    Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

    Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок;

    Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

Метапредметные методы особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

    Метод смыслового видения;

    Метод вживания;

    Метод образного видения;

    Метод графических ассоциаций;

    Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

    Метод символического видения;

    Метод гипотез (рабочих, реальных);

    Метод наблюдений;

    Метод сравнений;

    Метод эвристических бесед;

    Метод ошибок;

    Метод регрессии

Направления деятельности учителя

Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

    Мысленное (идеальное ) интуитивное это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы

    Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера.

Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства личности.

Структура осуществления “Метапредметности”

на уроках физики и во внеурочное время

1) Уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

    Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий суть физического явления, зависимость физических величин;

3) В течение года учащимся предлагается выполнить домашние исследования, сделать вывод;

4) Для формирования критического мышления, с целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме учащимся можно предложить при ответах использовать различные блок-схемы

5) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

    овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

    формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

    развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;

    формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащимся предлагается по заданию учителя провести лабораторные опыты по изученной теме. При этом в соответствии со структурой эксперимента необходимо исходить из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы.