Как правильно держать гитару левой рукой? Посадка гитариста и постановка рук на гитаре Как правильно сидеть играя на гитаре.

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как держать гитару. Правильная посадка»

В этом уроке обсудим такую фундаментальную тему, как правильная посадка с электрогитарой. Разберемся, как ее правильно держать и как положить: на какую ногу, под каким углом по отношению к телу, к горизонту, куда нагнуть повернуть и т.д.

Это основополагающие вещи, и многие играющие люди не знают о них. Из-за этого испытывают ряд проблем. Например, не хватает выносливости, начинаются боли. Человек думает, что посидит подольше, натренируется, и напряжение пройдет. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Часто напряжение устраняется корректной посадкой. О том, что такое корректная посадка, мы сейчас разберемся.

Как правильно держать электрогитару рассказываю студентам на первом занятии. То есть человек пришел, мы познакомились. Я обрисовываю концепцию, как у меня строятся занятия. После обсуждения теоретических моментов, непосредственно практика начинается с посадки.

Для правильной посадки с гитарой разбираемся с двумя углами:

1. Угол наклона грифа гитары по отношению к горизонту.

2. Поворот гитары к плечевому поясу.

Угол наклона к горизонту

За горизонт мы принимаем параллельную поверхность. Например, пол. Если гитара расположена параллельно плоскости, градус наклона равен нулю. Угол наклона между грифом и декой определяется балансом. Берется гитара, спину держим ровно, чтобы не было сутулости. Гитару на себя не заваливаем, а чуть прислоняем, чтобы она рогом чуть касалась футболки. Положение баланса достигается за счет корректного расположения инструмента и силы трения рога. При правильном балансе она лежит устойчиво, не падает, даже если покачать ногой. В нормальном положении она не клюет носом. Конкретно на моей гитаре угол составляет 20 градусов к горизонту. На других гитарах развесовка может быть иная. Угол наклона может меняться.

Угол по отношению к плечевому поясу

После того, как найден градус наклона к горизонту, берем руку с медиатором, и ребром ладони касаемся бриджа. Точнее того места, где струны покидают бридж, зона демпфера пересекает все 6 струн. Слегка касаемся предплечьем деки гитары, и у нас здесь в плече начинает накапливаться напряжение. Мышца напряжена, становится жесткой. Чтобы это напряжение убрать, необходимо прижать локоть к себе. Гитара поворачивается естественным образом. Плечевой сустав уходит вперед. Поворачивая гитару по оси до исчезновения напряжения, находим угол по отношению к плечевому поясу. Он может быть больше или меньше, исходя из собственных ощущений комфорта.

Расположение кисти правой руки

Ребро ладони правой руки необходимо расположить на 6 струнах. Это делается не за счет подъема плечевого сустава, а его поворота. Подъем плечевого сустава формирует напряжение и может негативно сказаться на выносливости и игре. Так играть могут не все люди. Кому-то удобно слегка приподнять плечо. Если посмотреть на Гилберта и Петруччи на видео, то заметите перекос. Это не означает, что они 3 часа так сидят с гитарой, но в момент съемок им так было удобно. Кому-то необходимо ровное положение плечевых суставов, но главное понимать механизм и знать, как это правильно делается.

Наша задача перенести ребро ладони в зону демпфера. Для этого расслабьте руку. Левой рукой возьмитесь за правый плечевой сустав, чтобы не дать ему подняться. При подъеме руки сустав слегка уходит вперед. Таким образом рука перенесена в нужную точку не за счет поднятия, а за счет поворота сустава. Рука прижимается к туловищу принимая комфортное положение с электрогитарой.

Плечевой сустав левой руки не оттягивается назад, если правый выходит в перед. Образовавшийся перекос приведет к тому, что рука будет тянуть гриф на себя. Нижележащие струны будут зажаты, а не заглушены. Во избежание напряжения, плечевой пояс находиться в естественном положении. Плечи могут выйти вперед и вниз для увеличения комфорта.

Когда вы научитесь правильно держать электрогитару и извлекать звук, то можете играть, как угодно. Это не скажется на эргономике гитариста, но только в том случае, если первая посадка выполнена правильно. Главное требование - убрать напряжение, которого и так хватает у начинающего гитариста. Гитаристы, привыкшие к неправильной посадке с гитарой, могут годами играть и надеяться, что наработается выносливость, и играть станет комфортно. На самом деле для решения проблемы нужно просто повернуть гитару и поменять угол наклона в плечевом суставе. В каждом случае углы подбираются индивидуально.

На этом струнном инструменте. Связано это с тем, что неправильная постановка руки в процессе игры со временем приведет к серьезным проблемам со здоровьем суставов.

Способы постановки левой руки при игре на гитаре

Существует два верных способа, как правильно держать гитару левой рукой. Каждым из них музыкант должен хорошо владеть.

Классическая постановка

Первый из них называется "классическим". Данный способ пришел из академической сферы. В этом варианте постановки в процессе игры задействуются только четыре пальца. Оставшийся большой опирается на гриф, располагаясь напротив указательного. Рука по форме будто удерживает яблоко. Вначале данный стиль будет казаться непривычным, однако вскоре это станет естественным положением для игры.

Чаще всего классический способ используют профессионалы, которым приходится играть сложные соло. Благодаря тому что большой палец опирается на гриф, создается хорошая поддержка для кисти, а это позволяет быстро и легко перемещаться по всей его длине.

Блюзовая постановка

Данный способ имеет наибольшее распространение именно среди новичков, которые не проходили специального обучения в музыкальных школах. Появилась блюзовая постановка на заре популярности рок-музыки. Впервые купившие гитару музыканты не знали, как именно следует её держать.

Данная хватка отличается тем, что пятый "большой" палец находится на верхней части грифа и может использоваться для приглушения крайней, шестой струны. Хватка удобна для открытых аккордов. Несмотря на "не академичность", широко используется среди гитаристов. Как правильно держать гитару, фото достаточно хорошо демонстрирует и показывает, чем отличается данная позиция от предыдущей.

Какой способ важнее

В связи с существованием двух способов, возникает естественный вопрос о том, какой из них выбрать. Однако, как упоминалось ранее, хорошему гитаристу следует использовать оба этих хвата. Объясняется это достаточно просто. В процессе игры может встречаться переход от обычных аккордов, которые удобно зажимать, используя блюзовый хват, к сложным частям, содержащим соло, которое требует уже классического стиля. Профессиональные музыканты умеют чередовать оба этих стиля в процессе игры, спокойно переходя между ними, в зависимости от ситуации.

Посадка во время игры

Разобравшись с тем, как удержать гриф, следует ответить на вопрос о том, как правильно держать гитару сидя. Здесь также существует несколько вариантов. Однако они достаточно просты.

В академической музыке используется классическая посадка, отличная тем, что инструмент располагается на левой ноге, которая слегка приподнята. В таком случае принято использовать специальную подставку для ноги, которая приподнимет её на 10-15 см. Однако если такой штуки не завалялось где-то в комнате, можно поначалу использовать простую книгу или невысокую коробку (главное - устойчивость).

Этот способ наиболее предпочтителен, поскольку ноги будут максимально расслаблены и не напряжены. Также гитара будет уравновешена исключительно за счет своего расположения на ноге и весу руки, ложащейся сверху на корпус. Даже если левая рука отпустит гриф, сам инструмент останется на месте. Вместе с этим посадка удобна для левой руки, потому что не происходит искривления запястья, и пальцы легко достают до верхней струны.

Вторым способом будет эстрадная посадка. В этом варианте гитара располагается на правой ноге. Этот стиль часто встречается у гитаристов, особенно на сцене. Он не требует дополнительных элементов, вроде подставки, и позволяет свободно перемещаться правой руке, что особенно важно при "эмоциональной" игре. Классическая посадка не даст даточной свободы правой руке для игры "боем". Однако инструмент не имеет достаточной устойчивости, и его придется постоянно придерживать, что может поначалу мешать гитаристу.

Как играть на гитаре левше

Хотя практически во всех обучающих уроках показываются именно правши, для людей, лучше владеющих левой рукой, гитара не является чем-то невозможным. В настоящее время большинство магазинов предлагает гитары для левшей. Однако, если в наличии имеется лишь стандартный инструмент, то его тоже можно приспособить. Некоторые для этого меняли струны (вместо первой шестую, и так далее), а после просто её переворачивали (форма гитары этому зачастую не мешает).

Ответ на вопрос о том, как правильно держать гитару левше, не сильно отличается от инструкций для правшей. Просто делайте то же самое, но другой рукой. Сначала к этому может быть трудно привыкнуть, однако со временем это станет обыденностью.

В указанных выше пунктах уделалялось внимание правильной посадке, однако не менее важно правильно играть даже стоя. Для такого выступления, естесвенно, необходим ремень, который будет удерживать инструмент. Однако нужно правильно отрегулировать его длину, чтобы было удобно играть на гитаре. Многие стараются опустить инструмент чуть-ли не до колен, чтобы выглядеть "круче", однако в таком положении может быть тяжело играть. Сначала седует закрепить инструмент на такой высоте, чтобы процесс не вызывал затруднения. Эта высота может различаться у разных людей, однако не следует жертвовать качеством игры в угоды "крутому" внешнему виду.

Обратите внимание на игру медиатором (если он используется). Тренируясь, можно заметить, что ударяя по струнам под разным углом, можно получить не одинаковое звучание. Так, если хочется добиться "яркого" и "жестокого" звука, медиатор должен использоваться под прямым углом. Для более спокойного звучания можно изменять угол наклона. Чтобы понять, какой именно вариант наиболее подходящий, требуется эксперементировать и внимательно слушать результат.

Немалое значение играет и правая рука. Во время исполнения песни она должна быть максимально расслаблена, но при этом медиатор выпадать не должен. Это необходимо для исполнения динамичных песен, требующх активного участия правой верхней конечности.

Разобраться с тем, как правильно держать гитару левой рукой, весьма просто. При этом на начальных этапах обучения следует уделать особое внимание данному аспекту, поскольку неправильная техника привидет к развитию заболеваний суставов и может полностью лишить возможности играть.

Сегодня хотелось бы рассказать о такой немаловажной части игры на гитаре, как разминка. Каждый, кто хоть когда- нибудь занимался спортом знает, что любая тренировка начинается с разминки, но ведь игра на гитаре таже тренировка и начинать ее нужно соответсвуеще.

Впринципе статья ореентирована в первую очередь на тех, кто только взял гитару в руки, но и опытные гитаристы могут найти что- то новое в ней.

Чаще всего причиной болей в мышцах у гитаристов является неправильная посадка или отсутствие разминки. Каждый, кто хоть когда- нибудь испытывал такие боли, докажет, что это ощущения не из приятных.

Итак начнем.
Прежде чем брать в руки гитару нужно размять пальцы и кисти рук, сделать это можно с помощью простых упражнений, которые показывают на уроках физической культуры в школе(вы же еще не забыли, эти уроки, так?). Лично я так- же разминаю спину перед игрой, это можно делать даже если у вас сильная спина, никогда не повредит. Следует так- же промассажировать кисти и пальцы уроки такого массажа можно увидеть на видео, например небезызвестного гитариста Джона Петручи(John Petrucci)

Видео на англисском, но впринципе, все что показывает Джон можно понять и не зная язык.

Итак мышцы мы размяли, возмем гитару. Теперь важно правильно сесть, опытным гитарюгам это давно известно и скорее всего будет неинтересно, но для новичков расскажу. Существует несколько основных положений

  • Первое положение
Гитару пложить на правое бедро(для правшей), не сутулиться и держать гитару горизонтально. Только и всего.
Положение использующиеся классичискими беднягами гитаристами, удивительно, для игры на классической гитаре.Тут гитару нужно положить на приподнятую левую ногу, грудь слегка касается деки. Гриф приподнят примерно на 45 градусов, головка грифа находиться примерно на одной высоте с вашим плечом. Для приподнимания левой ноги можно использовать стопку книг подставку высотой 10 -15 см.

Не советую использовать это положение при игре на электре. Это удобно на классике из- за её ширины.Да и не совсем эстетично, просто представьте человека играющего в такой позе, к примеру на каком- нибудь варлоке от бисера:).

С положением закончили, теперь к самим упражнениям для гитары. В первую очередь это хроматическая гамма. Думаю многие знакомы с ней, но на всякий случай скину табулатуру и ноты.

Играть ее лучше всего переменным штрихом и под метроном. Полезное упражнение, как для новичков, так и для опытных гитаристов.
Хроматическую гамму можно усложнить например так. Берем например 1 струну играем на ней так:1234. Затем берем вторую и играем уже так:4321. Так проделываем со всеми струнами и проходим по всему грифу(надеюсь понятно, что цифры это номера ладов).Хотя я думаю, что это уже не совсем хроматическая гамма.
Еще пара упражнений, которыми и я сам пользуюсь как для разминки так и для увеличения скорости.







Есть больше упражнений на беглость и растяжку, их вы можете посмотреть на видео

Обладая достаточным багажом знаний и упражнений, разминаясь перед игрой и используя правильную и удобную вам посадку можно не только избавиться от болей, но и ускорить процесс обучения на гитаре. Не забывайте регулярно заниматься, любить свой инструмент и все будет отлично. Удачи, пока.

Всем привет сегодня вы научитесь основам звукоизвлечения, вы узнаете, как образуется звук и за счет чего это происходит. Я расскажу о том, как правильно сидеть, как правильно держать гитару, поговорим о постановке рук и перейдем к практике, выучим несколько основных переборов и ритмических рисунков.

Как сидеть?

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы сидя держать гитару, это правильно сесть, но что же такое правильно? Те или иные правила когда-то придумали определенные люди для других людей их эпохи. Поэтому много чего сейчас в Российской музыкальной образовательной системе устарело или не целесообразно применяется.

Итак, самое главное правило, это удобство и раскрепощенность . У вас ничего не должно быть пережато, держите гитару свободно, вы не должны быть в напряжении, чтобы вы могли спокойно двигаться и правильно играть.

Мы будем начинать, конечно же, с позиции сидя, это самая удобная позиция, положим гитару на правую ногу и тут есть нюанс, вы часто видели, что люди играющие сидя на гитаре кладут ногу на ногу, это, понятное дело, делается для того, чтобы держать гитару повыше, потому что так удобнее. Если вам так удобно, то можете также держать гитару.

В зависимости от того где вы будете сидеть, будет положение ваших ног. Выбирайте как вам удобно держать ! Когда мы правильно и удобно сели стоит переходить к постановке рук. Правую руку очень часто советуют округлять (особенно в муз. школах). Это правильно для классической гитары, для классической посадки и для классической музыки. Но это очень неудобно для остальных музыкальных направлений. Поэтому руку держим в средней позиции.

Постановка правой руки

Большой палец отвечает за 6.5.4 струны, указательный за 3. средний за 2. безымянный за 1. Запомните это как своеобразную молитву. 6.5.4 Струны дергаем большим пальцем, делая плавное движение вниз. 1.2.3 Струны дергаем предназначенными для каждой струны своим пальцем вверх. Посидите хотя бы минут 5 и подергайте все струны, привыкайте к тому, что все должно быть на своем месте. Найдите ту середину, когда струна звучит не совсем тихо и не совсем громко. Так, с техникой разобрались, давайте теперь поймем, как образуется определенный звук.

Вы, наверное, заметили, что все струны отличаются по толщине и издают разные ноты. Можете натянуть резинку и попробовать её дернуть, она тоже издаст звук, только тихий . Во-первых, потому что натяжение недостаточно, во-вторых, потому, что сам звук расходится сразу во все стороны.

Так вот в гитаре натяжение довольно большое и есть деревянный корпус, где звук резонирует и выходит из резонаторного отверстия. Именно поэтому для акустической гитары важно, из какого дерева её делали и как сушили. Надеюсь, с этим все понятно.

Постановка левой руки

Переходим к левой руке. Возьмите гитару, упритесь большим пальцем в середину грифа сзади. Он будет давать сопротивление остальным пальцам. Остальная кисть должна быть свободна, нигде не должно быть зажатости. Теперь нам нужно зажать первую струну на 7 ладу. Итак, научимся вычислять, где какой лад находится.

Считаем от пера грифа по порядку, находим 7 лад и прижимаем указательным пальцем струну. Прижимаем подушечкой пальца, рядом с самим ладовым порожком, так будет легче и удобнее .

Пока оставим в покое левую руку . Итак, правой сыграем простой перебор, играем 6 большим пальцем, потом 3 указательным, далее 2 средним, 1 безымянным, потом снова 2 средним и 3 указательным, играйте это в очень медленном темпе и аккуратно, лучше медленнее, но верно, чем быстро и с ошибками. Когда это станет у вас хорошо получаться, подключим левую руку, зажмем нашу первую струну на 7 ладу, а правой рукой сыграем то же самое.

Потренируйтесь теперь играть так. Когда немного привыкните, перейдем дальше. Сдвинем наш указательный палец на 5 лад. Потом на 3 и потом на 2. Теперь давайте соединим все вместе. Обязательно посидите и поиграйте это в медленном темпе, это и есть репетиция, это и есть ваши первые упражнения. Самое сложное в первые 3–4 недели, далее продвигаться станет полегче. Итак, когда у вас, получится так играть, сменим рисунок правой руки.

То есть перебор, мы будем играть другой. А левой рукой делать все то же самое. Итак, играем 6. 3–2–3 1 3–2–3, этот перебор называют восьмерка (потому что тут восемь нот) Поиграйте, в медленном темпе не прижимая ничего левой рукой, а когда начнет получаться, подключайте левую руку . И выучим еще один перебор 6 1–2–3 1–2–3 1.

Бой

Далее, перейдем к ритмическому рисунку (в простонародье бой) . В бою есть два основных аспекта, это удар вниз и удар вверх, они чередуются и создают тот самый ритмический рисунок. Но для того чтобы их чередовать нужно научится правильно бить вниз и вверх по отдельности. Сложите пальцы в ОК и немного подвиньте большой палец, чтобы он давал сопротивление указательному. Бейте по струнам вниз указательным пальцем именно ногтем, так звук будет более четкий.

Следите за тем, чтобы удар был не слишком сильный и не слишком слабый. Удар вверх делается двумя способами либо подушечкой указательного пальца, Либо оставляем наши пальцы в таком же положении, как и при ударе вниз и делаем удар вверх ногтем большого пальца (кстати, посоветую отрастить небольшие ногти на правой руке, так будет удобнее).

Когда у вас хорошо получится делать как удар вниз, так и удар вверх, выучим наш первый ритмический рисунок .
Приглушите струны левой рукой, просто положив на них кисть, но не прижимая к самим ладам и играем вот так: Вниз-вниз вверх-вниз вниз. Обязательно тренируйтесь в медленном темпе, это не соревнование, это тренировка и наработка техники.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Итак, возьмите гитару в руки. А теперь не торопитесь и попробуйте принять положение, которое Вы считаете удобным для Вас и наиболее правильным.
Не получается? - Еще бы. Готов поспорить, что сначала вы положили гитару на правое колено, спина прогнулась до предела неудобства, и Вы решили положить ногу на ногу, а сверху гитару, и на этом остановились. Я не прав? Ну значит либо Вы уже где-то видели правильную посадку, либо у Вас дар гитариста!

Ну а теперь попробуйте такой вариант.

Во-первых, сядьте на удобный стул, который соответствует Вашему росту.

Положите гитару на левую ногу, а ступню ноги подставьте на подставку. Это может быть либо специальная подставка, либо что-нибудь из подручных средств, например возьмите и подложите стопку книг. Не пугайтесь, Вам не обязательно будет так сидеть всю жизнь, просто нужно чтобы руки и всё остальное приспособились и привыкли к правильному положению. Держите корпус прямо. Ноги немного разведены. Предплечье правой руки опирается на гитару, а кисть свободно взвешена в воздухе.

Основные точки опоры гитары - верхняя часть левой ноги, внутренняя часть бедра правой ноги, грудная клетка и предплечье правой руки. Причем, если вы уберете правую руку, гитара все равно будет устойчива. Попробуйте сделать так в иной посадке- вряд ли получится.

Головка грифа должна находиться примерно на уровне глаз исполнителя. Но если гитара для Вас велика, то ее следует поднять выше, только не переусердствуйте, иначе не дотянетесь до 1 лада. Еще один нюанс- гитара должна быть параллельна корпусу гитариста. Нельзя отводить головку грифа за спину-это неправильно.