Упражнения для правильного дыхания при кашле. Какие упражнения делать при кашле

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, который нужно проводить для профилактики и лечения респираторных заболеваний. Не все знают, насколько эффективны , поэтому часто прибегают лишь к медикаментозной терапии. Как правильно делать гимнастику, и что при этом происходит в организме?

Основной симптом и жалоба пациентов при респираторных заболеваниях – надоедливый кашель. На самом деле, кашель – не патология, а защитная реакция организма на скопление мокроты и воспалительный процесс в дыхательных путях. Он бывает двух видов:

  1. Сухой . Возникает из-за того, что слизистая бронхов раздражена и отечна. Такой тип кашля появляется в начале заболевания и также может быть вызван раздражением и першением в горле. Его еще называют непродуктивным – откашливание не приносит облегчения и происходит без выведения мокроты.
  2. Мокрый . В процессе кашля дыхательные пути очищаются, а больной замечает отделение мокроты, которая может быть разного цвета и консистенции. Именно таким способом организм выводит излишек бронхиального секрета и погибшие микроорганизмы. Препятствовать такому кашлю или подавлять его лекарственными препаратами нельзя , иначе застой мокроты приведет к осложнениям заболевания.

Необходимость дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика при кашле проводится два раза в день. Упражнения значительно облегчают выведение мокроты, уменьшают воспалительный процесс и тренируют дыхательную мускулатуру. Сочетание правильного дыхания и физической нагрузки улучшает кровообращение и помогает организму бороться с инфекцией .

Особенно полезна , которая имеет густую консистенцию и трудно выводится. Благодаря правильным упражнениям, прилипшая слизь хорошо отделяется от стенок бронхов. Очищение дыхательных путей – одна из главных задач в терапии респираторных заболеваний.

Упражнения для малышей:

  1. Ребенок делает глубокий вдох через нос, сильно надувает щеки, а затем медленно выдыхает через немного приоткрытый рот.
  2. Имитация звуков животных и транспорта . Малышам полезно говорить «Пых-пых», «Ту-ту» и другие подобные выражение, где выдох делается с усилием.
  3. Ребенок должен взять мяч и прижать его к груди. На выходе мяч бросается взрослому, а малыш говорит «ух-х-х».
  4. Ноги становятся вместе, руки поднимаются вверх. Ребенок делает потягивание вверх, приподнимаясь на носочках. При движении вверх делается вдох. На выдохе руки нужно опустить вниз, а ногу поставить на полную ступню.

Упражнения для взрослых :

  1. 2 минуты нужно шагать на месте и при этом высоко поднимать колени. Поднимая правую ногу, руки также поднимаются вверх, а ртом делается глубокий вдох. При подъеме второй ноги, нужно делать выдох.
  2. Вдох делают лежа, втягивая живот и напрягая мышцы пресса. На выдохе живот выпячивают.
  3. В положении стоя делается резкий вдох носом, при этом туловище чуть наклоняется вперед, а руки свисают вниз. На выдохе тело выравнивается. Нужно повторить упражнение 8 раз и сделать 12 подходов.

Движения и дыхание нужно выполнять так, как написано в методике. Существуют авторские методики, эффективность которых признается многими врачами. Например, предполагает резкий и короткий вдох, а затем расслабленный продолжительный выдох.

Занятия должны проводиться при нормальной температуре тела.

Такое явление, как кашель, может сопровождать не только простудные заболевания, но и сигнализировать о наличии трахеита, бронхита, синусита, ринита, бронхиальной астмы, туберкулеза и других болезней органов дыхания. Этот неприятный симптом вызывает у больного болезненные ощущения, приступы удушья, дискомфорт при нахождении в общественных местах.

Кашель - явление довольно частое при разных заболеваниях

Чтобы от него как можно быстрее избавиться, применяются различные способы лечения: народные методы, лекарственные средства, физиотерапевтические приемы. Но мало кто пользуется дыхательной гимнастикой, пользы от которой намного больше, чем от остальных приемов терапии.

Преимущества дыхательной гимнастики от кашля

В составе комплексного лечения патологических состояний органов дыхания, упражнения позволяют:

  • снизить дозировку медикаментозных препаратов;
  • улучшить общее состояние больного;
  • активизировать работу реснитчатого эпителия;
  • ускорить процесс очищения дыхательных путей от мокротных образований;
  • запустить резервные средства респираторной системы;

Гимнастика способствует удалению слизи их бронхов

  • восстановить полноценное дыхание;
  • улучшить кровоснабжение органов;
  • восстановить нервные регуляции органов и систем в результате прогрессирования патологических процессов;
  • повысить тонус;
  • исправить различные деформации в области грудной клетки и позвоночника;
  • улучшить лимфообращение.

Дыхательная гимнастика от кашля при регулярном выполнении значительно улучшает легочный газообмен, при этом снимает головные боли, облегчает состояние при температуре. Использовать упражнения можно и при хроническом характере болезни, что препятствует развитию осложнений.

Выполнение особых упражнений способствует улучшению легочного газообмена

Максимально положительный эффект от занятия дыхательной гимнастикой можно получить, если придерживаться основных принципов их выполнения:

  • Регулярность тренировок. Ощутить положительную динамику можно уже спустя три недели, занимаясь дважды в день.
  • Прием муколитических препаратов перед началом занятий для лучшего отхождения патологического секрета.
  • Сдержанность во время упражнений. Открывать широко рот не рекомендуется, звуки желательно произносить как можно мягче.
  • Не допускать пересыхания слизистой оболочки горла, дыхание должно осуществляться попеременно: носом – ртом.
  • Соблюдать осторожность при возникновении кашлевого рефлекса, чтобы не нанести вред голосовым связкам: голову наклонить вниз, руками надавить на область живота (по бокам) и откашляться без надрыва.

Прием муколитиков перед проведением упражнений повысит их эффективность

Показания для проведения дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика должна назначаться исключительно лечащим доктором, после предварительного обследования и установки диагноза.

Для информации! Упражнения для восстановления свободного дыхания являются лишь вспомогательным инструментом в основном лечении пациента.

В качестве необходимых способов диагностики выделяют:

  • дыхательные пробы;
  • исследование состава крови на процентное соотношение газов;
  • анализ патологического секрета.

Только врач должен вам назначить дыхательную гимнастику, не стоит проявлять инициативу, так как имеются противопоказания

Принять решение о целесообразности дыхательной гимнастики может только врач, учитывая особенности конкретного заболевания, общее состояние больного и отсутствие специальных противопоказаний. На стадии обострения заболевания больной обязательно должен пройти терапевтический курс антибактериальными средствами. Перед началом лечебной физкультуры необходимо аккуратно и мягко откашляться, освобождая дыхательные пути от мокротных образований.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Разработанные несколько десятилетий назад уникальные оздоровительные упражнения Александры Стрельниковой показывают свою эффективность при гайморите, бронхиальной астме, приступах удушья. Это отличная тренировка легких, способствующая очищению дыхательных путей.

Важно! Необходимо добиться резкого, активного вдоха, но не объемного, по мере возможности – эмоционального.

При выполнении дыхательной гимнастики в помещении должно быть свежо и чисто - это залог крепкого здоровья. На протяжении всей тренировки необходимо плечи удерживать немного опущенными, вдохи резкие, а выдохи непринужденные. В случае появления неприятных ощущений, в частности головокружения, стоит пересмотреть правильность исполнения гимнастики. Если удерживать заданный темп сложно, то рекомендуется выбрать равномерную тренировку.

Комплекс упражнений

  • Движение №1 «Повороты головой вправо и влево». Вдыхать при этом нужно активно, чтобы ощущалось втягивание крыльев носа. На каждый вдох отведено по 1 с. Количество повторов 3, время остановки 12 с. За одно повторение необходимо сделать 2 подхода по 8 вдохов.
  • Движение №2 «Наклоны головой в стороны». Действия аналогичны предыдущему комплексу: опустив голову необходимо произвести вдох через носовые проходы и свободно выдохнуть через рот. Количество повторений 3, длительность остановки 12 с. За один повтор совершается 2 подхода по 8 вдохов.

К выполнению упражнений надо подходить очень внимательно

  • Движение №3 «Наклоны головой вперед и назад». При опускании головы вперед делается вдох, при выпрямлении – выдох. Такие же манипуляции необходимо сделать и при наклоне головы назад. Количество серий 3, продолжительность остановки 12 с. За один повтор производится 2 подхода по 8 вдохов.
  • Движение№4 «Движения руками». Руки необходимо поднять до уровня плеч и согнуть в локте. После чего, на уровне груди их сводят поочередно, то правую, то левую. При движениях осуществляется активный вдох, а при разведении рук в стороны – выдох. Количество сетов 3, продолжительность паузы 12 с. За одно повторение совершается 2 подхода по 8 вдохов.
  • Движение №5 «Наклоны корпусом». Наклоняясь в нижнем положении, производится вдох, а при выпрямлении – выдох.
  • Движение №6 «Наклоны». Алгоритм действий схожий с движением №4, где при отклонениях назад руки нужно свести перед собой. Дыхание: эмоциональный вдох через носовые проходы и выдох через ротовую полость.

Если все делать правильно, то результат будет заметен уже через пару дней

  • Движение №7 «Приседания». Одну ногу необходимо вывести вперед, а вторую отставить назад. Совершая приседания, в нижнем положении руки нужно соединить и произвести вдох, а при вставании – выдох.
  • Движение №8«Наклоны корпуса в разные стороны». Вдох при таких движениях выполняется в нижнем положении. Количество повторов в движениях №6 - 8 составляет 6, остановки по 12 с.

О том, как правильно выполнять дыательную гимнастику Стрельниковой, вы узнаете из следующего видео:

Кашель приносит не только болезненные ощущения, но и массу дискомфорта. Безусловно, при возникновении кашля нужно лечение на основе растительных средств, но самым лучшим средством считается дыхательная гимнастика при кашле у детей.

В чем заключается польза дыхательной гимнастики при кашле

Выполняя дыхательные упражнения при кашле можно облегчение дыхание благодаря выведению мокроты. Методика помогает укрепить иммунную систему. Упражнения давно используют при проблемах с сердцем, для улучшения функций пищеварительной системы. Однако, чтобы дыхательная гимнастика от кашля для детей дала отличные результаты, следует уметь правильно их выполнять. Упражнения от кашля содействует стремительному выведению мокроты, а выполнение постоянных тренировок улучшить общее состояние ребенка.

Отметим положительные моменты при выполнении дыхательных упражнений:

  • снижение дозировки лекарственных веществ;
  • улучшение состояния здоровья пациента;
  • улучшение работы органов дыхания за счет очистки дыхательных путей;
  • восстановление нормального дыхания;
  • повышение жизнедеятельности;
  • коррекция изменений грудной клетки, позвоночного столба.

Используется дыхательная гимнастика при кашле у взрослых реже. Поэтому есть упражнение, переделанные специально для малышей и дошкольников. Начиная с раннего возраста родителям нужно побеспокоиться о здоровье ребенка. Именно для этого и придумана дыхательная гимнастика для детей, при которой нужно научить малышей грамотному дыханию, чтобы устранить кашель. Максимально благоприятный результат приобретается при исполнении определенных рекомендаций к выполнению упражнений:

  1. Регулярность занятий. Выполнять упражнения на протяжении трех недель, два раза в день Обязательный прием препаратов для разжижения слизи и благополучного ее выведения.
  2. Сдержанность в период занятий. Не рекомендовано открывать широко рот, поскольку звуки нужно выговаривать как можно мягче.
  3. Следить за тем, чтобы не пересыхало горло (дышать поочередно носом и ртом).

Если ребенку более 2 лет, то можно воспользоваться гимнастической методикой, что направлена на устранение кашля у детей, ведь гимнастика полезна для здоровья. Осуществлять гимнастику предпочтительно утром до приема пищи либо же в вечернее время после ужина через пару часов.

Комплексы целебной физкультуры необходимо осуществлять дошкольникам с затяжным гайморитом, ринитом, ларингитом. Гимнастика считается хорошей предупредительной мерой вторичного заражения болезнями инфекционного характера. Тренировки будут полезны как взрослым, так и детям, а время выполнения упражнения всего-то 10 минут.

Упражнения с быстрым эффектом

ЛФК и дыхательная гимнастика при кашле для детей не только лишь содействует уничтожению кашля, но улучшает настроение, увеличивает настроение, способствует активности, проявляет положительный эффект на деятельность органов. В особенности рекомендовано цикл занятий при обструкционном бронхите, дыхательные пути очистятся значительно стремительнее.

Существуют упражнения при кашле, которые эффективно воздействую на органы дыхания, укрепляя дыхательную мускулатуру. Легкие при выполнении гимнастики наполняются воздухом нужным для стимулирования регенерации поврежденных тканей легких. Детям после гимнастики рекомендовано выполнять массаж, что быстро выведет мокроту. Рассмотрим комплекс дыхательной гимнастики для детей подробнее.

Упражнение сбросим груз

Принять положение, стоя, ладони стиснуть в кулак. Совершить вдох, ладони раскрыть. Выдох — расслабить туловище. Это занятие необходимо совершать до восьми раз за подход. Далее нужно расслабить мышцы следующим образом: склонить шею вперед, в какой степени выйдет, а руки разместить на животе. Когда начинается припадок кашля, сдерживать его, нет потребности.

Упражнение восьмерка

При помощи упражнения «восьмерка» возможно, существенно повысить отход мокроты с бронхов. Осуществляют его так: немного нагнувшись вперед, производят стремительный вдох, удерживают дыхание. В данный промежуток про себя необходимо посчитать до восьми, не торопясь. После этого необходимо спокойно выдохнуть.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой



Дыхательная зарядка Стрельниковой считается одной с наиболее известных и содействует укреплению иммунитета, предупреждение возникновения болезней органов дыхания. Поначалу данная методика была для людей, которые профессионально занимались пением. Результативность подобных процедур была замечена для разных органов, поэтому Александра Стрельникова несколько изменила собственную методику для детей разной возрастной категории.

№1 пузырьки

Нужно втянуть воздух носом, щеки надуть, совершить выдох закрытым ртом.

Выполняем приседания: сесть на вдохе, а на выдохе встать.

№3 разговор

Ребенку задают простые вопросы, он должен отвечать звуками.

№4 самолет

Зачитывая стишок, дети должны выполнить перемещения:

Самолет — самолетик (на вдохе приподнять ладони разводим по сторонам). Направляется в полет (замедление дыхания). «Жу-жу-жу» (вправо поворот). Выдыхание с озвучиванием. Стану я и отдохну (руки опустили вниз). Я влево полечу (голову вверх), после выдох с поворотом влево. Стану отдохну.

№5 курочка

Руки в бок. Поднимаемся, наклоняемся, прихлопываем по своим коленям, озвучивая: «Та-та-та». Выдохнуть и выпрямиться с руками наверх вдыхая воздух.

Ребенок должен широко поставить ноги. Озвучивая «зу-зу» взмахивать руками. Вдох — вправо, выдыхание — руки влево. (Звук 2 раза). Травку мы скосили (повторить звуки).

№7 кипящая каша

Приседание на полу. Рука на поясе, другая на груди. Вдох — втянуть живот, выдох («ффф») максимально расслабить, имитируя бурление каши.

№8 трубач

Сесть и приподнять руки. Выполняется медлительное выдыхание, озвучивая «пф-ф».

№9 синхронный марш

Дети должны принять положение прямо со специальной палочкой для гимнастики, двигаться, палочку поднять вверх. Темп дыхания: два шага — вдох, восемь — выдыхание. Продолжительность до двух минут.

№10 часики

Разводим ноги по ширине плеч, выпрямляем спину. Выполняем руками впереди себя махи, приговаривая «тик-так».

№11 петушок

№12 регулировщик

Тоже положение, одна рука — наверх, вторая в бок. Носом втягиваем воздух, меняем положение рук, при выдыхании озвучивается «р-р-р».

№13 семафор

Ребенок принимает положение, при котором спина ровная, на вдохе руки подымаются в стороны, при выдыхании — не торопясь опускаются.

№14 насос

Дети стают прямо, ноги вместе, руки опущены. Выполняются наклоны, а выдыхая выговаривается «с-с-с».

№15 качающийся маятник

Расставляем ноги широко, палка придерживается за головой. Дошкольник нагибается в оба бока, при наклоне — выдыхание.

№16 гуси лебеди

Дети неторопливо ходят, приподнимая, опуская руки в бок. Руки наверх-вдыхание, книзу — выдыхание. Длительность до трех минут.

Перемещение делается, имитируя ходьбу на лыжах (2 минуты).

№18 расту большим

Комплексы целебных упражнений следует осуществлять до трех месяцев. Курсы дыхательной гимнастики назначаются детям, больным болезнями органами дыхания, постоянный гайморит, ринит, воспаление слизистой оболочки гортани и голосовых связок, трахеи.

Противопоказания дыхательной гимнастики

Несмотря на то, что дыхательная зарядка до такой степени эффективна и полезна, имеется ряд противопоказаний. Проанализируем основные запреты выполнения дыхательных упражнений:

При острых болезнях легких нельзя осуществлять упражнения дыхательной гимнастики. Когда у детей прослеживается бронхит либо воспаление легких в острой форме, не следует в дополнение отягощать легкие.

Противопоказано проведение разных комплексов при простудных болезнях в период обострения. Это может спровоцировать существенное ухудшение состояния ребенка.

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Дыхательная гимнастика для детей.

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.

Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

И предупреждает осложнения болезни дыхательная гимнастика при кашле у детей либо взрослых. Она также считается хорошей профилактикой респираторных заболеваний. Поэтому независимо от возраста и времени года рекомендуется ежедневно проводить дыхательные тренировки.

Какие преимущества даёт дыхательная гимнастика от кашля? Во-первых, улучшается вентиляция легких и насыщение кислородом тканей внутренних органов. Во-вторых, ускоряется отторжение и вывод мокрот. Это сокращает курс приёма медикаментов, а также длительность воздействия их веществ на слизистую ЖКТ, печень.

Задача лечебной гимнастики при сухом кашле заключается в ускорении процесса образования секрета в бронхиальном стволе. Эта продвижение патогенов к лёгким и предупреждает раздражение слизистой носоглотки, трахеи и прочих путей.

Дыхательная гимнастика при кашле у взрослых либо детей предупреждает развитие бронхита, пневмонии, прочих осложнений. Динамичные движения межрёберных мышц помогают с силой вытолкнуть наружу воздух вместе с секретом и патогенами. Это предотвращает застой мокроты в бронхах, не позволяет инфекции проникнуть в лёгкие. К тому же у маленьких детей такая гимнастика способствует укреплению голосовых связок и развитию чёткой речи.

Во время выполнения дыхательных упражнений при кашле также массируется слизистая органов дыхательной системы и активируется процесс восстановления её клеток. За счёт правильного выполнения гимнастики улучшается в носоглоточных, трахейных, лёгочных, других тканях микроциркуляция лимфы, крови. Это быстрее выводит инфекции с верхних дыхательных путей, нижних органов и помогает лечить симптомы болезни: кашель, насморк. Лечение детей назначенными врачом будет эффективней, если их действие дополнить гимнастикой с правильно подобранным комплексом упражнений.

Детские дыхательные упражнения от кашля с быстрым эффектом

Для малышей используется простая дыхательная гимнастика при кашле. Детские упражнения – это игровая имитация окружающих механизмов и живых существ. Вместе с ребёнком надо повторять движения и произносить звук, который они издают.

Простой комплекс дыхательной гимнастики для детей старше года:

  1. «Маршируют бравые ребята». Нужно ходить с ровной спиной, попеременно поднимая ноги и сгибая руки в локтях.
  2. «Нарубим дрова» . Ребенок становится ровно, раздвинув стопы на ширине плеч и подняв руки к потолку. Затем соединяет ладошки, сцепляет пальцы в замок, имитируя топор. Дальше нужно хорошо потянуться, поднявшись на носочки, и сделать глубокий сильный вдох. На крайней точке малышу надо резко нагнуться, одновременно выдыхая и ударяя сомкнутыми кистями по «полену».
  3. «Жужжащий жук» . Дыхательное упражнение делают сидя, вытянув руки перед собой. На вдохе малыш поворачивает туловище вправо вместе с ручкой, стараясь дальше заглянуть за спину. Затем он начинает беспрерывно произносить букву «ж» в течение всего выдоха, пока не вернётся в исходное положение. Задание повторяют в левую сторону.
  4. «Ветер». При выполнении этого дыхательного упражнения ребёнок свободно стоит. Малыш через нос вдыхает полной грудью, но выдыхает сквозь сложенные трубочкой губы. Разрешается руками «разгонять тучи», совершая махи по кругу, вперед и назад. Детям взрослый подсказывает, в какую сторону «дует ветер»: вправо, налево, в потолок, подобные задания.
  5. «Бурлящий гейзер» . Детей надолго заинтересует создание пузырьков в полулитровой банке. В ёмкость вставляют коктейльную трубку, наливают воду либо сок, чтобы создать цветной гейзер. Малыш вначале делает вдох носом, а потом дует в трубку, выдавливая воздухом пузырьки в жидкости.
  6. «Сенокос» . Ребёнку необходимо поднять руки на уровне живота, ноги слегка расставить. На вдохе он туловищем поворачивается вправо, а на выдохе – назад, заводя невидимую косу дальше влево, издавая звук «ззуууу».
  7. «Летящая сова» . Ребёнку разрешается стоять либо ходить, выполняя это дыхательное упражнение. Исходное положение рук: расслаблено свисают вдоль туловища. Малыш начинает изображать полёт птицы. Он разводит руки в стороны, поднимает вверх, одновременно вдыхая носом. На выдохе ребёнок их опускает вниз, протяжно произнося букву «у».
  8. «Говоруньи говорили». Дыхательное упражнение улучшает вентиляцию лёгких, развивает речевой аппарат. Взрослый спрашивает, как «говорит» животное, птичка или механический предмет (называет всех, кого вспомнит). Ребёнок, делая ртом выдох, произносит их звуки.

Эти дыхательные игры повторяют по 5 раз минимум дважды в день. Гимнастику не проводят при повышенной температуре либо если малыш плохо себя чувствует, вялый, жалуется на головокружение. В этом случае тренировку начинают не раньше, чем через 3 дня , с условием, что его состояние стабилизировалось.

Упражнение «сбросим груз»

При кашле у детей ускорит отторжение мокрот средней сложности упражнение «сбросить груз». Исходное положение малыша: кулачки упираются в пояс, ноги слегка расставлены. «Груз сбрасывают с плеч» на шумном вдохе, резко распрямляя руки вниз к полу, расправляя ладони и растопыривая пальцы веером. Мышцы верхних конечностей и шеи при этом надо максимально напрячь. На мягком выдохе возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяют с ребенком пять-шесть раз за один подход. Желательно сделать 12 кругов.

При выполнении задания «сбросим груз» действие дыхания усиливается движением мышц рук. Поэтому по завершению всех подходов упражнения нужно расслабить мускулы плечевого пояса, шеи, кистей. Мышечное напряжение снимется, если встать ровно, положить ладони на живот и прижать подбородок к ямке между ключицами. Такую позу рекомендуется принимать после завершения каждой тренировки дыхательной гимнастики.

Упражнение «восьмерка»

При бронхите улучшает отторжение мокрот и их вывод лёгкое упражнение «восьмёрка». Ребёнок стоит либо садится «по-турецки», слегка наклоняет корпус вперед и резко вдыхает. Нужно задержать воздух в груди и мысленно досчитать до восьми. На выдохе ребёнок распрямляет спину. Упражнение повторяют до 10 раз с 15-секундным перерывом после каждого выполнения. Нельзя подавлять и проглатывать назад отторгнутый секрет.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Нередко врачи при астме, хронических болезнях верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких рекомендуют систему дыхательной гимнастики, разработанную А. Н. Стрельниковой. Всего в базовый комплекс входит 11 упражнений. При кашле целесообразно применять три задания. Основная особенность тренировки: вдыхают кратко, быстро, а выдыхают мягко, не прикладывая усилий. Между подходами делают перерывы на 15 секунд.

Упражнения гимнастики А. Н. Стрельниковой при кашле у детей школьного возраста:

  1. «Насос». Исходное положение (и. п.): стать ровно, опустить руки вниз. Далее имитируют движение работы с насосом: на вдохе наклоняются к земле с прямой спиной, не дотрагиваясь к его поверхности, на выдохе приподнимаются, но не до конца разогнув спину. Делают сто таких коротких движения за одну минуту.
  2. «Ладошки». И. п.: встать прямо, ноги вместе, прижать руки к туловищу и согнуть их в локтях, развернув ладони кверху. Далее на резком вдохе сжать кулаки, при выдохе – разжать кисти. В одном подходе выполняют 4 дыхательные упражнения, затем расслабляют руки. За одну тренировку задачу повторяют 24 раза.
  3. «Маятник». И. п: стать ровно, руки свободно свесить вдоль туловища. Но это упражнение разрешается выполнять сидя. На вдохе наклоняются, стараясь дотронуться к полу, затем разгибаются вверх на выдохе, одновременно обнимая руками себя в области плеч, и возвращаются в и. п. Выполняют минимум трижды по 4 раза за подход.

Освоив эти задания – тренировку постепенно дополняют упражнениями обнимание, погоны, ушки, перекаты, шаг, маятник и повороты головой, кошка. Гимнастику Стрельниковой применяют по рекомендации врача.

Противопоказания дыхательной гимнастики

Нужно на время отказаться от тренировок при кашле, если ребёнка или взрослого человека лихорадит, либо более 37,5─38° C. Дыхательные упражнения с наклонами и поворотами нельзя делать в случае повышенного давления, травм позвоночника либо головы. Запрещено заниматься этой гимнастикой людям с внутренним кровотечением, острым тромбофлебитом, тяжёлыми сердечно-сосудистыми патологиями. В остальных случаях дыхательные тренировки начинают с разрешения лечащего врача.

Малыша надо заинтересовать, чтобы он выполнил весь комплекс задач. Поэтому взрослому рекомендуется делать гимнастику вместе с ребёнком и подобрать тематические к упражнениям детские стишки.

Обязательное правило – тренируются только после влажной уборки с последующим проветриванием помещения. Воздух должен быть свежим, насыщенным кислородом. После гимнастики тоже рекомендуется открыть окно, чтобы выдохнутая инфекция не осталась в комнате и снова не попала назад в организм.

  1. Гимнастику делают после снятия острых симптомов болезни.
  2. Упражнения подбирают по возрасту малыша, чтобы ребенок мог выполнить задание. Начинают с простых задач в умеренном темпе, с каждым разом усложняя тренировку.
  3. Гимнастику выполняют за 60 минут до еды или через 2 часа после приёма пищи.
  4. При выполнении упражнений обязательно вдыхают через нос, а выдох делают ртом.
  5. Во время гимнастики взрослому надо находиться рядом с ребёнком. При внезапном головокружении нужно успеть подхватить малыша, чтобы он не упал.
  6. В случае приступа кашля гимнастику прекращают, пока не выйдут мокроты и не восстановиться дыхание.
  7. При выполнении упражнений нужно систематически подсказывать малышу, какой звук издать, когда делать выдох, приступать к другой задаче и так далее.
  8. Если малыш устал – тренировку перерывают минимум на 15 минут. В случае плохого самочувствия занятия возобновляют после стабилизации здоровья.
  9. Для профилактики респираторных заболеваний гимнастику выполняют ежедневно на свежем воздухе. Это улучшает очищение дыхательных путей от инфекций и аллергенов. Во время болезни занимаются в проветренном чистом помещении.

Одновременно с немедикаментозными методами лечения детям дают назначенные врачом лекарства, чтобы ликвидировать причину заболеваний дыхательных путей. Гимнастика же помогает ребёнку избавиться от кашля путём вывода мокрот из организма. Только правильная техника выполнения упражнений в комплексе с медикаментами и физиопроцедурами ликвидирует болезнь.